Что видит ребенок в 1 год

Что видит ребенок в 1 год thumbnail

На чтение 7 мин. Просмотров 14.3k. Опубликовано 10.02.2019

Родителям младенца нет необходимости получать диплом педиатра, но им нужно знать особенности развития ребенка, чтобы вовремя заметить возможный повод для обращения к врачу. Тема статьи – зрение ребенка первого года жизни. Давайте подробно разберемся, что и как видят новорожденные.

Общие сведения о зрительной системе

Чтобы понять особенности зрения новорожденного, и не волноваться из-за кажущихся проблем, нужно представлять работу зрительного аппарата. К нему относятся не только глаза. Принятая ими информация проходит сложные преобразования.

Зрительный образ передается в соответствующие участки мозга, и там интерпретируется, формируя картинку.

Особенности зрения у новорожденных зависят не только от строения глаз, но и от развития мозга.

Зрение в период развития плода и сразу после родов

Доказано, что на свет плод реагирует еще до рождения. УЗИ показывает, что еще не рожденный малыш отворачивается от источника яркого света.

Сложно сказать, когда начинают видеть новорожденные. Все зависит от того, что подразумевается под «видеть». Для младенца первых дней жизни окружающий мир – набор расплывчатых пятен. Это своеобразный защитный механизм, предусмотренный природой.

Представьте себе, какое количество новых ощущений испытывает крошечный человек при рождении. Не до конца развитое зрение предохраняет его от обилия визуальных раздражителей. На первом этапе адаптации ребенку вполне достаточно пятен.

Анатомические особенности

Что и как видят новорожденные дети до 1 месяца, определяется строением их глаз. Например, глазные яблоки малыша занимают значительно меньшую площадь глаза, чем у взрослого, и несущие картинку лучи попадают не на сетчатку, а за нее.

что видит новорожденный

Слезные протоки не сформированы, и слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами. Эти особенности делают глазки малыша очень уязвимыми к воспалениям и инфекциям.

Необходим тщательный гигиенический уход, так как подобные заболевания могут серьезно повлиять на качество зрения в дальнейшем.

Когда новорожденный начинает видеть

На свет младенец реагирует с рождения, причем от интенсивного света он будет защищаться – отворачиваться, жмуриться, сердито плакать. А вот острота зрения новорожденного ребенка очень низкая.

Повышенная преломляющая способность хрусталика вызывает у новорожденных физиологическую дальнозоркость. Неделю-две фокусировка взгляда отсутствует, но примерно через 10 дней грудничок способен зафиксировать взгляд на несколько секунд.

Примерно через 2-3 недели малыш начинает реагировать на предметы, на крупные черно-белые картинки. Не выяснено, как ребенок в 1 месяц видит другие цвета, реагировать на красочные предметы он начинает позже, через несколько недель.

Изменение зрения у новорожденных по месяцам

Зрительная система ребенка, как, впрочем, и весь его организм, постепенно развивается и укрепляется. Рассмотрим, что именно и как видят младенцы по мере подрастания.

Возраст (месяцы)Что видит младенец
1Взгляд становится осмысленным. Ребенок способен фокусировать взгляд, следить за крупным предметом на удалении не более 60 см.
2Может подолгу рассматривать заинтересовавший его предмет, следит за его перемещениями. Узнает маму и других членов семьи.
3Появляется реакция на цвет, его внимание привлекают яркие игрушки. Распознает красный и желтый цвета. Поворачивает глазки вслед за движением игрушки.
4Может долго рассматривать понравившуюся игрушку. Начинает различать синий, зеленый, а затем и другие оттенки. Формирование зрения идет параллельно со становлением моторики – ребенок пытается ухватить то, что его заинтересовало
5Формируется стереоскопическое зрение – малыш способен ориентироваться в пространстве, зафиксировать взгляд на игрушке, оценить расстояние до нее и дотянуться. Он видит предметы вблизи и вдали, узнает людей и предметы. В этом помогает и возросшая мобильность – ребенок переворачивается, ползает, пытается вставать. Расширяется цветовая гамма.

Первый год жизни – самая ответственная и интенсивная пора формирования зрительной системы. Чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить, как видит ребенок в 3 месяца, в 6 месяцев и в год. Зрение годовалого ребенка уже во многом напоминает зрение взрослого человека.

как видит новорожденный

Физиологическая дальнозоркость, остающаяся после родов, окончательно исчезает в среднем к 3 годам. Но полностью формирование зрительной системы заканчивается только к 6-7 годам.

