Цветовые восприятия ребенка в 2 года

Цветовые восприятия ребенка в 2 года thumbnail

Что такое цвет? Это характеристика того или иного предмета, которую нельзя пощупать, которую нельзя понюхать. Его можно воспринимать только визуально. На втором году жизни (возможно чуть раньше) ребенок уже может научиться элементарно группировать предметы по одному цвету или разделять их по этой характеристике.

Занятия по обучению малыша правильному восприятию цвета можно начинать уже с 2-х лет или чуть раньше, если ребенок готов к этому, но стоит помнить и о том, что речь малыша может отставать от развития восприятия и по этой причине не стоит требовать запоминать названия оттенков и правильно их выговаривать. В этом возрасте вполне достаточно правильного использования понятий «такой» и/или «не такой», «одинаковые» и/или разные. Сами оттенки вы можете в процессе игр называть самостоятельно, постепенно увеличивая их спектр.

Начиная занятия, ребенка важно научить группировать / отделять однородные / разные предметы по этой характеристике, по  этому признаку.

Правильное восприятие цвета: найди такой же квадратик

Для этой игры-занятия приготовьте: 2 пакетика (красивых, но обязательно одинаковых), 10 небольших квадратика, вырезанных из разноцветной бумаги (по два синего, красного, желтого, фиолетового и зеленого). Они должны быть одинакового размера, а парные оттенки должны быть идентичными — это важно! Перед игрой положите в каждый пакетик по 5 разных квадратиков.

Возьмите себе один пакетик, а второй дайте малышу. Любым образом заинтересуйте ребенка содержимым пакетиков, хоть он и сам быстренького в него заглянет. Покажите ему, что в вашем пакетике лежат такие же квадратики. После этого достаньте из своего пакета один и попросите ребенка достать из своего точно такой же. Всегда поощряйте ребенка похвалой, не забывайте говорить: «Молодец!», «Правильно!», «Ты угадал!» и т.д. Если ребенок ошибся, то очень спокойно скажите ему, что это немного не тот. Положите свой квадратик рядом с тем, который вытащил он, и рассмотрите его внимательно вместе.

В следующих играх квадратики вы можете заменить другими фигурами и даже какими-то мелкими предметами. Для усложнения можно увеличить количество оттенков.

Правильное восприятие цвета: давай складывать кубики

Вам понадобятся 5 кубиков красных и 5 кубиков синих. При этом размер кубиков обязательно должен быть одинаковый! Соответственно оттенкам кубиков возьмите листы картона.

Перед собою и ребенком положите синий и красный картон. Это будут своеобразные коврики. Рядом положите перемешанные между собою аналогичные (красные и синие) кубики. Возьмите в руки синий кубик и поднесите его к аналогичному (синему) коврику. При этом скажите, что кубик (по своему цвету) такой же, как и коврик. Возьмите красный кубик и сделайте тоже самое. После этого возьмите третий кубик (любой) и спросите у малыша, куда его надо положить? Скорее всего малыш уже правильно вам покажет. Если же он ошибся, то раскладывайте кубики самостоятельно, пока ребенок не сможет самостоятельно сопоставлять их цветовою характеристику.

Во время следующих занятий вы можете взять кубики и коврики уже других оттенков. Усложнить игру достаточно просто – добавьте третий коврик и соответствующие ему кубики.

Очень важно помнить о том, что малышу крайне необходимо постоянно накапливать и обогащать свои цветовые представления. Всегда обращайте его внимание на многоцветность окружающего его мира.

Другие игры по обучению 2-летнего ребенка правильному восприятию цветов вы можете найти в статьях «Правильное восприятие цвета в 2 года (часть 2)».

Больше материалов по развитию ребенка можно найти в разделе «Развитие ребенка».

26.01.2015

Источник

Ирина Сизова
Восприятие цвета детьми раннего возраста

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.

Для начала, следует отметить, что количество «основных» цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий). А со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.

Именно такие цвета первыми начинает различать ребенок.

Чувство красоты цвета можно и необходимо развивать, и желательно с детства!

Развитие чувственного восприятия цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями для каждой возрастной группы: детского мышления, воображения, сенсорики и т. п.

Особенности восприятия цвета детьми 2-3 лет.

Восприятие цвета детьми раннего возраста

Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Он неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам.

По современным данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Точность цветоразличия повышается с возрастом. Так как познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений, на втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету.

Исследования Е. А. Аркина и 3. М. Истоминой показывают, что в 2-3 года у детей хорошо сформирован зрительный анализатор, т. е. дети легко различают все основные цвета. Тем не менее, как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали.

Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.

Читайте также:  Где отметить 2 года ребенку в ярославле

К 3 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они уже узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них. Различать цвета детям значительно легче чем их называть и даже чем отбирать цвета, названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.

Малыши любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько краской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом, как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).

