Что такое вербальное развитие ребенка

Что такое вербальное развитие ребенка thumbnail

Вербальный интеллект определяет способность ребенка воспринимать значение слов, а затем, по прошествии некоторого времени, повторять их в устной и письменной форме, понимать более сложные словесные структуры., включая словосочетания, фразы, выражения, параграфы и целые книги, а так же разбираться во всех усложняющихся формах взаимосвязей различных понятий типа: «Собака-кошка», «Щенок-котенок».

Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г. Айзенка.

 Со следующей подборкой простых игр вы сможете создавать условия для развития вербального мышления своего ребенка. Играм можно выделить специальное время дома, а можно с помощью них коротать минуты в дороге или в очереди. Хороши они и тем, что играть в них можно пока родитель отдыхает на диване, либо одновременно с другим взрослым занятием.

  1. Игра «ЧТО ЭТО?»

          Называете предмет, а ребенок должен сказать к какой логической категории он относится. Например, стакан – посуда, яблоко – фрукт и т.п. Можно усложнить игру предлагая исключить лишнее. Например: яблоко, картошка, капуста, огурец. При этом ребенок может выбрать огурец, потому что он один не круглый.  Или картошку, потому что она одна не зеленая. Не называйте ответ не верным. Посмейтесь вместе с ребенком и похвалите за его находчивость. Но назовите признак, который вы имели ввиду, когда загадывали слова.

  1. Игра «ЧТО ДЕЛАТЬ»

          Вы называет животное (профессию, вид транспорта, имя человека…). Ребенок называет какое-либо действие этого животного: как голос подает, как передвигается и т.п. Так же с профессией, транспортом и прочим. Затем ребенок дает задание Вам.

  1. Игра «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Ребенок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: высоко – низко, быстро – медленно, тихо – громко и т.п. Позвольте ребенку дать задание вам.

  1. Игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Попросите ребенка внимательно послушать и исправить ошибку: Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На ребятах ныряет река. На репке растет грядка. А затем ребенок пробует составить сам не правильное предложение, а Вы исправляете.

  1. Игра «СРАВНИ»

Попросите ребенка сравнить кошку и собаку, старого человека и молодого и т. п. Сравнивайте по очереди, на своем примере показывая образец. Сначала выделяйте существенные признаки, затем второстепенные. Можно сначала находить только схожести, затем только отличия. Когда ребенок натренируется сравнивать можно, указывая и сходства, и различия.

  1. Игра «ОТГАДАЙ О КОМ РЕЧЬ»

Загадываете любое одушевленное существо, а ребенок, задавая вопросы, на которые можно отвечать только ДА или НЕТ, отгадывает его. Затем загадывает ребенок.

  1. Игра «ПЕРЕВЕРТЫШ»

Перевернуть все слова в песне (стихотворении) наоборот, а ребенок должен отгадать песню (стих). Затем переворачивает ребенок.

  1. Игра «КРОКОДИЛ СЛОВАМИ»

Описать загаданное слово, не используя однокоренных слов  и жестов! Можно играть с картинками, вытягивая их по очереди.

  1. Игра «Сочини сказку»

Каждый ребенок сочинит предложение, а последующий продолжение. И так пока не надоест. Можно сочинять сказки, а можно пересказывать известные ребенку, но на другой лад.

УСПЕХОВ!

Источник

Вербальный интеллект — это специфические для людей, связанные с усвоением языка навыки, которые, как считается, отражают общие интеллектуальные способности. Большинство исследователей признает важность вербального интеллекта, что проявляется в его выделении как отдельной составляющей во всех основных иерархических моделях человеческого интеллекта.

Оценка уровня развития вербального интеллекта

Вербальный интеллект оценивается по выполнению одного или нескольких тестов (субтестов), исследующих понимание речи, способность определения понятий, способность к логическому рассуждению и т. п. Вербальный интеллект оценивается также и в тестах невербального интеллекта, выполнение которых по факту зависит от уровня развития вербального интеллекта (например, понимание инструкций).

Часто при оценке вербального интеллекта используют тесты, направленные на оценку пассивного и/или активного словарного запаса, которые являются условно универсальными для большинства культур. В этих тестах, как правило, просят указать на одну из нескольких картинок, услышав название или определение предмета/действия/события, изображенного на картинке. Другие типы тестов, оценивающих вербальный интеллект, требуют определенных знаний в самых различных областях (например, проводить аналогии между отдельными словами, что позволяет исследовать не только способность к логическому вербальному рассуждению, но и общие знания об окружающем мире, понимание социальных правил и норм).

