Что такое метапредметное развитие ребенка

Марина Хода
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов

«Мета «- («за», «через», «над», всеобщее,интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ) Иногда это называют универсальными знаниями и способами Метадеятельность — универсальная деятельность, которая является «надпредметной» Предметная — это любая деятельность с предметом

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Таким образом, метапредметные результаты образовательной деятельности — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные детьми Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей Присвоение ребёнком метазнанийбудет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения; гуманизации системы отношений с миром и самим собой; повышению уровня коммуникабельности; развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период; личностному росту; росту креативности

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО от 17.10.2013г № 1155 Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса

Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является — переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребёнка Показатель эффективности образования — не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка На смену обычным программам пришли программы, направленные на развитие личности ребенка ФГОС ДО направлены на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые впоследствии помогут выпускникам ДОУ успешно добиваться метапредметных результатов

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет

Пути достижения данного социального портрета выпускника –это:

• оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами;

• создание развивающейпредметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

• использование новых современных инновационных образовательных технологий.

В статье 20 Закона «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализуя приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере образования Инновационная деятельность направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях

Одну из таких технологий – проектная деятельность – мы апробируем с детьми в нашем детском саду Эта технология ориентирована на личность ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей Целью деятельности взрослого является конструирование такого взаимодействия с ребёнком, которое способствует формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности

Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей Он требует определения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлектировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда

Типология проектов в ДОУ (по ЕС Евдокимовой)

• По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

• По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

• По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

• По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

• По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

• По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

Четыре года назад, находясь в поиске наиболее эффективных средств и методов развития и воспитания, я впервые обратилась к методу проектов, использование которого дало возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Читайте также:  Диагностика развития личности ребенка в начальной школе

Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада носит, как правило, характер трёхстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого, в зависимости от возраста детей

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности — обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение). Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербалъно (теоретическим обоснованием ФГОС дошкольного образования является системно-деятельный подход).

Проектная деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам

• Работа ребёнка мотивирована на 100%, так как проект имеет смысл выполнять только на тему, действительно заинтересовавшую ребёнка. Тема проекта может быть подсказана педагогом, родителями, кем угодно, но обязательно интересна исполнителю. Интерес должен поддерживаться «со стороны» — педагогами, родителями, друзьями

• Проектная работа (творческий фрагмент) выполняется в удобное для ребенка время, с родителями в домашней обстановке Ребенок чувствует себя комфортно

• Взрослые воспринимаются ребёнком в качестве единомышленников, советчиков, помощников Поучение сменяется сотворчеством Резко возрастает самооценка ребёнка

• Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки

• Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка — работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми

• В ходе работы ребёнок приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины

• Ребёнку предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими

• Работа над проектом обучает «по-настоящему, по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям»

Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением

Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равными» ребёнку

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый

В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез, качества мышления

Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов

Литература

Селевко К. Г. Технологии развивающего обучения

Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике

Лаврентьева З. И. Педагогическое проектирование https://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html/.

Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ https://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/.

Метапредметный подход. Что это такое? https://www.ug.ru/article/64

ФГОС дошкольного образования. https://www.e-osnova.ru/news/178

Издания периодической печати

Источник

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования,  направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. 

Метапредметность и межпредметность

Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Читайте также:  Условия развития личности ребенка являются

Метапредметное обучение

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни. 

Существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др.

Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством  разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметов.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Ю. Громыко выделил следующие метапредметы:  «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели: 

  • «Знак» – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают,  хотят сказать и сделать.
  • «Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний.
  • «Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д.
  • «Задача» – решение  задач разных типов  из разных областей знания. 

Например, почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и формулы химических соединений, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать свять между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Универсальные учебные действия

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД  относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Усвоение школьниками учебного материала  осуществляется  через решение им той или иной  задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение  имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более  образовательных дисциплин.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении  житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения. 

Сформированность у школьника  УУД является результатом метапредметного обучения.

Метапредметность на занятиях

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков,   применение элементов метапредметности на традиционных занятиях. 

