Дцп уровень развития для ребенка 6 лет

Дцп уровень развития для ребенка 6 лет thumbnail

Особенности развития детей с ДЦП 6-8 лет

Давайте рассмотрим, какие же особенности развития претерпевают дети, страдающие ДЦП или с ограниченными возможностями здоровья. При любых двигательных нарушениях проявляются вторичные дефекты развития. Прежде всего, нарушаются процессы ощущения и восприятия. А это фундамент дальнейшего полноценного развития ребенка, так как через ощущения и восприятия ребенок познает свойства и качества окружающего мира. Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания,  в том числе узнавании предметов на ощупь, т.е. наблюдается нарушения стереогнозиса. Это препятствует развитию предметных действий и отрицательно сказывается на общем уровне психического развития.

Многие дети с ДЦП имеют нарушения зрения: косоглазие, атрофия зрительного нерва и т.д. Для формирования предметно-практической деятельности мышления значение имеет согласованность движение руки и глаза. У детей с ДЦП такие согласованные движения развиты недостаточно, особенно если наблюдаются неправильные установки тела, головы и конечностей. Дети не в состоянии следить глазами за своими движениями. У них нарушается концентрация внимания, страдает объем и распределение. Это препятствует выработке навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, конструирования и рисования. На базе развития ощущения, восприятия и движения формируется высшие психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и речь. По — этому дети с ДЦП имеют не только двигательные нарушения, но и значительные нарушения в развитии познавательной  активности и деятельности.

Кроме  того, зависимость от окружающих взрослых способствует формированию пассивности, безынициативности, а также нарушает становление мотивационной сферы. Также имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро утомляются, становятся вялыми и раздражительными при неудачах отказываются от выполнения заданий. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство или усиливаются насильственные движения, появляется обильное слюнотечение. У них произвольная деятельность формируется медленно. Дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью и болезненно реагируют на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Обследуя детей с ДЦП 6-8 летнего возраста  можно выделить следующие особенности развития познавательной деятельности:

  1. Количество предметов, которые ребенок удерживает в поле зрения в деятельности не больше 3-4х,время концентрации на задании в среднем 10-15 минут; способность переключаться с одного вида деятельности на другой  снижена, отмечаются симптомы застревания. Интерес к заданиям избирательный, по этому качество внимания снижается.
  2. Память развивается недостаточно, объем кратковременной памяти низкий. Из 7 слов в среднем воспроизводят 3-4 слова. Словесная память зависит от состояния речевого развития. Образная память зависит от зрительного восприятия, по этому при легких нарушениях зрения ребенок запоминает из 7 картинок 4-5.
  3. Воображение в этом возрасте у детей на низком уровне развития. Они затрудняются в словесной форме воссоздать образ персонажа. Изобразительная деятельность у них развита слабо и зависит от двигательных возможностей.
  4. Мышление развито на наглядно-действенном уровне и зависит от формы ДЦП. Наглядно-действенное мышление формируется на основе развития самостоятельной ориентировочно-исследовательской деятельности при решении практических задач. В процессе действия с предметами появляется мотив для собственных рассуждений и умозаключений, и создается фундаментальная основа для становления образов — представлений. Если такой процесс нарушен, то наглядно-действенное мышление страдает, отсюда слабо формируется наглядно-образное и логическое мышление. Дети с ДЦП действуют с помощью взрослого т.к. произвольная деятельность не развита. Они не понимают картинок с изображением нелепостей, потому что не устанавливают скрытый смысл. Не видят последовательность в серии картинок, не могут установить самостоятельно тождество, сходство и различия в образах на основе зрительного анализа. Сенсорное развитие также отстает.
  5. Элементарные математические представления развиты недостаточно. В этом возрасте дети с ДЦП различают лишь основные цвета и 2-3 оттенка, 4 геометрические формы и называют только величины большой-маленький, высокий-низкий. У них недостаточное представление о количестве, знают понятие много и один, больше- меньше, умеют считать лишь до 5 или заучивают счет механически. У некоторых счет не соотносится с количеством предметов, не запоминают образ цифры после шести. Трудно усваивают простые арифметические задачи даже с наглядным материалом. Это следствие того, что сенсорное развитие нарушено. Отсюда следует, что дети с ДЦП имеют из-за основного заболевания вторичные нарушения- задержку психического развития или умственную отсталость. По этому корреционно-педагогическая работа строится с учетом возможностей ребенка и потенциала дальнейшего развития. Очень важно выбрать эффективные методы и приемы воздействия  для развития познавательных способностей у детей с ОВЗ.

