Что влияет на развитие разговорной речи ребенка

Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»

Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.

Почему может страдать речь?

Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:

— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;

— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;

— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;

— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);

— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.

Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.

Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.

Становление речи и влияние на него негативных факторов

Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.

Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.

Во время беременности

На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.

Читайте также:  Принцип динамического изучения ребенка с нарушениями развития предполагает

Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.

Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.

После родов

После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.

Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.

Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:

Формирование речи ребенка — как помочь?

ЗРР — в чем она проявляется?

Помощь родителей при ЗРР у детей

Источник

Парадокс: развивают нынешних детей все лучше, а говорят они все хуже. У меня на эту тему уже была статья (про физическое здоровье, но к речи тоже относится). Сегодня пишу о том, что нужно для успешного и своевременного развития речи.

У ребенка не должен быть поврежден мозг. Не любое повреждение — тяжелое. Гипоксия бывает у многих и обычно потом компенсируется, хотя в первые годы может вызвать отставание в речи. Ну, а какая-то другая органика может привести к расстройствам, при которых речь вообще не появится ни в 3, ни в 4 (без долгих занятий со специалистом).

Ребенок должен жить в разнообразной речевой среде. Я знаю, что с младенцем не очень интересно разговаривать, он вряд ли поддержит беседу о новом фильме, но это необходимый этап. Надо читать стихи, петь песенки, во время еды рассказывать про ложечку, а в ванной про уточку. Меня лично это утомляло просто ужасно. Но молчаливая среда негативно сказывается на развитии речи. В этом смысле чем больше народу в семье, тем проще.

Ребенок должен жить в разнообразной (тактильно) среде. Многие мамы опасаются песка, луж, и предпочли бы чистого ребенка в нарядной одежде, который играет в развивающие кубики. Но дети не согласны, они почему-то любят грязь, а камни и палки им нравятся больше дорогих развивашек. Грязь им нужна для иммунитета и для развития.

Дети любят лужи и грязь

Совсем крошкам лучше не надевать распашонки с закрытыми ручками. Любые контакты разных предметов с пальчиками, пальчиковые игры, все это помогает речи. А еще — свободное перемещение по дому. Что тоже неудобнее для мамы, чем ограничитель в виде манежика, надо же следить.

Мне кажется, проще 1 раз обезопасить дом, чем все время следить за ребенком. Убрать все опасное, и пусть ползает везде.

Ребенок должен испытывать эмоции. Если все ровно и гладко, вокруг стены и прутья кроватки, о чем ему захочется поговорить? Когда малыш садится, он должен смотреть на мир на прогулках. С ним надо играть, подбрасывая или кружа его, показывать интересные штуки, чтобы от радости захотел “высказаться”. Моя дочь начала активно лопотать после бассейна, и потом почти каждое посещение вызывало у нее желание пообщаться вербально.

Вау, какая штука! Надо поговорить об этом

Ребенок должен жевать. Блендер до 3 лет вредит, об этом часто говорят логопеды. Кусочки многие не хотят давать из-за страха, что ребенок подавится. С кусочками придется кормить не отвлекаясь ни на секунду (давятся молча, в тишине!), но жевание важно для речи. Сюда же отнесу питание с ложки, а не из бутылки (любое пюре и кашу — сразу с ложки).

Нужны кусочки, а не только пюрешки

Ребенок должен испытывать нужду. У меня есть подруга, пожизненная отличница, которая так прыгает перед своим ребенком, что он даже не успевает рта открыть, а ему уже дают все, что нужно. Нет потребности — нет и мотивации, зачем говорить “дай”, если мама и так стоит как солдат навытяжку? Я много раз слышала, что у ленивых мам дети развитые и самостоятельные. Только надо быть правда ленивой, а не читать, как прилежная ученица, 500-страничные инструкции, как ей стать.

Женщина с потенциалом к лени такую книгу даже не возьмет в руки, потому что лень.

Читайте также:  Развитие воображения у ребенка старшего дошкольного возраста

А в такой обстановке вообще нет стимула говорить:

Ни на что мотивации не хватит, если все за тебя делают

Это все касается малышей. Детям постарше для развития речи также нужны эмоции, поэтому их нужно водить в театр, музеи, на интересные мероприятия — чтобы было, что обсудить.

Но запрос от читателя был именно про то, что я думаю о связи ГВ/долгого ГВ и развития речи. Как думаете, в списке выше на какое место поставить ГВ?

Я думаю, ни на какое. Я не знаю, на какой % процесс ГВ влияет на речь. Подозреваю, что все выше перечисленные факторы даже по отдельности весомее, чем ГВ. Даже не буду комментировать ГВ взрослых, ходячих детей. Но в особом влиянии на речь я сомневаюсь (насколько могу оценить доступную информацию) даже если говорить о первых 6 месяцах. Вообще если бы ГВ на что-то влияло, уже было бы видно по детям. А этого никто не видит.

Спасибо за лайк! Почитать еще:

Неручной ребенок и аутизм

Не вовремя. Что делать, если сейчас пора в роддом?

Пропустили прививки, а теперь карантин. Как догнать календарь?

Мой нелюбимый совет мамам

Источник

18.02.2020

Мало кто знает, но общение с детьми — это один из лучших способов подготовить их к школе. Знаменитое исследование под названием «Ранняя катастрофа», которое в 1995 году провели исследователи Бетти Харт и Тодд Рисли, показало, что дети 3-летного возраста из малообеспеченных семей слышали на несколько миллион слов меньше, чем дети из хорошо обеспеченных семей. В дальнейшем было открыто, что существует связь между количеством слов, которые ребенок слышит в детстве, и развитием его грамотности.

