Что ваш ребенок умеет делать в 3 года

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Читайте также:  У ребенка 3 года слезится глаз что делать

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник

Двигательные навыки:

1. Уверенно и быстро бегает;

2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;

3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;

4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;

5. Ходит задом наперёд;

6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;

7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;

8. Кувыркается вперёд и назад.

Бытовые навыки:

1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;

2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;

3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;

4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное — в корзину;

5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;

Читайте также:  Лекарства при простуде ребенку 3 года

6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;

7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;

8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Речевые навыки:

1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;

2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;

3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;

4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;

5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;

6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;

7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;

8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;

9. Различает антонимы и правильно использует их (большой — маленький, высокий — низкий);

10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.

Мышление:

1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;

2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;

3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;

4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;

5. Владеет понятиями «один — много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;

6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;

7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру — от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.

Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:

Ребёнок в 3 года должен уметь…

1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;

2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;

3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;

4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;

5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;

6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;

Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.

Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.

А ваши 3-х летки это умеют?

Источник

Ольга Э

Почитала все комменты, все такие Молодцы, видно что детками усиленно занимаются:)
Нам 3.2, помимо всего прочего отличаем фрукты от овощей и от ягод, очень любит придумывать что на что похоже, аля пожеванная жевачка на мячик, машина-каблучок (мы с ним такую не изучали) похожа на знакомый ему джип и т.п.
Очень развито чувство ответственности, если просишь обязательно сделает, если не сразу, то потом вспомнит! Оценивает кто хорошо поступил и кто плохо, например, увидит мусор и объясняет что дядя оставил, ай-яй-яй как плохо, надо в мусорку! Или увидет велосипед на дороге и говорит, что мальчик опасно едет.
Очень хорошо запоминает дорогу и местность, иногда повернешь куда-нибудь, а платон говорит там сейчас мойка будет или заправка;)
Любит ролевые игры, копируя поведение взрослых, берет мягкие игрушки и зайчик может учить мишку как надо правильно что-то делать или зайка звонит по телефону кому-то и т.п.
Очень много помогает по дому. Пылесосит, моет чашки, раскладывает ложки-вики чистые в ящик, помогает готовить, держит миксер и т.п. Может принести из второго ящика полосатый комбинезончик малышу.
Катается на двухколесном велике с шатающимися боковыми колесиками, под водой делает 3-4 гребка.

Ирина

Нам 3,1 года. Знает алфавит с 2,5 лет (сейчас знает идеально), но читать не хочет!  Знает хорошо английский алфавит. Считает хорошо до 30, а с подсказками до 100. Стихов знает мало и учить не хочет. Некоторые слова до сих пор плохо выговаривает. Любит танцевать произвольные движения, а если говорю повтори за мной — ничего не получается.

Светик

читаю тут про ваших деток и диву даюсь… мы только буквы пытаемся учить… хотя знает цыфры до 10 точно, сегодня обнаружила когда с телефоном он игрался, а букву выучил очень хорошо «У»  теперь вездее ее находит, стихи учит и знает все сказки что я ему читаю, может в игре кусок вырвать и наизусть рассказать какой нить эпизод, на ведлосипеде еще осенью есдил двух колесный с 2мя боковыми колесиками. прыгает, на кровати кувыркается и на голове учится стоять… а вот читать и буквы не даются нам,, ах да запоминает английские слова в мультике про Дашу путешествиницу учит английский.

Наталья

Мили читает по слогам. Стихи рассказывает. Много их учит наизусть. Считает до 15. Складывает до пяти. Ну в смысле может дать три, четыре предмета, сколько попросишь. Научилась разукрашивать не выходя за обводку разукрашек. Пишет буквы. Физически не знаю что писать)) плавает, на балет ходит..

Читайте также:  В 3 года ребенок может капризничать

Lisaizlesa

Предметно считает до шести-восьми с натягом, до пяти легко. Ну а просто цифры до 10, конечно, знает, как они выглядят тоже.
Буквы знает, но и ошибиться тоже может)))
Посколькзалогов обрил очень рано, стихи начал рассказывать и песни петь еще до двух лет. А сейчас ему по моему уже поднадоело, раньше он отсвоего умения тащился — сейчас по настроению.
Речь чистая, практически ничего не коверкает, р выговаривает.
Рисовать не любит. Мордашку нарисовать может, с глазками, ушками, ручками-ножками ниточками, чубчиком, ротиком…
Лепить любит наборами плей-до.
Любит игры с наклейками, легко выполняет все задания по возрасту Земцовой, школы семи гномов…
Умеет прыгать на одной ножке и немного получается ехать на велосипеде.
Пазлы одно время ринулся собирать, до 20 штук в моей минимальной помощью. Сейчас подостыл.
В айпаде, как и все сейчас, виртуоз))) пазлы, мозаика, картинки по парам…
Кушать сам начал до двух лет, горшок (покаки) с полутора (и с тех пор никуда ни разу кроме горшка), писать стал проситься около двух лет.
Может раздеться, снять штанишки, футболку, трусики, носки, также все это может сам одеть. Но пользуется полезным умением не так часто как хотелось бы))))
Английские буквы и счет не знает, но никто и не учил — не вижу смысла пока я в этом во всем.
Моя гордость ролевые игры: на мой взгляд, фантазия развита что надо у моего котенка)))) очень много и здорово играет в ролевые игры. 
А! Умеет пользоваться ножом и вилкой))))))) но это давно уже)
Любит чтение)
Буквы цифры не пишет.
Из лего пожет построить всякие прикольные, я считаю,для его возраста конструкции
Катается на лыжах. И, по моему, неплохо весьма)
Нам три через две недели))) 