Источник

ДЦП по степени двигательных нарушений делится на пять уровней. От этого будет зависеть реабилитационный прогноз.

Дцп уровень развития для ребенка 6 лет

I уровень

Дети передвигаются самостоятельно без ограничений, но, как правило, имеют затруднения с более сложными двигательными навыками.

II уровень

Дети передвигаются самостоятельно с ограничениями.

III уровень

Предполагает передвижение с использованием дополнительных приспособлений (трости, ходунки и т. п.) по ровной поверхности.

IV уровень

Дети могут самостоятельно сидеть, но не могут ходить. По улице они передвигаются либо в кресле активного типа, либо пассивно транспортируются.

Возможно использование кресла с электроприводом для передвижения на большие расстояния.

V уровень

V уровень нарушений двигательной функции – самый тяжелый: дети не способны передвигаться без посторонней помощи, редко – при использовании адаптированного кресла с электроприводом.

Динамика развития моторных функций у детей с ДЦП

Примечательно, что у каждого ребенка с церебральным параличом уровень моторики по GMFCS не меняется, он один и тот же с двух лет в течение всей жизни. Его можно указывать в диагнозе вслед за указанием формы ДЦП. По этой причине уровень по GMFCS невозможно использовать для оценки динамики двигательного развития. Однако, с возрастом в пределах одного и то же уровня происходят естественные изменения.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка великий новгород

Авторитетный российский детский невролог Вера Анатольевна Змановская в методическом пособии «Программа наблюдения детей с церебральным параличом» приводит такое описание возрастного развития моторики, характерного для различных уровней GMFCS:

Дцп уровень развития для ребенка 6 лет

I уровень

До 2 лет: начало самостоятельной ходьбы.
2-4 года: самостоятельная ходьба без прыжков и бега.
4-6 лет: самостоятельная ходьба, подъем по лестнице, бег и прыжки.
6-12, 12-18 лет – самостоятельная ходьба с препятствиями, бег и прыжки, участие в спортивных мероприятиях.

II уровень

До 2 лет: ребенок ползает на животе и четвереньках, ходит вдоль опоры.
2-4 года: ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, к 4 годам самостоятельно ходит.
4-6 лет: самостоятельно ходит на короткие расстояния, поднимается по лестнице с перилами, не умеет бегать и прыгать.
6-12, 12-18 – самостоятельно ходит на большие расстояния, но в привычной обстановке, на улице использует приспособления, бегает и прыгает плохо.

III уровень

До 2 лет: ребенок переворачивается и ползает на животе.
2–4 года: ползает по-пластунски или на четвереньках (реципрокно), ходит на короткие расстояния с ручными приспособлениями.
4–6 лет: может встать со стула без опоры, но ходит только с приспособлениями.
6–12, 12–18: ходит только с приспособлениями, может подниматься и спускаться по лестнице с перилами, по улице передвигается только на коляске.

IV уровень

До 2 лет: переворачивается, но не удерживает позу сидя.
2–4 года: сидит в приспособлениях, ползает по-пластунски.
4–6 лет: может сесть и встать с кресла с помощью взрослого, в лучшем случае может передвигаться на короткие расстояния с помощью приспособлений.
6–12, 12–18: по комнате может передвигаться перекатами или ползая на животе, а также в ходунках, поддерживающих тазовый корпус и туловище.

V уровень

До 2 лет: нуждается в помощи взрослого, чтобы перевернуться.
2–4 года: некоторые дети достигают мобильности с использованием моторизированной высокотехнологичной коляски.
4–6, 6–12, 12–18 лет – некоторые дети достигают мобильности с использованием высокотехнологичного инвалидного кресла.

