Чувствительный ребенок 2 года

Чувствительный ребенок 2 года thumbnail

Высокочувствительные дети рождаются на свет всё чаще, но взрослые иногда не понимают их особенностей. Отсюда масса проблем с учёбой и воспитанием. Профессор Дебора Макнамара рассказала, какого ребёнка можно назвать сверхчувствительным и как подобрать к нему ключик.

Немного об авторе

Доктор Дебора Макнамара трdeboramaknamara 263x300 - Гиперчувствительные дети: распознать, понять, помочьудится на кафедре Института Ньюфелда.

Она – автор популярной книги «Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а дети растят взрослых».

Также она является директором Центра консультирования по вопросам семьи и детей.

Как понять чувствительного ребенка?

Как понять, что такое высокая или гиперчувствительность у ребёнка? С высокочувствительными детьми часто путают тех, у кого резкие эмоциональные реакции, или тех, кто легко обижается и расстраивается. Иногда с ними путают эмпатичных детей, нежных и добрых от природы.

И, хотя высокочувствительные дети выказывают некоторые из этих признаков, они нехарактерны для всех высокочувствительных детей, не помогают нам понять исходную причину отличительного образа взаимодействия детей с этим миром.

evxghnvcyo6jtszf 300x232 - Гиперчувствительные дети: распознать, понять, помочь

Высокочувствительные дети – это те, у кого повышенная восприимчивость к воздействию мира на их чувства, причём на любые чувства и ощущения – тактильность, вкус, обоняние, зрение или слух; и у каждого ребенка восприимчивость уникальна.

У некоторых детей повышена чувствительность к прикосновениям и запахам, а у других – к визуальным воздействиям или воздействиям на иные органы чувств. Но затронутые сферы остаются неизменными.

Вряд ли вы найдете двух одинаковых высокочувствительных детей. Повышенная восприимчивость к сенсорной информации оставляет их как будто без кожи перед атаками окружающего мира.

Все может казаться им «слишком»: слишком большим, слишком холодным, слишком громким, слишком горячим, слишком пахучим, слишком болезненным и просто слишком подавляющим.

Другими словами, эти дети быстро реагируют на «бомбардировку» возбудителями, это взбаламучивает их эмоции.

Также они склонны быть более реактивными в такой окружающей среде, которая возбуждающе влияет на их чувства. Один мальчик на музыкальных занятиях «Вместе с мамой» несся к выходу каждый раз, когда шум в классе начинал усиливаться. Какофония звуков для него не была ни успокаивающей, ни веселой, напротив – она набрасывалась на него, затопляла, подавляла его.

Но когда он инстинктивно несся к двери, чтобы сбежать, некоторым взрослым казалось, что этот ребенок – непослушный, неуправляемый; а на самом деле он просто был перегружен и подавлен.

Очень важно рассматривать повышенную чувствительность не как расстройство, а как часть разнообразия человеческих проявлений.

Для природы высокая чувствительность не является ошибкой. У животных, птиц и насекомых (даже у фруктовых мушек) тоже встречается гиперчувствительность, и это – ещё одно подтверждение идеи, что это не сбой, а, возможно, некий способ адаптации.

Чувствительным детям требуется взрослый для того, чтобы о них заботиться. Да, это относится ко всем детям, но в особенности к гиперчувствительным.

Как узнать, является ли ваш ребенок высокочувствительным?

Для близкого взрослого высокая чувствительность ребёнка становится очевидной очень быстро. Будет понятно, что ребенок быстрее возбуждается или успокаивается от определенных ощущений или их сочетания. В некоторых случаях излишне стимулирующая среда может провоцировать или расстраивать малышей.

Похожим образом ВЧР (высокочувствительный ребенок) может найти успокоение от некоторых ощущений: например, ребенок с тактильной чувствительностью может засыпать только в условиях, когда его обнимают или касаются. Или дети, чувствительные к звукам, успокаиваются гораздо быстрее под мягкие звуки материнского голоса.

Часто у высокочувствительных детей развита необычная внимательность, даже в младенчестве. И иногда их поведение описывают как «умен не по годам».

