Диагностика процесса развития ребенка

Диагностика процесса развития ребенка thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Марина Вагнер
Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возраста

А эту публикацию я бы хотела посвятить диагностикам. Я пока молодой специалист, и у меня нет авторских диагностик, проверенных опытным путем, поэтому я воспользовалась диагностиками, которые нашла в интернете. Я взяла ранний возраст, и прежде чем пользоваться этими методами в работе провела их дома, со своим ребенком, моему сыну на момент диагностики было 2 года. Мы опробовали все диагностики,которые были запланированы, поделюсь самыми удачными и наиболее запомнившимися ребенку.

Диагностика восприятия ребенка 1 — 3 года.

Цветовое восприятие:(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Стимултный материал: цветные наборы дидактических игр «Бабочки и цветочки», «Цветочек и лепесточек»

Пример инструкций:

«положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

«покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек»;

«назови, какого цвета этот цветочек». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

от 1,5-2 лет — сличение;

в’ 2-3— года выбор по названию;

в 2,5~3 года —самостоятельность названия.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание, все выполняет по инструкции, без ошибок

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не выполнят ни одного упражнения.

Диагностика психических процессов детей раннего дошкольного возрастаДиагностика процесса развития ребенка

Диагностика внимания ребенка 1 — 3 года.

Стимулъный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Инструкция: «Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и найди все одинаковые (например, лягушки)».

Нормативы:

для детей 2-2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3-4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Анализ результатов:

(В) Высокий уровень: ребенок понимает задание,без ошибок сопоставляет все картинки;

(С) Средний уровень: допущено несколько ошибок;

(Н) Низкий уровень : ребенок не понимает задания, не может найти похожие картинки.

Диагностика процесса развития ребенка

Диагностика памяти ребенка 1 — 3 года.

Тест на запоминание «Кто где живет?»

Стимульный материал: детское лото «Кто где живет?», состоящее из карточек и фишек.

Инструкция: Взрослый показывает ребенку фишку животного и показывает на клетку с изображением где это животное живет, после просит его повторить, показывает ему фишку и ребенок должен ее положить на соответствующую клетку.

Анализ результатов

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции, все фишки раскладывает в соответствии клеткам;

(С)Средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено 2 ошибки;

(Н)Низкий уровень — задание выполнено неверно, ребенок не может сопоставить картинки.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка с умственной отсталостью

Диагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенка

Диагностика мышления ребенка 1 — 3 года.

Методика «Почтовый ящик»

Направлена выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в пространстве.

Стимульный_материал: различные варианты «Почтового ящика».

Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур, показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с простых по форме фигур.

Анализ_результатов:

Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительном_соотнесению.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.

Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб. Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном выполнении допускаются те же ошибки.

(В)Высокий уровень –ребенок понимает задание, точно следует инструкции,все фигурки запихивает в правильные, предназначенные для них отверстия;

(С)Средний уровень — допущены незначительные отклонения от инструкции, совершено несколько ошибок;

(Н)Низкий уровень — задание выполнено неверно, ребенок не понимает что от него требуется и использует фигурки не по назночению.

Диагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенка

Так же для этого можно использовать Доски «Сегена»,Методика»Вкладыши(«Мисочки»)

Диагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенкаДиагностика процесса развития ребенка

Источник

Диагностика и развитие познавательных процессов

у дошкольников

Кузнецова Ю.А.

воспитатель

Оглавление

Диагностика и развитие познавательных процессов у дошкольников

1.Введение…………………………………………………………………………………………………2

2. Ощущение…………………..……………………………………………………………..2

3.Восприятие………………………………………………………………………………………………….3

4.Мышление.….…………………………………………………………………………………….5

5.Память……………………………………………………………………………………………………….6

6.Внимание….…………………………………………………………………………………………..8

7.Воображение……………………………………………………………………………..10

8.Речь…………………………………………………………………………………11

9.Заключение………………………………………………………………………..13

Введение.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение ее выразить является проблемой для большинства людей. Поэтому с дошкольного возраста нужно развивать ощущения, восприятие, память, речь, воображение, внимание, мышление, для будущей учебной деятельности.

