Диагностика по развитию памяти у ребенка с овз

Диагностика по развитию памяти у ребенка с овз thumbnail

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:

С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.

И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».

Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.

«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:

трава — дрова, уточка — удочка,

крыша — крыса, мишка — мышка,

бочки — почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

«сковородка».

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.

«Назови первый и последний звук в слове  СЛОН».

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».

Читайте также:  Раннее развитие ребенка методики монтессори

Задание для углубленной диагностики.

«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».

Источник

Пельменева Е.И., заместитель директора по УМР

МБОУ СОШ сп «Село Новый Мир»

«Особенности развития памяти у обучающихся начальной школы с ОВЗ»

Содержание:

1.Особенности развития памяти у детей с ОВЗ.

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

3.Игры и упражнения на развитие памяти.

4.Требование к играм.

5.Литература.

.Важную роль для ориентировки человека в жизни играет ПАМЯТЬ.

Умственно отсталые дети усваивают все новое очень мед­ленно, лишь после многократных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не имеют вовремя воспользоваться при­обретенными знаниями и умениями на практике.

Замедленность и непрочность процесса запоминания прояв­ляется прежде всего в том, что программу 4-х классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Для школьников с трудностями в обучении самостоятельное на­хождение и использование приемов запоминания является слож­ны видом интеллектуальной деятельности. Им необходимо пока­зать наиболее целесообразные приемы заучивания и припомина­ния учебного материала, помочь сформировать эти сложные на­выки. Формировать память необходимо с раннего возраста. В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроизволь­ная память. Достаточно высокого уровня развития достигает механическая память. Она является преобладающей и в самом начале обучения. Однако, в задачи обучения входит и формиро­вание осмысленной логической памяти, которая значительно улучшается с помощью использования различных вспомогатель­ных средств, приемов и способов запоминания.

При работе надо учитывать те виды памяти, которые оказы­ваются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная и др.). Работу по формированию памяти целесооб­разно проводить на неучебном материале в различных жизнен­ных ситуациях.

1.Особенности развития памяти у детей с ОВЗ.

Особую актуальность приобретает развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей. Возможности памяти детей данной категории ограничены и отличаются качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения. Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе. Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.

.У детей с ОВЗ отмечается:

значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания);

продолжительность запоминания смысловой информации;

склонность к механическому бездушному заучиванию материала;

сложности с воспроизведением словесного материала;

сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.

Следствия нарушения памяти

трудности в усвоении программы;

снижение продуктивного потенциала;

школьная дезадаптация.

2.Пути и средства педагогической поддержки детей с ослабленной памятью.

учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух);

организация смыслового запоминания на основе выделения главного;

визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных мнемотаблиц, таблиц, схем);

многократное повторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию;

определение рационального объема запоминаемого материала с постепенным  усложнением (в зависимости от особенностей развития и по годам обучения);

обеспечение эмоционального богатства передаваемой  информации для привлечения резервов эмоциональной памяти. 

Комплекс игр направленных на развитие зрительной и слуховой памяти.

Обратимся к такой деятельности детей младшего школьного возраста, как игра Игра — это любимый вид деятельности детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста, в которой они воспроизводят все моменты человеческих отношений. Игра позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Несомненно, естественным и эффективным способом познания окружающего мира, развития памяти ребенка 7-8 летнего возраста остается игра. В целях решения образовательных и коррекционно-развивающих задач целесообразно использовать естественное желание ребенка играть и в младшем школьном возрасте. Игра — есть труд, серьезная форма развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу пример

Огромное влияние оказывает игра на развитие памяти интеллектуально-пассивных детей, детей с ослабленным здоровьем. С одной стороны — игра — средство моделирования окружающей действительности, с другой — один из эффективных приемов развития памяти у детей. Взрослый создает игровую ситуацию, учитывая психофизические и интеллектуальные возможности ребенка. Игра может быть настольно-печатной, подвижной, музыкальной, но в каждом случае осуществляется в тесном контакте со взрослым. Центральным звеном в организации игры является создание активной творческой зоны, непосредственно развивающей игровой среды, в которой ребенок получит возможность выполнять игровые действия, осуществляя развитие различных видов памяти (двигательную, эмоциональную, слуховую, зрительную, тактильную). Обязательные элементы при организации игры с детьми школьного возраста 7-8лет с ослабленным здоровьем — это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребенок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребенка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребенку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребенку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Отклик ребенка, интерес проявляется в мимике, жестах, движениях, речи, желании действовать и продолжать игру. Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче. Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру. Современные формы воспитания нацеливают на новые подходы к развитию ребенка — с новыми личностно-ориентированными отношениями, в которых отношения «взрослый — ребенок» приобретают новый статус.

3.Игры и упражнения по коррекции и  развитию памяти.

«Слушай и исполняй

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации. 

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

«Чудесные слова.»

Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

«Чего не стало

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает .

«Найди сам.»

Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего школьного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

«Слушаем и рисуем»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуйте предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра — вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка —

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точноотражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепилих из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий —  совсем крохотный. Руки первого и второго —  снежные комки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

«Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении в школу попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

«Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»

игру можно усложнить.

— увеличив количество игрушек;

— ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«Опиши игрушку!»

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Читайте также:  Что нужно для роста и развития ребенка

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

«Игра на развитие слуховой памяти»

Медленно и лишь один раз читают ряды слов.  Задача ребенка — запомнить их в каждом ряду в том же порядке, а затем произнести вместе лишь первые буквы из ряда слов. СЫН, ОБЛАКО, КОШКА — получается закодированное слово СОК.

-МАМА,  ИСКРА,  РОДИНА

-КРАСКА,  РОМАШКА,  ЕДА,  МОРЕ

-ГРАЧ, ОБЛАКО, РЕКА, АПЕЛЬСИН

-СОН, ВАТА, ЕЛЬ, ТЕМА

«Найди предмет»

В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно таким образом и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу.

Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге…

«Забывчивый художник»

Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у нашего малыша, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует недостающее. Со временем склероз у художника будет прогрессировать… он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.

«Непривычный предмет»

Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения. Для 7-8 летнего ребенка он должен быть крупный, хорошо видный: кастрюля, стул из соседней комнаты или полотенце из ванной. Разместим его на видном месте. Спросим малыша, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют – попросим отнести его на положенное место.

А уже со временем можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для ребенка – проснувшись, найти «гостей» в своей комнате. Родителям только останется вечером или до пробуждения ребенка помочь этим пришельцам проникнуть в детскую.

«Кто знает больше»

Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Магазин»

Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

     4.Требования к играм.

процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятие, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т.д.;

процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции:  анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов;

должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

необходимо обеспечивать развития самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок;

игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

  7-8 летний возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Рассматривая вопрос о характеристике памяти, как познавательного процесса было установлено, что память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

В таких условиях, возможно  значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

         5.Литература

Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.

Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009

Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008

Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003

Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005

Маркова Л.С., Организация коррекционно — развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005

. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001.

 Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1:

10. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010

Источник