Деревья для ребенка 5 лет
Лидия Колесникова
Конспект НОД по экологии «Деревья» для детей 5–6 лет
Воспитатель : Колесников Лидия Николаевна.
Цели:
Создание у детей радостного настроения; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательные:
Расширять и уточнять представление детей о деревьях в детском саду (лиственные, хвойные, плодовые, их строение (корни,ствол, крона, ветки, листья, о их значении в жизни человека. Закрепить обобщающее понятие «деревья«.
Развивающие:
Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями в природе. Изучение строения дерева. Рассматривание плакатов с правилами поведения на природе.
Оборудование и материалы:
Карточки с изображением деревьев, плакат «строение дерева«,таблички,словарная работа.
Ход НОД :
Дети сидят на веранде.
Воспитатель:
Ребята сегодня к нам в детский сад прилетела необычная гостья. Угадаете,кто это?
Утро. Весь в цветах лужочек.
Но смотри: один цветочек
Вдруг вспорхнул-и полетел,
И опять на кустик сел!
Удивительный цветочек;
Ножки, глазки, стебелек,
Между крыльев-складочка
Да ведь это ж.
(Бабочка)
Воспитатель:
Да, это Бабочка (показываю игрушку). И сегодня она приглашает вас совершить экскурсию по нашему детскому саду.
-Готовы? (Да)
-Наша Бабочка хочет познакомить вас с деревьями, которые живут на территории нашего детского сада. А что это за деревья, узнаете, отгадав загадку. Воспитатель читает загадки. И на каждую отгадку воспитатель показывает карточку с изображением дерева.
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастет на пищу спрос.
(Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкаю раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился.
(Клен)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками.
(Сосна)
Хоть на елку и похожа,
Уколоть она не может.
Колокольчик вместо шишки,
Есть большие, есть малышки.
(Туя)
Воспитатель: Дети,как назвать их всех одним словом?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Правильно. А что общего у всех деревьев?
Дети: Ствол, корни, крона, ветки, листья.
Воспитатель: Чем отличаются?
Дети: У одних хвоинки, у других листья и плоды, у других только листья.
Воспитатель:
— Как называются деревья, у которых листья и плоды?
Дети: Плодовые.
-Как называются деревья,у которых хвоя?
Дети: Хвойные.
— Как называются деревья, у которых только листья?
Дети: Лиственные.
Воспитатель: А теперь давайте прогуляемся с нашей гостьей по территории детского сада и каждому дереву поставим его табличку. Прогулка с выполнением заданий.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы и все таблички расставили правильно и теперь я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Деревья-листики«.
Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте теперь поиграем в любимую игру деревьев.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания-руки в стороны)
Каждое старается,
К нему, к солнцу тянется.
(Потягивания- руки вверх)
Вот подул веселый ветер
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперед)
Вправо- влево,взад- вперед
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вперед-назад,вправо-влево)
Он их вертит,он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети присели).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, дерево живое или нет. Почему?
Дети: Оно дышит, питается, растет.
Воспитатель: А как дышит дерево?
Дети: Листочками.
Воспитатель: Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают машины, разные заводы и фабрики,а выделяет кислород, которым мы с вами дышим.
Воспитатель: Дети, а зачем дереву корни?
Дети: С помощью корней деревья пьют воду и получают витамины и разные полезные вещества для роста и жизни, с помощью корней деревья крепко стоят на земле.
Воспитатель: Ребята,нужны ли деревья людям?
Дети: Да.
Воспитатель: Надо ли беречь деревья? Охранять природу?
Воспитатель: Ребята, а давайте подарим деревьям, то что им необходимо.
Предлагаю карточки (солнышко, капелька, птичка и т. п).
Дети: Разбирают карточки и рассказывают какую пользу принесет дереву объект.
— Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.
— Я дарю тебе птичку. Она будет спасать от вредителей, петь песни.
— Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листики.
Воспитатель: Ну что ж, пришла пора нам прощаться с нашей Бабочкой и отпустить ее к другим деткам. Давайте поблагодарим ее за интересную экскурсию.