Цветовые восприятия ребенка в 2 года

Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он узнает морковку, потому что она красная, сливу – потому что она синяя. Только по оттенкам цветачеловек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня. Этому всему и необходимо научить малыша.

Однако без специального обучения этот процесс у детей может затянуться и даже в старшем дошкольном возрасте они не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) — своеобразных шаблонов.

Также без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов — серый, голубой, розовый — устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.

Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим,употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.

Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета.

Цветовые восприятия ребенка в 2 года

Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному — красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому — и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета — ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают, как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый.

Исключение в восприятии малышами цвета составляет цветовая слепота – дальтонизм – неспособность различать некоторые цвета, большей частью красный и зелёный. Но существуют методики, которые определяют дальтонизм у детей после достижения ими трёх лет.

Одно из главных направлений развития цветовосприятия

Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают настольно-печатные и словесные игры, специально организованные занятия и дидактические игры со специалистами (воспитателями, педагогами развивающих центров и т. д.) В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.

Цветовые восприятия ребенка в 2 года

Файл «/upload/blogs/detsad-186373-1521910039.jpg» не найден!
Цветовые восприятия ребенка в 2 годаЦветовые восприятия ребенка в 2 года

Файл «/upload/blogs/detsad-186373-1521910111.jpg» не найден!

Но в этом важном, систематически развивающемся процессе – чувственного восприятия цвета и цветоразличия — без внимания и непосредственного участия родителей не обойтись. Необходимо родителям каждого малыша ежедневно во время наблюдений в окружающей среде многократно проговаривать названия цвета предметов и явлений, поощрять ребенка в его успехах и стремиться к тому, чтобы ребенок достиг умения вычленять цветовой признак самостоятельно.

Цветовые восприятия ребенка в 2 года

Всего комментариев: 10.

Источник

В этой статье приведен еще ряд развивающих игр, в процессе которых ребенок научится правильно воспринимать цвета предметов, группировать однородные по этому признаку и разделить отличающиеся. С первой частью статьи, в которой приведены другие игры по формированию у 2-летнего ребенка правильного восприятия цвета вы можете найти в статье «Правильное восприятие цвета в 2 года (часть 1)».

Правильное восприятие цвета ребенком: давай дарить куклам подарки

Для этой игры-занятия вам понадобятся 4 плоские фигурки кукол (платья и туфельки у них должны быть одного цвета, но разные между собою), 4 сумочки для них, 4 зонтика и 4 флажка. Сделать их можно из бумаги, просто вырезав.

Положите перед малышом 3 куколки и рассмотрите их в ним вместе. Обратите его внимание на то, что у куколок разного цвета платья и туфельки: «Ой! У этой куколки платье и туфельки красные, у этой – синие, а у этой – желтые!». Потом скажите ребенку, что у вас для куколок есть подарки и достаньте три зонтика. Попросите малыша дать каждой куколке зонтик такого же цвета, какого у неё платье и туфельки. Обязательно похвалите малыша, если он сделает все правильно! По окончанию дайте возможность ребенку поиграть с куколками. После этого соберите все зонтики, перемешайте их и попросите малыша еще раз правильно раздать всем куколкам зонтики.

Читайте также:  Ребенку 2 года от температуры малина

На всю игру у вас должно уйти около 5 минут. Повторить это занятие необходимо через день. Если сразу 3 куклы для малыша – это много, то начните игру с двух. По мере того, как ребенок будет запоминать и правильно раздавать зонтики, к ним можно добавить сумочки, флажки и т.д. Позже в гости к ним может прийти еще одна кукла в платье и туфельках другого цвета.

Правильное восприятие цвета ребенком: игры с фруктами

Для этой игры-занятия вам понадобятся фрукты и листы картона соответствующего цвета. Фруктами могут быть желтые или зеленые яблоки, лимоны, апельсины.

Положите перед малышом листы картона (коврики) и попросите разложить на них фрукты такого же цвета. Если у вас есть ведерки такого же цвета, как и фрукты, то их можно использовать вместо ковриков. Обязательно хвалите малыша за правильный результат.

В другие занятия вы можете добавить синие сливы, зеленые груши и т.д. Всегда помните о том, что ребенок не знает цветов и их оттенков, но очень хорошо их различает!

Кстати, в конце игры можно отрезать по кусочку каждого фрукта и дать малышу.

Правильное восприятие цвета ребенком: раскладываем яблоки на тарелочки

Если у вас сейчас нет яблок, то это не беда. Блюдечка, на которые вы будете раскладывать яблоки вместе с ребенком, как и сами яблоки, можно быстро вырезать из разноцветной бумаги. Сделайте 2 кружочка достаточно большого диаметра, которые будут блюдечками (красного и зеленого цвета), и примерно по 5 небольших синих и красных, которые будут выступать в роли яблочек.

