Что такое коррекция познавательного развития ребенка

валентина пьянзина
Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника

2 слайд (фото)

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по -своему. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 7 лет, но один из самых важных этапов в жизни.

В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего её роста.

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии.

3 слайд

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей : внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-

дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих

процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей

учебной деятельности. 4 слайд (фото)

Одна из функций психолога в детском саду — это диагностика познавательной сферы ребёнка,которая проводится с разными целями: создание по результатам диагностики индивидуальных программ развития или коррекции для детей испытывающих те или иные трудности, проверка эффективности используемой программы; в рамках обследования, при оформлении ребенка в логопедическую группу, с целью определения уровня готовности к обучению в школе.

5 слайд

Диагностика познавательной сферыразделяется на этапы:

-сбор предварительной информации о ребенке (анамнез,

-подбор методик,

-их проведение

-и формулировка соответствующих рекомендаций.

6 слайд

Для диагностики я использую:

-Пособие «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Составитель Доценко Е. В.

— Комплект материалов «Экспресс – диагностика в детском саду» Павлова Н. Н. Руденко Л. Ю.

О некоторых из методик я вам сейчас расскажу.

7 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ

8 слайд

Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

9 слайд

Методика «Узнай, кто это» Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.

10 слайд

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают.

11 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ

12 слайд

Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками, после чего за 15 секунд необходимо её воспроизвести в пустой карточке.

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.

13 слайд

Методика «расставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

14 слайд

Методика «Домик» служит для диагностики произвольного внимания. Перед ребенком кладется лист с «домиком», ребёнок на другом листе как можно точнее копирует приведённый образец.

15 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ.

16 слайд

Методика «Узнай фигуры» Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей одним из первых.

Детям предлагается 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой. Необходимо как можно быстрее найти точно такую – же картинку из карточек справа.

17 слайд

Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети получают картинку с девятью разными фигурами. Предлагается запомнить их и затем узнать на другой картинке. На ней, имеется еще шесть таких, которых нет на первой. Ребёнок должен узнать и показать только те изображения, которые видел на первом рисунке.

18 слайд

Методика «10 слов» В список входит 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Ребенок, внимательно прослушав слова, называет те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 4 раза.

19 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

20 слайд

Методика «Нелепицы» для диагностирования образно-логического мышления. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. После рассматривания картинки ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 21 слайд

Методика «Обведи контур» для оценивания наглядно-действенного мышления. Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы как можно быстрее и точнее воспроизвести на правой половине контур, который представлен в левой части рисунка. Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. 22 слайд

Методика «Закончи предложение» для оценивания словесно-логического мышления. Ребёнку зачитывается три незаконченных предложения, предлагается внимательно заслушать начало каждого предложения и придумать его завершение.

Оценивается сколько и насколько грамотно предложений завершил ребёнок.

23 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ 24 слайд

Методика «На что это похоже?» на выявление уровня развития воображения ребенка. Ребёнку поочерёдно предлагают карточки с изображениями. Ребёнок, посмотрев на картинку, говорит, на что она похожа. Оценивается количество ассоциаций на каждую картинку.

25 слайд

Методика «Дорисовывание фигур»

В качестве материала используется комплект карточек, на которых нарисованы фигурки неопределенной формы.

Читайте также:  Развитие ребенка готовимся к школе

Ребёнок дорисовывает фигуры и говорит, что у него получилось. Подсчитывается

Оригинальность, количество законченных изображений.

26 слайд (фото)

После проведённого обследования, используемые методики позволяют определить уровень познавательного развития ребёнка, обнаружить отклонения и определить стратегию дальнейшей коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующий возрастным возможностям. Выявив таких детей, составляется план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы дошкольников направлена на развитие у детей, как определенных личностных качеств, так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка. Ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, является игра. Коррекционная работа с детьми осуществляется на основе развивающих игр. Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т. е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.Общая продолжительность занятий: 2-4 года – 10-15 минут;

4-5 года – 15-20 минут;

6-7 года – 20-25 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Каждое занятие включает развивающие задания, направленные на развитие психических процессов у детей.

27 слайд

Для коррекционно-развивающих занятий я использую:

— Пособие «Коррекционно- развивающие занятия» С. В. Лесина Г. П. Попова;

— Методические рекомендации «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Габдракипова В. И. Эйдемиллер Э. Г.

28 слайд Игры на развитие внимания для детей 6-7 лет.

29 слайд (фото)

Игра «Весёлый лес» Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок одним хлопком в ладоши отмечает слово.Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте,а на двух: первое из заданных слов отмечается одним хлопком в ладоши, а второе — двумя.

Я предлагаю нам сейчас поиграть в эту игру.

Внимательно слушайте текст. Как только вы услышите слово «зеленый» или однокоренное ему слово, хлопните в ладоши один раз, второе слово «дождь»— 2 хлопка.