Наблюдение у врача

Первую реакцию новорожденного на свет и состояние глазок проверяет неонатолог вскоре после родов. Благодаря этому большинство проблем выявляются еще в роддоме, и ребенок сразу направляется к специалисту.

Первый осмотр у офтальмолога рекомендуют проводить в месячном возрасте. Врач внимательно осматривает глазки младенца, оценивая состояние зрачка, глазного яблока, хрусталика. Кроме того, специалист проверяет зрительные рефлексы малыша.

Если зрение ребенка развивается нормально, следующий осмотр можно проводить уже в полугодовалом возрасте (но при необходимости врач может порекомендовать повторный визит в 3 месяца).

Детский офтальмолог исследует глазное дно, проверяет, как малыш фокусирует взгляд, синхронность, двигательную активность глаз и другие параметры.

Затем следуют визиты к врачу в год и полтора года. В этом возрасте уже можно определить остроту зрения по специальной таблице с рисунками разной величины. При выявлении отклонений для лечения подросшего ребенка можно применять специальную офтальмологическую аппаратуру.

При нормальном зрении достаточно посещать офтальмолога раз в год. Если какие-то симптомы вызывают тревогу родителей, то можно приходить на осмотр каждые 6 месяцев. Профилактические осмотры помогут вовремя заметить появление патологии и вылечить ее.

Развитие зрения младенца

Забота о глазах новорожденного заключается не только в их гигиене, хотя уход, безусловно, важен. Необходимо заботиться и о развитии зрительной системы.

Комната новорожденного

Младенец должен с первых дней находиться в светлом помещении. Стены и потолок лучше оформить в светлых тонах. Не нужно закрывать окно от дневного света плотными шторами, солнечные лучи полезны малышу. Но яркие лампы и другие источники резкого света, а также отражающие свет зеркала от кроватки нужно убрать.

Читайте также:  Как сделать клизму ребенку 1 год при поносе

Желательно ставить кроватку так, чтобы малыш привыкал видеть окружающие его предметы и людей со всех сторон. Обилие визуальной информации стимулирует развитие ребенка.

Первое время привлекать внимание новорожденного игрушками бессмысленно. Но уже на 4 неделе можно прикреплять к кроватке погремушки – на расстоянии около 40-50 см от глаз.

четкость зрения грудничка

Малыша нужно окружать яркими предметами, различными по окраске, размеру, форме. Периодически их можно менять местами, добавлять новые, чтобы привлечь внимание ребенка и изменить нагрузку на глаза.

Тренировка зрительной системы

Родным нужно общаться с младенцем в период кормления и игры, наклоняясь к нему, привлекая его внимание. Положительные эмоции стимулируют малыша фокусировать взгляд на родных лицах.

Для тренировки глаз можно использовать мобиль. На первые месяц-два его подвески лучше заменить на крупные черные и белые детали. А вот яркая или часто мерцающая подсветка мобиля будет лишней.

С первых месяцев можно показывать младенцу картинки. Для возраста 1-3 месяца подойдут крупные черно-белые изображения.

Позже, когда младенец начинает видеть цвета, его заинтересуют цветные рисунки. Сопровождающее показ общение, ласковые пояснения очень важны для психоэмоционального развития младенца.

Очень полезны прогулки, так как солнечный свет благотворно влияет на развитие зрительной системы. К тому же подросший ребенок, бодрствуя во время прогулки, получает огромное количество визуальной информации.

Когда обращаться к врачу

Особенности зрения новорожденных затрудняют выявление проблем в домашних условиях. Внеплановый визит к офтальмологу может понадобиться, если:

  • у месячного ребенка не сужается зрачок при ярком свете, направленном в лицо;
  • в три месяца ребенок не реагирует на крупные яркие предметы, интересуясь только звучащими предметами – игрушки-пищалки, погремушки, музыкальные;
  • в четыре месяца не провожает глазами движущиеся игрушки;
  • после пяти месяцев не выделяет членов семьи среди чужих людей, не тянется к игрушкам;
  • в год не замечает удаленные движущиеся объекты – кошек, птиц;
  • ярко выражено косоглазие;
  • заметно непроизвольное движение зрачков;
  • на роговице образовались пятнышки;
  • наблюдается слезотечение, гнойные выделения, покраснение век.

Дорогие родители, эти признаки – не повод для паники, но повод получить квалифицированную консультацию врача.

 Заключение

Грамотное внимание родителей к младенцу поможет избежать многих проблем, в том числе и со зрением. Зная, как видят новорожденные и как формируется их зрение, даже неопытная мама сможет проследить правильность развития зрительной системы малыша.