Положите те кружочки, которые вы приготовили в качестве блюдечек, перед ребенком и скажите, что это тарелочки и в них вы будете раскладывать яблоки. Покажите ему яблоки, которые у вас есть, и обратите его внимание на то, что они все разного цвета. Их надо разложить по блюдечкам по цветам. Возьмите одно «яблочко» (пусть это будет красный кружочек) и положите его на красное «блюдечко». Удивитесь, обрадуйтесь тому, что яблочко спряталось от вас на блюдечке что его теперь и не видно на нем. Потом сделайте тоже самое с зеленым кружочками. Скажите, что и это яблочко от вас спряталось. Следующие яблоки предложите ребенку разложить самостоятельно. В первый раз, когда малыш взял кружочек, его руку можно подвести к нужному «блюдечку». Обязательно похвалите малыша!

Повторите эту игру с ребенком через пару дней.

В другие занятия вы можете добавить синие сливы, зеленые груши и т.д. Всегда помните о том, что ребенок не знает цветов и их оттенков, но очень хорошо их различает!

Кстати, в конце игры можно отрезать по кусочку каждого фрукта и дать малышу.

Больше материалов по развитию ребенка можно найти в разделе «Развитие ребенка».

21.01.2015

Источник

Порыскав в сети на тему восприятия детьми цвета, мне удалось найти много разрозненной информации. Здесь я решила объединить найденное.

Для начала, следует отметить, что количество «основных» цветов в разных культурах различно. Древний Восток предполагал наличие 5-элементного мира, в Европе фиксировали 3 «

основных» цвета (сначала — красный, жёлтый, синий, а позже — красный, зеленый и синий). А со времен Ньютона часто говорят о 7 цветах.

Наиболее «древними» цветами, первыми появившимися в человеческой культуре, обычно считаются белый, чёрный и красный.

Именно такие цвета первыми начинает различать ребенок.

Исследования, проведенные с детьми в возрасте 4-х месяцев, показали, что среди хроматических цветов они хорошо различают четыре группы (красный, жёлтый, зелёный и синий), не дифференцируя их по оттенкам. Причем, примерно первые 2-3 месяца ребенок различает красный и желтый, а уже потом синий и зеленый.

Чувство красоты цвета можно и необходимо развивать, и желательно с детства!

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др.

Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Ребенок с первых дней жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у малыша положительные эмоции, побуждают к действию с предметом.
Но для развития ребенок нуждается в благоприятных зрительных впечатлениях и наблюдениях предметов не только основных ярких, но самых разных цветов.

В процессе сенсорного развития ребенок совершает значительный скачок в признании цвета как свойства предмета. Поэтому очень важно не только называть предметы, окружающие ребенка, но и произносить название цветов этого предмета и всего окружения.

На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету. 

Точность цветоразличия повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета. Тем не менее, как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. 

К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.

Читайте также:  Вязаные тапочки для ребенка 2 года

Однако без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) — своеобразных шаблонов.

Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов — серый, голубой, розовый — устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.

Дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом, как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).

Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному — красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому — и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета — ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.

Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е. А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. И было установлено, что уже на 4-ом году у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 3-4 лет, но и 6-8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными черный и желтый.

Большое значение он отводил природе: «…когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, луг, звездный небосвод и закат солнца, постоянно меняющий свой цвет будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее. Природа полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать интерес к нему в ребенке».

В. С. Мухина, исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, отмечает, что «…в рисунках детей на тему «красивое» и «некрасивое» не просто воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдается желтой, красной, оранжевой и изумрудно-зеленой. При этом ребенок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. «Неподражательный цвет, которым раскрашивают «красивое», часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда дети один предмет раскрашивают сразу несколькими красками. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятным, если оно изображается нарочито неправильно, скверно или закрашено каким-либо темным, немилым ребенку цветом. Рисуя «некрасивое», малыши не жалеют черной, темно-коричневой, темно-синей краски». Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие.

Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться с 4-го года.

А вот Н. П. Сакулина видела неполноту цветового восприятия детей  в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в условиях излишней цветовой насыщенности и пестроты игрушек и других окружающих ребенка вещей.

Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне цветового восприятия и культуре применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и т. д.

Из вышесказанного следует вывод: необходимо с раннего возраста обращать внимание и называть различные оттенки цветов, а также включать в задания ребенка способы обследования предметов и окружающей среды с выделением цветов или же сравнения цветов в игровой деятельности. В том числе необходимо развить способность эстетически воспринимать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Другими словами, нужно обсуждать с ребенком картины мастеров изобразительного искусства.

И, конечно же, для развития чувства красоты сочетания цветов, просто необходимо обращатьвнимание ребенка и проговаривать все основные моменты в наблюдении за живой природой — чаще гулять, обсуждать цвета растений, цветов, неба и почвы, раскраску животных и прочее.

Источник