Диагностика развития детей в доме ребенка

Диагностика развития детей в доме ребенка thumbnail

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Панасенко О. С.,

магистрант кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова

научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Артемова Е. Э.

В современной России проблема сиротства носит, несомненно, актуальный характер. Согласно статистическим данным число детей, навсегда или временно оставшихся без попечения родителей, превысило миллион человек, что почти в 2 раза больше, чем в послевоенное время. Дети – будущее любого государства. И поэтому  забота о детях – сиротах должна быть одним из приоритетных направлений внутренней  государственной политики.

Особое место среди таких детей занимают дети раннего возраста. Эти дети уже с самого рождения подвержены различным неблагоприятным для их развития факторам. Прежде всего, к таким факторам относится депривация. Это такое состояние, кoтopoe xapaктepизyeтcя нeпoлнoцeннocтью каких-либо чyвcтвeнныx oщyщeний. Факторы депривации формируют cлoжнyю взaимocвязaннyю cтpyктypy, гдe oдин и тoт жe peбeнoк попадает под действие нескольких депривационных агентов.  Они мoгyт влиять нa вce cтopoны пcиxичecкoгo paзвития, oт лeгкиx oтклoнeний дo oчeнь гpyбыx нapyшeний в paзвитии пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти и дeфopмaции xapaктepa (Лисина, Стребелева, Катаева, Гвоздев и др.).

Именно поэтому ранняя диагностика и коррекция, проводимые уже на первом году жизни, позволяют предотвратить развитие отдаленных последствий первичного нарушения и имеют огромное значение для дальнейшего развития ребенка.

Целью нашего исследования стало проведение комплексной диагностики общего развития детей сирот 2-3 лет в условиях Дома ребенка.

Нами была проведена общая диагностика развития 28 детей в возрасте  от 2,1 – 2,7 лет. Исследование проводилось на базе ГКУЗ МО «Фрязинский специализированный дом ребёнка».

Экспериментальная работа проходила в три этапа:

1 этап – изучение медицинской документации;

2 этап – диагностика уровня нервно-психического развития;

3 этап – обследование речи.

        Анализируя данные медицинской документации на первом этапе констатирующего эксперимента, видно, что матери малышей, чаще всего, не обследуются в женских консультациях во время беременности (50%), ведут нездоровый образ жизни (злоупотребляют алкоголем, наркотиками, курят – 60%), имеют ряд хронических заболеваний легких, лор — органов, почек, а также инфекционные заболевания (сифилис, трихомонадный кольпит) и кожные заболевания (чесотка, педикулез). Многие из них пытаются самостоятельно прервать беременность на ранних сроках (30%). Часто осложнено и течение родов (70 %). Все эти факторы в совокупности приводят к возникновению так называемой перинатальной энцефалопатии (ПЭП), для которой характерно органическое повреждение клеток головного мозга и которая диагностирована у 100 % обследуемых детей. ПЭП является пусковым механизмом для развития таких нарушений, как задержки психомоторного и психоречевого развития.

На втором этапе констатирующего эксперименты мы провели диагностику нервно-психического развития (НПР) детей. Диагностика проводилась по модифицированной методике Е. А. Стребелевой.  Модификация методики была осуществлена совместно логопедом и дефектологом Дома ребенка г. Фрязино. Детям предлагалось выполнить 10 заданий. Каждое задание оценивалось по 4-балльной шкале, где 1 балл – не справился, 4 балла – справился самостоятельно.

        Диаграмма 1. Результаты изучения уровня НПР в баллах.

        На основе полученных данных мы рассчитали средние показатели коэффициента успешности (КУ) выполненных заданий.

        График 1. Средние показатели коэффициента успешности  выполненных заданий в процентах.

В соответствии с набранным общим количеством баллов и КУ детей, принимавших участие в эксперименте, мы условно поделили на IV группы по уровню нервно-психического развития:

I группа развития (10-12 баллов; КУ до 30%) — анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений.;

II группа развития (13-23 баллов; КУ 31-60 %) –анализ результатов говорит о  несформированности предпосылок для осуществления продуктивных видов деятельности (действия со вспомогательными средствами, интерес, зрительно-двигательная координация). В данном случае можно говорить о значительном недоразвитии интеллектуальных умений и навыков; к этой группе относятся 25 % (7) детей;

III группа развития (24-33 баллов; КУ 61-83 %) – дети этой группы имеют нерезко выраженное отставание (не более 2 эпикризных периодов) от нормы, у них повышен интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование).  Кроме того, они демонстрируют заинтересованность в правильном выполнении и положительном результате своей деятельности; к этой группе относятся 75 % (21) детей;

 IV группа развития (34-40 баллов; КУ от 84 %) – возрастная норма.

