Диагностика педагогического развития 5 лет ребенка
Татьяна Дощинская
Методика психолого-педагогического обследования детей 5–6 лет
Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни
1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития у ребёнка ориентировочно-познавательной деятельности, а именно ориентировки на величину.
Оборудование: экран, шестиместная матрёшка.
Проведение обследования: взрослый берёт шестиместную матрёшку и на глазах у ребёнка разбирает и собирает её попарно. Затем выстраивает матрёшки в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Взрослый за экраном убирает одну из матрёшек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить её на свое место. При этом не следует обращать внимание на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрёшка окажется поставленной на своё место, взрослый предлагает ребёнку продолжить игру. Ребёнок должен поставить в ряд две-три матрёшки (каждый раз по одной).
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость.
2 «Лесенка». Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умение работать по памяти, по образцу.
Оборудование: 20 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования: взрослый на глазах у ребёнка строит «лесенку» из восьми палочек и предлагает ему запомнить эту «лесенку». Затем взрослый закрывает «лесенку» экраном и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях проводится обучение.
Обучение: взрослый ещё раз строит «лесенку», обращая внимание ребёнка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит построить такую же. Если у ребёнка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способы выполнения – самостоятельно, после обучения, по образцу.
3. Классификация картинок по функциональному назначению. Задание направлено на выявление у ребёнка умения понять принцип классификации и провести обобщения по существенному признаку, т. е. уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: 8 предметных картинок с изображением одежды и 8 – с изображением посуды.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладёт на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить ли её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображением чашки. После этого последовательно (по одной) дают в руку картинки и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил не верно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять. После выполнения задания,спрашивают: «Расскажи, какие – в этом ряду, а какие – в другом», т. е. выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.
4. Группировка предметов по способу действия. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими – нельзя.
Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком рядом две картинки: на одной – шарик с верёвочкой, на другой – без. Затем взрослый показывает картинку с изображением флажка с древком,спрашивает: «Куда надо положить?» – и сам кладёт под изображение шарика с верёвочкой. Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без верёвочки. После этого дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие – во втором, т. е. выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, умение работать по образцу, умение вычленить принцип группировки в речевом плане.
5. Счет. Задание направлено на выявление уровня развития количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Оборудование: 15 плоских палочек одного цвета, экран.
Проведение обследования:два варианта:
I. взрослый кладёт перед ребёнком 15 палочек и предлагает ему взять 5 палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрывают их экраном. За экраном взрослый отнимает 3 палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: «Сколько там осталось палочек?» После ответа взрослый показывает 2 палочки, кладёт их за экран к предыдущем 2 палочкам. Не открывая экрана,спрашивает: «Сколько там палочек?»;
II. если ребёнок отвечает правильно,ему предлагают устную задачу: «В коробке лежало 4 карандаша, 2 из них красные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?» При затруднениях проводится обучение.
Обучение:
I. взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах 4, а если ребёнок не затрудняется, то и до 3. При этом используется открытое предъявление задания (экран совсем убирается);
II. ребёнку предлагают взять 4 палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил,можно предложить аналогическую задачу: «У девочки было 4 воздушных шарика, осталось 2. Сколько лопнуло шариков?»
Оценка действий ребёнка: принятие задания, понимание условий задачи, умение выполнять счетные операции по предъявлению, решать устные задачи.
6. Найди время года. Задание направлено на выявление уровня сформированности представлений о временах года, т. е. уровня наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками 4 времён года.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладывают 4 картинки, на которых изображены 4 времени года. Ребёнка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна.Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года – лета и зимы.Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
7. «Дорисуй». Задание направлено на выяснение уровня развития обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воображения.
Оборудование: лист бумаги, на котором нарисовали 2 круга, цветные фломастеры.
Проведение обследования: ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились 2 разных предмета.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, анализ рисунков.
8. Серия сюжетных картинок (девочка купает куклу). Задание направлено на понимание последовательности событий, изображённых на картинке, т. е. уровень сформированности наглядно-образного мышления.
Оборудование:сюжетные картинки с изображением последовательности действий: 1-я – девочка раздевает куклу; 2-я – девочка купает куклу; 3-я – девочка вытирает куклу; 4-я – девочка надевает на куклу новое платье.
Проведение обследования: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку? «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, умение ребёнка понять, что одно событие имеет определённую временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.
9. Рисование (дом, дерево, человек). Методика проведения та же, что и для детей 5-го года жизни.
Оценка действий ребёнка: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков – основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.
10. Игра. Задание направлено на выявление уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Оборудование: в игровом уголке находятся куклу, посуда, мебель, одежда, коляски, наборы для парикмахера, для доктора, машины, строительный материал, конструктор, солдатики, таз с водой, мелкие игрушки.
Проведение обследования: ребёнку предлагают поиграть в игровом уголке, при этом отмечают интерес к игрушкам, характер действий с игрушками, умение самостоятельно развернуть игру, речь ребёнка во время игры.
Оценка действий ребёнка: интерес к игрушкам, характер действий с игрушками (манипуляции, процессуальные или неадекватные действия, стремление к сюжету).
Источник
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольною образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествснно- эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если
другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в средней группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное™ у ребенка того или иною параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
· наблюдение;
· проблемная (диагностическая) ситуация;
· беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
· индивидуальная;
· подгрупповая;
· групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.
Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Два жадных медвежонка».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
3. Имеет представления о мужских и женских профессиях.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?»
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?»
2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Поддерживает беседу, использует всс части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню».
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о иол.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: мяч, корзина, стойка-цель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»».
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
4. Ноткина //. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 200
Источник