Дефекты речи у ребенка 5 лет

Дефекты речи у ребенка 5 лет thumbnail

Дефектами речи страдает много дети, и наблюдается тенденция к увеличению. Естественно, это пугает и тревожит родителей, вызывая страх — вдруг ребенок так и останется косноязычным? Мы обсудим, какие бывают дефекты речи, почему они возникают, когда наблюдать, а когда идти к логопеду.

Мама с дочкой читают книгуshutr.bz

Причина

Читай также — Самые распространенные детские заболевания: причины, симптомы, лечение

Почему происходит неуклонный рост дефектов речевой патологии, сказать точно сложно. Сюда можно отнести проблемы при протекании беременности и родов, тотальное невнимание мам к малышам, неправильное речевое общение — сюсюканье, когда с ребенком говорят не четкими словами, а искажая их. Проблема также может быть в артикуляционном аппарате: укороченная уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус.

мама с дочкойshutr.bz

Виды дефектов речи

Разберем самые распространенные дефекты речи у ребенка. Самая распространенная патология — это дислалия, когда у ребенка хороший слух, правильная построенная речь, но есть фонетические дефекты. Чаще всего это плохое произношение звуков свистящих и шипящих.

Заикание — нарушение плавности речи, ее темпа, ритма из-за судорожного состояния мышц. Произносится звук или слог с растягиванием — «м-м-м-мишка», «по-по-получить». В случае заикания нужно обращаться к педиатру, неврологу, психологу и логопеду.

Есть понятие ринолалия — это гнусавость голоса, нарушение резонанса в носовой полости.

Алалия — поражение речи вследствие нарушения речевых зон в головном мозге. Чаще при этом интеллект сохранен, но усвоение письма и чтения труднодостигаемо.

Задержка речевого развития (ЗРР) — речевое расстройство, где есть проблемы всей цепочки речевой системы — и звуковой, и смысловой сторон. Идет нарушения произношения звуков, затруднение со словообразованием.

Мама с дочкойshutr.bz

Когда бить тревогу

Читайте — Советы педиатра: каких врачей нужно посетить с ребенком перед 1 сентября

Для начала нужно знать, что должен уметь ребенок в определенном возрасте. Когда ребенку годик, он должен говорить около 5-10 слов по типу «мама», «папа», «дай», «на». Если этого не происходит, нужно стараться больше заниматься с ребенком. Этот признак должен насторожить, но если ребенок молчит в два-три года, назвать физиологической особенностью это просто нельзя.

В 1,5-2 года уже должны быть фразы: «Мама, дай пить», «Пришла бабушка», «Хочу играть машинкой». Эти слова могут произноситься искаженно, на данном этапе возрастного периода это нормально.

В три года ребенок уже должен говорить небольшие сложные фразы, например: «Мы пойдем в парк и будем кататься на качелях», «Скоро приедет папа, привезет мне новую машину». Если в этом возрасте у ребенка фразы односложные, это тоже повод обратится к логопеду.

К четырем годам ребенок должен хорошо говорить звуки «с» и «з». Он все рассказывает, что видел, задает вопросы. Важно в этот период делать так, чтобы малыш больше говорил про все, выражал свои мысли вслух.

Мама с дочкойshutr.bz

В 5 лет ребенок должен произносить все шипящие звуки — «ш», «ж», «щ». Тяжело даваемую букву «р» ребенок должен освоить до 6 лет. В этот период он должен правильно говорить сложные фразы.

Читайте — Гиперактивный ребенок: советы психолога по воспитанию

Если ребенок не обладает вышеуказанными речевыми навыками в возрасте около шести лет, его обязательно нужно показать логопеду. С помощью различных методик можно быстро наладить произношение.

Если ребенок в 1,5-2 года вообще не говорит, нужно срочно обращаться к врачу. Да, это иногда бывает и физиологическая особенность ребенка, но такое бывает довольно редко, чаще всего здесь есть другая проблема.

Мама с дочкой у врачаshutr.bz

Как мама может помочь в развитии речи

Нужно разговаривать с малышом, начиная с самого раннего детства, можно сказать, с пеленок. Спокойно и четко произносить название всех предметов. Где бы вы ни находились — в парке, дома, в магазине, нужно постоянно комментировать все, что окружает малыша. Можно петь песенки, показывать картинки, делать так, чтобы он принимал участие. Если ребенок тянется к чашке, спрашивать: «Ты хочешь пить?», и даже если кроха отвечает на непонятном языке, поощрять любые попытки ответа.