Диаграмма 2. Уровень НПР детей 2-3 лет Дома ребенка.

Наибольшую сложность в выполнении вызвали задания на способность выполнить несколько последовательных игровых действий, на соотнесение размеров составных частей одного предмета и в различении предметов по цвету. Это говорит о том, что у детей еще недостаточно сформирован процесс восприятия и процесс развития пространственных представлений.

Остальные задания выполнены примерно с одинаковой результативностью, но в целом общая  успешность выполнения заданий достаточно низкая (не выше 65 %) и средний уровень НПР близок к нижней границе III группы развития.

На третьем этапе диагностики мы проводили обследование речевого развития детей на основе работ Е. Ф. Архиповой, С. Е. Большаковой, Н. Ю. Григоренко, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Н. В. Серебряковой, С. А. Цыбульского и др.  Оно включало в себя 2 блока заданий, каждое задание оценивалось по 4-балльной шкале. I блок – состояние импрессивной речи (задания 1 – 5): 1 балл – не понимает обращенную речь; 4 балла – понимает речь на бытовом уровне в полном объеме. II блок – состояние экспрессивной речи (задания 6 – 10): 1 балл – пользуется только жестами; 4 балла – говорит полными словами.

Диаграмма 3. Результаты изучения уровня импрессивной речи.

        Диаграмма 4. Результаты изучения уровня экспрессивной речи.

        На основе полученных данных мы рассчитали средние показатели коэффициента успешности (КУ) выполненных заданий.

График 2

Средние показатели коэффициента успешности выполненных заданий III этапа исследования: импрессивная речь (синяя кривая) иэкспрессивная (красная кривая)

Как и на втором этапе диагностики, дети были поделены на 4 группы по общему уровню речевого развития. Сравнивая результаты развития импрессивной и экспрессивной речи, мы видим, что наблюдается неравномерное развитие активной и пассивной речи. 39,3 % (11 детей)  узнают знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, выполняет только элементарные инструкции. Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами, звукоподражаниями. Фразовая речь малопонятна для окружающих, как правило, аграмматична. Эти детям по развитию речи относятся ко II группе развития. 61,7 % (17) детей понимают обращенную к ним речь взрослого, легко находят нужные предметы и выполняют те действия, которые предлагает взрослый, выполняют, как правило, более сложные инструкции. У них, как правило, имеется собственная речь, иногда фразовая, но фраза малопонятна для окружающих. Дети самостоятельно произносят названия знакомых предметов и действий, могут составить двусловное предложение, используя аморфные слова – корни. Эти детям по развитию речи относятся ко III группе развития.

Читайте также:  Развитие ребенка краткое описание

Диаграмма 5

Уровень общего речевого развития  детей 2 – 3 лет Дома ребенка

Проведенное исследование позволило комплексно оценить общее развитие детей – сирот третьего года жизни и наметить основные направления коррекционного воздействия.

Литература

  1. Доскин В. А. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учебное пособие / Учебное пособие /  Доскин В. А. — М.: Владос, 2007.
  2.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. — М.: Эксмо, 2011.
  3. Мишина Г. А, Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Коррекционная педагогика.  — М.: Владос, 2010.
  4. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Методическое пособие / Серебрякова Н. В.  — СПб.: Каро, — 2005.

Источник

В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4–5-летнего возраста, но обычно дети поступают не из родильных домов, а из больниц в возрасте 2–3-х месяцев жизни.

По частоте случаев заболевания распределяются следующим образом:

  1. Патология центральной нервной системы – 95-100 %, из них ПЭП – 75-80 %;
  2. Болезни органов чувств – 25-30 %;
  3. Кардиопатология – 65-70 %, из них ВПС –12 %;
  4. Заболевания кожи, костно-мышечной системы – 45-50 %
  5. Болезни мочевыводящих путей – 20-25 %;
  6. Болезни органов дыхания – 1 %;
  7. Болезни желудочно-кишечного тракта – 0,5 %;

Наиболее часто встречающимся диагнозом в Домах ребенка является диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП).

