Диагностическая карта ребенка 5 лет

Виктория Черкашина
Диагностическая карта ребенка

Педагогическая диагностика

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностикимогут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Психофизиологическое исследование функциональной готовности выпускников детского сада к поступлению в школу проводится по тесту Керна-Ирасека.

К формализованным методам диагностики относятся:

• тесты;

• опросники;

• методы проективной техники;

• психофизиологические методы.

К малоформализованным методам диагностики относятся:

• беседа;

• наблюдение;

• анализ продуктов деятельности.

Для дополнительного анализа и коррекции используются следующие пособия:

1. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Веракса Н. Е.Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Диагностика готовности ребенка к школе. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Земцова О. Н.Тесты для детей 3-4 лет: Учебное пособие. – М. Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.

4. Комарова Н. Ф. «Диагностика игры детей» Уровень развития игровой деятельности.

5. Короткова Н. А. Образ дошкольника в сознании воспитателя и возрастные нормативы развития // Ребенок в детском саду. – 2004. — №6. – с. 37-42.

6. Короткова Н. А., Нежнов П. Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. — №3. – с. 23-33.

7. Логинова О. В. Тесты для подготовки к школе. М., 2009.

8. Микляева Н. В., Мониторинг образовательной программы детского сада в соответствии с ФГОС ДО.

9. Шрага В. А. Занимательные задачи для детей от 5 до 7 лет. ООО «Лидер» Санкт Петербург, 2010.

Индивидуальная карта развития ребёнка

1. Общие сведения

Фамилия, имя

Дата рождения

Дата поступления в детский сад

Откуда прибыл

Степень адаптации ___

Мед. сведения (заполняет м/с на основе мед. карты, результатов диспансеризации)

Диагностируемые параметры 201— 201__ 201__ — 201__ 201__ — 201__ 201__ — 201__ 201__ — 201__

осень весна осень весна осень весна осень весна осень весна

Рост

Вес

Группа здоровья

Нарушения осанки

Нарушения зрения

Плоскостопие

Другое

2. Семейный портрет

Состав семьи Фамилия, имя, отчество дата рождения Образование Место работы

Мать

Отец

Другие члены семьи (дети)

Жилищные условия___

Материальное положение: обеспечен/не обеспечен

(нужное подчеркнуть)

Карта развития ребёнка

Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

1. Физическое развитие

1.1. Прыжки в длину с места (см.)

1.2. Метание мешочка с песком на дальность (м)

1.3 Быстрота (бег-10 м., бег-30 м.)

1.4. Выносливость (бег 60, 90, 120 м)

1.5. Гибкость

1.6. Ловкость (Полоса препятствий)

1.7. Отбивание мяча об пол

1.8. Равновесие, координация движений

1.9.Здоровье и безопасность:

— Моет руки при необходимости

— Ухаживает за волосами, зубами

— Применяет правила безопасности на улице и дома в жизни

— Находит выход из сложных ситуаций

— Знает части тела и их функции

— Может оказать первую помощь при необходимости

2. Социально-коммуникативное развитие

Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

2.1. Способность вступать в общение с кем бы то ни было

2.2. Умение ориентироваться на поставленную перед группой задачу

2.3. Может в паре с другим ребенком выполнять задание

2.4. Умение руководить группой детей, выполнять роль лидера

2.5.Развиты: настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга

2.6. Приобретение положительного поведенческого опыта

2.7. Умение спокойно реагировать на неудачу, самостоятельно исправлять ошибки, принимать помощь

2.8. Умение видеть, слышать,

чувствовать другого человека

2.9. Психоэмоциональное состояние ребёнка:

— отсутствует напряжённость,

— открыт для контакта,

— любознателен,

— активен,

— выразительная мимика,

— готов к компромиссам,

— нормальное течение речи

2.10. Может найти занятие, соответствующее собственному желанию

2.11. Умеет попросить о помощи и оказать ее

2.12. Наличие адекватной самооценки

2.13. Выполняет посильные трудовые обязанности по собственной инициативе

2.14.Социальная компетентность:

-Знает своё имя, фамилию, отчество.