У таких детей может быть исключительная память, либо они постоянно пребывают в задумчивости. Они часто задают наводящие вопросы, которые раскрывают их уникальный взгляд на мир. У этих детей могут быть как широкие диапазоны интересов, так и узкая концентрация на конкретной сфере.

Взрослые часто описывают ВЧР как детей живых, страстных, с большими идеями и планами. Когда они счастливы, то могут заразить своим энтузиазмом всю аудиторию, а когда расстроены, то всех вокруг затопит цунами печали.

У меня двое высокочувствительных детей, и я, так сказать, из первых рук знаю, каково их растить и воспитывать.

Одна из моих дочерей чувствительна к визуальной информации, которой бывает для нее слишком много. Однажды она начала кричать на незнакомых людей, чтобы они перестали смотреть на нее.

Ей казалось неестественным, что незнакомые люди смотрят на нее, их внимание было нежеланным и тревожащим. По этой же причине она никогда не могла выступать или танцевать перед другими родителями в школе – «они все незнакомцы».

В то же время ее визуальная чувствительность имеет и свои преимущества, например, память к деталям, способность видеть орнаменты в случайных линиях, создание необычных дизайнов и визуальных проектов.

Исследователи полагают, что причиной такой повышенной восприимчивости может стать как генетический компонент, так и родовой или перинатальный опыт.

Читайте также:  Тошнит ребенка 2 года температура

Генетика играет большую роль при определении интенсивности каждого из затронутых чувств.

Как уже упоминалось, это может быть любая комбинация повышенной восприимчивости пяти основных чувств плюс внутренние ощущения, такие как вестибулярная система (баланс), проприоцепции (чувство взаимодействия частей тела в пространстве), а также сложная сенсорная система, которую мы называем «внутренним голосом».

Родителям необходимо внимательно следить за тем, что перегружает ребенка, когда наступает его стадия «слишком», чтобы определить, какие именно чувства в его комбинации – усиленные.

Ключ к пониманию чувствительного ребенка – в том, чтобы предупреждать атаки внешнего мира, понимать, как эффективно с ними справляться.

Как обеспечить ощущение безопасности высокочувствительному ребенку?

Развитие мозга – вещь феноменальная, особенно у маленьких детей. В идеальных условиях мозг чувствительного ребенка развивается таким образом, чтобы осваивать и перерабатывать сенсорную информацию. В нем растет нейронная сеть, которая может справиться с сенсорной перегрузкой и найти способы компенсировать избыток раздражителей.

Другими словами, у природы есть решение проблем, связанных с высокой чувствительностью ребенка, но ей нужна наша помощь для внутреннего воспитания таких реакций.

Если мы сможем создать для ребенка идеальные условия, тогда природа возьмет свое и поможет ему перерасти и преодолеть свою гиперчувствительность. Что это за условия?

Крепкие отношения со взрослыми, полные заботы

Высокочувствительным детям необходимы крепкие и заботливые отношения с взрослыми, которые могут убедить детей в том, что они не являются слишком громкими, слишком сложными или еще какими-нибудь «слишком».

Обычно чувствительные дети знают больше о ранимости, присущей отношениям, то есть «если ты откроешь кому-то свое сердце, его могут ранить». Эмоционально очень трудно доверять кому-то, сближаться с кем-то и положиться на чью-то заботу.

Взрослым необходимо занять сильную, лидирующую позицию и убедить ребенка, что он может им доверять, особенно когда речь идет о детских ошибках или сложном поведении.

Воспитание, основанное на принципах отчуждения, может иногда зайти слишком далеко и создать ощущение небезопасности отношений. Воспитание же, построенное на принципах привязанности, соответствующее возрасту и уровню развития, является ключевым для становления образа эмоционально безопасного родителя в глазах и сердцах наших высокочувствительных детей.

Маленькими шагами можно пройти большой путь взращивания привязанности между вами и чувствительным ребенком. Не забывайте о важных для него мелочах, терпеливо привлекайте его внимание и слушайте его истории.

Используйте другие способы, которые помогают детям понять, что нам нравится проводить с ними время. Взаимоотношения важны для всех детей, но высокочувствительные чаще склонны выжидать и приглядываться, прежде чем довериться всем сердцем кому-то.

