Что влияет на физическое развитие ребенка
Факторы влияющие на физическое здоровье ребенка.
Консультация для родителей.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. Одним из наиболее важных показателей здоровья детей, является физическое развитие детей. В показатель физического развития ребенка входят так же такие показатели уровня здоровья, как функциональные и морфологические свойства организма, которые характеризуют его процессы роста и развития. Для определения физического развития детей, используют методику антропометрических исследований. Здоровье и физическое развитие детей является очень важным аспектом, которому необходимо уделять акцентированное внимание родителям с самого раннего детства.
Развитие организма ребёнка происходит гармонично, каждый возраст при этом является обязательным условием последующих возрастных изменений и создаёт необходимые возможности адаптации к действительности. Таким образом, важной особенностью физического развития ребёнка является не только определение всех его возрастных изменений, но и учёта диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.
На физическое развитие детей оказывают влияние самые разнообразные факторы. Ведущими формирующими факторами, влияющими на физическое здоровье и развитие детей считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
В первую очередь физическое развитие зависит от питания, от обеспеченности организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки. Резкие отклонения от нормы физического развития — сигнал для родителей: они здесь упускают что-то важное, необходимо предпринять все меры к оздоровлению ребенка.
Экологические факторы, атмосферное давление, температура окружающей среды постоянно взаимодействуют на организм ребенка. Под влиянием нагрузки и положительных эмоций от физических упражнений, занятий спортом на свежем воздухе, организм ребенка функционально изменяется.
Один из главных факторов, влияющих на физическое развитие ребенка – это фактор развития физической культуры в семье. Спорт – это ключ к здоровью.
Ребенок, приученный с детства к физкультурным занятиям, занимается ними охотно, с радостью и удовольствием. Такой ребенок будет расти не только крепким физически, но и лучше развит интеллектуально, ведь эти два развития неразрывно соединены друг с другом. Отлично, если ребенок в будущем достигнет высоких спортивных достижений, но, даже просто занимаясь физическими упражнениями, он сможет избежать многих заболеваний, вырасти активным и здоровым.
Также одним из важных факторов являются ультрафиолетовые лучи. Именно поэтому нарастание массы тела и роста изменяются в зависимости от времени года. Определенно, набор массы тела и роста в какой-то мере зависят от географического и климатического местонахождения. Увеличение роста костей и усиление обмена веществ происходит за счет совершаемых движений ребенком. Отсюда значение воспитательной педагогической работы и особенно в области физического воспитания и организации образа жизни ребенка (достаточное пребывание на свежем воздухе, нормальный сон, активный двигательный режим). Физическое развитие организма в целом служит для измерения функциональной зрелости всего организма.
Взрослые, конечно же, мечтают о том, чтобы любимые дети выросли здоровыми, крепкими, спортивными. Бесспорно, много зависит от врожденных данных ребенка, но основное значение в физическом развитии имеет: внимание и помощь родителей, педагогов.
Гармоничное взаимоотношение ребенка с окружающей средой формирует гармонично развитого, здорового ребенка, который в состоянии выполнить свои общественные функции.
Источник
Женщины в положении усиленно готовятся к рождению малыша, изучают большое количество различной литературы, связанной с уходом и развитием будущего крохи. Но в потоке информации, насыщенной большим количеством разнообразных методик и подходов, часто в меньшей степени изучается физический аспект развития ребенка.
Содержание статьи:
- Что такое раннее физическое развитие
- Физическое развитие ребенка до года в цифрах
- Факторы, влияющие на физическое развитие
- Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
- Способы развития физических возможностей ребенка до года
- Первичное закаливание
- Массаж
- Водные процедуры
- Занятия на фитболе
Методики раннего умственного развития не всегда содержат базовые упражнения и материалы по необходимым для крохи нагрузкам. Но полноценное развитие любого человека завязано на связи между умственным и физическим становлением, психоэмоциональном комфорте ребенка. Гармоничное развитие тела малыша позволит ему достигать больших успехов в творческой и умственной деятельностях, а обучение основам физической культуры даст стимул для формирования иммунитета.
