Диагностические задания для развития ребенка старшего возраста
( По тесту Л.А. Венгера для детей 4,5 — 7 лет )
Цель: изучение уровня развития мышления детей, восприятия.
Материал:
8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький), фигурки черные и незакрашенные.
Инструкция:
Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (педагог берет одну из фигурок и выкладываетперед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером (для детей 5-5,5 лет). Посмотри на эти фигурки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).
Проведение теста:
В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отличий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: «Обрати внимание на размер (или цвет) фигурок». Если дети находят неправильную фигурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрослым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выбрал большой синий крут, ребенку можно сказать:
«Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя — маленькая, это круг, а у меня — квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохожую». Таким образом, вы не только указываете на ошибку, допущенную ребёнком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учитывать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок не справился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.
Анализ результатов:
При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.
Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в том, что одни из них синие, а другие — красные, одни большие, а другие — маленькие, одни круглые, а другие — квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).
Дети 6-7 лет должны эти параметры вычленить «про себя», без вашей просьбы и обсуждения, которое начинается только в том случае, если они неправильно выбирают фигуру, так как в норме уже с 5,5 лет дети должны ориентироваться на все три параметра при выборе непохожей фигурки. В случае ошибки им необходима такая же помощь, как и младшим детям.
Большое значение в любом возрасте имеет реакция ребенка на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после объяснения взрослого) зависит от способностей.
Способные, хотя и плохо обученные дети могут с помощью взрослого полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет, в то время как малоспособные дети нуждаются в неоднократном повторении для того, чтобы правильно выбрать фигуру даже в 6-7 лет. Необходимо помнить о том, что и в этом случае обучение служит не только диагностикой, но и коррекцией познавательных способностей детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Цель: выявление уровня развития внимания у детей 4-6 лет.
карточки с изображением «ковриков», набор фигурок – «заплатки».
Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем педагог ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка (см. приложение).
выявление уровня развития воображения у детей.
Упражнение 1.
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упражнение 2.
Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.
Упражнение 3.
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
За каждое правильно выполненное задание ( рисунок отдельно взятого предмета) ребёнок получает 1 балл
Источник
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей старшей группы
Раздел «Количество и счёт»
Задание 1.
Цель. Выявить умение создавать множество из разных по качеству элементов.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), изображения предметов, разные по назначению (например, инструменты для людей разной профессии).
Инструкция. Какие группы можно создать из этих предметов? Назови эти группы.
Задание 2.
Цель. Выявить умение разбивать множество на части и воссоединять их.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Как называется каждая часть? Объедини их снова в одну группу. Как теперь называется группа?
Задание 3.
Цель. Выявить умение устанавливать отношение между целым множеством и отдельной его частью.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины).
Инструкция. Как можно назвать эту группу? Раздели эту группу на части. Что больше (меньше): целая группа или часть?
Задание 4.
Цель. Выявить умение сравнивать разные части множества на основе счёта и соотнесения элементов один к одному.
Материал. Логические блоки Дьенеша (геометрические фигуры разной формы, цвета, величины), разделённые на 3 части: по цвету, форме, величине.
Инструкция. Сравни количество фигур в каждой части. Чего больше (меньше)? Как ты это сделаешь? Как ещё можно сравнить?
Задание 5.
Цель. Выявить умение определять количество предметов в группе, считать в пределах 10, пользуясь количественными числительными.
Материал. 10 разных игрушек.
Инструкция. Сколько игрушек перед тобой? Сосчитай.
Задание 6.
Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)
Материал. 2 группы предметов (например, 6 кругов и 7 треугольников)
Инструкция. Какое число больше (меньше): 6 или 7? На сколько?
Задание 7.
Цель. Выявить умение устанавливать равенство из неравенства двумя способами (путём добавления и путём убавления).
Материал. 6 кругов и 7 треугольников.
Инструкция. (Связь с предыдущей ситуацией). Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? А ещё как?
Задание 8.
Цель. Выявить умение отсчитывать в пределах 10.
Материал. 20 геометрических фигур.
Инструкция. Отсчитай 7 фигур.
Задание 9.
Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Материал. Нет.
Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.
Задание 10.
Цель. Выявить умение считать предметы на ощупь (в пределах 10).
Материал. Мешочек такого размера, чтобы помещались обе руки ребёнка, 10 мелких предметов.
