Чувственный опыт в развитии ребенка

Чувственный опыт в развитии ребенка thumbnail

воспитатель

вторая квалификационная категория

МБДОУ № 24

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка. Оно создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.

Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т. д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.

Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного развития):

1. Для зрительных представлений:

а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения;

б) пространственные положения и направления (вверх, вниз, далеко — близко, слева-справа);

в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку размещения, расстоянию).

2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями:

(вчера, сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности времени (час, минута, секунда).

3. Для слуховой чувствительности:

а) различие звуков в повседневной жизни;

б) развитие речевого слуха;

в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость, тембр звука).

4.Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).

5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.

6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса (сладкий, горький, кислый, соленый).

По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.

В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», красный предмет — «помидор», «ягодка», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания, а именно:

·  На восприятие цвета:

«Собери букет в вазу»;

«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);

«Найди пёрышки для петушка»;

«Что растет на дереве»;

«Парные картинки»;

«Волшебная палитра»;

«Наряди куклу»;

«Что бывает такого цвета?»

·  На восприятие формы:

«На что похоже»;

«Почини одеяло»

·  Развитие мелкой моторики рук:

«Зашнуруй ботинок»;

«Матрешка» (застегивание пуговиц).

Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания

осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Читайте также:  Как заполнить историю развития ребенка

И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.

1.

Уважаемые коллеги, представляю опыт работы «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ»

2.

Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка. Оно создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.

Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т. д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.

3.

Виды сенсорного воздействия на человека представлены на слайде

По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.

4.

В своей работе с детьми я использую эффективный прием, когда то или иное понятие связывается в представлении малыша с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет округлой формы — «мяч», прямоугольный брусок — «кирпичик», треугольная призма — «крыша», красный предмет — «помидор», «ягодка», желтого — «цыпленок», «лимон», оранжевого — «апельсин»). Также я упражняю малышей в группировке однородных предметов по одному из сенсорных признаков: величине, цвету или форме. Большое внимание уделяю развитию мелкой моторики пальцев. Здесь применяю игры с мелкими игрушками «киндер сюрпризами», откручивание и закручивание пробок на бутылках, флаконах, собирание семян кукурузы, фасоли. Особый интерес вызывают у малышей различные игры с пальчиками, сопровождающиеся стихотворными текстами, гимнастика для рук, подражание различным животным. Ну и, конечно же, дети с удовольствием играют в развивающей зоне с играми различного содержания.

5.

·  На восприятие цвета: «Волшебные бусинки», «Собери цветок», «Найди пёрышки для петушка», «Что растет на дереве», «Парные картинки», «Волшебная палитра»,«Наряди куклу»,

«Что бывает такого цвета?».

6.

·  На восприятие формы: «На что похоже», «Почини одеяло», «Вкладыши», «Волшебный мешочек».

7.

·  Развитие мелкой моторики рук:

«Зашнуруй ботинок», «Матрешка», «Поймай лягушонка», «Веселые прищепки», «Колючая семейка» и другие.

8.

Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания

осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Читайте также:  Детские болезни развитие ребенка

9.

И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.

10.

Спасибо за внимание!

Источник

Младенец с мамой лежат на полу на животе

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:

Пять чувств, присущих человеку, — вкус, осязание, обоняние, зрение и слух — это инструменты, которыми активно пользуются дети для лучшего понимания всего, что их окружает.

Все впечатления, получаемые, благодаря органам чувств, снабжают ребенка постоянным потоком информации, хранящейся в мозге. По мере роста и развития дети используют ее для построения целостной картины окружающего мира.

Важны даже самые простые вещи. Они могут помочь ребенку расширить границы его маленького мира. Например, обрати внимание, какие чувства задействуются, когда ты обнимаешь малыша.

В этот момент он может видеть твое лицо и слышать голос. Он может ощущать прикосновение, легкие движения, твой запах. Все эти ощущения посылают сообщения в мозг ребенка и помогают ему учиться.

Как происходит развитие чувств человека?

Этот процесс начинается очень рано, еще во время беременности. В I триместре формируются вкусовые, обонятельные и осязательные рецепторы.

Сначала осязательные появляются вокруг рта и на щеках, а затем по всей поверхности тела. К моменту рождения ребенок может слышать, чувствовать запах, различать вкусы и прикосновения. Он также может видеть, хотя зрение очень размытое.

Новорожденный пока не может правильно интерпретировать свой чувственный опыт. Его нервные пути — пучки нервной ткани, передающие информацию от органов чувств в мозг, — недостаточно зрелы. Ключом к их зрелости является постоянная практика.

Чем больше задействуются нервные пути, тем быстрее они развиваются и формируют связи. Чем больше ребенок испытывает ощущений, тем более совершенным становится его мозг для установления этих связей.

Со временем он выстраивает понимание окружающего мира и начинает использовать его, чтобы упорядочивать свои мысли и руководить поведением.

Какую роль играют чувства в налаживании контакта?

С момента рождения ребенок будет использовать свои чувства, чтобы продолжить процесс налаживания контакта с матерью, начавшийся во время внутриутробного развития. Он уже знаком со звуком твоего голоса и будет с радостью слушать, как ты агукаешь и разговариваешь с ним.

Его обоняние без труда распознает твой уникальный запах, с которым он познакомился еще во время беременности. Исследование показало, что достаточно всего 50 минут контакта кожа к коже сразу после рождения, чтобы ребенок смог узнавать мать по запаху.

Осязание твоего ребенка также может помочь вам сблизиться в первые дни. Клади малыша на свою грудь, контакт ваших тел успокоит его и стабилизирует сердцебиение.

