Диагностика и коррекция развития личности ребенка

Диагностика и коррекция развития личности ребенка thumbnail

Диагностика личностного развития младшего школьника

 Учитель начальных классов

МОУ СОШ №10 г. Павлово

  Грачева Тамара Викторовна     

     Диагностика – анализ развития личности ребёнка, выявление положительных его сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач – гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.                                                                                                    

     Цели диагностики:

  1. раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей, качеств и свойств личности
  2. выявление путей и способов коррекции
  3. прогнозирование дальнейшего развития ребёнка.

     Рассмотрим  алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:

  • Изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учащихся
  • Постановка воспитательных задач с учётом индивидуальных особенностей ученика
  • Выбор и реализация приёмов воспитания
  • Оценка успешности  мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии детей.

     Таким образом, планирование учителем воспитательной работы начинается с изучения индивидуальных особенностей учащихся.

     Дети, поступающие в первый класс, такие разные, но все они хотят учиться, учиться хорошо, быть успешными. Задача учителя помочь им в этом, опираясь на  

ресурсы учебного успеха и саморазвития ребёнка:

«знаю» (обученность)

«могу» (внимание, память, модальность, доминирование полушарий)

«умею» (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные ) навыки

«хочу»  (уровень развития мотивационно — потребностной сферы.

    Память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий, наряду с мотивацией и волей, — это практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ученика начальной школы, особенно, в начале обучения, пока не сформированы на достаточном уровне общеучебные навыки.

     Методы и приёмы диагностики разные: тесты, опросники, анкеты, беседы, наблюдения, социометрия. Существует много авторских методик. Мы, учителя, выбираем те из них, которые являются наиболее информационными и простыми в применении и обработке.

     Например, зачем учителю важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено? Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают левую полусферу доски, тёмный цвет мела на светлой доске, а «левополушарники» с точностью наоборот. Очень важно уже то, на какой вариант мы посадим этих детей.  Предпочтения у «левополушарников» и «правополушарников» разные и в условиях, необходимых для возникновения стабильной учебной мотивации, и в восприятии и переработке информации. Доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации.

     Информацию об индивидуальных особенностях учащихся можно получить и в процессе наблюдений за учащимися.

     Например, о развитии познавательной активности можно получить информацию на основе наблюдений за начинающим учеником в ходе выполнения им заданий.

Критерии следующие:

  • Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания , желает продолжить контакт
  • Средний уровень: ребенок активно включается  в работу, но при первых  же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей
  • Низкий уровень: к выполнению  заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.

     Информация об уровне познавательной активности помогает учителю выбрать тактику обучения. Дети с низким уровнем требуют организации увлекательного учения, преобладания игровых технологий. Дети со средним уровнем нуждаются в постоянной помощи, им необходимо переживание успеха. Высокий уровень познавательной активности требует обучения на высоком уровне трудности, возможности показать себя и самоутвердиться, занять позицию учителя.

Параметры для изучения

Что даёт полученная информация учителю

Обучаемость

Основание для определения дозы  педагогической помощи

Внимание

Информация для проектирования способов подачи материала, форм самостоятельной деятельности учащегося

Память

Основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала ( в форме, удобной для запоминания именно этому ученику)

Модальность

Основание для выбора способа подачи материала и форм самостоятельной работы ученика

Функциональная  ассиметрия полушарий головного мозга

Понимание, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие

Мыслительные умения

Целенаправленный выбор формы заданий и вопросов, компенсирующий недостатки мыслительных навыков

Уровень развития мотивационно-потребностной сферы

Основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю

Организационные умения

Эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося

Коммуникативные умения

Важные параметры при планировании и организации форм и видов работы

Познавательная активность

Выбор тактики обучения

Читайте также:  Специфика развития человеческого ребенка

     Статус ребёнка в классе, характер  его общения со сверстниками отражает социометрия.

