Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка thumbnail

Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка (на основе собственных разработок, авторских пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания)

Я обустроила развивающую предметно-пространственную. Среду моей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программой нашего ДОУ.

Мною разработаны авторские пособия:

    1. Дидактическое пособие «Посёлок». Способствует формированию элементарных математических представлений, представлений о пространстве (ближе, дальше), развитию представлений о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, грузовой, пассажирский), развитию речевых навыков ( согласование существительных).

hello_html_43502b97.jpg

Все атрибуты картины прикрепляются к панно с помощью липучек, их можно менять местами, выкладывать поочерёдно в соответствии со счётом и т.д.

    1. Дидактическое пособие «Экологическая стена». Все атрибуты прикрепляются к панно с помощью липучек, могут меняться в зависимости от времени года. На пособии можно проследить обитателей леса, пруда, подземных жителей. Дети могут увидеть расположение наземной и подземной частей растений. В соответствии с погодой дети выставляют на панно солнце или дождик с тучами.

hello_html_m4d6bec65.jpg

    1. Уголок эмоций. Способствует отслеживанию ребёнком своего эмоционального состояния. Воспитанники моей группы любят играть в игру «Какой я?» сравнивая своё выражение лица с изображением на пособии. Пособие многофункционально. Каждое изображение отмечено бантиком цветовой определённой цветовой гаммы, что позволяет детям закрепить знания цветов спектра.

hello_html_2d69e31.jpg

    1. Дидактическое пособие «Осьминожки». Способствует закреплению знаний детей о цветовой гамме — как об основных, так и о промежуточных цветах. Шляпки осьминожков прикрепляются на липучках. Воспитанники моей группы очень любят «играть» с осьминожками, отгадывая, под шляпки какого цвета спрятались осьминожки, или же прячут осьминожек под шляпки заданного цвета.

hello_html_6cf287b5.jpg

hello_html_57374cf0.jpg

В пользовании детей моей группы находиться ПК, на котором установлены образовательные программы в соответствии с возрастными особенностями детей моей группы. Имеется медиатека, которая постоянно пополняется новыми дисками. В рамках реализации организованной образовательной деятельности я использую мультимедийное оборудование, презентации различной тематики. Применение ЦОР способствует повышению интереса детей к образовательной деятельности, более продуктивному усвоению новых знаний.

4.3. Наличие авторских проектов совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды

Одним из необходимых условий успешной реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОУ.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
— взаимодействие участников педагогического процесса;
— развивающая предметно-пространственная среда;
— содержание дошкольного образования.

Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта
Все компоненты образовательной среды дошкольного учреждения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 Реализацией компонента «взаимодействие участников педагогического процесса» стала разработка проекта «Экологическая тропинка».

В современных условиях развития нашего общества, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.

Участники проекта:

— дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.

В соответствии с целями я определила задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить элементарным способам исследования объектов природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.

7. Привлечь родителей (законных представителей) к участию в решении задач экологического воспитания.

8. Повысить компетенции педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.

Реализация проекта была разделена на этапы:

Первый этап – подготовительный. На этом этапе я определила направления предварительной работы с родителями (законными представителями) воспитанников, объекты для исследования, оборудование и материалы, план реализации проекта на учебный год.

Второй этап – основной. В течение второго этапа собственно происходила реализация проекта – осуществлялась исследовательская деятельность – посадка комнатных растений, наблюдение за их ростом и развитием, обустройство ландшафтного дизайна участка – создание альпийской горки, проводились зимние экологические акции «Зимнее кафе», «Домик для птиц», обустройство экологической тропы.

С помощью родительской общественности я организовала в своей группе обустройство познавательно — экологической среды. Я предложила родителям разработать и провести вместе с детьми дома исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы. Затем я организовала мини-конкурс на лучший исследовательский семейный проект.

С наступлением весны мы вместе с родителями разработали план обустройства экологической тропинки. Все вместе высадили травянистые растения, оборудовали сухой ручей, высадили саженцы хвойных деревьев. На взрослых лиственных деревьях разместили кормушки для птиц и скворечники. У детей появилась возможность наблюдать за птицами. Ежедневно дети пополняли кормушки хлебными крошками, зёрнышками, что, несомненно, способствовало воспитанию бережного отношения, заботы об объектах живой природы.

Создание альпийской горки, посадка цветов в альпинарии, последующий уход за ними – послужило накоплению практического опыта детей.