Прикосновения способны вас обоих сделать счастливей и расслабленней. Эти нежные и наполненные любовью моменты вызывают высвобождение гормона окситоцина, также известного как «гормон любви». Окситоцин может стимулировать или усиливать чувство близости, приходящее с налаживанием контакта.

Массаж спины младенцу

Массаж может помочь установлению более прочной связи между вами. Во время массажа задействуются многие органы чувств ребенка, а не только тактильные ощущения. Малыш видит твое лицо, слышит голос и чувствует аромат. Чувственный опыт детей помогает создать между мамой и ребенком особую прочную связь.

Как чувства могут помочь моему ребенку расти?

Малыш использует свои чувства, чтобы найти пищу, необходимую для роста и развития. Уже через несколько минут после рождения он чувствует запах молока и отдает ему предпочтение перед всеми другими. Будучи выложенным на грудь матери, он может даже повернуть голову и двигаться в поисках пищи.

У малыша также высоко развит вкус. Причем вкусовых рецепторов во рту у него может быть больше, чем у тебя. В первые три месяца дети различают сладкое и горькое, предпочитая первое. Не удивительно, ведь твое молоко такое сладкое!

Читайте также:  Юмор в развитии ребенка

Прикосновения помогают ребенку развиваться, особенно если он родился раньше срока. Недоношенные дети, как правило, быстрее прибавляют в весе и возвращаются домой из больницы, если им делают массаж во время пребывания в отделении интенсивной терапии.

Когда ребенок начинает есть твердую пищу, его предпочтения в отношении определенных ароматов могут зависеть от того, что ты ела во время беременности и кормления грудью. Он будет продолжать активно пользоваться своими чувствами, поскольку диета будет более разнообразной — с новыми вкусами, видами, консистенцией и даже звуками.

Малыш накапливает знания по мере изучения новых продуктов. Катание гороха, встряхивание бутылочки с водой, хлюпанье макаронов в тарелке, да еще время от времени ему что-то попадает в рот, — это, на первый взгляд, выглядит хаотично. Но для твоего малыша это настоящий праздник чувств!

Какую роль играют чувства в физическом развитии ребенка?

Кроха задействует все свои чувства с первой минуты контакта с окружающей средой. Его маленький мир в самом начале — это масса смешанных ощущений: прикосновения, свет, запахи, вкусы, звуки. Но уже через несколько недель его нервные пути начинают развиваться. Люди, предметы и события постепенно формируются в сознании.

Младенцы используют осязание, чтобы узнать форму и строение вещей. В первые месяцы их пальцев и рук недостаточно, чтобы помочь в этом, поэтому дети для развития чувственного опыта также используют свой рот.

В ротовой полости ребенка больше нервных окончаний на квадратный сантиметр, чем в любой другой части тела. Он может многое узнать, грызя и посасывая игрушку. Именно поэтому в раннем возрасте ребенок все “пробует на зуб”!

По мере того, как улучшается зрение ребенка, начинает развиваться зрительно-моторная координация. К тому времени, когда ему исполнится от 6 до 8 недель, он начнет двигать головой и глазами, чтобы следить за объектом. В 3 месяца сможет смотреть на предмет, который держит в руках.

К 4-5 месяцам его зрение достаточно разовьется, чтобы он мог оценить расстояние, протянуть руку и схватить игрушку. Этот навык позволяет ребенку открыть целый новый мир.

Чувственный опыт — источник знаний. Когда дети растут, они ищут новые ощущения, и это ускоряет их развитие. Многие детские игрушки созданы для того, чтобы стимулировать обучение, но обычная повседневная деятельность также способствует развитию мозга.

Играя с чашкой в ванне, малыш практикует мелкую моторику, попутно изучая жидкости и гравитацию. Прогулка в парк с его множеством звуков, пейзажей, запахов и текстур активно стимулирует его органы чувств, заставляя ребенка практиковать приобретенный навык движения.

Как чувства могут улучшить коммуникативные навыки ребенка?

Мама играет с малышом на полу

Они играют решающую роль, помогая ребенку учиться общаться. Еще до рождения малыш знает звук голоса родителей, а также его братьев и сестер. После рождения он начнет совершенствовать свой слух, прислушиваясь к знакомым звукам. К трем месяцам твой ребенок может смотреть прямо на тебя, когда слышит твой голос. Он может даже начать агукать или пытаться лепетать.

Зрение также играет важную роль, поскольку общение между мамой и ребенком не всегда словесное. Малыш очень рано начинает изучать твое лицо и связывать его выражение с тоном голоса. Уже через 4 месяца с рождения ребенок будет ожидать, что тон твоего голоса будет соответствовать выражению лица. Если они не совпадают, малыш может выглядеть озадаченным и расстроенным.

По мере развития, когда ребенок растет и учится говорить, чувственный опыт помогает ему развивать свой словарный запас. Такие характеристики предметов, как гладкое, грубое, скользкое, мягкое, невозможно понять, не испытав на собственном примере.

Что делать, если есть сомнения в правильном развитии чувств ребенка?

Чувства малыша влияют на каждый аспект его повседневной жизни и развития. У каждого свой темп, но если у тебя есть сомнения относительно развития чувств или способности ребенка перерабатывать полученную информацию, поговори с врачом.

Педиатр также поможет, если ты чувствуешь, что не можешь дать ребенку тот чувственный опыт, в котором он нуждается. Возможно, у тебя послеродовая депрессия. Если это так, врач окажет необходимую поддержку.

Проводи больше времени с малышом, стремись к общению для обогащения чувственного опыта ребенка, старайся избегать стресса. Ваша связь поможет преодолеть преграду к счастливому материнству!

Источник