Что такое раннее физическое развитие
Ранее физическое развитие – комплекс показателей, отображающий соответствие размеров и умений ребенка до года соответствующей позиции в таблице ВОЗ и национальной таблице параметров гармоничного развития детей, созданной на базе международных стандартов. До полугода ежемесячно, а после 6 месяцев ежеквартально педиатр осматривает ребенка, проводит соответствующие замеры и делает пометку о гармоничном или негармоничном физическом становлении. Врач оценивает:
- Соотношение роста и массы тела;
- Окружности головы и грудины;
- Пропорциональность полученных измерений;
- Двигательные умения ребенка;
- Срок и количество прорезанных зубов.
На все эти параметры сильно влияют многие факторы.
Наследственность и осложнения во время беременности, послеродовой уход и наличие упражнений по возрасту, направленных на стимуляцию двигательной активности и т. д.
Раннее физическое развитие – сочетание заложенных природой особенностей роста и внешних изменяемых факторов (поведение родителей). Дети, рожденные со слабыми физическими данными, при соблюдении родителями правил ухода, питания, введении необходимых упражнений, достигают прекрасных результатов и ничем не отличаются от более крепких сверстников.
Физическое развитие ребенка до года в цифрах
Для обычного малыша, не обладающего наследственными заболеваниями, развивавшегося в достаточно комфортных условиях и при наличии всех базовых принципов ухода и физической нагрузки нормой считается:
- Ежемесячное прибавление в росте до 2 см (+- 1см);
- Прибавка в весе в среднем по 800-1000 г в первые полгода, по 500 г с 6 месяцев до года;
Пропорциональность развития ребенка рассчитывается из показателей роста и веса. Согласно таблице ВОЗ, идеальным является соотношение, при котором на 1 см роста ребенка приходится 60-75 г веса.
- Окружность головы при рождении в норме не превышает окружность грудной клетки более чем на 2 см, равна приблизительно 35 см. Увеличиваясь вместе с ребенком, голова к году достигает приблизительно 47 см, грудная клетка растет активнее и к году увеличивается на 15-20 см, достигая 53 см в среднем;
- Двигательные навыки оцениваются педиатром при осмотре и сравниваются с усредненными показателями для возраста ребенка. С учетом, что каждый ребенок осваивает умения перемещения своего тела с разной скоростью, оценку приобретенным навыкам дают по крайней верхней черте возраста.
- Появление зубов − индивидуальный процесс, но их преждевременное прорезание или длительная задержка в набухании десен, отображает избыток или недостаток определенных витаминов и минералов, что позволяет врачам вовремя помочь маме скорректировать диету. Стоит помнить, что на процесс формирования зубов влияет не только питание малыша, но и особенности ухода, в частности, прием лекарств.
Оценка физического соответствия к усредненным показателям ВОЗ позволяет вовремя корректировать диету, отслеживать необходимые изменения в упражнениях, режиме дня. Благодаря своевременному определению несоответствий педиатр на раннем этапе может предположить наличие отклонений и провести раннюю диагностику, что играет важную роль в преодолении нежелательных последствий.
Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка
Формирование здорового крепкого тела младенца не является полностью обусловленным генетикой. Наследственность играет большую роль, так как основные характеристики физического развития в большинстве случаев при благоприятных условиях соответствуют показателям одного из родителей. Но это не единственный фактор. Среди имеющих наибольшее влияние выделяются:
- Питание в период беременности. То, что и как ела мама во время вынашивания малыша, влияет на многие показатели роста и здоровья;
- Особенности родов. Осложнения во время родов иногда вызывают нежелательные последствия. Бороться с большинством из них необходимо с первых дней, применяя рекомендуемую врачом терапию;
- Срок рождения. Дети, рожденные раньше срока, набирают рост и вес быстрее своих сверстников, рожденных в срок, что обуславливает другие подходы к определению гармоничность развития;
- Стимуляция двигательной активности со стороны родителей. Различные комплексы плавания, занятия при помощи гимнастических снарядов по различным методикам при правильном подходе играют большую роль в формировании здорового крепкого тела и иммунитета.
Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
До 12 месяцев малыш должен освоить большой комплекс умений. Каждый новый навык базируется на предыдущем и укрепляет определенную группу мышц. Итогом первого года развития является умение крохой ходить без опоры. Но до этого он должен обучиться:
- Держать голову к 2 мес.;
- Переворачиваться со спины на живот к 3 мес.;
- Поворачиваться с живота на спину к 5,5 мес.;
- Сидеть в полгода;
- Ползать и самостоятельно поднимать туловище в положение сидя к 7,5 мес.;
- Вставать, придерживаясь за стенку или мебель к 9 мес.;
- Передвигаться на ногах вдоль опоры к 10 мес.;
- Начать самостоятельно ходить к году.
Срок приобретения каждого из навыков приблизительный, конкретный ребенок может отставать или обгонять месячный план развития на +-2 мес.
Способы раннего развития физических возможностей ребенка
С первого крика ребенка после рождения начинается длинный путь по освоению всех необходимых навыков. Ошибочно полагать, что в первые месяцы жизни малышу достаточно своевременного кормления и любви со стороны родителей. Отдельное внимание стоит уделить физическому становлению крохи, обучению его базовым упражнениям по возрасту. Среди наиболее популярных видов стимуляции двигательной активности, применяемые в комплексе, выделяются:
- Первичное закаливание;
- Физиологический массаж;
- Водные процедуры;
- Упражнение на развитие умений по возрасту;
- Гимнастика;
- Занятия на фитболе.
Каждый из видов помогает крохе адаптироваться к окружающей среде, тренировать определенные группы мышц, постепенно обучаться всем необходимым умениям.
Первичное закаливание
В зависимости от мнения родителей на важность закаливания для крохи могут использоваться различные техники и приемы. Если вы хотите вплотную заняться процессом закаливания младенца, необходимо перед применением посоветоваться с врачом, обсудив все детали выбранной техники. Большинство педиатров сходится во мнение, что ребенку до 1 года для получения первичной закалки необходимо:
- Соблюдение температурного режима помещения. Комнату, в которой спит ребенок, нужно тщательно проветривать, не допускать повышение температуры воздуха выше 25 градусов, оптимально 22;
- Ежедневно проводить воздушные ванны с обтиранием кипяченой водой комнатной температуры;
- Каждый день гулять на улице, при этом следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Не стоит чрезмерно кутать или раздевать малыша. Есть негласное правило, что малыша нужно одевать как себя, добавив один предмет одежды. Недопустимо, чтобы кроха на улице вспотел или замерз.
Первичное закаливание позволяет быстрее адаптироваться к окружающей среде, ровно реагировать на смену погодных условий, тренировать иммунную систему.
Массаж
В большинстве детских поликлиник есть специалист, обучающий молодую маму правилам массажа. Для каждого возраста существуют свои особенности проведения этой процедуры, позволяющие стимулировать определенные двигательные навыки. Чаще всего массаж используется перед или после базовых физических упражнений, разогревая или расслабляя все мышцы тела крохи.
Особую роль в физическом становлении тела ребенка массаж имеет в первые полгода жизни, пока малыш не имеет достаточно большой двигательной нагрузки. Ласковые прикосновения, массажные движения, позволяют стимулировать кровообращение, разминать все группы мышц, усиливать контакт между родителем и ребенком.
Водные процедуры
Водные процедуры для младенца – не только очищение кожи. В зависимости от используемой воды они могут обладать лечебным, расслабляющим или бодрящим действием. Деткам с некоторыми сложностями часто назначают ванные с определенными экстрактами. Хорошо использовать купание в качестве закаливающей процедуры, просто обдав по завершении процедуры малыша водой с температурой ниже на 1-2 градуса.
