Деревья для ребенка 5 лет

Деревья для ребенка 5 лет thumbnail

Лидия Колесникова
Конспект НОД по экологии «Деревья» для детей 5–6 лет

Конспект НОД по экологии «Деревья» для детей 5–6 лет

Воспитатель : Колесников Лидия Николаевна.

Цели:

Создание у детей радостного настроения; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Образовательные:

Расширять и уточнять представление детей о деревьях в детском саду (лиственные, хвойные, плодовые, их строение (корни,ствол, крона, ветки, листья, о их значении в жизни человека. Закрепить обобщающее понятие «деревья«.

Развивающие:

Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Предварительная работа:

Наблюдение за деревьями в природе. Изучение строения дерева. Рассматривание плакатов с правилами поведения на природе.

Оборудование и материалы:

Карточки с изображением деревьев, плакат «строение дерева«,таблички,словарная работа.

Ход НОД :

Дети сидят на веранде.

Воспитатель:

Ребята сегодня к нам в детский сад прилетела необычная гостья. Угадаете,кто это?

Утро. Весь в цветах лужочек.

Но смотри: один цветочек

Вдруг вспорхнул-и полетел,

И опять на кустик сел!

Удивительный цветочек;

Ножки, глазки, стебелек,

Между крыльев-складочка

Да ведь это ж.

(Бабочка)

Воспитатель:

Да, это Бабочка (показываю игрушку). И сегодня она приглашает вас совершить экскурсию по нашему детскому саду.

-Готовы? (Да)

-Наша Бабочка хочет познакомить вас с деревьями, которые живут на территории нашего детского сада. А что это за деревья, узнаете, отгадав загадку. Воспитатель читает загадки. И на каждую отгадку воспитатель показывает карточку с изображением дерева.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастет на пищу спрос.

(Рябина)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкаю раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился.

(Клен)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками.

(Сосна)

Хоть на елку и похожа,

Уколоть она не может.

Колокольчик вместо шишки,

Есть большие, есть малышки.

(Туя)

Воспитатель: Дети,как назвать их всех одним словом?

Дети: Деревья.

Воспитатель: Правильно. А что общего у всех деревьев?

Дети: Ствол, корни, крона, ветки, листья.

Воспитатель: Чем отличаются?

Дети: У одних хвоинки, у других листья и плоды, у других только листья.

Воспитатель:

— Как называются деревья, у которых листья и плоды?

Дети: Плодовые.

-Как называются деревья,у которых хвоя?

Дети: Хвойные.

— Как называются деревья, у которых только листья?

Дети: Лиственные.

Воспитатель: А теперь давайте прогуляемся с нашей гостьей по территории детского сада и каждому дереву поставим его табличку. Прогулка с выполнением заданий.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы и все таблички расставили правильно и теперь я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Деревья-листики«.

Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте теперь поиграем в любимую игру деревьев.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

(Потягивания-руки в стороны)

Каждое старается,

К нему, к солнцу тянется.

(Потягивания- руки вверх)

Вот подул веселый ветер

Закачались тут же ветки,

(Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперед)

Вправо- влево,взад- вперед

Так деревья ветер гнет.

(Наклоны вперед-назад,вправо-влево)

Он их вертит,он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети присели).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, дерево живое или нет. Почему?

Дети: Оно дышит, питается, растет.

Воспитатель: А как дышит дерево?

Дети: Листочками.

Воспитатель: Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают машины, разные заводы и фабрики,а выделяет кислород, которым мы с вами дышим.

Воспитатель: Дети, а зачем дереву корни?

Дети: С помощью корней деревья пьют воду и получают витамины и разные полезные вещества для роста и жизни, с помощью корней деревья крепко стоят на земле.

Воспитатель: Ребята,нужны ли деревья людям?

Дети: Да.

Воспитатель: Надо ли беречь деревья? Охранять природу?

Воспитатель: Ребята, а давайте подарим деревьям, то что им необходимо.

Предлагаю карточки (солнышко, капелька, птичка и т. п).