Не нужно забывать о пальчиках — мелкая моторика связана с речевым развитием. В этом поможет всем известная игра — «Сорока-ворона кашу варили». Также можно использовать пластилин для лепки, давать горох и фасоль для раскладывания по емкостям. Только при этом обязательное присутствие мамы, дабы ребенок не засунул себе мелкие детали или пластилин в рот или нос.

С каждым ребенком нужно заниматься индивидуально, поэтому, если мама заметила какие-то дефекты речи, нужно обратится к врачу педиатру или логопеду. Регулярно посещать занятия важно для усвоения материала. Выполнять домашнее задание, которое доктор-логопед практически всегда дает после каждого сеанса.

Квалификация логопедов разная, в более тяжелых случаях, возможно, придется искать специалиста именно в этой сфере нарушений.

Читайте также:  Картинки для развития речи ребенка 5 лет

Мама с дочкой читает книгуshutr.bz

С ребенком всегда нужно долго и кропотливо работать, замечать его достоинства и в чем он отстает. Вовремя выявленная проблема, правильное совместное лечение — залог красивой грамотной речи ребенка.

Источник

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  • Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  • Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  • Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  • Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  • Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  • Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует. Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.
  • Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р». Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность. В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  • Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  • Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  • Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  • Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  • Раскатистый – форсированное использование языка
  • Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  • Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  • Гамацизм – звук «г»
  • Каппацизм – звук «к»
  • Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  • Отсутствием звуков «Г» и «К».
  • Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  • Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  • Ротацизм и ламбдацизм
  • Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  • Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
  • Фонетико-фонематические нарушения
  • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  • Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  • Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.
Читайте также:  Витамины для ребенка 5 лет с магнием

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития. В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения. Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем. Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так. Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  • Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  • Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  • Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  • Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  • На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.

Источник: https://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/

Источник

Бардышева Наташа
Виды речевых нарушений. Причины возникновения речевых нарушений. Задачи коррекционного обучения детей 5–6 лет

В человеческой деятельности нет областей, где бы не употреблялась речь. Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. Речь – это общение. Речь – это мышление. Речь – это познание. Речь – это признак сознательной и разумной жизни.

Все родителя хотят, чтобы их дети обладали красивой речью, потому что красивая, правильная речь создает основу для всестороннего развития ребенка.

Если у ребенка недостаточно развита речь, это приводит к различным нарушениям и в поведении и в общении.

Дети становятся или замкнутыми, с трудом входят в контакт со сверстниками, взрослыми (потому что их не понимают) или наоборот становятся гиперактивными, агрессивными, привлекая внимание к себе.

Обычно к 3-4 годам дети с нормальным интеллектом и слухом имеют правильную речь.

Существуют несколько видов речевых нарушений.

1. Дислалия — самое распространенное речевое нарушение

Оно проявляется в том,что ребенок не произносит звуки:

пропускает (• ука – рука,

чаще искажает звук (яука – рука – вука, сапка – шапка)

Дислалия как правило ведет за собой и нарушение фонематического слуха.

Диагноз – ФФН фонетико – фонематическое недоразвитие.

В группе семь детей с ФФН.

2. На втором месте такое речевое нарушение как – Дизартрия

У ребенка с дизартрией очень слабы (все согласные произносит мягко) или наоборот напряженны мышцы органов речевого аппарата в следствии поражения речевых центров в коре головного мозга или проводящих путей, что приводит к стойкому нарушению речи.

У таких детей, как правило, очень долго и трудно идет автоматизация поставленных звуков изомерованно произносит, а в речевом потоке

Читайте также:  Аугментин как принимать ребенку 5 лет

искажает или заменяет (рука – вука – фука, санки – сянки, шуба — с’юба)

перестановка слогов (дерево – деверо)

опускает слог (молоток – моток)

3. Риноламия – нарушение тембра голоса (говорит в нос)

4. Аламия – отсутствие речи.

моторная – все понимает, но не говорит.

сенсорная – не говорит и не понимает.

5. Афазия – потеря речи после болезни (инсульт, травма головы)

6. Заикание

Все перечисленные нарушения речи (кроме дислалии) связанны с поражением в ЦНС. Тяжесть дефекта зависит от локализации поражения

(в коре головного мозга или проводящих путях). При коррекции речевых нарушений, обусловленных нарушениями ЦНС всегда необходимо медикаментозное лечение (массаж, витамины).