Источник

На чтение 13 мин. Просмотров 172 Опубликовано 05.01.2021 Обновлено 07.01.2021

Ребенок с ДЦП в детском саду: характеристика, развитие, уход. Детский церебральный паралич – заболевание, вызванное поражением головного мозга, которое приводит к двигательным дисфункциям, – не считается генетическим. Его возникновение может спровоцировать болезнь женщины во время беременности, приведшая к патологии развития плода. ДЦП также может быть вызван тяжелыми родами и родовой травмой. Малыш, рожденный с таким заболеванием, требует особой заботы и повышенного внимания родных.

Основные признаки проявления ДЦП у ребенка

То, что дитя развивается не так, как должно, родители могут заметить еще в первые месяцы жизни малыша. У него отсутствуют определенные навыки, присущие здоровым детям, он не столь активен, а поведение его порой вызывает замешательство неопытных мам.

Личностные особенности ребенка дошкольного возраста с ДЦП

Ребенок с ДЦП в детском саду. Личность малыша с детским церебральным параличом формируется не так, как у здорового человека. На психологическое развитие влияет слабая работа отделов мозга, отвечающих за эмоциональную волю. Вследствие этого у дошкольника с ДЦП наблюдается ярко выраженный психический инфантилизм.

Что это значит:

  • заинтересованность в удовлетворении собственных потребностей;
  • отсутствие общения и взаимодействия с другими детьми;
  • желание малыша – на первом месте, даже в ущерб желания других;
  • та деятельность, где нужно приложить усилия, отвергается;
  • пассивность и болезненная застенчивость, которую иногда неопытные родители принимают за скромность;
  • тяжелая адаптация к чему-то новому: обстановке, знаниям, знакомствам;
  • болезненная впечатлительность, страх оказаться объектом замечания, все воспринимается гиперэмоционально. 

Среди личностных особенностей стоит отметить суетливость, излишнее беспокойство вплоть до паники, которая может привести к агрессии. Вообще перепады настроения – от безудержного веселья до горьких рыданий – характерны для детей с аномалией развития.

Больная психика лишает детей здорового сна. Такие малыши могут с криком просыпать ночью, увидев кошмар, а сон приходит с трудом.

Есть еще одна черта – сильная утомляемость. Организм не может долго выносить нагрузку, что выливается в беспокойное поведение или плаксивость и гневную раздражительность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СанПиН для детских садов

Эмоциональное развитие

Ребенок с ДЦП в детском саду. Специалисты отмечают, что дети с ДЦП:

  • чересчур плаксивы;
  • склонны к истерике;
  • могут быть заторможены;
  • слабо реагируют на обращение к ним;
  • копируют поведение других;
  • плохо оценивают окружающую реальность;
  • со слабой волей;
  • внушаемы.

Для коррекции эмоционального развития детей с ДЦП используются музыкальные занятия, творческие уроки с чтением рассказов, экскурсионные прогулки, позволяющие расширить знания о мире. Также нужны уроки лепки и рисования. Детям нравятся такие занятия, они дарят положительные эмоции, плюс идет получение новых знаний.

На этих развивающих коррекционных занятиях дети:

  • насыщают интеллект;
  • получают представления о нравственных ценностях;
  • развивают свои чувства.

Чтобы малышу было проще справляться с негативными эмоциями, психологи предлагают обустроить так называемый уголок настроения, где малыш с помощью различных цветов может показывать, что он чувствует, какую эмоцию переживает. Также неплохой идеей считается создание «сердитого мешочка», куда можно выплескивать свой гнев и раздражение: достаточно открыть мешок и крикнуть внутрь свою обиду.

Физическое развитие

Ребенок с ДЦП в детском саду. Поскольку структуры мозга нарушены, потерян тонус мускулатуры, присущий здоровым детям. Патология мускулатуры – не единственная особенность детей с ДЦП. Можно заметить хаотичность движений, большую или меньшую, в зависимости от тяжести заболевания. Мышцы слабые, они не участвуют в желании что-либо взять в руку или попытаться подняться на ноги.