Метапредметный подход также используется  при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу  с материалами  по литературе, истории,  географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя французского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации. 

Интегрированные уроки могут готовиться и проводиться усилиями как одного, так и двух преподавателей. Понятно, что один и тот же учитель будет вести урок, включающий материалы дисциплин «Русский язык» и «Литература». Но если это, скажем, история и  ИЗО  или  английский язык и МХК, то скорее всего, что  здесь потребуются уже два педагога. Вариант интегрированного занятия, предполагающего деятельность двух специалистов, является более сложным в организационном отношении. Особенно, если это касается урока, в котором соединяются гуманитарная и естественнонаучная дисциплина. Например, если это интегрированный урок по литературе и биологии или по английскому языку и физике, то каждому учителю, помимо подготовки по своей дисциплине, необходимо познакомиться и с материалом, который предложит его коллега. 

Интегрированные уроки

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить детей нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов. На уроке по физике и английскому языку педагоги могут по очереди задавать ребятам вопросы и давать задания, соответственно на русском и английском языках. Большую помощь в подготовке  и проведении таких уроков окажет методический журнал для преподавателей английского языка, некоторые номера которого посвящены отдельным школьным предметам.

Читайте также:  Период развития прикуса ребенка

Очень полезно интегрировать дисциплины «Иностранный язык» и «МХК». В рамках соответствующего курса можно давать ребятам тексты, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. По возможности следует организовывать для детей экскурсии, а затем обсуждать увиденное на иностранном языке.  Например, школьники из Москвы и Подмосковья на этапе изучения древнерусской культуры вместе с преподавателем МХК могут посетить  Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова  монастыря. После этого учитель английского языка может предложить ребятам прочитать и пересказать текст Museum of Andrey Rublyov.  Затем дети  должны будут ответить на вопросы и выполнить задания по тексту. Освоив необходимую лексику, ребята смогут самостоятельно строить высказывания на английском языке по изучаемой теме, делиться своими впечатлениями от увиденного.

Элементы межпредметности на традиционных занятиях

Необходимо использовать элементы метапредметности и на обычных занятиях. Рассмотрим пример, связанный  с изучением дисциплины «Русский язык».  На уроках в 10–11 классах, направленных на формирование речевых компетенций, учитель обычно просит  подростков подготовить публичное выступление на определенную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение об эпохе Петра I. С этой целью школьник обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману А.Н.Толстого «Петр I»). Он также может дополнить свое выступления показом репродукций картин знаменитых художников. В процессе такой работы школьнику предстоит отобрать необходимый материал, изучить тексты книг, выделив в них нужную информацию и т. д. Знания и умения, формируемые в процессе такой работы, являются универсальными, ведь подобного рода деятельность  используется почти на всех дисциплинах, кроме того, приобретенные навыки пригодятся ребятам, когда они продолжат обучение в колледже или институте. 

Большие возможности для формирования разных метапредметных умений предоставляет дисциплина «Иностранный язык». Программа по данному предмету предполагает использование разнообразных лексических тем (выше уже упоминалась методическая периодика, в которой материалы дисциплины «Английский язык» интегрируются с другими школьными предметами). Таким образом, получается, что в процессе работы над соответствующими текстами и упражнениями ребенок приобретает знания и по иностранному языку, и по другому предмету. 

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме ВеликобританииВ процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку тему мир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном  языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим. 

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д. 

При изучении иностранного языка следует давать читать ребятам произведения авторов – носителей языка. Пусть даже в некоторых случаях это будут лишь фрагменты из книг и адаптированные тексты. По прочтении произведений англоязычных (франко-, немецко-, испанско- или италоязычных) авторов нужно давать школьникам  задания, подобные тем, которые они получают на уроках литературы.  Например, изучающим английский язык можно дать роман Ш.Бронте «Джейн Эйр» и/или пьесу Дж.Б.Шоу «Пигмалион». В последнем случае можно предложить детям чтение по ролям, аналогично тому, как они делают на занятиях по литературе, когда работают над драматическими произведениями. В дальнейшем можно поставить с ребятами спектакль по этой и/или другим пьесам. 

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.  

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.   

Источник