При обнаружении какой-либо проблемы следует немедленно обратиться к врачу. Подавляющее большинство заболеваний глаз поддаются коррекции, причем тем легче, чем раньше начато лечение.

Надеемся, статья помогла вам, дорогие читатели, разобраться в том, что и как видят новорожденные. А у вас есть опыт подобных занятий с младенцами? Нам очень интересен ваш опыт, опишите  его в комментариях.

Источник

Первые недели

Зрительная активность в раннем младенчестве поддерживает работу мозга на высоком уровне. В это время уже можно начинать стимулировать развитие зрения у ребенка, но постепенно. Помните, что процесс нельзя ускорить. 

У новорожденных, имеющих проблемы с развитием, такая стимуляция зрения становится необходимостью. У новорожденных, которые остаются в инкубаторе после рождения, меньше возможностей для осуществления зрительных функций. Их глазам нужно больше времени, чтобы начать функционировать должным образом. 

Как развить зрение в это время

Первые игрушки ребенка должны в первую очередь стимулировать его зрение. Примерно с 4-6 недель вы можете использовать черно-белые карточки с рисунками, а также соответствующие контрастные книги и игрушки в ярких цветах. Стоит отметить красный цвет (да, малышам нравится ярко-красная помада на губах матери), желтый, зеленый и синий.

Новорожденный видит и отличает цвета лучше, если они контрастируют. Ваш ребенок обязательно обратит внимание на простые рисунки и четко обозначенные контуры.

Рекомендуется размещать черно-белые иллюстрации справа или слева от ребенка, а не прямо над головой. Уже четырехнедельный новорожденный различает сильно контрастирующие края (например, место, где встречаются белый и черный или красный). Благодаря этому он узнает о границах предметов, что в будущем поможет ему хватать игрушки и приобретать новые важные навыки.

На этом этапе вы можете забыть о пастельных картинах, потому что новорожденный видит и различает их не очень хорошо. Хотя они и кажутся привлекательными для взрослых, ребенок пока не оценит их.

Рассказывайте своему ребенку о том, что он видит. Опишите ему новую реальность, окружающую его. Маловероятно, что он вас поймет, но частый зрительный контакт, общение и улыбка углубляют эмоциональную связь между вами.

Три месяца

В возрасте около трех месяцев ребенок начинает отвечать улыбкой, а также поворачивает голову за игрушкой или человеком. Таким образом он начинает активно искать информацию о мире. 

Исследования показывают, что трехмесячные дети предпочитают красный и желтый, потому что они стимулируют их нервную систему. Более того, в этом возрасте ваш ребенок начинает больше смотреть на объемные изображения, теперь ему более интересен мир или разноцветные картики, чем контуры на плоскости.

Например, он с нетерпением смотрит на элементы лица, такие как глаза, нос, губы. Он начинает присматриваться к рисункам в книгах и, например, отмечает, что у черной бабочки на белом фоне также есть большая красная точка на крыле.

Читайте также:  Как понизить температуру ребенка 1 год

Поэтому стоит начинать давать игрушки и более яркие картинки.

После четвертого месяца

Примерно на четвертом месяце жизни стоит давать рассматривать книги с толстыми картонными страницами (если вы этого не делали раньше). 

Конечно, в большинстве случаев, только младенцы в возрасте десяти или одиннадцати месяцев могут переворачивать страницы в книгах в твердом переплете, но чем чаще новорожденный видит и показывает родителям картинки, тем лучше для его развития.

В середине четвертого месяца жизни ваш ребенок уже может координировать изображения с обоих глаз и начать видеть трехмерно. 

Пятимесячный ребенок может держать игрушку в руке. Одновременно концентрироваться на предмете в ручках и слушать читаемые родителем вслух книги. 

В возрасте шести или семи месяцев новорожденный замечает предмет упавший со стола, реагирует на него и даже начинает интересоваться.

В первый год жизни зрение развивается очень интенсивно, и начинает играет все более важную роль в процессе познания мира. В это время ребенку необходимы соответствующие визуальные стимулы, адаптированные к его способностям.

Читайте о том, что видит новорожденны малыш здесь.

Читайте также о питании ребенка после года по ссылке.

Оригинал статьи размещен здесь — https://mom-first-time.ru/без-рубрики/zrenie-novorozhdennogo/

Источник

дети играются

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
Читайте также:  Можно ли активию ребенку 1 год

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Читайте также:

  • Ребенок ходит на носочках: причины?
  • Почему дети плохо спят?
  • Ребенок плохо ест в год.

Источник