ПЭП – это сосудистые повреждения головного мозга возникающие с 28–й недели беременности и до 8-го дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. Основной причиной возникновения ПЭП является кислородная недостаточность (гипоксия) плода. Она возникает вследствие острых вирусных заболеваний матери во время беременности, вредных привычек, профессиональных вредностей, токсикоза беременности, тяжелых родов, недоношенности, переношенности и в ряде других причин.

ПЭП требует расшифровки по степени тяжести, симптомам, периодам, т. е. диагноз может звучать так: Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, восстановительный период, синдром задержки психомоторного развития, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.

ПЭП действует до 1 года жизни доношенного ребенка и до 2-х лет у недоношенного ребенка, Затем диагноз ПЭП снимается по выздоровлению или трансформируется в другие диагнозы. Это может быть минимальная мозговая дисфункция, задержка психоречевого развития, в более тяжелых случаях — олигофрения, декомпенсированная гидроцефалия и другие.

Из болезней органов чувств наиболее часто встречается патология глазная. Это ретинопатия недоношенных, косоглазие, нистагм, птоз, частичная атрофия дисков зрительных нервов. Но большинство этих диагнозов сопровождают тяжелые повреждения головного мозга.

Кардиопатология встречается довольно часто. Это могут быть как функциональные изменения сердечно-сосудистой системы (их большинство), так и врожденные пороки сердца (ВПС). Врожденные пороки сердца могут быть без нарушения кровообращения (это благоприятный вариант) и с нарушениями кровообращения.

Благоприятным считается открытое овальное окно (ООО) — вариант N.

Многие дети имеют проявления атопического дерматита. Единицы из них в более старшем возрасте страдают детской экземой. Особенно неблагоприятно сочетание дерматита с частыми обструктивными бронхитами, это должно настораживать; у такого ребенка в дальнейшем может развиться бронхиальная астма.

При диспансеризации выявляются у некоторых детей дисплазия тазобедренных суставов, кривошеи, врожденные вывихи тазобедренных суставов. При раннем выявлении и рано начатом лечении здоровье детей восстанавливается без заметных последствий.

Довольно часто встречаются у наших детей грыжи – пупочные, паховые, пахово–мошоночные. Такие дети наблюдаются хирургом, большинство диагнозов снимается после первого года жизни, некоторые дети оперируются.

Часто звучит диагноз – инфекция мочевых путей. Это предварительный диагноз, он требует уточнения в специализированном отделении стационара. Особенно важно знать, нет ли там врожденных аномалий развития мочевыводящих путей.

Болезни органов дыхания представлены острой пневмонией, различными респираторными вирусными заболеваниями, аномалии развития встречаются очень редко.

То же можно сказать и о болезнях желудочно–кишечного тракта. В основном это функциональные изменения, которые проявляются такими симптомами как срыгивания и рвоты, а также неустойчивый стул при дисбактериозах.

Необходимо также остановиться на так называемых фоновых состояниях, которые в домах ребенка встречаются очень часто. Это: недоношенность, морфофункциональная незрелость, анемии, гипотрофии и рахит. Все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей.

Большинство из вышеназванных заболеваний являются корректируемыми. Так, многие дети с ПЭП восстанавливаются в результате проводимого лечения к 6–12-ти месяцам жизни. Всё зависит от тяжести заболевания множественности и сочетания поражений.

Все дети, изъятые из неблагополучных семей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Как правило, это недоношенные или незрелые дети, они плохо растут, имеют расстройства питания, развиваются с задержкой, часто болеют. У более старших детей отмечаются расторможенность, плохая память, задержка психоречевого развития.

Читайте также:  Отчет о развитии ребенка 3 лет

В Дом ребёнка поступают дети не только от родителей-алкоголиков, но и от матерей, перенесших сифилис, гепатиты, страдающих наркоманией. При обследованиях таких детей выявляется носительство антител к гепатиту “С” или “В”, положительная реакция Вассермана. Такие дети в зависимости от выявленных результатов лечатся по схеме раннего врожденного сифилиса, наблюдаются в КВД.

Если выявлено носительство антител к гепатиту, то ребенок обследуется в специализированном отделении и, чаще всего, диагноз снимается после 6-ти месяцев (такие дети являются носителями материнских антител, проникших через плаценту), реже ребёнок заболевает гепатитом.