Инструкция. Сосчитай предметы на ощупь.
Задание 11.
Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество звуков (в пределах 10).
Материал. Молоточек, ширма.
Инструкция. Сосчитай количество ударов и хлопни столько же раз. Сколько раз ты хлопнул? Почему?
Задание 12.
Цель. Выявить умение считать и воспроизводить количество движений (в пределах 10).
Материал. Нет.
Инструкция. Сосчитай количество прыжков и присядь столько же раз. Сколько раз ты присел? Почему?
Задание 13.
Цель. Выявить умение различать и называть цифры, понимать, какое число обозначает цифра.
Материал. Карточки с цифрами, расположенные в беспорядке.
Инструкция. Покажи цифру 7. Что она обозначает? Назови остальные цифры.
Задание 14.
Цель. Выявить умения детей определять порядковое место предмета среди других в пределах 10, используя порядковый счет.
Материал. Любые 10 разных игрушек или их изображения, расположенные в ряд (например, юла, кубик, флажок, мяч, скакалка, дудка, матрешка, кукла, мишка, кегля).
Инструкция. Какой по счету стоит матрешка? Как ты определил?
Задание 15.
Цель. Выявить умение определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов, обобщать числовые значения на основе счёта и сравнения групп.
Материал. 5 петушков, 5 матрёшек, 5 машин.
Инструкция. Сколько петушков? Сколько матрёшек? Сколько машин? Что можно сказать о количестве разных игрушек?
Задание 16.
Цель. Выявить понимание независимости числа от величины предметов.
Материал. 5 больших кругов, 5 кругов среднего размера, 5 маленьких кругов.
Инструкция. Сколько больших кругов? Сколько кругов среднего размера? Сколько маленьких кругов?
Что можно сказать о количестве разных по размеру кругов?
Задание 17.
Цель. Выявить понимание независимости числа от расстояния между предметами.
Материал. 15 кругов, в каждом ряду расположенных по 5 на разном расстоянии друг от друга.
Инструкция. Сколько кругов в первом ряду? Сколько кругов во втором ряду? Сколько кругов в третьем ряду?
Что можно сказать о количестве кругов в каждом ряду?
Задание 18.
Цель. Выявить понимание независимости числа от формы предметов.
Материал. 5 предметов круглой формы, 5 предметов квадратной формы, 5 предметов треугольной формы.
Инструкция. Сколько предметов круглой формы? Сколько предметов квадратной формы? Сколько предметов треугольной формы?
Что можно сказать о количестве разных по форме предметов?
Задание 19.
Цель. Выявить понимание независимости числа от формы расположения предметов.
Материал. 10 кругов: 5 из них расположены в ряд (справа), 5 – в беспорядке (слева).
Инструкция. Сколько кругов справа? Сколько кругов слева? Что можно сказать о количестве кругов слева и справа?
Задание 20.
Цель. Выявить понимание независимости числа от направления счёта.
Материал. 10 кругов.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? В каком направлении ты считал? Если сосчитать справа налево, количество кругов изменится? Проверь.
Задание 21.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из единиц (в пределах 5).
Материал. 5 кругов разного цвета.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? Как составлено это число? (Из кругов какого цвета составлено это число?)
Раздел «Величина»
Задание 22.
Цель. Выявить умение сравнивать 10 предметов по длине, располагать их в возрастающем (убывающем) по длине порядке, отражать в речи порядок расположения предметов («Самая короткая, длиннее, ещё длиннее, ещё длиннее…, самая длинная»)
Материал. 10 полосок разного цвета, разной длины (разница 1 см.).
Инструкция. Сравни эти полоски по длине и разложи их в порядке возрастания (убывания) длины. Расскажи о длине полосок, начиная снизу. А теперь расскажи о длине полосок, начиная сверху.
Задание 23.
Цель. Выявить умение сравнивать 2 предмета по длине с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Материал. На листе бумаги размером А4 в верхнем левом углу нарисована полоска красного цвета размером 8 см., в правом нижнем углу – синяя полоска, размером 7,6 см., отдельная вырезанная полоска бумаги размером 10 см., простой карандаш, ножницы.
Инструкция. Какая из этих полосок длиннее (короче)? Докажи. (Как можно сравнить длину этих полосок и не ошибиться).
Задание 24.
