Детские занятия подготовка к школе ребенок 5 лет
Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.
Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.
О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.
Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет
Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.
Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.
Математика:
- прямой и обратный счет в пределах 10;
- состав чисел в пределах 10;
- зрительный образ цифр и их написание;
- математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
- сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «
- понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
- Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
- ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
- знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
- умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
- деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
- умение решать несложные головоломки.
Логическое мышление:
- классификация предметов по какому-либо признаку;
- составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
- умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
- установление закономерностей и продолжение ряда.
Развитие речи:
- малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
- качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
- четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
- уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
- эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
- различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
- задавать вопросы, рассуждать и спорить;
- участвовать в диалоге, вести монолог;
- знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
- Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать
Знания об окружающем мире:
- знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
- знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.
Навыки самообслуживания:
- правила этикета;
- пользоваться телефоном;
- без напоминаний умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом после туалета и прогулки, полоскать рот после еды;
- уметь вставить нитку в иголку, учиться пришивать пуговицу;
- пользоваться пуговицами, шнурками и кнопками;
- следить за своим внешним видом, ногтями, одеждой, прической;
- знать основные правила дорожного движения.
Развитие памяти:
- запоминать 5-6 зрительных образа;
- 4-5 слов, не взаимосвязанных между собой;
- повторять 5-6 действий, которые были показаны взрослым.
Развивающие занятия для детей дошкольного возраста
Математика
- Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
- Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
- Раскраски по номерам;
- Домики;
- Прописи с цифрами;
- Выкладывание цифр из счетных палочек.
- Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
- Сравнение множеств;
- Геометрические фигуры;
- Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
- Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
- Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
- Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете. Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.
Логическое мышление
Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.
Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.
Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.
Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.
Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).
Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.
При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.
Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.
Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.
Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.
- Найди лишний предмет
- Раздели на группы
- Составление рассказов по картинкам
- Установление закономерностей
Развитие речи
Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.
Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.
Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.
Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.
Для знакомства с алфавитом и обучения чтению существует масса самых разных методик. Познакомьтесь с ними подробнее и выберите ту, которая подходит именно вам. Применяйте в таком трудном для ребенка деле самые разные задания. Это могут быть и фильмы на компьютере, и презентации, и флеш игры.
Различные тематические дидактические игры: лото, домино, карточки, и множество других, связанных с выкладыванием слогов и слов. Ищите знакомые буквы на вывесках магазинов, рекламных щитах. Разучивайте стихи про выученную букву. Поиграйте в слова, придумывая их как можно больше на заданную букву.
Используйте раскраски, прописи, различные лабиринты, где ребенку необходимо дорисовать дорожку, пусть малыш обводит по точкам различные рисунки, буквы, начните учить его работать с тестами – все это поможет не только развивать мелкую моторику, от которой очень зависит то, как развита речь ребенка, но и подготовит руку к письму.
Используйте подручные средства (например, буквы можно выкладывать из веточек, камешков, счетных палочек, вылепить из пластилина). Таким образом, ребенок будет запоминать не только зрительный образ буквы, но и включатся в работу мускульно-тактильные ощущения.
Подробнее об этом вы узнаете из следующего видео.
После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.
Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг. Просите рассказать то, о чем вы прочитали.
Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.
Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.
Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.
Знания об окружающем мире
Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.
Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.
Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.
Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.
Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.
Заходя в магазины одежды и обуви, попросите ребенка вспомнить, что из этого он знает и может назвать.
В магазине бытовой техники можно познакомить ребенка с той, которой нет у вас дома и объяснить, для чего она нужна.
Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду. Все это — отличный способ познакомить кроху с окружающим миром на примерах из жизни, а знания, полученные таким образом, усваиваются намного эффективнее.
Также в знакомстве с окружающим миром отлично помогут различные дидактические игры, карточки, лото, домино.
Важно
Основной ведущей деятельностью дошкольника является игра. Об этом не следует забывать взрослым, которые хотят заниматься с детьми. Именно играя, малыши наиболее полно усваивают новые знания, причем это происходит добровольно. Во время игры у ребят велика заинтересованность в результате, они не устают даже от большого объема информации. Используйте в своей деятельности различные игры и игрушки. Учитывайте при этом предпочтения вашего малыша.
Во время игровой деятельности у ребят формируется усидчивость, внимательность, развивается память, расширяется словарный запас.
А также малыш учится мыслить, выстраивать логические цепочки, развивает мелкую моторику.
Процесс обучения должен быть организован по всем направлениям. Учите кроху четко выполнять поставленную перед ним задачу. Во время занятий обязательна смена вида деятельности и небольшой перерыв для отдыха. Повторять изученный материал необходимо постоянно, до тех пор, пока малыш все хорошо не запомнит.
Такие занятия помогут вам подготовить свое чадо к обучению в школе.
Одно из занятий по развитию внимания вы можете увидеть в следующем видео.
Занятие по развитию памяти смотрите далее.
Источник
Софья Тимофеева
Конспект занятия по подготовке к школе для детей 5 лет
План занятия.