Читайте также:  Куда отдать ребенка в 5 лет мальчика развитие

Оценить уровень развития вербального интеллекта действительно можно с помощью разных тестов. Например, с помощью одного теста, направленного на оценку словарного запаса, такого как Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody Picture Vocabulary Test) или с помощью нескольких субтестов вербальной шкалы теста интеллекта Д. Векслера или теста Стэнфорда—Бине. Стоит отметить, что в случае последних тестов по результатам оценок, полученных по отдельным субтестам вербальной шкалы вычисляется коэффициент вербального интеллекта. В некоторых исследованиях или в целях сокращения времени оценки в практике используются сокращенные варианты вышеуказанных тестов: коэффициент вербального интеллекта вычисляется по результатам выполнения заданий одного или двух субтестов.

Важно отметить, что большинство тестов, которые оценивают уровень развития вербального интеллекта, являются культурно зависимыми, поэтому недостаточно просто перевода на другой язык, требуется их адаптация для корректного использования в другой культуре.

Уровень развития вербального интеллекта при оценке соответствующими тестами может выражаться в коэффициенте вербального интеллекта или других стандартных баллах, в процентилях, в вербальном ментальном возрасте или в сырых баллах.

Тесты, оценивающие развитие детей младенческого и раннего возраста (например, Шкалы развития младенцев Бейли — Bayley scales of infant development), также как и тесты адаптивного поведения (например, Вайнлендской Шкалы адаптивного поведения — Vineland Adaptive Behavior Scales) часто используются для оценки лиц с расстройствами аутистического спектра и включают области, связанные с развитием языка. Однако они оценивают развитие или адаптивное поведение, а не вербальный интеллект.

История исследований вербального интеллекта у лиц с расстройствами аутистического спектра

Уже в самых первых формальных описаниях отмечаются необычные паттерны (профили) вербальных способностей у лиц с расстройствами аутистического спектра. Ни один из 11 детей, описанных Лео Каннером, не отвечал на вопросы, создавая впечатления неслышащего ребенка. У восьми из них впоследствии речь развилась (с задержкой или без), но ни один, по мнению Каннера, не был способен к поддержанию вербальной коммуникации. Большинство из них демонстрировали непосредственную и отсроченную эхолалию, неправильное использование местоимений, невозможность инициировать вербальное общение и неправильное построение фразы. Слова использовались в идиосинкразическом или буквальном значении. Каннер также отмечал хорошую память этих детей, что выражалось в запоминании наименований различных объектов, числительных и времен, больших объемов связанного текста (стихи, псалмы и т. п.), а также в запоминании списков (президентов, животных, композиторов и т. п.).

Четверо аутичных детей, описанных Гансом Аспергером, имели устную речь, по крайней мере, с такими же особенностями, как те, с которыми столкнулся Каннер. Они говорили как взрослые, отвечали неадекватно или ненадлежащим образом — если вообще отвечали — когда их спрашивали. Аспергер, как и Каннер, больше полагался на описание, чем на результаты тестов оценки вербальных способностей, сомневаясь, что интеллект детей с аутизмом может быть справедливо оценен с помощью обычных тестов на интеллект.

Статью подготовил: Евгения Лебедева, к.психол.н., ст.н.с. ФГБУН Института психологии РАН

Источник

Если Вы надумали прийти к нам в детский сад (в ЮЗАО г.Москвы) ГБОУ СОШ 2103, то всегда можете задать, работающим здесь специалистам, вопросы о воспитании любимого малыша.

Чем же чаще всего интересуются мамы и папы? Много вопросов, на которые отвечает логопед, касаются речевого развития детишек.

Предлагаем вам небольшой тест, на основании которого вы можете оценить вербальные навыки малыша (речевое развитие, а также восприятие и слушание).

Ответьте честно на нижеприведенные вопросы.

Новорожденный

Малыш слышит речь?
Ребенок услышал шум. Кроха испугался? Заплакал?
Раздался громкий звук? Малыш проснулся?
Вы играете с ребенком, посмотрели на него, отвели взгляд и посмотрели снова – издает ли малыш звуки в ответ на это?

Малышу от 0 до 3 месяцев

Вы смотрите на ребенка. Он поворачивает головку?
Вы разговариваете с малышом. Он улыбается?
Малыш плачет. Перестает ли он плакать, когда вы обращаетесь к нему?
Кроха воркует (повторяет звуки)?
Можете ли вы понять желания малыша по его плачу?
Когда ребенок видит вас, он улыбается?

Малышу от 4 месяцев до полугода

Есть ли реакция малыша на изменившийся тон голоса?
Вы говорите: «Нет!» Ребенок реагирует на это слово?
Раздался звонок в дверь или какой-либо другой новый звук. Оглядывается ли малыш?
Вы приобрели игрушку, которая издает звуки. Замечает ли ее кроха?
Малыш остался один. Он издает звуки, напоминающие бульканье?
Ребенок лепечет?

Малышу от 7 до 12 месяцев

Вы говорите ребенку: «Иди сюда!» Реагирует ли он на просьбу?
Вы спрашиваете: «Хочешь еще?» Понимает ли вас малыш?
Реагирует ли кроха на свое имя?
Вы играете с малышом в «сороку-белобоку» или «ладушки». Ему нравится?
Подражает ли ребенок звукам?
Малыш хочет привлечь внимание? Он использует для этого речевые звуки или просто кричит?
«Мама», «папа», «нет», «дай» — есть ли эти или подобные слова в лексиконе малыша (пусть даже произносимые нечетко)?
Освоил ли уже малыш произнесение слоговых цепочек?

