Детская литература развитие ребенка

Детская литература развитие ребенка thumbnail

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Читайте также:  Методика развития у ребенка образного мышления

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

Евгения Тузова
Детская литература и ее специфика

Детская литература и ее специфика

Автор: Ракова Е. С.

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда (Т. Блажнова)

Возникновение детской литературы принято относить к 15 веку, хотя настоящая детская литература сложилась позднее.

Выделение курса детской литературы из курса мировой литературы основывается на определенной категории читателя. В прошлом специальной литературы для детей не создавалось, но из общего литературного наследия выделились произведения, которые вошли в круг детского чтения.

Детской литературой обычно называют те произведения, которые читаются детьми и детям от 0 до 15-16 лет. Но правильнее говорить о круге детского чтения, потому что в этом понятии выделяются три группы :

1. Это книги, написанные специально для детей (например, сказки Л. Н. Толстого, стихи М. Ясного, Волкова)

2. Это произведения, написанные для взрослых читателей, но перешедшие в детское чтение, другими словами, литература, вошедшая в круг детского чтения (например,сказки А. С. Пушкина, П. П Ершова, рассказы И. С. Тургенева, А. П. Чехова)

3. Это произведения, сочиненные самими детьми, то есть детское литературное творчество

Детская литература является искусством слова, а значит, органической частью духовной культуры, следовательно, ей присущи качества, свойственные всей художественной литературе. Она тесно связана с педагогикой, т. к. призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности ребенка.

Детская литература – несомненная часть общей литературы, но все же она представляет собой некий феномен. Недаром В. Г. Белинский утверждал, что детским писателем нельзя сделаться – им надо родиться: «Это своего рода призвание. Тут требуется не только талант, но и своего рода гении.» Детская книга должна отвечать всем требованиям, которые предъявляются к книге для взрослых, и, кроме того, учитывать детский взгляд на мир как дополнительное художественное требование.

Строго говоря, только литература для детей может называться детской литературой. Далеко не все писатели, которые пытались создать произведения для детей, достигали заметного успеха. И дело совсем не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Александр Блок написал ряд стихотворений для детей, однако они не оставили по-настоящему заметного следа в детской литературе, а, к примеру, многие стихи Сергея Есенина легко перешли из детских журналов в детские хрестоматии.  

Именно поэтому есть смысл порассуждать о специфике детской литературы.

Вопрос о специфике не раз становился предметом споров. Еще в средние века понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых. Вместе с тем всегда находились те, кто признавал только общие законы искусства и делил книги просто на хорошие и плохие. Одни воспринимали детскую литературу как педагогику в картинках. Другие считали, что отличие детской литературы кроется лишь в тематике, говорили о доступности содержания или об особом «детском языке» и т. д.  

Обобщая исторический и современный опыт развития детской литературы,  можно сказать, что детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно- познавательной деятельности. В ней можно увидеть особые черты, направленные на образование и воспитание ребенка,и чем младше ребенок, тем сильнее эти черты выступают. Соответственно, специфика детской литературы обусловлена, в первую очередь, возрастом читателя. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений.

Следующей отличительной особенностью детской литературы является двуадресность детской книги. Особенность детского писателя состоит в том, что он видит мир с двух сторон; с позиции ребенка и с позиции взрослого. И значит детская книга содержит две эти точки зрения, только взрослый подтекст ребенку не виден.

И третьей специфической особенностью детской книги является то, что она (книга) должна обладать особым языком, который должен быть конкретным, точным, одновременно доступным и воспитательно обогащающим ребенка.

Также хочется отметить, что в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.   Это тоже является особенностью детской литературы.

Читайте также:  Влияние недоношенности на развитие ребенка

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что раздел детской литературы полноправно заслуживает звания высокого искусства, имеющего свою специфику, историю,и свои вершинные достижения.

Источник

Дарья Фомина
Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Великие о значении литературы в жизни человекаЛитература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми…» Д. С. Лихачев

Функции художественной литературы:

Познавательно- нравственная и эстетическая.

Развитие воображения.

Приобщение к словесному искусству образного мышления.

Развитие хорошей разговорной речи.

Ориентация ребёнка на установление временных и причинно-следственных связей о мире.

Собственное словесное творчество.

Воспитание культуры чувств.