Не корректируются генетические заболевания. Наиболее частым из них в домах ребенка является синдром Дауна.

Прогностически неблагоприятными являются инфекции мочевых путей на фоне врожденной патологии.

Длительного лечения потребуют такие заболевания как бронхиальная астма, большинство врожденных пороков сердца.

Эпилептический синдром также является неблагоприятным.

Источник: Территория без сирот

Источник

Ключевым моментом раннего психического развития ребенка является формирование переживания «пра-мы» — психической общности с близким взрослым (Л.С. Выготский, 1982; А.Н. Леонтьев, 1981; М.И. Лисина, 1974, 1986). Взаимодействие матери и младенца исследуется многими направлениями современной психологии: получены данные об исходной направленности младенца на близкого человека; описаны ранние формы контакта и процесс их развития; изучены механизмы возникновения привязанности, дифференцированы ее формы; рассмотрены закономерности развития взаимодействия ребенка со взрослым (J. Bowlby, 1951; M.D. Ainsworth, 1991; М.И. Лисина, 1974, 1986; А.Г. Рузская, 1974; С.В. Корницкая, 1975; Г.Х. Мазитова, 1977; С.Ю. Мещерякова, 1979, 1991; Н.Н. Авдеева, 1982, 1993; Л.Н. Галигузова, 1989; Л.М. Царегородцева, 1989; Е.О. Смирнова, 1991; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1998; Н.А. Хаймовская, 1998).

Данные о детях раннего возраста, лишенных тесного личностно ориентированного взаимодействия с близкими, свидетельствуют о патогенности подобной ситуации. Показано, что в этом случае психическое развитие ребенка глубоко нарушено и не может интерпретироваться как простое отставание, а идет по особому пути (J. Bowlby, 1951; R. Spiz, 1945, 1946; Й. Лангмейер, З. Матейчик, 1994; Р.В. Тонкова-Ямпольская, 1980; А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990; С.Ю. Мещерякова,1991; А.И. Сорокина, 1997; Р.Ж. Мухамедрахимов, 1999).

Изучение специфики подобных проблем раннего психического развития и поиск возможности противостоять им актуальны в связи с резким увеличением поступления младенцев в закрытые учреждения из социально неблагополучных семей: по данным Госкомстата за 2000 год по России в домах ребенка воспитывается более 700 тыс. детей, треть из них — младенцы первого года жизни. В отечественной психологии и педагогике активно разрабатываются средства помощи таким детям (Г.Х. Мазитова,1977; С.Ю. Мещерякова, 1979; Л.Н. Галигузова, Л.М. Царегородцева, 1990; Ю.А. Разенкова, 1997; Е.А. Стребелева, 1998).

В большинстве случаев психическое развитие воспитанников дома ребенка оценивается специалистами как явно неблагополучное с 4-х месячного возраста, полагается, что до этого депривация не оказывает столь явного отрицательного влияния. Вместе с тем, это мнение может быть связано с недостаточной изученностью первого периода развития взаимодействия матери и ребенка, когда он активен, прежде всего в про-явлении дискомфорта. Большинство авторов изучает взаимодействие ребенка и близкого взрослого в условиях достигнутого к 2-м месяцам состояния эмоционального равновесия в их общем положительном настрое; данное исследование нацелено на изучение становления форм контакта в более ранний период, в условиях дискомфорта.

Известно, что проявление неудовольствия преобладает у ребенка до 2-х месяцев, когда оно уравновешивается положительными реакциями (Л.С. Выготский, 1982). Неудовольствие является первой формой активного влияния на близкого и вносит важнейший вклад в развитие ранних форм взаимодействия в становлении индивидуальных форм ухода и эмоционального контакта, которые, в итоге, и обеспечивают создание единого положительного настроя. Этим объясняется выбор темы — сравнительного изучения форм проявления неудовольствия младенцами, воспитывающимися в условиях семьи и в интернатном учреждении. Работа направлена на выявление наиболее ранних признаков неблагополучия детей и поиск оптимальных условий профилактики и коррекции еще до момента формирования явных неблагоприятных тенденций, связанных с депривацией личностно ориентированного взаимодействия.