Читайте также:  Этапы развития ребенка на втором году жизни

Малышу от года до двух лет

Если вы попросите ребенка показать части тела, он сделает это?
Любит ли малыш слушать потешки, стихи и песенки?
Появляются ли в речи малыша вопросы («Где собачка?»)?
Осваивает ли ребенок простые предложения («Хочу воды»)?
Слышите ли вы в речи малыша новые звуки?
С каждым месяцев кроха говорит все больше. Это так?

Малышу от 2 до 3 лет

Ребенок понимает, чем отличаются слова в парах «стой – иди», «низ – верх», «маленький – большой»?
Если малышу что-нибудь понадобилось, он может попросить это у вас?
С легкостью ли вы понимаете речь крохи?
В речи ребенка уже появились двух-трехсловные предложения?

Малышу от 3 до 4 лет

В соседней комнате мяукает кошка? Ребенок в состоянии услышать это?
Малыш отвечает на вопросы «где?», «что?», «кто?», «почему?»?
Большинство звуков малыш произносит правильно? Это так?
В речи малыша уже есть предложения из трех-четырех слов?
Придя из детского сада, делится ли ребенок впечатлениями о прошедшем дне?
Посторонние понимают речь ребенка?

Малышу от 4 до 5 лет

Нет ли у ребенка проблем в общении со взрослыми и ровесниками?
Все, кто общается с ребенком, полагают, что он хорошо слышит?
Верно ли, что ребенок правильно произносит все звуки?
Когда вы читаете малышу, он задает вопросы?
Правильно ли грамматически оформлена речь малыша?
Малыш уже пользуется предложениями из пяти-шести слов?

Если на какие-нибудь вопросы вы ответили отрицательно, обратитесь к специалистам. Разумеется, нормы – понятие условное, но все же лучше не упустить время. Чем раньше Вы обратитесь к специалистам, тем быстрее получится решить данную проблему.

Источник

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Каждый человек в своём мыслительном процессе опирается на наглядные образы, использует определённые понятия или концепции. Помимо этого, он способен думать с помощью слов. Таким образом, люди применяют оба способа мышления: с невербальным и вербальным компонентом.

Что это такое?

Все люди размышляют об одном и том же действии, явлении или предмете по-разному. Каждый интеллектуальный стиль мышления напрямую зависит от умения думать с привлечением наглядных образов (невербальный тип) или отвлечённых знаковых структур (вербальный вид).

В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Невербальный интеллект оперирует пространственными объектами и зрительными образами.

Оба вида мышления взаимосвязаны. Снижение одного из них влияет на другой вид. Недоразвитое вербальное мышление отражается на восприятии и понимании информации. Низкий уровень невербального мыслительного процесса тормозит развитие речи. Например, если человек плохо ориентируется при распознавании формы, размера и соотношения предмета, то он может путаться в буквах, схожих по изображению.

Без наличия пространственного мышления невозможно развить речевой аппарат.

Что такое вербальное развитие ребенка

Невербальное мышление

Этот вид мыслительного акта основывается на базе наглядных объектов. С его помощью человек может находить сходства и различия изображённых предметов и точно определять их положение. Представление предметов и наглядно-чувственные образы возникают в процессе восприятия.

Вербальное мышление

Основой этого вида мыслительной деятельности выступает речь. Она может осуществляться в процессе внутреннего или внешнего размышления. Человеку свойственно отражать объективный мир в словесной форме. Хорошее владение словом даёт возможность человеку донести нужную мысль до другой личности. Неумение выражать словами свои мысли затрудняет контактирование с окружающими.

Люди с хорошо развитой словесно-логической мыслительной деятельностью имеют гибкий ум, могут легко переключаться с одной задачи на решение другой проблемы. Они обладают богатой фантазией и высоким эмоциональным уровнем, могут свободно оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями.

Вербальные способности проявляются в умелом применении речевых навыков для выражения мыслей, полученных в результате словесно-логического мышления. Люди могут анализировать, обобщать, строить теории и гипотезы.

Что такое вербальное развитие ребенка

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Читайте также:  Развитие ассоциативности у ребенка

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога. Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав.

Для осуществления устной речи важно овладеть фонетикой, то есть способностью различать звуки на слух, и правильностью произношения.

Что такое вербальное развитие ребенка

Как развить?

Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент. Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован.

Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.

  • Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
  • Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
  • И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.

Что такое вербальное развитие ребенка

Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.

  • Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
  • Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
  • Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
  • Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
  • Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
  • Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
  • Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
  • Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.

Что такое вербальное развитие ребенка

Что такое вербальное развитие ребенка

Источник