      Если школьник имеет статус «принятого» или «изолированного», следует узнать, свойственна ли ребёнку малая общительность постоянно или она проявляется только в классе. Это позволит выбрать направление помощи ему. Особенную тревогу вызывают «отвергаемые» дети, являющиеся как бы «козлами отпущения» в классе. Необходима трудная и долгая работа по включению их в классный коллектив.

     Одно из заданий, которое используется для определения статуса ребёнка в коллективе, называется «3 конфетки». Детям предлагается написать, кого из класса они бы угостили, если бы у них было 3 конфеты. После тестирования полезно детям дать задуматься, что чувствовал бы каждый из них, если бы не получил ни одной «конфетки», поразмышлять над тем, почему одни дети получают много «конфет» от своих товарищей, а другие – мало или вообще не получают, поговорить о том, что такое дружба в классе, как она должна проявляться. Цель беседы – пробудить в детях чувство  сострадания, подчеркнуть важность терпимости к другим, внимательного отношения к окружающим. Таким образом, диагностическое задание является ещё и развивающим.

Показателен УБВ (уровень благополучности взаимоотношений) в классе.

Сравнивают количество детей, имеющих статус «лидеров» и «предпочитаемых», с количеством детей, имеющим статус «принятых», «изолированных» и «отвергаемых».

Если первое больше, то УБВ – высокий, если эти количества примерно равны, то средний, если первое меньше, то УБВ – низкий.

     Изучение уровня сформированности  детского коллектива ведётся и через мини-сочинения детей на темы:

— «Какой Я?»

— «Если бы у меня была волшебная палочка…»

— «Мои друзья»

— «Какой я друг?»

— «Каким я стал?»

— «Кому я хочу сказать спасибо?»

— «Какой он, наш 4Б?»

     Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейны, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»    

Одноклассники                                                 Одноклассники

Дружные, хорошие                                           Весёлые, добрые

Учатся, спорят, веселятся                                Думают, играют, помогают

Уважают друг друга, помогают                       Вместе учатся, отдыхают

Друзья                                                                 Друзья

     Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков ведётся через методику «Фантастический выбор». Предлагаются примерно такие задания:                                                                                                                

  • «Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там очень долго, может быть, всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначается пятью словами. Так что же ты возьмешь с собой?»
  • «Если бы ты стал всего на 60 минут волшебником, что бы ты сделал?»
  • «Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей».
  • «У тебя в руках аленький цветочек, как бы ты с ним поступил?»
  • «Отрывая мысленно лепестки цветика-семицветика, реши, что ты попросишь «.
Читайте также:  Активность ребенка является условием развития

      На темы ответов ребят можно выпустить газету с текстами и рисунками. Детям такой вид общения интересен: они могут сравнить свои ответы с ответами друзей. Математический обсчет, который проводит педагог, может позволить продиагностировать тенденции нравственных ориентиров детей, а общение детей по результатам работы позволит им почерпнуть положительный опыт поведения в различных ситуациях.

     Проведя в первом классе социометрическое исследование по методике «Цветик-семицветик», я обнаружила, что почти все желания детей связаны с самим собой, любимым. Лишь 16 % пожеланий детей предполагаются для близких, 8 % — для одноклассников и 4 % — для всех людей.

    Данные результаты, естественно, нацеливают учителя  на решение следующих задач:                                                                                 

  • Организация всех видов и использование многообразия всех форм индивидуальной, коллективной деятельности с опорой на общечеловеческие ценности и, как следствие, развитие коммуникативной культуры.
  • Создание классного коллектива, способствующего оптимальному росту и развитию личности каждого, условий для реализации индивидуальных творческих потенций.
  • Коррекция индивидуального развития учащихся, предупреждение дезадаптации.

     Перед учителем, проводящим педагогическую диагностику, стоит задача не только выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но, главное проанализировать характер этого нарушения и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения. Поэтому после проведения диагностики необходима коррекционная работа, которая вкрапляется в содержание уроков и внеклассных мероприятий.