Итог:
Воспитатель:
— Дети,где мы с вами сегодня были?
— О чем говорили?
— Какие бывают деревья?
— Какие части дерева вы знаете?
— Нужно ли беречь деревья?
Источник
Анна Калачевская
Занятие по экологии «Сказочные деревья» для детей 5–6 лет
Открытое занятие по экологии «Сказочные деревья».
Цель: повысить уровень знаний детей о деревьях.
Задачи:
1.Обучающая: расширять представления о деревьях, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев,
2 Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, приобщать к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность, пробуждать интерес к природе.
3.Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.
Тип занятия: комбинированное.
Методы организации занятия: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, исследовательский, наблюдение, психологический.
Материалы и оборудование: проектор, картинки деревьев, веточки, тетради, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: проведение обучающих занятий, осенняя экскурсия, аппликация, рисование деревьев в разной технике.
I. Подготовительный этап.
-Вы сегодня прекрасно выглядите. Настроение у всех хорошее? Давайте друг другу улыбнемся, чтобы оно стало еще лучше!Сейчас я вам прочитаю отрывок стихотворения одной поэтессы Орловой, а вы внимательно послушайте. Стихотворение называется «Что нельзя купить».
Если деньги накопить,
Можно многое купить-
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Как вы думаете, что имела в виду поэтесса? (ответы детей)
-Теперь дослушайте стихотворение.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
-А теперь, что имела в виду поэтесса?
Вы ответили верно. Молодцы!Ведь совершенно верно: красота, которую дарит нам природа, бесценна. Мы сегодня с вами поговорим о красоте, которую дарит нам природа, будем говорить о деревьях. Мы узнаем, чем отличаются друг от друга деревья и почему их иногда называют «Сказочными».
II. Основной этап.
1 часть.
-Дети, как вы думаете, деревья живые? (Ответы детей).
— Да, живые. Они растут, питаются, размножаются, дышат.
-Чем похожи все деревья? Что есть у всех деревьев?
-Ствол, ветки, листья (иголки, крона (ветки с листьями, корень.
-Чем дышат деревья?
-Листьями. Кто об этом расскажет?
Рассказ детей: дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выделяют заводы, машины. А отдаёт кислород – чистый воздух, который нужен всем живым существам.
-Попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны. На что похожи ваши руки? (на ветки) На что похожи ваши пальчики? (листочки) Покажите ствол – туловище. — А где корни? Под землей. — Для чего нужны корни?
-Какие названия деревьев вы знаете?
Загадки.
Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные (Берёзки).
К речке дерево склонилось.
А склонившись,удивилось:
Как же я красива!
Моё имя (Ива).
Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж
Зимою в платье летнем (Ель).
-Ребята, а чем отличаются деревья друг от друга?
-Правильно: размером, формой листьев, корой.
Игра «Чьи детки с ветки?»
Найти листочки к деревьям и назвать их (у доски).
Рассматривание некоторых видов коры (веточки деревьев).
Беседа:
-Какая бывает кора? (гладкая, шершавая, темная, светлая, белая)
-Дети, что находится под корой дерева?
-Древесина.
-Как люди используют древесину?
-Из неё строят дома, делают мебель, различные сувениры – тарелки, ложки, миски, бумагу.
-На изготовление всего этого идут старые деревья. Какие ещё деревья спиливают кроме старых?
-Больные.
-Кто их повреждает?
— Насекомые. Люди.
— Кто лечит деревья? Дятел.
-Кто расскажет нам об этом?
Рассказ ребёнка: «У дятла язычок с зазубринками. Когда он долбит клювом дырки в стволе, то высовывает свой язычок. Насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола».
-Вот так дятел борется с насекомыми.
— Как в народе называют дятла?
-Лесной доктор.
2 часть.
-Ребята, а кора какого дерева очень сильно отличается от других деревьев?
-Кора березы.
-Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.
-Хотите узнать, откуда у березок появились черные полосочки?
— Сначала отдохнем.
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
На стволе берёзки
Чёрные полоски.