Нам приходится потрудиться, чтобы заработать их доверие, и запастись терпением, чтобы достичь прочных взаимоотношений. Любому, кто заботится о ВЧР, придется работать над отношениями с такими детьми, учитывая их особенности, прежде чем они начнут слушаться. Это относится и к воспитателям в детсадах, и к учителям в школах.

Важно знать, когда защищать, а когда поощрять и приобщать

Если ребенок не нарастил «толстую кожу» для защиты от сенсорной перегрузки, тогда задача компенсировать все это ложится на плечи его взрослых.

Мы можем начать с изменения окружающей ребенка среды. Например, некоторых детей от внешних раздражителей защищают «белый шум» или звуконепроницаемые наушники.

Родителям необходимо быть терпеливыми и принять то, что их ребенок не хочет участвовать в занятиях, которые его перегружают (например, играть с большой группой детей или заниматься музыкой).

Важно не только снижать нервное возбуждение и стимуляцию там, где это возможно. Важно также продумать, возможно ли это в принципе, в какой момент будет лучше мягко и осторожно познакомить ВЧР ближе с теми явлениями, что для них являются перегрузкой.

У одной мамы была дочь с повышенной чувствительностью к целому ряду стимулов, особенные сложности были с громкими звуками. Дочь умоляла маму не проходить мимо строительной площадки, которая находилась рядом с их домом, из-за громких звуков от самосвалов и экскаваторов.

Мама заметила, что для ее дочки это было сложно, и выбрала другой ежеутренний маршрут до школы. Но однажды утром она сказала дочери: «Мы сейчас быстренько пробежим мимо стройплощадки. Закрой уши руками, чтобы тебе не было слишком громко».

Когда они пробегали мимо стройки, дочь заметила экскаватор и вырытую им яму, заинтересовалась. Каждый день на той неделе мама и дочь продолжали ходить мимо стройплощадки, наблюдать, что там делается, периодически останавливаться.

Однажды девочка решилась убрать руки от ушей и послушать. И постепенно она смогла ходить мимо стройплощадки без ощущения перегрузки.

Чувствительным детям очень нужен взрослый человек, который их поймет, будет знать, когда их защищать, а когда (и как) бережно и терпеливо подводить их к знакомству с теми вещами, что даются им тяжело.

Необходимо дать возможность выражать эмоции, даже через слезы

Окружающий мир будоражит чувствительность таких детей, и от этого у них внутри возникают сильные эмоции, которые необходимо высвободить.

Читайте также:  Ребенку 2 года то понос то запор

Лучшее, что мы можем сделать для них, – это помочь им выразить свои чувства через слова, игру или даже через слезы. Иногда нам нужно поощрять игры, которые помогут детям выпустить наружу грусть, страхи или желания.

Часто проще столкнуться с чем-то в игре, когда оно нереально и не может тебя ранить. Если же мы хотим поощрить чувствительного ребенка, вывести на разговор или слезы, он должен нам доверять и знать, что наши отношения незыблемы даже в трудные моменты.

Когда сталкиваемся с проблемами в поведении ВЧР, именно мы можем проложить лучший маршрут к выходу из инцидента. Дети могут лучше воспринимать и слышать наши слова при серьезном разговоре, когда они меньше возбуждены и чувствуют близость между нами.

Иногда они не хотят говорить о проблемах или говорят, что ничего не помнят. Мы можем просто сказать им, что так будет быстрее, легче, безопаснее, если они с нами поделятся. Иногда нам придется провести детей за собой туда, где они могут почувствовать себя уязвимыми, но если мы не сделаем этого, тогда им будет сложнее наладить связь со своими же эмоциями.

Секрет воспитания высокочувствительных детей очень прост: необходимо осознавать, что они часто действуют в соответствии со своим внутренним миром чувств. Они не пытаются усложнить нам жизнь – это как раз для них жизнь сложнее.

С одной стороны, с их чувствительностью связано много проблем, а с другой, есть и преимущества, которые, как говорят родители высокочувствительных детей, имеют один источник.