      Например, виды работы, направленные на:

  • снятие конфликтности

— Коррекция поведения  с помощью ролевых игр

-Формирование адекватных форм поведения в коллективе

-Снятие напряжения у детей (релаксация)

  • Коррекцию тревожности

-Рисование спиралевидными линиями

-Пластилиновая живопись

-Изображение своего настроения

-Формирование умелости и уверенности руки

     Вся  информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет учителю отслеживать развивающий эффект и своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Диагностика  необходима учителю, чтобы понять, какие учебные действия и у каких детей необходимо формировать уже в первые недели обучения, предвидеть, кто не умеет принять инструкцию и кому её надо повторять несколько раз, кто должен постоянно вслух проговаривать свои действия, кто нуждается в постоянной пошаговой помощи со стороны учителя.

     Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что в конечном счёте позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.

    Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь; в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.

Источник

  В про­цессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.

Использование методов психокоррекции в системе мероприятий по психологической реабилитации оказывается актуальным тогда, когда необходимо решать вопросы «изменения», «исправления» тех свойств личности, формирование которых связано не с болезнью, а с особенно­стями воспитания и обучения, образом жизни ребенка.

Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4—5-м году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные ка­чества начинают мешать его социальной адаптации. Причем она воз­можна лишь в тех случаях, если ребенок более или менее осознает свое поведение, то есть имеет место относительная интеллектуальная со­хранность.

В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (моти­вы, ценностные ориентации, черты характера, установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), формирование которых происходит отно­сительно независимо от возможных патопсихологических расстройств.

В силу сложности психологических структур, подлежащих психологи­ческой коррекции, форма, тематика и содержание коррекционных заня­тий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.

Читайте также:  Комаровский развитие ребенка и здравый смысл его родственников

 Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную рацио­нальность, успешность деятельности ребенка в соответствии с изна­чально присущими ему установками, правилами, поведенческими сте­реотипами, и демонстрации возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Внутри каждого из названных направлений психологической кор­рекции выделяют различные формы организации и методы психокоррекционного воздействия. В числе основных видов психологической коррекции — игровая, групповая, индивидуальная, семейная, нейропсихологическая коррекции.

  Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа орга­низуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности.

Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:

1.  Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.

2.  Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышении социального статуса, развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.

3.  Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции с детьми с психи­ческим недоразвитием и задержкой психического развития.

4.  Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмо­ционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (иска­женного, диспропорционального и дисгармоничного).

5.  Формирование адекватных родительских установок на заболева­ние и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучаю­щими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.

Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возмож­ности, наряду с развивающей работой является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако, чтобы она была эффектив­ной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляе­мые к ее проведению.

Во-первых, она должна опираться на глубокие знания законо­мерностей психического развития ребенка вообще и знания специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями, в частности. При этом особое внимание следует обра­тить на следующие факторы:

—  возрастные этапы, интенсивно сменяющие друг друга;

— биологические и социальные факторы, влияющие на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер;

—  личностные и характерологические свойства, проявляющиеся в поведении и в целом в жизнедеятельности детей;

— специфические явления, задерживающие формирование новых психических функций, которые необходимы для нормального развития с учетом конкретного заболевания и конкретной стадии возрастного развития.

Во-вторых, содержание развивающей работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необхо­димостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.

В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каж­дому ребенку и каждой возрастной группе с учетом специфики заболе­вания или дефекта, вызвавшего нарушения. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и моти­вы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социаль­ной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированное.

Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осу­ществлялись в естественных для ребенка условиях.

В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходи­мо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в фор­мах и методах ее проведения. Практика подтверждает, что участие ребенка в различных формах коррекционной работы будет более про­дуктивным, если в этой работе присутствует определенная логика, по­следовательность, методическая преемственность.

И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию ребенка на его участие в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требова­ния является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собст­венное, как необходимое.

В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одно­временному решению многих задач, а терпеливо работать над одной-двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положитель­ным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача — ребенок в ходе этой работы приобретает навыки межличностных отношений.

Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий, как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленной задачи. Добиться положи­тельных сдвигов в своем развитии можно только на практике, и эту практику могут организовать только взрослые.

17 Февраль 2014, 2320 просмотров.

Диагностика и коррекция развития личности ребенка*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на источник.

.

Источник