Освоение моделей человеческого поведения в переживаний разных обстоятельствах.

Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к природному и рукотворному миру.

Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе усвоения языка. Специфика детского восприятия особенна, поэтому, как говорил К. С.Станиславский : » Говорите не сколько уху, сколько глазу»- в дошкольном детстве необходима особенная выразительность речи взрослого при изложении литературного материала.

Как влияет художественная литература на развитие речи ребенка? Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В восприятии художественногопроизведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

Каждое занятие по заучиванию стихов ставит перед собой множество задач: развитие кратковременной и долговременной памяти, мыслительных операций (правильно расставить смысловые акценты, логические ударения, внимания (правильно соблюдать паузы) И так далее

Все ВПФ ребенка развиваются гармонично и интенсивно при постоянном использовании такого развивающего средства, как художественная литература.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста:

Можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Художественная литература является универсальным развивающее-образовательным средством:

Отгадывая загадки — у ребенка развивается логическое мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.

С помощью дразнилок,дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми.

Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.

Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» — А. Т. Твардовский

Источник

Чтобы помочь ребёнку развиваться, в ход идут различные дидактические игры и развивающая литература. Малыши прекрасно обучаются в естественной для них игровой деятельности. Однако современная школа предъявляет список определённых требований, которым должен соответствовать ребёнок к 7 годам. Развивающая литература позволяет заниматься с детьми в домашних условиях даже без педагогического опыта.

Различие развивающей и художественной литературы

В понятие развивающей литературы входит обширный список произведений и пособий, которые служат для развития познавательных способностей ребёнка. Художественная литература – это сказки, стихотворения, рассказы и т. д. Тематика произведений необычайно широка. В них присутствует авторское мнение, развлекательный компонент. Читая произведение, малыш погружается в мир персонажей, переживает вместе с ними, узнаёт новую информацию.

Читающий ребёнок обычно хорошо эрудирован.

Развивающая литература нацелена сформировать или закрепить определённый навык или знание. Художественная литература больше влияет на моральные качества и социальные навыки. При этом у детей развивается воображение, память, они также овладевают новыми знаниями. Диапазон возможностей здесь шире и зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ещё 15-20 лет назад понятие «развивающая литература» было известно не многим. В основном это были узкие специалисты.

В настоящее время в связи с повышенным вниманием к детскому развитию практически каждый родитель имеет в доступе развивающую литературу.

С помощью специальных пособий можно скорректировать недостаточно развитые навыки и знания. Развивающие пособия можно использовать с самого рождения. Новорождённым детям вешают над кроваткой крупные чёрно-белые контрастные изображения. Ребёнок учится фиксировать на них взгляд. Это первое развивающее пособие для малыша.

На каждом возрастном этапе есть функции, развитие которых необычайно важно для дальнейшего развития.

Начиная с рождения это мелкая моторика и тактильная чувствительность. Используют книги с плотными картонными страницами, которые содержат изображения из разных материалов. Малыш разглядывает картинки и ощупывает пальчиками поверхность. С года начинает формироваться речь. На этом этапе понадобятся пособия, способствующие развитию речи.

Читайте также:  Оценочная шкала развития ребенка

Развитие психических функций

Мозг человека формировался миллионы лет, пройдя огромный путь эволюции. Развитие человека как млекопитающего в историческом аспекте называется филогенезом. Развитие конкретного человека – онтогенез.

В индивидуальном развитии человек вкратце повторяет своё историческое развитие.

В эмбриональном развитии есть этап, на котором у будущего человека есть хвост. Родившись, младенец имеет слух и зрение. Эти функции являются наиболее древними для человека. Со временем у малыша совершенствуются ощущения, восприятие, память. За эти функции отвечает кора головного мозга, называемая палеокортекс. Это кора, которая появилась в филогенезе раньше. Все функции, за которые отвечает эта кора, обеспечивают человеку выживание. Позже появилась новая кора, называемая неокортекс. Она отвечает за более сложные функции, свойственные только человеку. Это прежде всего речь.

Наличие неокортекса делает человека социальным существом.

Владея вкратце этой общей информацией, можно понять принцип развития ребёнка. Нет смысла обучать трехмесячного малыша мыслительным операциям. Зато для его развития будет очень полезно развивать слуховые, зрительные и тактильные ощущения. Детей постарше обучают названиям предметов и звукоподражаниям. При этом развитие ощущений тоже имеет смысл продолжать, просто они будут усложняться. С каждым витком развития функции, которые развивались до этого, продолжают совершенствоваться.