Если нам удастся помнить об этом, когда мы общаемся с чувствительными детьми, убедить их в том, что в наших заботливых объятиях они смогут расслабиться, тогда сможем стать теми сильными взрослыми, в которых они так нуждаются.

Вольный перевод Натальи Жигилевой

Сайт «Родовое древо» (Family Tree)

Фото из открытых источ

Источник

Ну вот, придумали ещё одно модное словечко… И чем это отличается от аутизма, СДВГ и всяких других слов, которые объясняют, почему наши дети ведут себя не так, как мы предполагали? Понятие «Высокочувствительный ребёнок» призвано не путать нас, а помогать лучше понимать детей. Давайте разберёмся, что за ним скрывается, почему нельзя обойтись другими, чуть более привычными терминами.

По мотивам курса лекций психолога Лёли Тарасевич о высокочувствительных детях «Дети без панциря».

Нет, это не то же самое, что интроверт

Сходства. И ВЧР, и интроверты очень трепетно относятся к своему внутреннему пространству. И те, и другие склонны проживать эмоции внутри себя. И тем, и другим нужно бывает просто побыть наедине со своими мыслями в тишине и покое, отгородиться на время от внешнего мира (иногда они приглашают в своё одиночество маму или другого близкого взрослого, но всё равно сами остаются отгороженными от мира).

Отличия. Бывают на свете и высокочувствительные экстраверты. Такие дети любят пообщаться, всегда проговаривают свои мысли и чувства, выплёскивают наружу бушующие внутри эмоции. Нельзя сказать, что таким ребятам приходится легко: они чем-то напоминают людей с гастритом, которые ужасно любят острое. Приходится то сидеть на диете, то всё себе позволять, то валяться с приступом. Это сложный эмоциональный коктейль, но с ним тоже можно научиться жить бережно к себе и окружающим.

Нет, это не застенчивость (скромность, нерешительность и т. д.)

Сходства. Отчасти — во внешних проявлениях. На утреннике в детском саду и скромные, и высокочувствительные дети будут стоять в сторонке и наблюдать за тем, как другие терзают Деда Мороза и выхватывают из мешка подарки. Им интересно, явно нравится наблюдать за игрой других ребят, но они не спешат к ним присоединиться.

Различия. Пока стеснительный стесняется, высокочувствительный занят серьёзной работой: он сканирует, глубоко оценивает ситуацию, слушает себя. Стоит ли ему к ним присоединиться или лучше просто посмотреть? Это бывает сложно принять, но иногда высокочувствительным детям для счастья не надо участвовать, лучше остаться сторонним наблюдателем, а фразы типа «ну иди же, ты что, не стесняйся, давай скорее к ним» только мешают услышать свои желания и ощупать внутренние границы.

Со стеснительностью, наверное, можно справляться, пытаться преодолеть, а вот высокая чувствительность — это врождённая черта, бороться с которой — всё равно что бороться с собой.

Нет, это не аутизм

Сходства. Их много; внешне это почти такая же картина: повышенная чувствительность, нелюбовь к резким звукам и запахам, непереносимость жёстких и колючих тканей, сложности с принятием всего нового, сложное отношение к переменам, срыву планов, смене ритуалов… У ребёнка с РАС, как и у ВЧР, часто наблюдаются устойчивые специфические интересы: например, он любит динозавров, или машины, или цветы, в этом ребёнок — ас, а остальное ему неинтересно.

Читайте также:  Как одеть ребенка 2 года на прогулку

ВЧР, как и ребёнок с аутистическими расстройствами, с трудом устанавливает контакт с новым коллективом. Это не те дети, что зайдут в новый класс, открыв дверь ногой, и скажут всем: «Привет, меня зовут Вася, у меня брат футболист, дай мне посмотреть твой красивый ластик».

Различия. Расстройство аутистического спектра, включая синдром Аспергера, — это всегда нарушение социального взаимодействия, проблемы с вербальной и невербальной коммуникацией, ограниченный репертуар реакций, стереотипное поведение. Дети с РАС не чувствительны к социальным сигналам, им сложно понять интонации, скрытые смыслы, игру слов, юмор. У высокочувствительных детей всё наоборот. У них потрясающее чувство юмора, тонкое и острое: семилетка способен виртуозно подкалывать других. Он по лицу моментально поймёт, что не так с этим взрослым, какое у него настроение, почему оно такое.