Со временем пассивность мышц еще больше сказывается на двигательных возможностях конечностей. Сами же мышцы без активной работы «усыхают», и пораженная конечность всегда выглядит тоньше, меньше. Начинается деформирование костных тканей, а это, в свою очередь, приводит к патологии внутренних органов.

Читайте также:  Значение пренатального периода для развития ребенка

Нарушение физических способностей приводит к задержке организма полностью. Такой малыш позже, чем здоровые дети, поднимет голову – если вообще сможет ее держать, позже начнет ползать и гораздо позже здоровых детей сделает первые шаги. Возможно – из-за тяжести заболевания – эти шаги он сможет совершить только при посторонней помощи и специального устройства, поддерживающего корпус в вертикально.

Признаки физической патологии вследствие поражения головного мозга, вызвавшего нарушения двигательных функций:

  • нет характерных для новорожденных рефлексов;
  • судороги;
  • косоглазие и близорукость;
  • слуховая патология;
  • нарушение роста;
  • отечность и быстрый набор веса;
  • патология работы мочевого пузыря и кишечника;
  • поперхивание пищей, сложность с проглатыванием.

Для коррекции физической активности предлагаются лечебный массаж, посещение зала лечебной физкультуры, где есть специальные тренажеры, сухой бассейн. Инструкторы зала ЛФК всегда разрабатывают специальный комплекс упражнений для конкретного пациента, учитывая тяжесть заболевания и особенности здоровья.

Помимо этого, понадобится прием медикаментов, разработанных для поддержания тонуса мышц. Все лекарства выписывает врач, наблюдающий развитие малыша.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие ребенка с задержкой психического развития

Развитие моторики

Ребенок с ДЦП в детском саду. Мелкая моторика – один из важнейших факторов развития дошкольника. У детей с ДЦП есть явные ее нарушения:

  • нет координации;
  • движения вялые, замедленные;
  • попросить такого малыша определить предмет на ощупь – бессмысленная трата времени;
  • нет пространственной ориентации;
  • повторить движения для него сложно;
  • отсутствует должный темп.

Известно, что, если пальцы не такие быстрые, но и развитие отстает, в том числе речевое. Как с этим бороться?

Нужно понять, что этой работе придется посвятить много времени, используя, прежде всего, те функции малыша, которые остаются в сохранности.

  1. При работе обязательно использовать наглядные пособия и тренажеры, причем вызывающие интерес.
  2. Занятия должны проводиться регулярно.
  3. Не стоит гнать и торопить, следует выбрать удобный темп.
  4. Использовать самомассаж и пальчиковую гимнастику. Можно применять кисточки, мячи.
  5. Начинать с малого и простого, постепенно подбираясь к сложным упражнениям.
  6. В помощь – скороговорки, потешки, загадки и другие стишки.
  7. Перед выполнением задания всегда должна быть подробная инструкция.
  8. Игры для развития тактильных ощущений, логики и получения знаний о формах и пространстве (кубики, пирамидки, матрешки, пазлы).
  9. Творческие игры с пластилином, глиной, пальчиковыми красками, аппликациями, конструктором, крупой, песком, водой.
  10. Упражнения легче выполняются, если идет вслух счет.   

Регулярность таких занятий поможет преодолеть двигательную пассивность. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Слабослышащий ребенок в детском саду

Речевое развитие малыша с ДЦП

Ребенок с ДЦП в детском саду. У малышей с диагнозом ДЦП речевые развития бывают в 80 случаях из ста. Это объясняется не только повреждением мозга, но и атмосферой, в которой находится дошкольник. Он слишком мало получает информации об окружающем мире, у него нет нужного уровня социальной адаптации. Часто слабое речевое развитие – последствие родительской гиперопеки.

Коррекционная работа включает в себя следующие моменты:

  • научить участвовать в общении с другими людьми;
  • овладевать знаниями об окружающем мире;
  • развить зрительно-моторную координацию.

Для этого используется игра – самая привлекательная для детей деятельность. В игровой форме начнет происходить развитие мышления, пространственного воображения, памяти, внимания. Также важно общение со сверстниками. Детский коллектив станет классом обучения, и дошкольник, общаясь, начнет говорить фразы и предложения.