1. Лексико-грамматический строй речи. Предложение.
2. Обучение чтению. Звук и буква И.
3. Подвижная игра. Видишь, бабочка летает.
4. Развитие фонематического слуха. Слоги.
5. Обучение чтению. Слоги и слова.
6. Математика. Сложение и вычитание. Примеры.
7. Формирование знание об окружающем мире. Времена года.
8. Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
9. Математика. Состав числа 4.
10. Развитие речи. Чьё мясо?
11. Развитие речи. Составление рассказа по картинке. Белочка и ёжик.
12. Пальчиковая гимнастика. В этом доме пять этажей…
13. Подготовка руки к письму. Ёлки.
14. Спортивная дорожка.
15. Рисование гуашью. Примакивание. Орнамент на бумажной тарелке.
16. Прощание.
Ход занятия.
Лексико-грамматический строй речи. Предложение.
Цель: учить детей подбирать и составлять схемы предложений.
Материал: мишка, который лежит в игрушечной кроватке, кукла, рабочий лист.
На столе у педагога в игрушечной кроватке спит мишка. Просим составить предложение о действиях мишки.
— Что делает мишка? (Мишка крепко спит).
Называем первое слово в предложении — МИШКА, второе слово – КРЕПКО, третье слово – СПИТ. Педагог вызывает троих детей, которые будут играть роли слов в предложении.Затем предлагаем:
— Слово МИШКА садись на место, мы заменим это слово на другое.
Вызываем другого ребенка. Даём ему в руки куклу.
— Кто прочтет новое предложение?» (Кукла крепко спит).
Педагог выдаёт детям рабочие листы.
— Подберите схемы к первым трём предложениям. К четвёртому предложению составьте схему самостоятельно.
Обучение чтению. Звук и буква И.
Цель: развитие фонематического слуха, формирование образа букв.
Материал: рабочий лист, счётные палочки или спички.
— Звук И- гласный. Воздух проходит свободно, звук можно протянуть, пропеть.
— Давайте скажем громко: И-И-И.
— А теперь тихонечко,шепотом: и-и-и.
— Как пищит комарик? (и-и-и-и).
— Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук И.
Слова: лист, нос, собака, миска, валенок, сила, дом, рука, мир, доска, вилка, бусы и т. д.
Педагог выдаёт детям рабочий лист.
— Раскрасьте предметы, названия которых начинаются со звука И.
— Назовите звук,который стоит пред звук И в словах: МИШКА (мь, ВИЛКА (вь, САПОГИ (гь, КАЛИТКА (ль).
— Все согласные звуки, которые идут перед звуком И становятся мягкими.
— Гласный звук можно записать буквой,которая так и называется: гласная буква И.
— Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим.
Педагог показывает карточку с изображениями буквы И.
— Давайте сложим из палочек букву И.
Педагог выкладывает букву И из палочек на столе.
— А теперь давайте раскрасим букву И на рабочих листах красным карандашом.
— Мы раскрасили букву И красным карандашом, потому что она гласная.
— Обведите буквы И по точкам, стараясь не отрывать руку от листа бумаги.
— Прочитайте слоги на рабочем листе.
— Обведите слог АО в кружок.
Подвижная игра. Видишь, бабочка летает.
Дети становятся в круг.
Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать — не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Развитие фонематического слуха. Слоги.
Цель: развитие фонематического слуха.
— Повторите за мной:
— ТА-ДА-ТА-ДА
— ДА-ТА-ТА-ТА
-ДА-ТА-ДА-ТА
— ДА-ДА-ТА-ТА
— ТА-ТА-ДА-ДА
Обучение чтению. Слоги и слова.
Цель: учить детей определять количество слогов в словах.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
— Определите количество слогов в названиях предметов.
При определении слогов дети пользуются ранее разученным приёмом «ладошка-подбородок».
— Сколько слогов в слове «мишка»? Назовите первый слог. Второй слог.
— Назовите короткие слова.
— Произнесите слово «заяц» так, чтобы чётко слышался ударный слог.
— Поставьте в словах ударение.
Математика. Сложение и вычитание. Примеры.
Цель: обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, — и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.
Материалы: рабочий лист, карандаши.
— Решите примеры. Запишите ответ цифрами.
Дети по очереди читают примеры и записывают ответы в квадратиках.
Формирование знание об окружающем мире. Времена года.
Цель: развитие речи и формирование знаний об явлениях природы, которые происходят в разные времена года.
Материал: мяч.
Педагог бросает мяч и задаёт вопросы, а дети отвечают.
В какое время года бывает?
… Снегопад?
… Листопад?
… Ледоход?
….Половодье?
…Идёт дождь?
… Бывает гроза?
…Появляются листья на деревьях?
…Птицы вьют гнёзда?
… Появляются птенцы?
…Можно увидеть росу?
…Можно увидеть иней?
Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?
Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным – щи варил,
А со средним – кашу ел,
С указательным запел.
А большой меня встречал
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так.
Математика. Состав числа 4.