Ощущения

Упражнение №1 «Парные предметы»

Цель: развития тактильных ощущений.

Возраст с 4 лет

Ход упражнения: Взрослый показывает ребёнку пару предметов, отличающиеся друг от друга. Например: толстый и тонкий фломастеры, короткий и длинный карандаши, узкую и широкую линейки и т. п. Затем кладёт их в непрозрачный мешочек. Ребёнку нужно на ощупь найти парные предметы и определить чем они отличаются друг от друга.

Упражнение №2 «Погремушки».

Цель: Диагностика и развитие слуховых ощущений.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Пустые коробки, различная крупа, горох, камешки, песок и др. мелкие предметы.

Ход упражнения: В приготовленные коробки насыпают различные материалы (крупа, горох, песок, бусины и др.) и дают детям погреметь каждой коробочкой по отдельности.

Правила: Детей помладше можно просто спросить, какой звук (громкий или тихий, приятный и неприятный) Дети постарше могут попробовать угадать, какой величины предметы в коробке (мелкие или крупные), а так же попробовать ассоциировать тот или иной звук с каким-нибудь явлением (шумом дождя, падающие камни, грохот машины и т.п.)

Упражнение №3 «Дорожки».

Цель: Диагностика и развитие осязательных ощущений.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Карточки, материалы разной фактуры (наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань, клеенка)

Ход упражнения: Перед ребенком на стол кладутся картинки с наклеенными на них дорожками разной длины и из материала разной фактуры. Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке.

Правила: Ребенок проводит пальчиком по каждой дорожке и рассказывает воспитателю о своих ощущениях: холодная дорожка или теплая, длинная или короткая, мягкая или твердая на ощупь, приятная или неприятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).

Упражнение №4 «Кот в мешке»

Цель: Развитие осязательных ощущений.

Возраст с 4 лет и старше

Оборудование: Мешочек с различными предметами.

Ход упражнений: Ребенку дается мешочек, в котором лежит что-то, но что не видно. Ребенок должен на ощупь описать предмет. Его свойства (мягкий, холодный, гладкий), форму и по возможности узнать его (можно определить тему: например овощи, животные).

Упражнение №5 «Соедини коробки»

Цель: диагностика и развитие осязательных ощущений.

Возраст с 4 лет и старше

Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

Восприятие

Упражнение №1 «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей.

Возраст: 4-5 лет

Ход упражнения: Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов, определённого цвета (синего, красного, жёлтого, зелёного, коричневого, чёрного и т. д) Повторять предметы не разрешается. Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названого цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Упражнение №2«Карточки»

Цель: диагностика и развитие восприятия времени.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.

Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на яркосинем фоне в верхней части листа – ярко-желтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.

Ход упражнения: описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.

Упражнение №3 «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие формы, цвета, величины.

Возраст – 4-6 лет.

Читайте также:  Оценка индивидуального развития ребенка в доу детство по фгос

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, или геометрические фигуры разной формы и цвета.

Ход игры: собери все круги отдельно. Отдай кукле жёлтый треугольник, а мишке красный круг, положи большой квадрат на подоконник, покажи все маленькие треугольники (круги) и т.д.

Упражнение №4 «Расскажи о животных».

Цель: Развитие структурности восприятия у детей.

Возраст с 5 лет и старше

Оборудование: Лист бумаги с нарисованными на нем белкой, кошкой, рысью, уткой, совой.

Ход упражнения: В течении 5 секунд показать детям лист бумаги с нарисованными животными. Попросить детей назвать что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

Упражнение №5 «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

Цель: диагностика и развитие восприятия у детей дошкольного возраста.

Возраст с 4 лет и старше

Ход упражнения: Работать ребенок будет с материалом, размещенным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

1-й вариант задания:

hello_html_m39143fe3.jpg

2-й вариант задания:

hello_html_m4a5e6994.jpg

Упражнение №6 «Чуткий слух»

Цель. Диагностика и развитие слухового восприятия.

Возраст с 5 лет и старше

Игровой материал. Непрозрачная коробка с крышкой, небольшие предметы.