Потешки с выполнением действий по предложенной инструкции очень нравится детям, между тем, такие стишки-игры помогают развивать сразу и двигательные функции, и зрительные, и слух, и внимание. Впервые у крохи появляется возможность уметь концентрироваться.

Занятия по речевой активности опытные педагоги предлагают начинать с массажа пальцев. Ведь мелкая моторика и речевое развитие связаны. Такая пассивная гимнастика, как массаж пальцев, кистей, помогает заставить работать клеточки мозга. Помимо массажа пальцев, следует делать и кинестетический массаж – массаж лица, шеи. Хорошей идеей будет и артикуляционная гимнастика.

Самые простые упражнения:

  • Сделать из губ трубочку;
  • Широко улыбнуться;
  • Поднять верхнюю губу, показав зубы.

Упражнения в комплексе – один из действенных шагов по развитию речевой активности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чем полезна клюква для организма

Чего не стоит делать: ошибки родителей

Мамы и папы нередко винят себя за то, что их малыш не такой, как другие дети. Испытывая страх перед будущим, родители начинают нежить и опекать дитя так, что окончательно превращают его в абсолютно бесправное и лишенное любой самостоятельности существо.

Какие ошибки совершают папы и мамы:

  • Вместо того чтобы научить, им проще сделать за сына или дочь работу

То же касается и навыков самообслуживания. Конечно, гораздо проще самому родителю надеть, к примеру, носки малышу на ноги, нежели ждать, когда тот непослушными руками выполнит эти непростые для него действия. Но такая подмена в итоге ни к чему хорошему не приведет.

  • Отрицание ограничений здоровья

Другой перегиб – родители не желают смириться, что сын или дочь из-за состояния здоровья не сможет добиться высот в учебе, а затем в профессиональной деятельности. Важно понимать, что ДЦП имеет несколько форм. Так, при спастической диплегии поражена не только двигательная активность, но и психика, и речевое развитие, и интеллект.

Социальная адаптация при этой форме ДЦП возможна, если не пострадал интеллект. При двойной гемиплегии дети страдают эпилепсией, у них наблюдается патология речевого, двигательного развития, наблюдается атрофия зрительного нерва, может быть нарушен слух, возможна микроцефалия и, как следствие, умственная недостаточность. При таком заболевании об успешности на профессиональном поприще говорить не приходится.

Читайте также:  Задания для развития кисти ребенка

Большим прогрессом будет считаться овладение хотя бы частично навыками самообслуживания. При гиперкинетической форме, последствии «ядерной» желтухи в утробе матери, интеллект не поврежден, однако наблюдается патология двигательных функций. Но поскольку мозг готов работать, этих детей можно и нужно обучать.

При атонично-астатической форме кора головного мозга повреждена, развитие интеллекта – с задержкой, мышцы вялые, не способные к нормальной двигательной деятельности. При гемиплегической форме, как правило, поражены конечности. Однако если мозг сохранен, то социальная адаптация возможна. Правда, всеми навыками он будет овладевать значительно позже сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Поэтому родителям прежде, чем что-либо требовать от своего наследника, нужно знать его диагноз.

  • Сравнивание с другими, здоровыми детьми

Сомнения, недовольство родителей, откровенное сожаление – все это малыш прочитает по настроению папы и мамы, и, учитывая его мощную восприимчивость и чувствительность, такие откровения принесут только худшие плоды. Тот же результат будет от бесконечного одергивания, попыток поправить, исправить действия дошкольника, особенно если рядом посторонние люди.

  • Обещание того, что никогда не смогут сделать

Если папа и мама не могут реализовать обещания, то не стоит произносить их. Это рвет нить, связывающую родных людей, вера теряется.

Мудрые понимающие родители смогут заниматься воспитанием, не совершая таких ошибок.  

Как правильно ухаживать за ребенком дошкольного возраста с диагнозом ДЦП

Чтобы адаптировать малыша, нужно соблюдать следующие правила

  1. Настроить режим дня

Для любого дошкольника важно, чтобы его день был организован, однако дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в этом особенно. Родителям нужно создать спокойную обстановку. Лишние раздражители – вон, никаких шумных развлечений. Ничего не должно давить на психику. Это касается и прослушивания музыки. Какофония и здоровому человеку нанесет вред, что уж тут говорить о больном с ДЦП, поэтому все громкие звуки – тоже вон. Негативно на психику повлияет и просмотр телевизора. Нет, совсем исключить его невозможно, но сократить нужно.