-Знает имя, отч. родит, место работы

— Знает свой адрес, телефон (страна, район, поселок, улица)

— Знает сигнал тревоги

3. Речевое развитие

Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

3.1. Умение правильно произносить все звуки родного языка

3.2. Грамматически правильно построение сложных предложений

3.3. Умение составлять связный рассказ по серии картинок

3.4. Умение использовать в речи обобщающие слова, антонимы, сравнения

3.5. В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями

3.6. Способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности

3.7.Собственно школьные навыки:

— умеет выделять звуки в слове;

— знает буквы русского алфавита;

— начальные навыки чтения

3.8. Может пересказать короткий рассказ

4. Познавательное развитие

Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

4.1 .Знает дни недели, названия месяцев года

4.2. Имеет представления о живой природе и неживой

4.3. Имеет элементарные представления о своем городе, стране, мире

4.4. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, транспорт и др.)

4.5.Успешное овладение мыслительными операциями:

— сравнение (находить сходства и различия предметов);

— составление разрезных картинок;

— исключение лишнего

4.6. Понимание смысла сюжетной картинки

— определение последовательности серии сюжетных картинок

4.7. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира и при выполнении заданий

4.8. Осуществляет деятельность по образцам и правилам

4.9. Умение понять инструкцию и последовательно ее выполнять

4.10. Умение планировать свою работу и сосредоточенно действовать без отвлечений

4.11 .Задаёт вопросы, экспериментирует

4.12 .Знает количественный и порядковый счет до 20

Читайте также:  Чем снять температуру ребенку 5 лет

4.13. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками

4.14. .Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат)

4.15. Знает линии (прямая, кривая, ломаная)

4.16. Знает шар, куб, цилиндр, конус

4.17. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой)

4.18. Умеет сравнивать по длине, ширине, высоте

4.19. Знает дни недели, месяцы, времена года

4.20. Ориентируется на листе бумаги

5. Художественно-эстетическое развитие

Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

5.1. Знаком с литературными произведениями (может назвать несколько сказок, стихотворений, рассказов)

5.2. Может рассказать выбранную им самим сказку

5.3. Проявляет интерес к игре с рифмой и словом

5.4. В изобразительной деятельности может воссоздать задуманный образ

5.5. Наличие умений для публичного выступления (владение голосом,

выразительность, отсутствие страха и напряженности)

6. Игровая деятельность

Показатели развития 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май

7.1. Наличие игровых умений и навыков, и применение их в различных видах игровой деятельности

7.2. Участвует в распределении ролей и проговаривании замысла игры до ее начала

7.3. Умеет сотрудничать в игре со сверстниками

7.4. Обогащение событийной стороны содержания игры

0 — Не сформировано

1 — Частично

2 — Сформировано

Уровень готовности к школьному обучению

Общий вывод:

Источник

Диагностическая

Карта

 воспитанника МАДОУ д/с № __

группы № ___

(ф. и.  ребенка)

 20__ — 20___ учебный год

Ф.И.О______________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________________________________

Группа_____________________________________________________________________

Адрес______________________________________________________________________

Физическое развитие, здоровье

(* Приложение)

             Содержание

Динамика развития

Сентябрь

Январь

Май

I. Физическое развитие

  • масса (кг)
  • рост (см)
  • окружность груди (см)
  • осанка

II. Двигательные способности*

  • Прыжки
  • Метание
  • Бег
  • Ходьба
  • Равновесие
  • Лазание, ползание

III. Моторика*

  • общая
  • мелкая

IV. Сформированность культурно-гигиенических навыков*

V. Уровень знаний и представлений о здоровом образе жизни*

VI. Состояние здоровья (заполняется совместно с медицинским работником)

  • группа здоровья
  • хронические заболевания
  • острота зрения
  • стоматологический статус
  • аллергические реакции

        Художественно-продуктивная деятельность

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Рисование

1. Наличие сюжета

2. Имеются существенные и незначительные детали

3. Замысел опережает изображение

4. Появляются элементы композиции

( подг. гр)

5.Умение подбирать цвета

6. Выполнение узоров по мотивам народного декоративно-прикладного искусства

                    II. Аппликация

1. Силуэтное вырезывание

2. Из бумаги, сложенной в несколько раз

3. Составление  аппликации:

  • предметной
  • сюжетной
  • декоративной

                       III. Лепка

1. Владение приёмами лепки

2. Отображение предметного мира в лепке

3. Создание небольших сюжетных композиций

4. Создание изображений по мотивам народных игрушек

Социальное развитие

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Взаимодействие и общение со сверстниками