Дети: Разбирают карточки и рассказывают какую пользу принесет дереву объект.

— Я дарю тебе солнышко. Оно будет светить ярко-ярко, согревать тебя и твои листочки окрасятся в зеленый цвет.

— Я дарю тебе птичку. Она будет спасать от вредителей, петь песни.

— Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет твои листики.

Воспитатель: Ну что ж, пришла пора нам прощаться с нашей Бабочкой и отпустить ее к другим деткам. Давайте поблагодарим ее за интересную экскурсию.

Итог:

Воспитатель:

— Дети,где мы с вами сегодня были?

— О чем говорили?

— Какие бывают деревья?

— Какие части дерева вы знаете?

— Нужно ли беречь деревья?

Деревья для ребенка 5 лет

Источник

Анна Калачевская
Занятие по экологии «Сказочные деревья» для детей 5–6 лет

Открытое занятие по экологии «Сказочные деревья».

Цель: повысить уровень знаний детей о деревьях.

Задачи:

1.Обучающая: расширять представления о деревьях, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев,

2 Развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, приобщать к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность, пробуждать интерес к природе.

3.Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Тип занятия: комбинированное.

Методы организации занятия: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, игровой, исследовательский, наблюдение, психологический.

Материалы и оборудование: проектор, картинки деревьев, веточки, тетради, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: проведение обучающих занятий, осенняя экскурсия, аппликация, рисование деревьев в разной технике.

I. Подготовительный этап.

-Вы сегодня прекрасно выглядите. Настроение у всех хорошее? Давайте друг другу улыбнемся, чтобы оно стало еще лучше!Сейчас я вам прочитаю отрывок стихотворения одной поэтессы Орловой, а вы внимательно послушайте. Стихотворение называется «Что нельзя купить».

Если деньги накопить,

Можно многое купить-

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Как вы думаете, что имела в виду поэтесса? (ответы детей)

-Теперь дослушайте стихотворение.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

-А теперь, что имела в виду поэтесса?

Вы ответили верно. Молодцы!Ведь совершенно верно: красота, которую дарит нам природа, бесценна. Мы сегодня с вами поговорим о красоте, которую дарит нам природа, будем говорить о деревьях. Мы узнаем, чем отличаются друг от друга деревья и почему их иногда называют «Сказочными».

Читайте также:  Ребенок 5 лет знает таблицу умножения

II. Основной этап.

1 часть.

-Дети, как вы думаете, деревья живые? (Ответы детей).

— Да, живые. Они растут, питаются, размножаются, дышат.

-Чем похожи все деревья? Что есть у всех деревьев?

-Ствол, ветки, листья (иголки, крона (ветки с листьями, корень.

-Чем дышат деревья?

-Листьями. Кто об этом расскажет?

Рассказ детей: дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выделяют заводы, машины. А отдаёт кислород – чистый воздух, который нужен всем живым существам.

-Попробуем изобразить деревья: встанем, поднимем руки вверх, в стороны. На что похожи ваши руки? (на ветки) На что похожи ваши пальчики? (листочки) Покажите ствол – туловище. — А где корни? Под землей. — Для чего нужны корни?

-Какие названия деревьев вы знаете?

Загадки.

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой,

Словно девочки – подростки,

Белоствольные (Берёзки).

К речке дерево склонилось.

А склонившись,удивилось:

Как же я красива!

Моё имя (Ива).

Её всегда в лесу найдёшь.

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая как ёж

Зимою в платье летнем (Ель).

-Ребята, а чем отличаются деревья друг от друга?

-Правильно: размером, формой листьев, корой.

Игра «Чьи детки с ветки?»

Найти листочки к деревьям и назвать их (у доски).

Рассматривание некоторых видов коры (веточки деревьев).

Беседа:

-Какая бывает кора? (гладкая, шершавая, темная, светлая, белая)

-Дети, что находится под корой дерева?

-Древесина.

-Как люди используют древесину?

-Из неё строят дома, делают мебель, различные сувениры – тарелки, ложки, миски, бумагу.