Гипотеза исследования. Признаки зарождающегося психического неблагополучия могут проявиться на самых ранних этапах развития младенца в характере взаимодействия с близким человеком в ситуациях дискомфорта. Проявления неудовольствия могут рассматриваться как коммуникативная активность младенца: они социально детерминированы и выполняют интерактивную функцию — между взрослым и младенцем организуется взаимодействие, опредмечивающее его потребности, формирующее способы их удовлетворения, гарантирующее устранение причин беспокойства.

Неблагоприятный опыт социального взаимодействия влияет не только на активность младенца в дискомфортных ситуациях, но и нарушает развитие форм проявлений неудовольствия. Сравнительное изучение проявлений дискомфорта детьми, воспитывающимися в семье и в условиях интерната, позволит выявить первые признаки дефицитарности взаимодействия.

Выделение признаков нарушения взаимодействия в ситуациях дискомфорта дает новые ориентиры психологической оценки динамики раннего психического развития и позволяет дифференцировать задачи ранней коррекции аффективных нарушений.

Цель исследования – выявление специфики причин неудовольствия, его форм и средств разрешения ситуаций дискомфорта у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка.

Объект исследования – возрастная динамика причин дискомфорта, развития форм проявления и средств разрешения неудовольствия у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка, в сравнении с проживающими дома сверстниками.

Предмет исследования – особенности развития взаимодействия с близкими в ситуациях дискомфорта младенцев, воспитывающихся в доме ребенка.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать литературные данные по теме исследования.
  2. Выявить причины, формы и коммуникативные функции про-явлений неудовольствия у младенцев, воспитывающихся в доме ребенка.
  3. Определить причины, формы и коммуникативные функции неудовольствия у детей, воспитывающихся в условиях семьи.
  4. Провести сравнительный анализ становления форм взаимодействия младенца и взрослого в условиях дискомфорта у детей, воспитывающихся в семье и доме ребенка.
  5. Наметить пути развития психологической диагностики и работы по предупреждению ранних отклонений в развитии взаимодействия ребенка и близкого взрослого.
Читайте также:  Студия развития ребенка индиго

Методы исследования: анализ литературных данных, изучение историй развития детей, лонгитюдное наблюдение за проявлениями неудовольствия в различных ситуациях дискомфорта, экспертная оценка аудиозаписей, аналитическая обработка и обобщение результатов исследования.

Причины и формы проявлений неудовольствия изучались в обычных ситуациях, тесно связанных с удовлетворением потребностей ребенка: при нарушении привычных стереотипов ухода, неудаче в достижении игрушки, в контактах со сверстниками. Данные ситуации информативны, поскольку позволяют отследить процессы усложнения поведения ребенка в различных аспектах его жизни.

Для создания некоторой опорной схемы качественной оценки проявлений неудовольствия нами предварительно были выделены и представ-лены экспертам типичные интонационные образцы плачей, выделенные по их смысловым характеристикам, как они эмоционально воспринимаются взрослым (жалоба, обида, приказ, протест, упрек, каприз, просьба). Отнесение конкретного плача к определенному интонационному образцу основывалось на экспертной оценке магнитофонных записей. В экспертную группу входило 6 человек: близкие и посторонние взрослые, экспериментатор. Длительность каждой записи составляла 30/40 секунд. Плач каждого ребенка фиксировался ежемесячно в период от рождения до 12 месяцев.

Для количественной оценки использовались методы математической обработки: ранговой корреляции, подсчета критерия Крускала-Уоллиса, критерий тенденций Джонкира, предназначенный для выявления тенденций изменения признака при сопоставлении трех выборок. Эти критерии позволили упорядочить оценку выборки по исследуемому признаку. В статистической обработке применялся также непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Методологическая основа — традиции отечественной психологии, рассматривающие развитие ребенка в его взаимодействием с близкими, положение Л.C. Выготского: любой контакт младенца с внешним миром опосредован значимым для ребёнка взрослым окружением; понимание значения индивидуально ориентированного взаимодействия младенца и взрослого; особенности ситуации развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

Организация исследования. Экспериментальная база — Курский областной специализированный дом ребенка, городская муниципальная детская поликлиника № 5, Центр ранней помощи детям «Семья», а так-же 50 семей, воспитывающих ребенка раннего возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость представленной работы определяются обращением исследования к самым ранним этапам психического онтогенеза, к изучению механизмов становления первых, витально значимых форм коммуникации, активного взаимодействия ребенка с ухаживающим взрослым. Сопоставление динамики их развития в разных условиях впервые дает возможность выявления первых трудностей взаимодействия в ситуациях дискомфорта.