  • Избирательность в отношениях
  • Рассказывает другим о своих переживаниях, эмоционально переживает рассказы других
  • Способен предложить сверстникам план совместной деятельности, например, игры, схему распределения ролей в ней
  • Может оказать помощь и поддержку друзьям (ст.гр+подг.гр)
  • Пытается дать собеседнику более полную и точную информацию, уточняет сообщение другого

 ( подг.гр)

  • Может участвовать в коллективном создании  замысла  

в непродуктивных видах деятельности (подг.гр.)

II. Усвоение социальных норм и правил

  • Знание правил поведения
  • Делится, стремится быть справедливым, указывает на несоответствия в поведении других детей
  • Эмоционально переживает, когда поступает не так, как положено по правилам
  • Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности
  • Может регулировать свое поведение

                  III. Игра

  • Игровые действия отражают отношения между людьми, их социальные функции
  • Роли распределяются до начала игры + определяется замысел
  • Придерживается своей роли до конца игры
  • Использует условные действия (подг.гр)
  • Строит ролевой диалог

Познавательное развитие

(* Приложение)

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Сенсорика*

1. Знание  цветов

2. Знание  геометрических фигур

  • Объемные
  • плоскостные

3. Сопоставление предметов по величине

4. Целостное восприятие

  • Контуры и силуэты
  • Умение видеть недостающие детали
  • Умение составлять разрезные картинки

II. Математика*

1. Cчет с называнием итога

2. Сравнение чисел

3. Числа-соседи

4. Количественный  и порядковый счет

5. Знание цифр, соотнесение с числом

6. Решение примеров

7. Решение задач

8. Знание знаков >,

III. Временные представления*

1. Части суток

2. Времена года

3. Дни недели

4. Вчера, сегодня, завтра

5. Месяцы (подг. гр.)    

 IV. Ориентировка*

1. На плоскости

2. В пространстве

3. Пространственные предлоги

V. Конструирование

1. Представления о строительных деталях, их свойствах

2. Умение анализировать постройки

3. Умение строить по темам, замыслу, схеме

4. Сформированность навыка монтажа и демонтажа

5. Изготовление оригами

6. Конструирование из природного материала

7. Пирамидка (до 5 лет)

8. Матрешка (ст. дошк. возраст)

9. Конструирование из палочек

Развитие речи, коммуникация

(* Приложение)

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Фонематика*

1. Звукоподражание

2. Звукопроизношение

3. Темп речи и интонация

4. Фонематическое восприятие

5. Умения в звукобуквенном анализе и синтезе

                II. Грамматика*

1. Словообразование

2. Словоизменение

3. Согласование прилагательных и существительных

                       III. Лексика*

1. Владение обобщающими понятиями

2. Выделение и называние частей предметов

3. Понимание и употребление слов-антонимов

4. Употребление сложноподчиненных предложений

IV. Связная речь

1. Умение отвечать на вопросы по художественным произведениям

2. Умение рассказывать по сюжетной картинке

3. Умение драматизировать отрывки знакомых произведений

4. Умение сопровождать свою деятельность речью

5. Составление рассказов по образцу

6. Аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника

V. Художественно-речевые навыки

1. Чувство юмора

2. Эмоциональное исполнение

3. Литературный багаж*

Представления об окружающем мире

Показатели

Сентябрь

Январь

Май

I. Явления общественной жизни

1. Я сам

  • имя, фамилия
  • возраст (в какое время года родился)
  • домашний адрес

2. Моя семья

  • Ф.И.О. родителей
  • где работают
  • другие члены семьи

3. Общество

  • знания о детском саде
  • знания о родном городе, традициях
  • знания о родной стране, столице
  • знания о профессиях
  • знания о праздниках
  • знания об Армии
  • знания о планете Земля (под. гр.)

II. Предметное окружение

  • знание материалов, из которых изготавливаются предметы
  • основные свойства предметов
  • знание транспорта и ПДД

III. Живая природа

  • Знание деревьев, трав и других растений
  • Строение растений
  • Съедобные и несъедобные грибы
  • Дикие и домашние животные
  • Детеныши животных
  • Птицы
  • Знание основных признаков живой природы

IV. Неживая природа

  • Различает и называет состояние погоды
  • Знание основных признаков неживой природы
  • Знание о сезонных явлениях, умение устанавливать причинно-следственные связи

*Приложение

  1. Физическое развитие и здоровье.