Описание упражнения. Воспитатель показывает ребятам коробку и говорит: «В эту коробку я положила несколько предметов. Тот, кого я вызову, должен на слух определить, сколько предметов в коробке». Педагог трясет коробку и вызывает одного ребенка, тот называет предположительное число предметов в коробке. Если ответ неверный, взрослый вызывает другого ребенка и т. д.

Когда количество предметов в коробке будет угадано, педагог незаметно для детей изменяет количество предметов и игра продолжается.

Мышление

Упражнение №1 «Сократи рассказ»

Цель: диагностика и развитие мышления.

Возраст с 5 лет

Игровое задание: передать содержание, рассказывать максимально кратко – в 2-3 предложениях, сохранив основное его содержание. В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Упражнение №2 «Отгадай, что я хочу сказать».

Цель: Диагностика и развитие мышления.

Возраст с 5-6 лет и старше

Ход упражнения: Предлагается 10 слогов: по-;за-;на-;ми- ;му-;до-;че-; зо-;ку-; пры-; Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по- лет, по- лотенце, по- душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение №3 «Найди лишнее слово».

Цель: Диагностика и развитие мышления.

Возраст с 4 лет

Ход упражнения: Прочитать ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним»:

1)Яблоко, слива, огурец, груша.

2)Ложка, свитер, рубашка, шапка.

Упражнение № 4 «Поиск аналогов»

Цель: диагностика и развитие мышления.

Возраст с 5 лет

Ход упражнения: Назвать как можно больше аналогов, т. е. Предметов сходных по признакам (существенных) и систематизируемых по группам (по признакам).

— вертолёт, птица, бабочка- они летают.

— автобус, поезд, машина – транспортные средства.

— яблоко, апельсин, лимон – фрукты и т. д.

Упражнение № 5 «Назови наоборот»

Цель: развивать мышление, гибкость ума.

Я буду говорить слово, а ты говори наоборот.

— пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, твёрдый – мягкий и т. д.

Память

Упражнение №1 «Экран».

Цель: Диагностика и развитие зрительной памяти.

Возраст с 4 лет и старше

Оборудование: Различные предметы (игрушки, кубик, пирамидка).

Ход упражнения: На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руку и называет.

Упражнение №2 «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Возраст с 4 лет и старше.

Ход упражнения:Не торопясь прочтите ребёнку с интервалом 5-10 секунд 10 приведённых ниже слов.

Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щётка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Упражнение №3 «Рисование по памяти»

Цель:диагностика кратковременной памяти.

Возраст с 4 лет и старше

 Ход упражнения: ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Упражнение № 5 «Составление картинки по памяти из кусочков»

Цель: диагностика и развитие кратковременной памяти.

Возраст с 3 лет и старше

Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.

hello_html_m4a71bae6.png

hello_html_m682fea68.png

Внимание

Упражнение №1 «Отзовись, не зевай!»

Цель: Диагностика и развитие устойчивого и сосредоточенного внимания.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Картинки с изображением животных, детей, птиц.

Ход упражнения: Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздает детям картинки, причем у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человека на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если мальчик или девочка, то позвать по имени) Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

Правила:

1) Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2) Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3) Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры — до времени – это секрет каждого ребенка.

Читайте также:  Уровни развития ребенка по фгос

Упражнение №2 «Зачеркни кружок с точкой».

Цель: Диагностика и развитие внимания.

Возраст с 4 лет

Оборудование: Лист бумаги с нарисованными кружками.

Ход упражнения: На листе бумаги нарисовать 25 кругов диаметром с 5ти рублевую монету. Внутри некоторых поставить точку. Пока пересыпается песок в песочных часах, зачеркнуть точку внутри кругов.

Упражнение №3 «Слушаем и хлопаем».

Цель: Диагностика и развитие внимания

Возраст с 3 лет.

Ход упражнения: Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного.

Набор слов: — ёлка, карандаш, слон, ромашка. – кукла, заяц, гриб, мишка.

— лыжи, жираф, самолет, белка.

По аналогии можно использовать название игрушек или растений и т.д.

Упражнение №4 «Найди отличия»

Цель: диагностика и развитие внимания.

Возраст с 5 лет и старше

Ход упражнения: Ребенку предлагается найти на предложенной иллюстрации отличия.

hello_html_m78d21255.jpg

hello_html_75d0ee3a.jpg

Упражнение №5 «Раскрась вторую половинку».