Находясь в жидком пространстве до рождения, дети в первые месяцы жизни не успевают утратить плавательный рефлекс. Некоторые родители используют эту мышечную память крохи, с первых дней обучая его плаванию. Движения в воде благоприятно влияют на все необходимые группы мышц. При регулярных занятиях навык передвижения в воде сохранится на всю жизнь.
Занятия на фитболе
Популярный вид физического развития, позволяющий укреплять и развивать разные группы мышц. Применяется с 2-недельного возраста. Базовым принципом занятий при помощи гимнастического снаряда является своевременность. Все упражнения вводятся по мере освоения базовых навыков.
В зависимости от желания родителей или советов педиатра, подбирается базовый (нагрузка на все группы мышц) или специальный комплекс на развитие определенной зоны:
- Спины;
- Свода стоп;
- Брюшного пресса;
- Позвоночника и суставов;
- Мышц таза.
Кроме классического подхода к физическому становлению ребенка, в мире существует масса авторских подходов, предлагающих другой взгляд на тренировку малышей. Опираясь на свои исследования младшего дошкольного возраста, комбинируя современные и традиционные подходы, авторы методик физического развития детей предлагают интересные идеи, которые могут заинтересовать молодых родителей. Чтобы глубже понять возможности карапуза, неплохо ознакомиться с наиболее выдающимися техниками.
Источник
Физическое развитие ребенка — это динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Успех работы врача — педиатра зависит от знания динамики анатомических и физиологических особенностей ребенка, его реактивности, потребностей в основных пищевых ингредиентах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах).
Как педиатр я часто сталкиваюсь с тем, что родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. И конечно же сразу возникают вопросы: когда в норме ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? Когда должен сделать первые шаги или привыкнуть к горшку?
Различия в нормах развития детей раннего возраста часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы, а иногда и тревогу у молодых родителей.
Так кто же прав и какими нормами должны руководствоваться родители и педиатр?
На сегодняшний день европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян, но нормы развития детей в России и странах Европы отличаются.
Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.
В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.
Как формируются нормы физического развития ребенка?
В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал — это определенное количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое иногда даже в сотнях тысяч человек.
На основании анализа физических параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.
Так, собственно, и сформировались нормативы:
- держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
- переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
- ползать – к 6 месяцам;
- самостоятельно ходить – к 12 месяцам.
И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.
Для советской поликлинической медицины это было удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей.
Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности
Но в последние годы нормы физического развитя принятого на постсоветском пространстве стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками.
Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физическому развитию первого года:
повороты со спины на живот – к 4 месяцам;
ползание – к 7;
ходьба – к 12-13 месяцам.
Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.
В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично:
- перевороты теперь с 3 до 6 месяцев;
- ползание – с 6 до 9;
- ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.
Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе — там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав.
Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать).
Когда-нибудь все это будет и в нашем сообществе, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.
Сейчас перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?
Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?
Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» — все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца.
Выходит, все здоровы – надо только ждать.
Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная неонатальная желтуха, перенесенные заболевания в раннем возрасте.
И все же нужно ждать как будет развиваться малыш.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- гипертонус и другие.
но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев? — не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев.
А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».
Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей.
Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».
В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?»
На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет?
Начинается тернистый путь по врачам….
Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи.
Но родителям первого ребенка приходится очень тяжело, особенно после путешествия по просторам Интернета, где не всегда можно найти правильный ответ, плюс еще и растущее недоверие к врачам — неучи, рвачи, бездари, «поколение с купленными дипломами»….
Наверное мне повезло и с учителями, и с коллегами и даже с начальством, в наше время и в нашей стране — это большая удача!
Мое мнение — надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации.
В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.
Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.
Грубые отклонения видны и заподозрить ДЦП, другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.
Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.
Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы).
Например:
ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».
Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику?
Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка.
Поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития. Если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций зав. педгруппой, узких специалистов, консультации в области.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.
Источник