-На изготовление всего этого идут старые деревья. Какие ещё деревья спиливают кроме старых?

-Больные.

-Кто их повреждает?

— Насекомые. Люди.

— Кто лечит деревья? Дятел.

-Кто расскажет нам об этом?

Рассказ ребёнка: «У дятла язычок с зазубринками. Когда он долбит клювом дырки в стволе, то высовывает свой язычок. Насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола».

-Вот так дятел борется с насекомыми.

— Как в народе называют дятла?

-Лесной доктор.

2 часть.

-Ребята, а кора какого дерева очень сильно отличается от других деревьев?

-Кора березы.

-Берёза – единственное в мире дерево с белой корой.

-Хотите узнать, откуда у березок появились черные полосочки?

— Сначала отдохнем.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

На стволе берёзки

Чёрные полоски.

Может чёрным угольком

Кто-то чертит их тайком?

Сказка «Как на берёзках появились чёрные полоски».

Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстро рос и становился самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных полосок.

Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался. Хорошо Барсучонку,и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.

Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски. Но они от этого ещё краше стали.

А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.

Примерные вопросы для обсуждения:

-Понравилась сказка?

-Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?

-Как чёрные полоски помогли Барсучонку?

-Кто еще нарисовал черные полоски на березках? Как вы думаете, почему она это сделала?

— Ребята, для чего берёзе черные черточки?

-Оказывается, берёза дышит через них и называются они чечевички.

Психологический тренинг.

Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое, нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку за её подарок. Ты спокоен и счастлив. (Т. А Куликовская)

3 часть.

-Сейчас поговорим о том, почему деревья иногда называют сказочными,

какими бывают деревья в разное время года.

Показ слайдов «Осень».

-Почему в осеннюю пору деревья называют сказочными?

Показ слайдов «Зима».

Показ слайдов «Весна».

Показ слайдов «Лето».

(задаются аналогичные вопросы)

-Давайте сделаем вывод. Почему деревья сказочные?

-Они меняются каждое время года.

-Вся природа – это сказочный мир! Мы не перестаем удивляться красотой природы!

III. Заключительная часть.

Работа в тетради.

-Сейчас, после просмотра, вы поделитесь своими впечатлениями о красоте деревьев. Вы можете изобразить дерево в любое время года.

(Дети рисуют, потом рассказывают, какое дерево изобразили и в какое время года).

— Ребята, вам понравилось занятие?

-Что вы запомнили?

-Давайте расскажем о нашем настроении.

Рефлексия «Солнышко».

На доске Солнышко и отдельно голубые и желтые лучики.

— Кто чувствовал себя хорошо на занятии, кому понравилось- прикрепите к солнышку желтые лучики. Кому сегодня было не интересно на занятии, прикрепите к солнышку синие лучики.

-Я хочу дать вам напутствие.

-Очень важно, дети, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают нашу природу, улицы и дворы.

Каждое дерево нужно беречь,

Возле деревьев костров не жечь!

Если напрасно дерево срубишь,

Станешь беднее, богаче не будешь!

С рощей зеленой дышится краше,

Зелень вокруг – здоровье наше!

Источник

Марина Смирнова
Экологический проект для детей 4–5 лет «Деревья и кустарники»

Экологический проект для детей 4-5 лет «Деревья и кустарники»

Продолжительность проекта: 1 месяц

Вид проекта: творческий, познавательный.

Участники проекта: дети, родители (законные представители, воспитатели группы.

Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность.

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Формирование экологического представления у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в настоящее время. Осуществляется системный и организованный подход, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Знакомить детей с объектами живой и неживой природы, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. В качестве объекта исследования выбрано дерево, т. к. деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения).

Читайте также:  Гомеовокс как давать ребенку 5 лет

Проблема: Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями зимой, весной, лето и осенью. Как появляются первые листочки; что будет, если веточку поставить в воду. Почему опадают листочки осенью. И как найти различия и сходства.

Гипотеза: вовлечение детей в активное освоение растительного мира через проектную деятельность.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.