  Направление

              3-5 лет

                    5-7 лет

   Прыжки

— энергично отталкивается в прыжках на 2-х ногах;

— в длину с места не менее чем на 40 см.

— на мягкое покрытие с высоты 20 см (5-6 лет)/ 40 см (6-7 лет);

— в длину с места 80 см/ 100 см; с разбега 100 см/ 180 см;

— в высоту с разбега 40 см / 50 см;

прыжки через скакалку разной длины.

     Метание

— метание предметов правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м;

— бросание мяча двумя руками из-за головы, от груди.

— метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-9 м / 5-12м;

— попадание в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м / 4-5 м;

— бросать и ловить мяч (вверх, о землю, одной рукой);

— отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (6 м).

          Бег

— бег с сохранением равновесия;

— бег с изменением направления и темпа в соответствии с указаниями воспитателя.

— легкость бега с изменением или сохранением направления, темпа;

— челночный бег 2×4 / 2×5.

        Ходьба

— умение ходить прямо, не шаркая ногами и сохраняя заданное воспитателем направление;

— построение в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу.

— легкость и ритмичность шага;

умение перестраиваться 2-4 колонны, в 2-3 круга на ходу.

    Равновесие

— сохранение равновесия при ходьбе по ограниченной плоскости;

— при перешагивании предметов

— выполнение упражнений на статическое и динамическое равновесие

Ползание, лазание

— ползание на четвереньках;

— лазание  по гимнастической стенке произвольным способом.

— умение лазать по гимнастической стенке (2,5-3 м) с изменением темпа.

      Моторика (см. Примечание)

— координация движений с речью, под музыку;

— точность выполнения пальчиковых упражнений.

Культурно-гигиенические навыки

— замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослого;

— соблюдает элементарные правила гигиены;

— соблюдает элементарные правила приёма пищи.

— умение быстро и правильно одеваться и раздеваться;

— умение пользоваться расчёской, салфеткой, столовыми приборами, носовым платком;

— умение правильно умываться, вытираться, чистить зубы и полоскать рот после еды;

— умение следить за своим внешним видом, порядком в своём шкафу.

Знания и представления о здоровом образе жизни

— умение обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

— знания о важных компонентах здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье;

Читайте также:  У ребенка 5 лет пропал аппетит причины

     Примечание: Обследуются как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.

4 года

  1.  Стояние в течение 15 с с закрытыми глазами; руки вы тянуты по швам, ноги поставлены таким образом, чтобы носок левой ноги тесно примыкал к пятке правой ноги, стопы расположены по прямой линии. (Схождение с места, балансирование при выведении балльной оценки учитывается как минус).
  1.  Пальце-носовая проба. Коснуться, закрыв глаза, указательным пальцем правой и левой рук (по очереди) кончика носа. (Задание считается невыполненным, если ребенок коснется не кончика носа, а какого-либо другого места, или сначала коснется другого места, а потом кончика носа. Допускается повторение задания 3 раза для каждой руки. Положительная оценка выставляется при двукратном правильном  выполнении задания.)
  1.  Подпрыгивание. Одновременно отделяются от земли обе ноги. Высота прыжка не учитывается. Задание считается не выполненным, если обследуемый не умеет сразу отделить от земли обе ноги, приземляется на пятки, а не на носки, в течение 5 с производит меньше 7 подпрыгиваний. Допускается, повторение.
  1.  Обследуемому предлагается в течение 10 с указательными пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги произвольного, но одинакового размера. Правой рукой круги описываются по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении. (Задание считается невыполненным, если ребенок вращал руками в одноименную сторону, описывал крути неправильной формы или неодинакового размера. Задание может повторяться не более 3 раз.).
  1.  Подать руку, попросить крепко пожать ее сначала правой, потом левой и, наконец, обеими руками. При наличии лишних движений задание считается невыполненным.