Проще говоря, чем больше слов ребенок слышит в детстве, тем более подготовленным он будет, когда пойдет в школу. К третьему классу дети, которые слышали больше слов, как правило, имеют более обширный словарный запас, чем сверстники, также они лучше преуспевают в чтении и успешнее справляются с тестами.

Как правильно общаться с детьми в раннем возрасте?

Есть причина, которая объясняет почему так важно, чтобы ребенок до 3 лет слышал как можно больше слов. Раннее детство — это крайне важное время для развития мозга ребенка. Более 85% роста головного мозга приходится именно на эти первые 3 года жизни. Хорошая новость для родителей состоит в том, чтобы поспособствовать развитию мозга своего ребенка достаточно просто, и все это может быть сделано абсолютно в любое время и в любом месте.

Чтобы речевые и умственные способности ребенка хорошо и гармонично развивались, эксперты рекомендуют следовать следующим несложным советам:

  1. внимание — необходимо уделять больше внимания тому, что говорит ребенок. Даже если он еще слишком мал для полноценной коммуникации и общается с помощью лепета и криков, это не означает, что родители должны его игнорировать. Напротив, необходимо спуститься на уровень ребенка и отвечать ему нормальным разговорным языком, при этом поддерживая зрительный контакт на комфортном уровне. Родителям необходимо показать ребенку, что они заинтересованы тем, что он пытается им донести;
  2. важность выбора слов — во время разговора с детьми рекомендуется использовать больше описательных слов, чтобы сформировать у ребенка богатый словарный запас. Очень полезно будет использовать длинные слова, например, вместо слова «умный» можно использовать «рассудительный», а вместо «злой» — «злорадный» и т.д. Не нужно полностью менять стиль общения и говорить сложным языком, достаточно просто добавлять новые слова к повседневной речи;
  3. разговор по очереди — одного пассивного слушания недостаточно для полноценного развития речи ребенка, нужно говорить по очереди, мотивируя его дать ответ. Чтобы еще сильнее способствовать развитию детей, рекомендуется во время общения задавать вопросы, предполагающие более развернутый ответ, чем просто «да» или «нет»;
  4. чтение — для развития грамотности у ребенка будет очень полезно начать читать для него. Не стоит насильно заставлять ребенка сидеть рядом и слушать сложные книги или неинтересные истории. Читать стоит тогда, когда дети сами в этом заинтересованы, по этой причине важно правильно подойти к выбору литературы. Во время чтения также важно не забывать взаимодействовать с детьми: по ходу чтения можно задавать вопросы, интересуясь мнением ребенка о событиях и героях произведения. Таким образом, ребенок будет оставаться вовлеченным в процессе ознакомления с книгой. Если же в течение дня ребенок не желает слушать книги, то отличным выходом будет чтение перед сном;
  5. меньше телевизора — нет ничего плохого в том, чтобы смотреть вместе с детьми телевизор. Благодаря совместному просмотру фильмов или передач, количество тем для разговора увеличится, а кругозор ребенка будет расширяться. Однако не рекомендуется постоянно оставлять ребенка одного перед телевизором, так как это может негативно отразиться на его речи. Необходимо помнить, что телевизор не заменит живого общения.

По причине загруженности повседневной жизни, у людей часто остается мало времени для игр и общения с детьми. Однако, родителям необходимо стараться выделять достаточно времени для разговоров с детьми. Если следовать всем вышеизложенным рекомендациям, то можно быть уверенным, что ребенок отправится в школу полностью готовым и мотивированным к получению еще большего количества знаний.

Навигация по записям

Источник

Полюх Наталья
Консультация «Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?»

Читайте также:  Общая работа детского сада и семьи в развитии ребенка

Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?

Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь что такое речь?

Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.

Известный психолог Л. С.Выгодский говорил: «Речьвыполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».

Давно доказано, что развитие ребенка во многом определяется социальной средой, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально – культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному.

Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.

Одной из самых больших проблем в развитии личности является нарушение произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. Чтобы все эти речевые процессы качественно развивались, необходимы условия, в которых работа бы велась по всем направлениям речевого развития, так как ни одно из этих направлений не может быть реализовано изолированно друг от друга.

Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психическое наслоение на специфические особенности в эмоционально – волевой сфере, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.

Кроме того, родителям необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Постоянные неудачи школьника в учебе тоже способны вызвать и закрепить у него такие черты, как тревожность, замкнутость, сниженная самооценка. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, у детей с нарушениями речи развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.

Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».

Что же посоветовать родителям, если ребенок затрудняется выразить свою мысль, если при необходимости говорить он краснеет и замыкается, если речь его косноязычна и ошибочна?

Первое. Ведите себя с ребенком так, чтобы ему было удобно узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами.

Второе. Обеспечивайте ребенку возможность познавать. Постарайтесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Поэтому, не жалейте времени на совместную игру с ним. Хорошо, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Во время таких игр как, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине», «напоим» куклу чаем. Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.

Третье. Читайте хорошие детские книжки. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш вас слушает. Если на ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усвоил сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Очень полезно рассказывать ребенку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова.

Четвертое. Если ребенок задает вопросы, спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) отвечайте. Ведь ваши ответы содержат очень много информации, а значит и новых слов. Не забывайте разъяснять ребенку не только названия предметов, но и обозначения составных частей разных предметов. Например, у дома есть крыша, стены, дверь, окно, у дерева есть корень, ствол, ветки, листья и т. д. Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.

Пятое. Помогите малышу поверить в свои силы, возможности. Повышайте самооценку ребенка, привлекая его к участию в беседе, при этом внимательно выслушивая его речь до конца.

Вы, родители, – естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.

Полюх Наталья Александровна

Учитель-логопед МБУ ЦППМСП —

г. Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края

Источник