Сложные формы дислалии, когда нарушено произношение всех групп звуков (свистящих, шипящих, соноров) и все перечисленные нарушения ведут к нарушению всех четырех компонентов речи.

Ребенку ставится логопедическое заключение – общее недоразвитие речи на фоне дизартрии, риноламии и т. д.

Какие же причины влияют на возникновение речевых нарушений.

В зависимости от времени воздействия неблагоприятных факторов на развитие речи можно выделить:

1. Перинатальную патологию (внутриутробное развитие плода)

2. Натальную (повреждения при родах)

3. Постнатальную патологию (от рождения до трех лет когда идет интенсивное развитее речи)

В перинатальный период на развитие речи могут повлиять следующие неблагоприятные факторы:

— наследственные (генные, хромосомные заболевания, все в роду картавят и ребенок может картавить)

— гипоксические (кислородное голодание плода когда будущая мама редко гуляет на свежем воздухе, чаще всего находится в прокуренном помещении)

— травматические (внутриутробное кровоизлияние в результате ушибов, падений, сдавливания плода. Особенно в первую половину беременности, когда формируется ЦНС)

— биологические (вирусы, бактерии, которые попадают через кровь матери к плоду, в процессе болезней – ОРВ, грипп, краснуха, ветрянка, сифилис, ВИЧ инфекция и т. д.)

— химические (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, алкоголь, наркотики, никотин) От отца к ребенку передается в 10 – 20 случаев. От матери в 90 случаев.

— экологические состояние среды, гипо и гипервитаминозы, недостаток микроэлементов, радиоактивное облучение, при плохом питании, постоянной работе на компьютере.

— иммунологическая несовместимость (по резус – фактору)

— социально – психологический фактор (всевозможные стрессы: смерть близкого человека, нежеланный ребенок и т. д.)

В натальный период на плот могут воздействовать следующие неблагоприятные факторы, которые так же могут оказать отрицательное влияние на развитие речи.

— асфексия (кислородное голодание ребенка — удушье)

— травмы в результате стремительных или затяжных родов, кесарево сечение, падение ребенка, сдавливание головы и т. д.)

В постнатальный период на развитие речи ребенка могут повлиять следующие факторы:

— наследственные

— травматические (ушибы головы, травмы лица — губ, языка и т. д.)

— биологические — частые болезни ребенка.

— химические – много лекарств, особенно антибиотиков, нахождение ребенка в грязном, прокуренном помещение.

— социально – психологические (ссоры в семье, шум, нарушение режима сна, бодрствования)

— неправильное воспитание в семье:

• Долго сосал соску (межзубное произношение, слабость мышц)

• Мало разговаривали в семье (беден словарный запас)

• Общение в семье на языке ребенка (лепет, сюсюканье) Когда ребенок до трех лет не слышит правильной речи взрослого

ребенок КА – каша и родители (КА)

Все перечисленные причины могут вызвать различные речевые нарушения. От легких до наиболее тяжелых.

От характера нарушения зависит и время, которое необходимо для коррекции того или иного нарушения речи. Оно может длиться от 3 месяцев до 3-5-10 лет.

Поэтому важно как можно раньше и систематически заниматься коррекцией речевых нарушений.

Задачи коррекционной работы осуществляются на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Какие же задачи по коррекции речи будут решаться в этом учебном году?

1. Первая и главная задача – формирование правильного произношения звуков речи (постановка, автоматизация)

2. Развитие фонематического восприятия (различать речевые и не речевые звуки, гласные, согласные называть последовательность звуков в словах)

3. Расширение запаса по изучаемым темам (сад, огород, игрушки, звери, птицы, времена года и т. д.)

4. Формирование грамматического строя речи, (работа над предложением, согласование существительного с числительным, прилагательного глаголами в числе, роде, падеже).

5. Развитие связной речи (пересказ, составление рассказов).

6. Развитие графических навыков (знакомство с тетрадью в клетку, рисование фигур, штриховка нарисованных фигур линиями в разных направлениях.

7. Развитие памяти, внимания, мышления через игры, стихи, загадки, скороговорки, потешки и т. д.

Коррекционные задачи будут выполнены в том случае,если мы: логопед, воспитатели, родители станем действовать согласованно.

Источник