Liza

Считает до 20, знает весь англ. алфавит, все буквы, пишет многие, р до сих пор не выговаривает, до сих пор остались выражения на нуки (на ручки), няшки (обнимашки) ну и т.д. Хотя прекрасно может сказать правильно. рисует лица с глазами, волосиками и ушами и бровями (все как надо), причем если просишь деда Геся нарисовать (мой папа) то непременно бороду подрисует (он у меня с бородой), сказки рассказывает (колобок, репка, курочка ряба). пазлы не собирает вообще (у нас кстати с сортером было плохо) Ну и папа мой с ней по гречески говорит понимает все что он говорит (например иди свет выключи, идет и выключает).

Элли

знает все буквы, в слове читает их бегло. я не глядя понимаю какое слово, а он нет ))) некоторые буквы пишет.
счет до 4х (может посчитать или опознать количество предметов).
цвета, фигуры — давно без вопросов.
не одевается. разве что штаны и сандали.
без моей руки катается на роликах и коньках (правда любит за руку)))
говорить начал поздно — в 2, но сейчас говорит так, что могут понять посторонние, но не очень развернуто. не хватает словарного запаса.
аккуратно клеит наклейки на контур.
вырежет по линии треугольник например, но криво и лучше чтобы в процессе помогали держать бумагу.
поет песню спят усталые игрушки )

vera

3,11, буквы знает с года, НО! Только «А» и «О»)))) Все) счет, до 8, иногда забывает 7ку, на английском до пяти,(благодаря какому-то мультику)), рисует? Думает, что рисует)) А так «каляки». Лепит колобков) Физическое-обычный ребенок.
В общем: самый умный, сильный, красивый, любимый маленький мальчик))) 

ღ Maдина

Нам 3.2 буквы знает все,особенно любит Ы озвучивать.
В физическом отношении у насна высшем уровне-прыгает,бегает,лазает  на уровне детей 6-7лет .кувырок через голову просто  на ура -будь это в зале на паркете или на кухне ,где плитка..Координация  отличная .ну это судя по фотографиям я думаити так заметно)
Рисует так себе но сам процесс любит, особенно может подолгу рисовать красками
На айпеде открывает парные картинки(из 30шт) за считанные секунды
Но при всем при этом ничего не говорит ,(мама-папа,отдай-иди ну и ру тройку других слов)
P.sизвини за ошибки ,пишу с айпеда ,а исправить не получается

Настя

знает некоторые буквы
лазает везде, и по шведской стенке, и по горке залезает стоя, скоро по деревьям будет лазить,чувствую ))
делает стойку на руках (упирается в бортики или в стену и отрывает ноги от пола)
бегает, спрыгивает. На одной ноге пока не может. Надо показать 
считает до 10, пропуская 6 и 7
рассказывает небольшие стихи, поет песни, лепит колбаски, баранки, шарики и прилепливает
рисует головастиков )
калякает красками
говорит все, не выговаривая Р и иногда пропуская Л. Шипящие, свистящие  говорит. Только Ч и Щ нечетко
собирает пазлы настоящие. Уже без основы. в 16-20 деталей 
Знает все основные цвета, называет
Формы знает, но давно не называл. Надо проверить ))
Склоняет правильно слова по падежам и роду. Иногда бывает ошибка )
Вполне сносно сам себя обслуживает. Проснулся, сел на горшок. Иногда, когда есть желание сам его выносит и моет. Сам чистит зубы (я вечером чищу потщательнее), умывается, высмаркивается. Одеватся сам полностью, вплоть до варежек и комбинезона слитного. Застегивается на молнии, пуговицы, кнопки. Обувается. 
 Сажает семена, поливает )) У него все хорошо всходит, по сравнению с моими посадками ))
И вообще, я его очень люблю и горжусь!! 

Читать

все

25
комментариев

Источник