В процессе организованной образовательной деятельности мы с детьми изучали флору и фауну нашего села, проводили наблюдения на прогулках, экскурсиях. Я также провела с детьми цикл занятий по изучению правил поведения в природе.

Осенью мы с родителями и педагогами организовали и провели конкурс детских работ из природного и бросового материалов. Конкурсные работы органично влились в интерьер группы и долго являлись её украшением.

Читайте также:  Развитие 3 летнего ребенка времена года

Совместно с родителями мы организовали в нашей группе библиотеку и видеотеку «Из жизни природы» (о насекомых, птицах, животных, растениях, обитателях моря, о временах года и т.д.).

Третий этап – обобщающий – обобщение работы по экологическому проекту «Экологическая тропинка»

Результаты реализации проекта:

Для детей

  1. По результатам диагностики, уровень усвоения экологической грамотности воспитанников моей группы составил 90%.

2. В результате реализации проекта уровень обогащения развивающей предметно-пространственной среды значительно вырос.

3. В моей группе созданы достаточные условия для организации деятельности по экологической направленности.

Для родителей

Активность родителей (законных представителей) в рамках участия в деятельности группы по экологическому воспитанию значительно повысилась. Практически все родители принимали активное участие во всех проводимых мероприятиях проекта. По собственной инициативе мамы воспитанников делились с нами рассадой огородных культур, цветов. Родители стали больше внимания уделять воспитанию у детей экологической культуры.

Для педагогов

Педагогические работники — педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре принимали непосредственной участие в реализации проекта, что послужило повышению их компетенций в области экологического воспитания дошкольников.

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации — одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.

Зоны, центры и микроцентры группы.

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

ЦЕНТР КНИГИ

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ЦЕНТР СЮЖЕТНО — РОЛЕВЫХ ИГР

ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МАТЕМАТИКЕ

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

УГОЛОК СПОРТА

ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции,  возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы мелкий деревянный строитель, мелкие модули, набор игрушек.

ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенка

Задачи: формирование навыков слушания; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, имеются в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем Би-ба-бо); театр-драматизации — готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги.

ЦЕНТР ЭКОЛОГИИ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: экологическое воспитание и образование детей.

Оборудование и материалы, имеющие в уголке: в группе находится 2-3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция). Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды, дидактические игры, муляжи фруктов и овощей. Альбомы- «Времена года», «Животные».

ЦЕНТР КНИГИ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, имеющие в уголке: стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания: “Профессии ”, “Времена года ”, “Детский сад ” и т.д.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: развитие мышления и пальчиковой моторики; освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки по цвету, размеру, форме. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы последовательно, составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и  называть предметы на картинках. Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: материалы по сенсорике и математике: 1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. 2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 3. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

ЦЕНТР СЮЖЕТНО — РОЛЕВЫХ ИГР

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: формирование ролевых действий; стимуляция сюжетно- ролевой игры; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, имеющиеся в центре: кукольная мебель для комнаты и кухни: гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом. ”, «Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу», моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики: игрушечные дикие и домашние животные: наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые: телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и. т.п.); одежда для ряжения.


ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора и ознакомление со здоровым образом, жизни.

Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: «Светофорчик» (наклеить светофор); полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина. чтобы можно было складывать и убирать); средний транспорт; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных). Наборы картинок, дидактические игры.  

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материала, которые имеются в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

Читайте также:  Дневник развитие ребенка по месяцам таблица педиатра

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МАТЕМАТИКЕ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи и математических представлений, познавательных и творческих способностей детей.

Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки, Альбом «Артикуляционная гимнастика, «Пальчиковая гимнастика».; материалы для дыхательной гимнастики “Чудесный мешочек” с различными предметами. Мелкий счетный материал, набор геометрических фигур, вкладыши разных размеров, картинки с изображением времен года, частей суток, дидактические игры.

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЭто место, где ребёнок может посидеть подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения общения с близкими и родными людьми, что – то рассмотреть, что – то приятного и полезного послушать, поиграть с какими – то предметами и игрушками, расслабиться.

ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки — тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме, альбомы с видами искусства.

УГОЛОК СПОРТА

Творческая позиция педагога в преобразовании среды развития ребенкаЗадачи: создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые имеются в уголке: коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; ленты, флажки, атрибуты для подвижных игр.