Практическая значимость. Результатом могут стать рекомендации по диагностике и коррекции самых ранних отклонений в психическом развитии детей, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Дифференцированная оценка причин и тенденций проявлений неудовольствия позволит осуществить профилактику возможных нарушений психического развития.

Основные выводы:

Анализ современных исследований и результаты собственного изучения закономерностей в развитии проявлений неудовольствия в раннем возрасте подтверждают представления об изначальном своеобразии аффективного развития детей, воспитывающихся в интернатном учреждении.

Ранними признаками эмоционального неблагополучия являются: более поздний возраст появления первых реакций неудовольствия, изменение общего эмоционального фона с преобладанием тревожного и пассивно-безразличного, снижение интенсивности и частоты, искажение ритмичности, бедность и стереотипность способов выражения неудовольствия в сочетании с выраженностью соматических и аутостмуляционных реакций, с отсутствием стремления к преодолению дискомфорта.

Своеобразие аффективного развития детей, обусловленное материнской деприваций, выражается в качестве коммуникации, в уровне активности воздействия на взрослого в дискомфортных ситуациях, и обусловлено бедностью и стереотипностью отношений с миром, повышен-ной регламентированностью деятельности детей, множественностью и частой сменяемостью ухаживающих взрослых.

Младенцы из семьи изначально имеют высокий уровень коммуникационной направленности и с помощью проявлений неудовольствия способны регулировать поведение взрослого, привлекая его к устранению дискомфорта. Неудовольствие материнские дети выражают активными способами, ориентированными на взрослого, что повышает их защитные способности в противостоянии неприятности.

У воспитанников дома ребенка, не имеющих близкого взрослого, нарушен опыт раннего взаимодействия с окружением, поэтому в ситуациях дискомфорта они чаще всего используют деструктивные способы – пассивные, соматические реакции и аутостимуляцию. Все это в совокупности со слабой ориентацией ребенка на помощь взрослого усугубляет его дезадаптацию.

Младенцы из дома ребенка, имеющие опыт раннего взаимодействия с близким взрослым, более адекватны в проявлениях неудовольствия, чем их сверстники из дома ребенка без близких взрослых. В тоже время при высокой субъектной направленности проявлений неудовольствия отмечается недостаточность конструктивного разрешения ситуации психического и физического дискомфорта, обусловленная низким уровнем ситуативно-делового общения со взрослым. У этих детей до конца года остаются высокой частота и интенсивность проявлений неудовольствия, которые не заменяются своевременно другими более совершенными формами взаимодействия.

В связи с непостоянством и прерывистостью отношений воспитанники дома ребенка, имеющие близкого взрослого, более тревожны и чаще проявляют неудовольствие. Недостаток внимания со стороны близкого взрослого у таких детей компенсируется расширением границ контактов, нарушением избирательности в адресации проявлений неудовольствия, использованием неудовольствия в большей степени для привлечения и удержания взрослого, чем для делового разрешения ситуации.

Близкие взрослые зачастую не готовы к взаимодействию с детьми в ситуации острого дискомфорта. При выраженных проявлениях неудовольствия имеют место растерянность, тревожность взрослого. Близкие взрослые затрудняются как в определении причин проявления неудовольствия, так и в подборе адекватных способов утешения. Характерно преобладание примитивных способов утешения детей, включающих в первую очередь тактильный контакт, ритмическую стимуляцию, что отражает неразвитость эмоциональных связей.

Уже на самых ранних этапах своего развития воспитанники дома ребенка нуждаются в специальной психологической помощи для компенсации возникающих трудностей эмоционального развития, становления форм взаимодействия со взрослым.

Ранняя диагностика отклонений в аффективном развитии (на основе проявлений неудовольствия) при соотнесении их с нормальным онтогенезом дает возможность улучшить условия воспитания младенцев в интернатном учреждении.

Необходимыми условиями должны стать наличие личностно ориентированного и соответствующего развитию ребенка общения, постоянство и непрерывность эмоционально значимых связей, дающих возможность развития взаиморегуляции отношений ребенка и близкого.

Источник