5 лет        —

1. Стояние в течение 10 с на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сжаты, пятки и носки сомкнуты. (Задание считается невыполненным, если обследуемый ребенок сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитываются шатание, балансирование и опускание на пальцах ног. Допускается повторение до 3 раз.),

  1.  Подпрыгивание с открытыми глазами попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Ребенок сгибает под прямым углом ногу в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу он начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. (Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2  раза для каждой ноги.)
  1.  Справа и слева по бокам спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены тесно в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным- пальцами обеих рук одновременно брать с каждой стороны по спичке и одновременно складывать их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20с должно быть уложено не менее чем по 5 спичек. (Задание считается невыполненным, если ребенок производит движения разновременно или уложил за 20 с менее 5 спичек. Допускается повторение задания.)
  1.  Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений.

6 лет

  1.  Стояние с открытыми глазами в течение 10 с попеременно на правой и левой ноге. Одна нога согнута под прямым углом в коленном суставе, руки вытянуты по швам. Задание считается невыполненным, если обследуемый опустил приподнятую ногу, коснулся пола подогнутой ногой, сошел с места. Учитывается и приподнимание подогнутой ноги, балансирование, подпрыгивание.
  1.  Попадание мячом в цель с расстояния 1 м. Цель  квадратная доска 25X25 см на стене, на уровне груди обследуемого. Ребенок кидает мяч диаметром 8 см с «развернутого плеча» сначала правой, затем левой рукой. Задание считается выполненным, если из 3 метаний правой рукой мальчики 2 раза попадут в цель (девочки — 2 раза из 4 метаний). В протоколе указывается, для какой руки задание не выполнено. Задание можно повторить.
  1.  Перепрыгнуть с места без разбега через веревку, протянутую на высоте 20 см от пола. При прыжке необходимо сгибать обе ноги и одновременно отделять их от земли. Из трех проб испытуемый должен 2 раза перепрыгнуть веревку, не задев ее. Задание считается невыполненным при касании руками пола, падении.
  1. Обследуемый марширует по комнате в любом темпе. Маршируя, он должен, взяв катушку в левую руку, сматывать с нее нитку и наматывать ее на указательный палец правой руки в течение 15с. После перерыва в 5-10 с предлагают взять катушку в правую руку. Задание считается невыполненным, если обследуемый во время маршировки более 3 раз менял темп или проделывал задание разновременно (отмечается, для какой руки выполнение не удалось). Допускается повторение 2 раза.
  1. Ребенку предлагается взять в руки перкуссионный молоток и несколько раз сильно ударить им по столу. Следят за тем, чтобы не было лишних движений. Выполнение заданий оценивается по трехбалльной системе.
Читайте также:  Виферон применение ребенку 5 лет

Обследование тонких движений пальцев рук

Определение качества и степени дифференцированности движений:

  1.  Сжать пальцы в кулак.
  2.  Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («Пальчики прячутся»).
  3.  Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Обследование действий с предметами

  1.  Выложить узор мозаики.        .
  2.  Самостоятельно застегнуть пуговицы.
  1.  Вычертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.        .

 4. Нанизывать на нитку бусинки.

 5. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной из 5 спичек (палочек).        

II. Художественно-продуктивная деятельность.

Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5

                       до 7 лет.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:

Направление

            3-4 года

              4-5 лет

Рисование

— умение рисовать отдельные предметы по образцу;

— умение  подбирать цвета;

— правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами.

— умение рисовать предметы путем создания отчетливых форм;

— аккуратность закрашивания;

— умение передавать в рисунке несложный сюжет;

— правильное пользование карандашами, кистью, красками, фломастерами;

— умение украшать силуэты игрушек элементами дымковской росписи.

Лепка

— умение отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки;

— умение раскатывать кусочки пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней;

— умение лепить некоторые предметы из 1-3 частей.

— владение приемами лепки;

— умение лепить образы предметов и игрушек.

Аппликация

— умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу;

— умение украшать заготовки из бумаги разной формы;

— аккуратность при работе.

— умение создавать изображение предметов из готовых форм по образцу (I полугодие);

— правильность держания ножниц, знание техники безопасности;

— умение резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал их прямоугольника;

— умение аккуратно и в правильной последовательности наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;

— умение составлять узоры из растительных форм, геометрических фигур.