Может чёрным угольком
Кто-то чертит их тайком?
Сказка «Как на берёзках появились чёрные полоски».
Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстро рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.
Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался. Хорошо Барсучонку,и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.
Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.
А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.
Примерные вопросы для обсуждения:
-Понравилась сказка?
-Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?
-Как чёрные полоски помогли Барсучонку?
-Кто еще нарисовал черные полоски на березках? Как вы думаете, почему она это сделала?
— Ребята, для чего берёзе черные черточки?
-Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.
Психологический тренинг.
Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив. (Т. А Куликовская)
3 часть.
-Сейчас поговорим о том, почему деревья иногда называют сказочными,
какими бывают деревья в разное время года.
Показ слайдов «Осень».
-Почему в осеннюю пору деревья называют сказочными?
Показ слайдов «Зима».
Показ слайдов «Весна».
Показ слайдов «Лето».
(задаются аналогичные вопросы)
-Давайте сделаем вывод. Почему деревья сказочные?
-Они меняются каждое время года.
-Вся природа – это сказочный мир! Мы не перестаем удивляться красотой природы!
III. Заключительная часть.
Работа в тетради.
-Сейчас, после просмотра, вы поделитесь своими впечатлениями о красоте деревьев. Вы можете изобразить дерево в любое время года.
(Дети рисуют, потом рассказывают, какое дерево изобразили и в какое время года).
— Ребята, вам понравилось занятие?
-Что вы запомнили?
-Давайте расскажем о нашем настроении.
Рефлексия «Солнышко».
На доске Солнышко и отдельно голубые и желтые лучики.
— Кто чувствовал себя хорошо на занятии, кому понравилось- прикрепите к солнышку желтые лучики. Кому сегодня было не интересно на занятии, прикрепите к солнышку синие лучики.
-Я хочу дать вам напутствие.
-Очень важно, дети, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают нашу природу, улицы и дворы.
Каждое дерево нужно беречь,
Возле деревьев костров не жечь!
Если напрасно дерево срубишь,
Станешь беднее, богаче не будешь!
С рощей зеленой дышится краше,
Зелень вокруг – здоровье наше!
Источник
Марина Смирнова
Экологический проект для детей 4–5 лет «Деревья и кустарники»
Экологический проект для детей 4-5 лет «Деревья и кустарники»
Продолжительность проекта: 1 месяц
Вид проекта: творческий, познавательный.
Участники проекта: дети, родители (законные представители, воспитатели группы.
Возраст детей: 4-5 лет.
Актуальность.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Формирование экологического представления у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в настоящее время. Осуществляется системный и организованный подход, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Знакомить детей с объектами живой и неживой природы, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. В качестве объекта исследования выбрано дерево, т. к. деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения).
Проблема: Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями зимой, весной, лето и осенью. Как появляются первые листочки; что будет, если веточку поставить в воду. Почему опадают листочки осенью. И как найти различия и сходства.
Гипотеза: вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта:
Расширять у детей знания и представления о деревьях и кустарниках:
— характерные особенности строения (сходства и различия дерева и кустарника);
— питание дерева и кустарника;
— узнавать и называть деревья и кустарники, произрастающие на территории детского сада.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:
— продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы;
— развивать умение связно и последовательно рассказывать;
— активизировать внимание и память детей,
— развивать логическое мышление;
— учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат: презентация проекта.
Этапы проекта:
Подготовительный: разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Основной:
План мероприятий по реализации проекта: «Деревья и кустарники»
Виды деятельности: Речь и речевое общение. Беседа о пользе деревьев. Цель: Формирование представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны.
Беседа «Как вести себя в природе». Цель: Закладывание основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать». Цель: безопасное поведения в природе. «Муха-цокотуха».
Чтение стихотворения: С. Есенина «Белая берёза». Цель: знакомство с различными деревьями в стихотворной форме, развитие памяти, слухового внимания; ознакомление с народным творчеством. «Растительный мир родного края (деревья, кустарники)». Программное содержание: расширение и обогащение знаний детей о кустарниках, деревьях родного края, воспитание бережного отношение к растительному миру.