Цель: познакомить детей с составом числа 4 из двух меньших чисел, развитие умственного действия анализа-синтеза.
Материалы: шишки и орехи.
Педагог предлагает детям отсчитать 4 шишек.
— Сколько шишек вы отсчитали? (Четыре).
— Замените последнюю шишку орехом.
— Сколько шишек? (3). Сколько орехов? (1)
— Сколько всего плодов?
— Три и один, а всего — четыре.
Педагог предлагает отсчитать из общей тарелки 2 шишки.
— Сколько шишек? (Две).
Педагог предлагает отсчитать два ореха и положить их рядом с шишками.
— Сколько шишек и орехов? (Две шишки. Два ореха. Два и два, а всего – четыре).
Следующий ряд выкладываем следующим образом: один орех и три шишки.
— Как теперь составлено число 4? (Один и три — всего 4).
— Возьмите 4 ореха. Сколько шишек вы взяли (ноль, а сколько орехов? (четыре). Значит, 4 состоит из нуля и четырёх.
— Возьмите 4 шишки. Сколько шишек вы взяли (четыре, а сколько орехов? (ноль). Значит, 4состоит из четырёх и нуля.
— Назовите теперь все варианты состава числа 4.
— Отсчитайте 5 ореха и добавьте ещё один. Сколько получилось орехов?
— Обведите цифру 5.
— Раскрасьте 5 орехов.
Развитие речи. Чьё мясо?
Цель: развитие правильной речи, пополнение активного словаря.
Мясо свиньи – (свинина)
Мясо барана – (баранина)
Мясо коровы – (говядина)
Мясо телёнка – (телятина)
Мясо курицы – (курятина)
Мясо индюшки – (индюшатина)
Мясо козы – (козлятина)
Мясо лошади – (конина)
Развитие речи. Составление рассказа по картинке. Белочка и ёжик.
Цель: развитие речи.
Материал: рабочий лист.
— Что нарисовано на первой картинке? На второй? На третьей?
— Составьте рассказ по картинкам.
Пальчиковая гимнастика. В этом доме пять этажей.
В этом доме пять этажей: (показываем растопыренные пальчики правой руки)
На первом – живёт семейство ежей, (ладони тыльной стороной к лицу, соединены друг с другом в районе кистей, пальцы растопырены)
На втором живёт семейство зайчат, (делаем «ушки на макушке» и шевелим поочерёдно кистями рук)
На третьем – семейство рыжих бельчат, (ручки перед грудью с опущенными кистями рук, пальцы все соединены)
На четвёртом живёт с птенцами синица, (машем расслабленными ладошками)
На пятом сова – очень умная птица. (Указательные пальцы обеих рук приставляются к вискам, остальные пальчики – в кулачке)
Ну, что же, пора нам
обратно спуститься: (горизонтальными ладошками делаем движение вниз)
На пятом – сова, (здесь и далее повторяем движения в соответствии с ключевым словом)
На четвёртом – синица,
Бельчата – на третьем,
Зайчата – втором,
На первом – ежи,
Мы ещё к ним придём. (Пальчики идут по столу).
Подготовка руки к письму. Ёлки.
Цель: развитие графо-моторных функций
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
— Обведите, ёлки стараясь не отрывать руку от листа бумаги.
Спортивная дорожка.
Цель: развитие общей моторики, координации рук и ног.
Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).
Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т. д.
Рисование гуашью. Примакивание. Орнамент на бумажной тарелке.
Цель: обучение новым техникам рисования, совершенствование работы с кисточкой, развитие творческих способностей
Материалы: картонная тарелочка для раскрашивания, гуашь, кисточки разных размеров и разным ворсом. Альбомный лист для тренировки примакивания.
1. Тренировка техники примакивания.
Педагог предлагает взять среднюю кисточку мягкого ворса и обмакнуть её в гуашь.
— Снимите краску о край баночки, аккуратно приложите ворс кисточки к бумаге и сразу подними её. Получается отпечаток.
— Возьмите другую кисточку – потолще или потоньше, а также с другим ворсом – и попробуйте поставить отпечатки. Способ рисования, когда кисточка наклоняется к бумаге, называется примакивание.
Таким образом, ребёнок должен попробовать разные по толщине и по ворсу кисточки – посмотреть, какие отпечатки они оставляют.
— Попробуйте нарисовать цветы с помощью примакивания. Серединку цветка нарисуйте кончиком кисточки.
— А вы знаете, что такое орнамент? Орнамент – это узор, рисунки в котором повторяются, чередуются, идут друг за другом.
2. Раскрашиваем картонную тарелочку одним цветом толстой кистью – создаём фон для орнамента.
3. Ребёнок с помощью кисточки, которую выбрал, рисует орнамент на подсохшей тонированной тарелочке.
Прощание
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!
Авторы конспекта Софья Тимофеева и Анастасия Шевченко, учредители детского эко-клуба «Умничка», основатели проекта «Твой клуб», в рамках которого разрабатываются методические пособия и конспекты для занятий в детских садах и детских клубах.
Источник