III. Познавательное развитие

Примечание: параметры диагностической карты рассчитаны на детей в возрасте от 5

                       до 7 лет. В коррекционных группах все разделы данного блока, кроме  

                       раздела «Конструирование», обследует учитель — дефектолог.

 В младшем и среднем дошкольном возрасте можно диагностировать следующее:

   Направление

               3-4 года

                 4-5 лет

     Сенсорика

— узнает и называет 4 основных цвета;

— узнает и называет ■, ●,▲;

— умение сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров;

— умение составлять разрезные картинки из 4 частей.

—  узнает и называет 4 основных цвета (+ голубой, розовый);

—  узнает и называет ■, ●,▲, геометрические тела куб, шар, конус;

— умение проводить сериацию пяти предметов по величине (= от самого большого к самому маленькому, или наоборот: большой — поменьше — самый маленький, и наоборот);

— умение словесно обозначать величину двух сравниваемых предметов (больше — меньше, длиннее — короче, выше — ниже, одинаковые, равные);

— умение составлять разрезные картинки из 4-5 частей.

  Математика

— умение определять количество предметов по принципу один-много;

— счет в пределах трёх;

— счет до пяти с называнием итога;

— умение определять количество предметов (больше, меньше, столько же).

    Временные   представления

— день, ночь;

— зима, лето

— части суток (без чередования);

— времена года (признаки);

— чередование вчера, сегодня, завтра

   Ориентировка

— справа — слева, вверху — внизу, спереди — сзади (игрушки);

— ориентировка на собственном теле (глаза, живот и т. д.)

— справа — слева, вверху — внизу, спереди — сзади;

— умение определить положение предмета на листе бумаги на образце;

— умение нарисовать предмет в правильном положении на листе бумаги по словесной инструкции (= «Нарисуй круг в правом верхнем углу листа и т.д.);

— умение ориентироваться в пространстве при помощи предлогов на, под, в.

IV. Развитие речи, коммуникация

Примечание: если в детском саду есть специалисты, то параметры раздела диагностируются совместно с ним (кроме раздела «Художественно-речевые навыки»). Если в детском саду не имеется специалистов, то воспитатель самостоятельно может диагностировать все разделы данного блока кроме раздела «Фонематика».

Словообразование — это образование новых форм слова.

  • образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

(= большой дом — маленький домик);

  • образование относительных прилагательных

(= матрешка из дерева — какая? — деревянная);

  • образование притяжательных прилагательных

(= у лисы хвост — чей хвост? — лисий  хвост);

  • образование сложных слов

( = рыбу ловит кто? — рыболов);

  • образование приставочных глаголов

(= идёт — пойдет, выйдет, перейдет, сойдет и т.д.);

  • образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени

( она поливала — он что делал? поливал).

                Словоизменение — это изменение слова по числам, родам, падежам.

  • образование множественного числа существительных от единственного числа

(= один мяч — Как мы скажем, если мячей много? — мячи);

  • образование родительного падежа множественного числа существительных

(= есть мосты — нет чего? — мостов);

  • образование творительного падежа существительных (знание орудийности)

(= суп едят — чем? — ложкой);

  • согласование прилагательных с существительными

(= шар синего цвета — какой? — синий; машина синего цвета — какая?; платье синего цвета — какое?; глаза синего цвета — какие?);

  • сочетание существительных с числительными

(= один дом, два дома, пять домов);

  • предложно-падежные формы

(= Где находится ложка? — в стакане, на стакане, под стаканом, перед стаканом, за стаканом. Откуда выглядывает котенок? — из ящика стола, из-под кресла, из-за тумбочки).

Примечание: в разделе «Художественно-речевые навыки» параметр «Литературный багаж» исследуется  по иллюстрациям знакомых произведений.

Оценочная шкала

5 баллов — ребенок самостоятельно, правильно, не допуская неточностей,

                   выполняет все задания.

4 балла — ребенок выполняет задания самостоятельно или с незначительной

                помощью педагога, допуская небольшие неточности.

3 балла — ребенок выполняет задания с  помощью педагога,

                 допускает неточности и ошибки.

2 балла — ребенок выполняет задания только с помощью педагога, допускает

                 ошибки.

1 балл — ребенок не может выполнить задание даже с помощью педагога.

Примечание: если ребенок отказался от выполнения задания, допускается повторение диагностики через некоторое время.

Источник