  • Прочь гиперопеку

Для эмоциональной и психологической поддержки человека с ограниченными возможностями здоровья важно, чтобы помощь была ненавязчивой, чтобы окружение воспринимало этого мальчика или девочку как обычного человека, который нисколько не хуже и не лучше остальных. Такое поведение позволит проявить собственную инициативу и постепенно вырабатывать волю и желание самостоятельности.

  • Контроль состояния обязателен

Ежедневные занятия с малышом необходимы. Внимательное, дружелюбное отношение поможет маленькому ученику узнавать новое, осваивать новые навыки. Однако родители и педагоги должны следить за поведением маленького ученика, не забывать, что такие дети склонны к быстрой и очень сильной утомляемости. Поэтому если появилось раздражение либо пассивность, переходящая в безразличие, – дошкольник утомился, он больше не может работать. Значит нужно сделать перерыв.

Правила развития ребенка с диагнозом ДЦП

Ребенок с ДЦП в детском саду. Для развития дошкольника с диагнозом ДЦП работу нужно начинать как можно раньше, чтобы не упустить момент, иначе коррекция не принесет желаемых результатов.

На что следует обратить внимание:

  • Все дети любят играть, поэтому игра должна стать основой науки. Играя, дети смогут получать нужные знания и понятия, а это, в свою очередь, приведет к устранению речевых проблем. 
  • Нельзя объединять детей с одними проблемами, это приведет к деградации, поскольку такие малыши склонны к копированию. Нужно собирать вместе детей с разными физическими возможностями. Те малыши, у которых двигательные навыки менее развиты, будут подражать сверстникам, которые лучше развиты физически.
  • Помня о повышенной утомляемости, нужно правильно выделить время для занятий и место, чтобы малышу было удобно. Причем нужны динамические паузы, их проводят обычно через каждые десять минут занятия.
  • Важно обращать внимание на работу органов слуха, зрения, помимо коррекции двигательной активности. Слушать, разглядывать, наблюдать, говорить, двигать руками и ногами – все это должен делать ребенок. Такая комплексная коррекция приносит больше пользы. Хорошей возможностью развития будут музыкальные занятия.
  • Дети с ДЦП боятся насмешек, но любят похвалу. От поощрения малыш расцветает, начинает стараться. А вот на неудачах акцент делать не надо.

Развивая двигательную активность, важно выработать у дошкольника понимание, каким должно быть движение, он должен ощущать его. Без этого не получится приучить к навыкам самообслуживания, научить писать. Поэтому естественным будет использовать метод, который педагоги называют «рука в руке». Взрослый, взяв руку маленького ученика, направляет ее движения, показывает, как делать правильно. Постепенно тот будет уже и сам брать предметы, выводить буквы и обводить контуры.

Для развития речи понадобятся игры с описанием предметов, можно использовать загадки, задания для развития правильного дыхания, задания, в которых малышу предлагается имитировать звуки.

Ребенок с ДЦП в детском саду. Для обучения нужно использовать наглядные пособия, которые значительно упростят поставленную задачу.

Задать вопрос

Диагноз ДЦП – серьезное испытание и для самого малыша, и для его родителей, которым нужно проявить выдержку и запастись терпением, чтобы скорректировать физическое, психологическое и эмоциональное состояние ребенка. Не нужно растить малыша, как орхидею в оранжерее, боясь допустить на него дуновения легкого ветерка и оберегая от самой жизни. Только правильное поведение поможет избавить человека с ограниченными возможностями здоровья от болезненной «детскости» и инфантильности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок аутист в детском саду

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ ПОЛЕЗНОГО ДОСУГА:

  • Как вырастить авокадо из косточки
  • Как вырастить финик из косточки
  • Как вырастить личи из косточки
  • Как вырастить кумкват из косточки
  • Как вырастить имбирь из корня

Источник