Созданная в детском саду предметно-пространственная среда и использование разработанных мной пособий, дидактических и развивающих игр, оригинальных средств обучения и воспитания благотворно влияет на развитие детей, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

Источник

Предметно-пространственная  среда,  

 как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель

МКДОУ «Д/С№37»

Тутаринова Оксана Владимировна

                                                    «Дети должны жить в мире красоты,

                  игры, сказки, музыки, рисунка,

 фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Актуальность темы.   (слайд№3)

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение.(слайд №4)

Изучив вопрос, я сделала вывод, который заключается в том, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста напрямую зависит от правильно созданной и организованной предметно – пространственной среды в группе. Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности  ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.  Кроме этого предметно-пространственная среда выступает, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.

Самое время сказать о месте педагога в организации предметно – пространственной среды. Он — автор, он — компонент. Автор потому, что, зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду; компонент потому, что определяет свое место в ней относительно каждого ребенка. Так как ребенок в интеллектуальном развитии — он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этому ребенку достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Насыщенность среды. Предусматривает соответствие возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы детского сада. Оснащение средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами и оборудованием, обеспечивающим игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

  • Трансформируемость. Возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность. Предметно-пространственная среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;
  • Вариативность. Предметно-пространственную среду можно дополнять, конкретизировать и разрабатывать, Вариативность среды обеспечивает свободный выбор детьми разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную, творческую и исследовательскую активность детей.
  • Доступность. Предметно – пространственная среда доступна для воспитанников (в том числе с ОВЗ и детей – инвалидов). Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасность. Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.(слайд№5)
Читайте также:  Как ведет себя ребенок на занятии по развитию речи

Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и — что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.  Предметно-пространственная среда в группе строилась с соблюдением следующих принципов:

В качестве «центров» выступают:(слайд№6)

  • «Я – режиссер» (уголок для ролевых игр). Ведущее место в жизнедеятельности детей, в сюжетно – ролевых играх дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Уголок для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества.  Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация), режиссерская игра (воображаемая ситуация развертывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребенком и игровыми ролями), игра-фантазирование (воображаемая ситуация развертывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребенок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью). В уголок для ролевых игр имеются костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный, настольный) для обыгрывания сказок. Дети уже частично сами организуют среду под замысел. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения сюжетно – ролевых игр. Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. (слайд№7)
  • «В гостях у Самоделкина» (центр конструирования) способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Уголок достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. (слайд№8)
  • «Мастер – фломастер» (центр творчества) организован для продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация). Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника и в развитии творческих способностей детей. Этот уголок выполняет разные функции, однако, прежде всего, развивает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. Имеется широкий спектр изобразительных материалов для формирования творческого потенциала детей, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.(слайд№9)
  • «Театральная гостиная» (центр художественно-творческого развития). В театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.(слайд№10)
  • «Песенка – чудесенка» (музыкальный уголок). Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. В достаточном количестве имеются музыкальные инструменты, игрушки, картотеки песен, музыкальных игр, танцев, коллекция дисков музыкальных.(слайд№11)
  • «По страницам сказок» (книжный уголок). Маленькие дети – это любознательные, спонтанные, конкретно мыслящие существа, стремящиеся получить доступ к миру взрослых. Главный из ключей к этому миру – речь. Помимо книг, в уголке можно размещать различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.(слайд№12)
  • «Мы познаем мир» (наблюдения за природой) служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами. Накапливается каждым ребенком личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы. С помощью уголка природы, дети группы начинают учить различные явления природы, смену времен года, также у них формируется бережное отношение к растениям и животным. Оформление уголка природы в поможет деткам не только познакомиться с природой, но и полюбить ее. Также это поможет развивать в них любознательность и наблюдательность.

Моя задача состоит в умении моделировать предметно — пространственную среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Я стремлюсь сделать так, чтобы предметная среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства

Моя роль, как педагога, заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка. Предназначение педагога — дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас

Таким образом – созданная в группе предметно-пространственная среда, на мой взгляд, является фактором развития творческих способностей детей дошкольного возраста, т.к. она предоставляет возможность проявить индивидуальность и творчество детского коллектива в целом, а также каждого воспитанника.

Р. Кийосаки: «Наше будущее создается тем, что мы делаем сегодня».

Источник