Задачи проекта:

Расширять у детей знания и представления о деревьях и кустарниках:

— характерные особенности строения (сходства и различия дерева и кустарника);

— питание дерева и кустарника;

— узнавать и называть деревья и кустарники, произрастающие на территории детского сада.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:

— продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы;

— развивать умение связно и последовательно рассказывать;

— активизировать внимание и память детей,

— развивать логическое мышление;

— учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат: презентация проекта.

Этапы проекта:

Подготовительный: разработка плана по реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.

Основной:

План мероприятий по реализации проекта: «Деревья и кустарники»

Виды деятельности: Речь и речевое общение. Беседа о пользе деревьев. Цель: Формирование представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны.

Беседа «Как вести себя в природе». Цель: Закладывание основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать». Цель: безопасное поведения в природе. «Муха-цокотуха».

Чтение стихотворения: С. Есенина «Белая берёза». Цель: знакомство с различными деревьями в стихотворной форме, развитие памяти, слухового внимания; ознакомление с народным творчеством. «Растительный мир родного края (деревья, кустарники)». Программное содержание: расширение и обогащение знаний детей о кустарниках, деревьях родного края, воспитание бережного отношение к растительному миру.

Отгадывание загадок про деревья. Цель: умение отвечать на вопрос в загадке.

Игра «Один – много». Цель: формирование умений употреблять названия деревьев во множительном числе. Чтение худ. лит. И. Токмакова «Деревья».

Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, воспитание бережного отношения к деревьям, развитие умения отвечать на вопросы по произведению.

Заучивание стихотворения «Берёза» Цель: Совершенствование художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

«Деревья и кустарники»

Цель: Закрепление представлений о деревьях и кустарниках у детей, как об объектах живой природы

Наблюдения Наблюдения за растительным миром (елью, березой). Цель: ознакомление с елью, березой выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временам года, воспитание бережного отношения к дереву как живому объекту природы.

Наблюдения за деревьями на территории детского сада. Цель: закрепление представлений о деревьях, особенностях строения дерева (ствол, ветки, листья).

Игровая деятельность Д/и: «Чего не стало». Цель: развитие зрительного и слухового внимания с опорой на предметные картинки; развитие памяти, мышления.

Игра: «Найди дерево по описанию». Цель: закрепление знаний о растительном мире.

Игра: «Найди такой же лист». Цель: умение различать листья по форме, цвету, величине.

Пальчиковая гимнастика «Корни». Цель: развитие мелкой моторики рук.

Здоровье и физическое развитие Физкультминутка «Деревья и кустарники», «Буратино».

П/и: «Собери листья», «Беги к дереву».

Дыхательная гимнастика «Сдуй листок».

Изобразительная деятельность: Раскрашивание листьев. Цель: умение раскрашивать, не заходя за контур. Рисование дерева. Лепка дерева.

Рисование «Куста». Формирование у детей создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы (ветка и цветы на ней).

Взаимодействие с родителями: Консультации на темы: «Берегите природу», «По дороге домой»

Социальное развитие Просмотр мультфильмов, диафильмов.

Экскурсия по участку детского сада. Цель: Формирование представлений о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны.

Исследование растения. Цель: определение растения по форме, по строению, по цветку, по семенам, по плодам.

Опыты «Питание дерева», «Воздух в шарике».

Проведена работа с детьми: наблюдения на прогулке, в группе, дидактические игры, рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, леса, составление описательных рассказов, непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям «познание», «художественное творчество»; чтение художественной литературы.

Заключительный:

— создание альбома творческих работ «Деревья и кустарники», «С какого дерева лист»;

— изготовление пособия «Собери дерево, куст по строению»;

— презентация проекта.

Используемая литература: общеобразовательная программа ДОУ.

Региональная программа дошкольного образования, Р. К. Шаехова; «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова; «На поляне детства»; хрестоматия для воспитателей дошкольных учреждений и родителей; Казань.

Источник

Задачи:

  • закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
  • учить детей различать деревья по внешним признакам;
  • образовывать прилагательные от существительных;
  • существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • подбирать слова-антонимы;
  • закрепить употребление предлогов;
  • развивать словарь по данной теме.

Развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент

— Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано.

— «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок — хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

— Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес — это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, — это богатство нашей Родины — России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Читайте также:  Документы на загранпаспорт 5 лет для ребенка 2017

Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.

2. Беседа о деревьях

— Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

3. Загадки о деревьях

— Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист — ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Давайте попробуем найти картинку с деревом, которое вы назвали, у меня на столе и прикрепим ее на доску.

(дети называют деревья, находят картинку дерева, которое называет и прикрепляют на доску)

4. Физкультминутка

Мы вокруг березы
Весело пойдем,                     Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем,         поднимают,
Покружимся слегка.             кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака.                делают движения подбрасывания.

5. Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут.

Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

6. Подбор слов-признаков

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

— Лист клена.

— Лист какой?

 — Кленовый.

— Лист березы …

— Лист липы …

— Лист тополя …

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Листопад.)

7. Работа с текстом

День рождения елочки

Проснулась елочка ранней весной и видит: все деревья голые, а она нарядная, зеленая. Обрадовалась своему прекрасному наряду и загордилась.

Но скоро наступило лето, и все деревья стали такими же, как она, зелеными. Ничем от других она и отличаться-то не стала. Загрустила маленькая елочка: никто на нее не смотрит. Интересно, а что же дальше будет?

И настала золотая осень. Раскрасила она все деревья разноцветными красками, а елочка так и стоит зеленая. Загрустила она и думает: «И зимой, и летом — все одним цветом».

Заплакала елочка, а деревья собрались вокруг нее и успокаивают: «Маленькая ты еще, многого не знаешь, хочешь, мы тебе о себе расскажем?»

Я клен, посмотри, какими яркими красками раскрасила осень мои листья: они оранжевые, желтые, багряные, самые большие и красивые. У меня не найдешь и двух одинаковых. Из моих листьев можно собрать много разноцветных букетов. Есть у меня и секрет — маленькие «вертолетики», это мои крылатые плоды, а в них спрятаны семена. Дунет ветер, оно полетит куда-нибудь, зацепится за землю, укроется листочками и будет ждать весны, чтобы прорасти.

Я — осина, у меня зеленовато-лиловая кора, листья сейчас ярко-красные, особенные, очень подвижные, приходят в движение даже от слабого ветерка. Есть у меня и украшение — сережки с семенами, они напоминают пушистых гусениц. А семена разносятся далеко-далеко, жаль только, что кору мою любят грызть лоси и зайцы.

Я — дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотри, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди — мои семена. Из них потом молодые дубки вырастут.

Я — тополь. Кора у меня гладкая, листочки только кое-где пожелтели. Весной почки у меня клейкие, похожие на пушистые шпоры, из них вырастают молодые клейкие листочки, они сильно и приятно пахнут. Есть у меня и украшения — сережки, из которых потом пух лететь будет и разносить семена мои.

Я — липка

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Медоносным цветом
Зацвету я летом.

Из цветочков вырастут плоды — орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Я — рябина. Про меня говорят:

Уж клич отзвенел журавлиный,
Давно осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все так же свисая горят.

Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, так как ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

А про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют береза моя, березонька белая, береза кудрявая.

Только у меня кора белая с черными пятнами. Весной только я очень полезным березовым соком всех пою. А сережки и у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Из них семена-крылатки разлетаются повсюду. Почки мои любят птицы.

Выслушала елочка всех и загрустила: «А я все зеленая да зеленая». Посоветовались деревья и решили устроить елочке день рождения, подарить подарки. Много лет прошло с тех пор, но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят ей подарки.

Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива осыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная и счастливая, раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда девать, а ей все дарят и дарят. У всех на глазах елочка становится из колючей и хвойной — мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то, что зимой и летом — одним цветом.

8. Дидактическая игра «Скажи ласково»

(дождь, туча, дерево, ствол, лист, почка, ветка, листопад)

9. Итог занятия

Источник