У ребёнка с РАС часто бывают сложности с обобщением информации: если раньше мы убирали с пола только разлитую воду, то для него неочевидно, что убирать нужно ещё и рассыпанную по полу гречку.

И ещё одно отличие — способность защитить свои границы. Если у высокочувствительного ребёнка забрали игрушку, толкнули, сказали что-то грубое, он, скорее всего, заплачет и уйдёт к маме. А дети с РАС в той же ситуации могут проявить агрессию. Более того, иногда они могут толкнуть, закричать, активно защитить свои границы, даже если те толком и не нарушены. Просто кто-то сел с ним рядом в песочнице или подобрал с пола жёлудь, на который ребёнок с РАС тоже смотрел в этот момент. У ВЧР, как правило, нет такого умения.

Нет, это не синдром дефицита внимания

Сходства. И те, и другие дети в определённом возрасте могут легко бросать начатые дела, отвлекаться, забывать о том, что собирались делать.

Различия. Прежде всего, высокочувствительные и дети с СДВ отвлекаются от задачи по разным причинам. ВЧР просто очень остро чувствует все колебания внешней среды и живо реагирует на них, а дети с СДВ просто пока не очень умеют держать мысль. Далее — высокочувствительный ребёнок в спокойной обстановке способен сконцентрироваться на деле (ребёнку с СДВГ это сделать гораздо сложнее, даже в полной изоляции от внешних раздражителей). Наконец — высокочувствительный ребёнок, если даже отвлечётся, может сам вспомнить, что он делал, вернуться к брошенной работе и довести дело до конца.

Нет, это не просто стресс

Сходства. Да, высокочувствительные дети очень тревожны, у них много страхов, поводов для беспокойства, сильная привязанность, могут возникнуть проблемы с сепарацией — и всё это очень похоже на обычную стрессовую ситуацию. Так ведут себя примерно все дети, когда у них происходит сильное эмоциональное потрясение, перемены в семье, они адаптируются к детскому саду или к новой няне. Они становятся плаксивы, грустны, придирчивы, плохо спят, теряют аппетит и просятся на ручки.

Отличия. Любой ребёнок в стрессе действительно становится более чувствителен и уязвим. Но высокочувствительный таков всегда: не нужно искать никаких внешних причин его состояния и поведения. Независимо от того, как он поспал, поел, что у него в семье и в школе, он всегда реагирует определённым образом на определённые раздражители. Перемены тоже возможны, но постепенные и ценой усилий.

И нет, это никакая не распущенность и не избалованность

Позвольте здесь не писать о сходствах и различиях: каждая семья сама устанавливает правила взаимоотношения с детьми. Независимо от того, насколько чувствителен твой ребёнок, у тебя всегда есть шанс услышать: «Какой-то он у тебя слишком аккуратный», «вот чистоплюй», «пусть ест что дают», «ты построже с ней, построже», «хватит его обхаживать, мы проще детей растили»… Каждая мама ВЧР знает, что от сдвинутых бровей и попыток заставить ребёнка есть, носить и делать, что говорят, всё становится только хуже. Нервное напряжение затапливает всю семью, сверху «догоняет» волна вины, а ребёнок потом ещё и уходит в психосоматику и начинает вдохновенно болеть сразу тремя неизвестными болезнями.

Хотя, почему только высокочувствительные? В ситуации, когда ребёнок просит не надевать на него «колючую кофту и шарф», отказывается есть «тот красный странный суп» и идти играть «с этим злым мальчиком», первым делом стоит ему просто поверить. Принять, что (с его точки зрения) всё действительно так. И тогда желание ребёнка не есть то, что его пугает, и не общаться с теми, кто ему неприятен, совершенно законно.

Счастье, когда дети не терпят, не давят в себе свои желания, не страдают от дискомфорта всего мира, а говорят нам прямо и честно, что не так. Это стоит ценить.

Александра Чканикова

Источник