Цель: диагностика и развитие внимания.

Оборудование: Необходимо приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок, цветные карандаши.

Ход упражнения: Ребенку предлагается раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Воображение

Упражнение №1 «Пантомима»

Цель: используется для развития воображения.

Возраст с 3 лет

Группа детей становится в круг. Инструкция: — Дети, сейчас по очереди каждый из вас будет выходить в центр круга, и, с помощью пантомимы покажет какое либо действие. Например: представляет, как рвет воображаемые груши с дерева и кладет их в корзину. При этом говорить нельзя, все изображаем только движениями. Победителями определяются те дети, которые наиболее верно изобразили пантомимическую картинку.

Упражнение №2«На что это похоже?»

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст с 4 лет

Стимульный материал: карточки с кляксами, «Морозными рисунками»

Ход проведения:

«Сейчас я буду показывать картинки, а ты внимательно смотри. Затем ты должен сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи». Далее демонстрируются карточки с изображениями.

Упражнение №3 «Внутренний мультфильм».

Цель: Диагностика и развитие творческого воображения.

Возраст с 5 лет

Оборудование: Текст рассказа.

Ход упражнения: «Сейчас я расскажу тебе историю, ты слушай внимательно и представь — что смотришь мультфильм. Когда я остановлюсь, ты продолжишь рассказ. Затем ты остановишься, и вновь продолжу я. Лето. Утро. Мы на даче. Вышли из дома ,и пошли к реке. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок.»

Упражнение № 4 «Нарисуй своё настроение»

Цель: развитие творческого воображения

Возраст с 4лет и старше

Материалы: альбомный лист, краски, кисти.

Ход игры: перед тобой бумага и краски, нарисуй своё настроение. Подумай, какое оно – грустное, весёлое, изобрази его на бумаге любым способом, как захочется.

Упражнение №5 «Неоконченный рассказ»

Цель: развивает творческое воображение.

Возраст с 5 лет и старше

Ход игры: подобрать произведение (отрывок) зачитать и дети его продолжат (досочиняют).

«Проделки белки»

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов.

Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидомо…

Ребёнок не только довести рассказ (сюжет до конца, но и учесть название).

Речь

Упражнение №1 «Четвёртый лишний»

Цель: развитие речи у дошкольников.

Возраст с 4 лет и старше

Ход упражнения: Воспитатель называет детям четыре слова, из которых необходимо выбрать лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее.

Например: клюква, болото, брусника, черника.

Малина, корзина, крыжовник, смородина.

Упражнение №2 «Какой сок? Какое варенье?»

Цель: развитие речи у дошкольников.

Возраст с 5 лет и старше

Ход упражнения: Воспитатель называет ребёнку ягоду, ребёнок должен ответить какой из этой ягоды получается сок, какое варение.

Пример: из клубники — клубничный сок — клубничное варенье.

Из малины-…

Из черники-…

Из рябины-…

Из клюквы-…

Из ежевики-…

Из смородины-…

Упражнение №3 «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Возраст с 3 лет

Оборудование: Кубики, картинки с изображением животных (кошка, котенок, собака, щенок).

Ход упражнения: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки) Кто это? Собака лает громко: «ав – ав». А кто это? ( Ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки) Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу – мяу». А кто это? (Ответ детей) Котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Ав – ав»(произносится громко)?(Ответы детей). Правильно, собака (показывает картинку).Как она лаяла?(Ответ детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «Мяу – мяу»(произносит тихо)?Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Упражнение №4 «Помоги собрать вещи».

Цель: Развитие речи. Различие звуков [з] – [ж].

Возраст с 5 лет и старше

Оборудование: Игрушки, картинки.

Ход упражнения: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный материал (картинки, игрушки). « Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з], а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать: Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, желудь, значок.

Упражнение №5 «Зоопарк».

Цель: Развитие умения строить рассказ – описание с опорой на картинку.

Возраст с 5 лет и старше

Оборудование: Картинки с животными.

Ход упражнения: Дети по картинке, не показывая их друг другу, должны описать свое животное по плану: внешний вид, чем питается, его голос и т.д.

Заключение

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Источник