Цель. Выявить умение делить предмет на 2 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 2 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине.
Задание 25.
Цель. Выявить умение делить предмет на 4 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 4 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше): одна четвёртая часть или половина? Две четвёртых или половина? Четыре четвёртых или целый круг?
Раздел «Форма»
Задание 26.
Цель. Выявить умение различать и называть овал, сравнивать его с прямоугольником.
Материал. Геометрические фигуры (обязательно овал и прямоугольник).
Инструкция. Назови все геометрические фигуры. Чем похожи овал и прямоугольник? Чем они отличаются друг от друга?
Задание 27.
Цель. Выявить представления о четырёхугольнике.
Материал. Геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники).
Инструкция. Назови одним словом эти геометрические фигуры. Почему ты так решил? Докажи.
Задание 28.
Цель. Выявить умение анализировать и сравнивать предметы по форме.
Материал. Предметы разной формы (или их изображения) – квадратные, треугольные, овальные, прямоугольные, круглые: книги, картина, одеяла, крышки столов, поднос, блюдо, тарелки, платок и др.
Инструкция. Назови, какой формы все эти предметы.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 29.
Цель. Выявить умение определять своё пространственное местоположение относительно других предметов.
Материал.5 игрушек: кукла в центре, заяц, лошадка, медвежонок, мышонок (расположены лицом к ребёнку)
Инструкция. Кто сидит справа (слева) от куклы? Кто сзади куклы? Кто впереди?
Задание 30.
Цель. Выявить умение ориентироваться на листе бумаги.
Материал. На листе бумаги размером А4 нарисованы (приклеены) разные предметы или геометрические фигуры (справа, слева, вверху, внизу, в середине по углам)
Инструкция. Назови, что где нарисовано.
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 31.
Цель. Выявить представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Материал. Можно использовать картинки, изображающие части суток (природные явления, деятельность детей).
Инструкция. Назови одним словом всё то время, когда пройдёт утро, день, вечер, ночь.
Задание 32.
Цель. Выявить умения определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материал. Можно использовать модели дней недели.
Инструкция. Какой день недели сегодня? Какой был вчера? Какой будет завтра?
Источник
Анастасия Князева
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
Диагностические задания на выявление сформированности словарного запаса детей
(составленные на основе методики выявления уровня развития речи дошкольников Ушаковой О. С, Струниной Е. М)
Оценка предметного словаря (части предмета, слова – обобщения); глагольного словаря (глаголы с пространственными приставками); словаря признаков (относительные прилагательные; антонимы, обозначающие цвет, величину, время, пространственные признаки).
I серия заданий
Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.
Ход обследования. 1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1)называет все признаки;
2) называет отдельные признаки, действия;
3)не называет признаков
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
2ая серия
1. Методика «Предметный словарь»
Цель: выявление умения в назывании частей предметов.
Ход обследования:
Педагог выкладывает перед ребенком предметные картинки с изображением машины (легковой, дома и просит назвать предметы и его части. Педагог может указкой показать некоторые части изображенного предмета, что поможет ребенку вычленить часть из целого и назвать ее. В старшем дошкольном возрасте желательно, чтобы дети указывали части и детали, которые не видны на картинке. Если ребенок не называет невидимые части, то воспитатель задает вопрос: «Что еще есть у машины? Что есть в доме?».Например: машина — колеса, руль, бензобак, дверь (передняя, задняя, ветровое стекло, зеркало, мотор, тормоз, ремень безопасности, салон, сиденье и пр. ; дом — стены, крыша, дверь, крыльцо, окно, труба, ступеньки, комнаты, потолок и пр.
1) ребенок выделяет и называет все части предмета;
2) ребенок выделяет и называет части предмета с помощью взрослого;
3) ребенок не выделяет и не называет части предмета даже с помощью взрослого, или затрудняется в ответах
2. Методика «Слова-обобщения»
Цель: выявление овладения обобщающими словами.
Ход обследования:
Педагог предлагает детям четыре картинки. Просит назвать их одним словом («Каким, одним словом можно назвать эти предметы?»).
Выясняет,владеют ли дети следующими обобщающими понятиями: инструменты, транспорт, деревья, ягоды.
Примерный перечень картинок:
инструменты — дрель, рубанок, пила, молоток;
транспорт — машина (легковая, автобус, троллейбус, трамвай;
деревья — береза, дуб, ель, рябина;
ягоды — малина, клубника, черная смородина, крыжовник.
1) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям;
2) ребенок подбирает и называет обобщающие слова по всем предложенным категориям с небольшой помощью взрослого, или называет, но не все;
3) ребенок даже с помощью взрослого не подбирает и не называет обобщающие слова по всем предложенным категориям, затрудняется с ответом
3. Методика «Словарь глаголов»
Цель: выявление наличия глаголов в словаре ребенка.
Ход обследования:
Ребенку предлагается на столе условный макет городской улицы, на которой стоит гараж (это может быть, например, кубик или коробочка, проложены дороги (например, полоски бумаги или ленточки, стоят мост, дома (например, кубики). В гараж ставится машина (игрушка).Педагог говорит и действует с игрушкой: Я расскажу тебе, что делала машина на улице города, а ты мне помогай. Подбирай необходимые слова,похожие на Педагог везет машину по макету и говорит: «Машина из гаража. (выехала) и по дороге. (поехала); на мост машина… (въехала); через дорогу. (переехала); к светофору. (подъехала); за дом. (заехала); далеко. (уехала)».
Далее педагог предлагает ребенку взять машинку, показать и рассказать, что делала машина на улице города. При этом особое внимание уделяется не только умению ребенка использовать пространственные приставки, но и правильному соотнесению действия и слова.
1) ребенок активно употребляет глаголы в своей речи, правильно подбирает их по смыслу, изменяет форму;
2) ребенок, употребляет глаголы, но иногда подбирает их не точно к слову или употребляет неправильную форму;
3) ребенок, даже с помощью взрослого не употребляет глаголы, или подбирает их не точно к слову, употребляет неправильную форму;
4. Методика «словарь признаков»
Относительные прилагательные.
Цель: выявление понимания ребенком признаков предмета.
Ход обследования:
Проводится в виде игрового упражнения «Скажи по-другому». Сначала педагог говорит, из чего сделан предмет (ваза из стекла, а затем ребенок (стеклянная).
Примеры: ваза из стекла — стеклянная;
стол из дерева — деревянный;
сумка из кожи — кожаная;
коробка из картона — картонная;
игрушка из пластмассы — пластмассовая;
ключ из металла металлический.
1) ребенок подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;
2) ребенок с помощью взрослого подбирает относительные прилагательные ко всем предложенным словам;
3) ребенок, даже с помощью взрослого не подбирает относительные прилагательные к предложенным словам;
2. Антонимы. Педагог называет слова,ребенок подбирает противоположную пару:
светлый — темный;
белый — черный;
высокий — низкий;
правый — левый;
зимний — летний;
легкий — тяжелый;
верхний — нижний и т. д.
При затруднении педагог может добавить существительное,которое поможет ребенку ответить верно:
светлый костюм — темный костюм;
белый воротник — черный воротник;
высокий человек — низкий человек;
зимний день — летний день; легкий
камень — тяжелый камень;
верхний этаж — нижний этаж;
правый глаз — левый глаз и т. д.
Полученные при обследовании словаря ребенка данные педагог заносит в таблицу.
1) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным;
2) ребенок подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным с помощью взрослого;
3) ребенок даже с помощью взрослого затрудняется подобрать противоположную пару слова без существительного или с существительным;
Высокий уровень (20-24 балла)
Ребенок широко пользуется словарным запасом, быстро находит нужное слово; называет все признаки предмета; выделяет и называет все части предмета Употребляет в речи существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Подбирает противоположную пару слова без существительного или с существительным. Выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень (16-20 баллов)
Ребенок пользуется словарным запасом, но нужное слово находит с небольшими затруднениями. Употребляет в речи существительные с обобщающим словом, но не может подобрать в соответствующей ситуации. В основном употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Затрудняется в подборе антонимов, либо подбирает противоположную пару слова только с существительным и не ко всем словам. При выполнении заданий требует небольшой подсказки педагогом.
Низкий уровень (менее 16 баллов).
У ребенка недостаточный словарный запас из основного словарного фонда. Нужное слово находит с трудом. В своей речи редко использует существительные с обобщающим значением, слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков. Плохо ориентируется в поборе противоположного слова. При выполнении заданий требуется неоднократное повторение заданий.
Источник