Отгадывание загадок про деревья. Цель: умение отвечать на вопрос в загадке.
Игра «Один – много». Цель: формирование умений употреблять названия деревьев во множительном числе. Чтение худ. лит. И. Токмакова «Деревья».
Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, воспитание бережного отношения к деревьям, развитие умения отвечать на вопросы по произведению.
Заучивание стихотворения «Берёза» Цель: Совершенствование художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
«Деревья и кустарники»
Цель: Закрепление представлений о деревьях и кустарниках у детей, как об объектах живой природы
Наблюдения Наблюдения за растительным миром (елью, березой). Цель: ознакомление с елью, березой выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временам года, воспитание бережного отношения к дереву как живому объекту природы.
Наблюдения за деревьями на территории детского сада. Цель: закрепление представлений о деревьях, особенностях строения дерева (ствол, ветки, листья).
Игровая деятельность Д/и: «Чего не стало». Цель: развитие зрительного и слухового внимания с опорой на предметные картинки; развитие памяти, мышления.
Игра: «Найди дерево по описанию». Цель: закрепление знаний о растительном мире.
Игра: «Найди такой же лист». Цель: умение различать листья по форме, цвету, величине.
Пальчиковая гимнастика «Корни». Цель: развитие мелкой моторики рук.
Здоровье и физическое развитие Физкультминутка «Деревья и кустарники», «Буратино».
П/и: «Собери листья», «Беги к дереву».
Дыхательная гимнастика «Сдуй листок».
Изобразительная деятельность: Раскрашивание листьев. Цель: умение раскрашивать, не заходя за контур. Рисование дерева. Лепка дерева.
Рисование «Куста». Формирование у детей создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы (ветка и цветы на ней).
Взаимодействие с родителями: Консультации на темы: «Берегите природу», «По дороге домой»
Социальное развитие Просмотр мультфильмов, диафильмов.
Экскурсия по участку детского сада. Цель: Формирование представлений о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны.
Исследование растения. Цель: определение растения по форме, по строению, по цветку, по семенам, по плодам.
Опыты «Питание дерева», «Воздух в шарике».
Проведена работа с детьми: наблюдения на прогулке, в группе, дидактические игры, рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, леса, составление описательных рассказов, непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «познание», «художественное творчество»; чтение художественной литературы.
Заключительный:
— создание альбома творческих работ «Деревья и кустарники», «С какого дерева лист»;
— изготовление пособия «Собери дерево, куст по строению»;
— презентация проекта.
Используемая литература: общеобразовательная программа ДОУ.
Региональная программа дошкольного образования, Р. К. Шаехова; «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова; «На поляне детства»; хрестоматия для воспитателей дошкольных учреждений и родителей; Казань.
Источник
Задачи:
- закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
- учить детей различать деревья по внешним признакам;
- образовывать прилагательные от существительных;
- существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- подбирать слова-антонимы;
- закрепить употребление предлогов;
- развивать словарь по данной теме.
Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
1. Оргмомент
— Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.
— «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок — хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»
— Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес — это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, — это богатство нашей Родины — России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.
Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.
2. Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
3. Загадки о деревьях
— Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист — ладошкой, с длинной ножкой. (клен)Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.
(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)
4. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
5. Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.
Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
6. Подбор слов-признаков
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
— Лист клена.
— Лист какой?
— Кленовый.
— Лист березы …
— Лист липы …
— Лист тополя …
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)
7. Работа с текстом
День рождения елочки
Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.
Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?
И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом — все одним цветом».
Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»
Я — клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет — маленькие «вертолетики», это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.
Я — осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение — сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.
Я — дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди — мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.
Я — тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения — сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.
Я — липка
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Из цветочков вырастут плоды — орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.
Я — рябина. Про меня говорят:
Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.
Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.
А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.
Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.
Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.
Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной — мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.
8. Дидактическая игра «Скажи ласково»
(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)
9. Итог занятия
Источник