Дошкольники с 3–4 лет уже умеют неплохо разговаривать и выражать свои мысли. Теперь их задача – научиться взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, животными, окружающим миром.

Дети обучаются выражать свои эмоции, называть их  и понимать чувства других. Параллельно дошкольники активно познают мир и обучаются чтению, письму и счёту. Самое активное развитие мозга происходит до трёх лет. За три года ребёнок с нуля усваивает колоссальное количество информации. После трёх лет также идёт активное развитие, но чуть медленнее.

Дошкольный возраст – уникальный период, когда у ребёнка можно заложить основы для успешного будущего. Это касается как знаний, так и психического развития.

Развивающая литература для дошкольников

Серия пособий «Школа 7 гномов»

Серия хорошо зарекомендовала себя среди родителей детей дошкольного возраста. Задания рассортированы по определённым возрастам. Минимальный возраст – с рождения. Это комплект книг с заданиями, соответствующими возрастному уровню. При этом комплекты предыдущих возрастных периодов можно использовать и в дальнейшем, просто усложняя задания.

В каждой книге даются подробные методические рекомендации для родителей. Занятия по этой системе будут под силу даже неопытным родителям.

Возраст на книгах является рекомендованным. Развитие детей очень индивидуально. Если ребёнок не справляется с заданиями, нужно вернуться к занятиям по пособиям для предыдущего этапа.

Эрве Тюлле. «Живая книга»

Необычная книга для развития воображения и пространственных представлений. В ней практически нет текста. На каждой странице нарисованы кружки и написано простое задание. Требуется его выполнить – и, перевернув страницу, посмотреть, что же получилось. Например, даётся задание повернуть книгу влево. Ребёнок поворачивает книгу, затем перелистывает страницу. Там все кружки будто скатились в левую часть листа.

Несмотря на предельную простоту, книга завораживает детей не меньше игры на планшете.

Книжки-пышки с пазлами

Есть много авторов таких пособий. Остаётся выбрать на свой вкус. Идея состоит в том, чтобы самим собрать иллюстрацию их пазлов. Книжки бывают разной сложности. Для самых маленьких нужно вставить одно предметное изображение. Для детей постарше предлагаются полноценные пазлы.

Рони Орен. «Секреты пластилина»

Удивительная книга не теряет популярности уже много лет. В ней даны подробные схемы лепки из пластилина. При том, что на картинках получаются целые сюжетные произведения, сделать их несложно. Книгу любят как взрослые, так и дети.

Лепка из пластилина развивает мелкую моторику, воображение и словарный запас.

Юлия Шигарова. «Игровая азбука. Раскраска-рисовалка»

Пособие направлено на изучение букв и обогащение словарного запаса. В книге есть задания на раскрашивание. Под каждую букву подобраны соответствующие картинки и увлекательные задания. Раскраска-рисовалка предназначена для детей от 2 до 4 лет.

Серия «Умные книжки» издательства «Махаон»

Подборка пособий для разных возрастных периодов. Каждая отдельная книжка развивает определённый навык. В серии представлены пособия с творческими заданиями («Рисуем ладошками», «Рисуем пальчиками» и пр.), пособия на логику, мышление, речь и т. д. Также в серии представлены тесты, чтобы определить, какие знания ребёнок усвоил, а над какими нужно ещё поработать.

О. Жукова. Энциклопедия развивающих игр от 0 месяцев до 3 лет

Сборник развивающих занятий и игр для детей. Идеи можно использовать и для более взрослых детей.

Е. Ульева. «Времена года»

Тетрадь с творческими заданиями на развитие знаний об окружающем мире. В пособиях представлены стихотворения с иллюстрациями, а также интересные задания. В них требуется дорисовать, вклеить, отгадать загадки. Яркие качественные иллюстрации обязательно понравятся детям.

Выбор развивающей литературы огромен. Нужно лишь определиться, каких результатов хотят добиться родители.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Следите за обновлениями в социальных сетях:

Текст прошел проверку у экспертов

Учитель начальных классов

Сейчас в текущем разделе «Литература» также читают

Источник