30 слайд

Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища.Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

31 слайд Игры на развитие восприятия для детей 6-7 лет.

32 слайд

Игра «Что забыл нарисовать художник?» Ребёнок после просмотра каждого рисунка называет недорисоавнные части картинки.

33 слайд Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет.

34 слайд

Игра «Какой игрушки не хватает»?

Цель: развить зрительную память

Ход игры: Перед ребенком на 15-20 секунд ставится 5 игрушек. Когда ребенок отвернуться убирается одна игрушка. Ребёнок отвечает, какой игрушки не хватает. Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек; Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

35 слайд Игры на развитие мышления для детей 6-7 лет.

Игра «Мостик».

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Материал для игры:5 пар картинок:

36 слайд

Посмотрите на эту пару картинок, эти картинки пока не связаны между собой. Нужно придумать слово, которое, как мостик соединило бы две картинки.Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу)а теперь вы:

37 слайд Книга – мальчик

38 слайд. Вода – цветы

39 слайд. Плита – кастрюля

40 слайд. Пуговица – иголка

41 слайд Игры на развитие воображения для детей 6-7 лет.

Игра «Возьми и передай»Давайте поиграем : встанем в круг стоят в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их.Например:

— маленький котёнок;

-колючий ёжик;

-тяжёлая сумка;

-воздушный шарик на ниточке;

— очень большую картину.

42 слайд.

Источник

Доклад по самообразованию.

Мамедова А.М.

Коррекция познавательных функций.

Никакой человек в мире не родится готовым,

то есть вполне сформировавшимся,

но всякая жизнь его есть не что иное,

как беспрерывно движущееся развитие,

беспрестанное формирование.

В.Г.Белинский.

     В различных направлениях воспитания и обучения успех в значительной мере обусловлен проведением целенаправленной работы по коррекции интеллектуального развития. В широком значении интеллект охватывает все психические функции, а в узком – только высшие (произвольное внимание, активное запоминание, расчлененное восприятие, мышление, речь). Под интеллектом подразумевают совокупность всех сторон познавательной деятельности. Интеллектом также часто  обозначают способность пользоваться формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями.

     В настоящее время все больше и больше детей не только специальных, но и массовых школ нуждаются в дополнительных стимулирующих занятиях по развитию и коррекции познавательных функций. Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению. Возникновение интеллектуальной деятельности ребенка обуславливается обогащением его опыта, развитием познавательных функций. До тех пор, пока умственные операции не сформируются, человек не сможет понять того, что его окружает. При этом следует иметь в виду, что область того, что мыслится, гораздо шире того, что воспринимается. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок все более и более оказывается способным преодолеть влияние восприятия и овладеть умением применять разные виды (уровни) мышления — от наглядно-действенного до логического — к конкретным ситуациям.

     Познание — функция не только интеллекта, но и функция личности. Ряд авторов определяют познавательную активность как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Поэтому под развитием познавательной деятельности следует понимать качественные изменения в личности.

     Развитие мышления не является самоцелью. Учить мыслить необходимо не для того, чтобы ребенок умел это делать, а для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем его мире, организовывать свою жизнь, становиться все более самостоятельным. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. В основе всякой проблемы, задачи лежит противоречие между тем, что есть, и тем, чего человек хочет добиться. Это противоречие и движет мысль вперед.

Читайте также:  Развитие привязанности ребенка к матери

     Детское мышление в целом, и в частности ребёнка с отклонениями, имеет определённые границы. Они обусловлены тем, что ребёнок может давать правильные ответы, которые ему по сути дела непонятны; его слова могут быть просто повторением услышанного и лишены какого бы то ни было личного смысла; ребёнок, как правило, сосредотачивает внимание на несущественных признаках, внешних, порой случайных, ситуативных.

     Недоразвитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Словарный запас беден, отмечается неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение слов абстрактного значения вызывает большие трудности. Часто слова заменяются по семантическому сходству. Длительное время слово так и не становятся истинными понятиями.

     Древне-римский педагог Марк Квинтилиан сравнивал ум детей с небольшими сосудами с узким горлышком, которые не могут принять на себя сразу жидкость, а наполняются ниспадающими каплями.

     Характерными недостатками когнитивного развития у детей являются низкая познавательная активность, обусловленная патологической инертностью нервных процессов; неустойчивость обобщений вследствие широкой генерализации раздражителей и других факторов; трудности усвоения нового в связи со слабостью замыкательной функции коры головного мозга; узость, фрагментарность восприятия, нарушение его константности; уподобление представлений, недоразвитие опосредования опыта речью и др.

     Мышление детей зависит от качества и количества непосредственных переживаний, и оно ограничено физическими действиями ребенка. Следовательно, необходимо формировать у ребенка не только определенный запас знаний, умений и навыков, но и заботиться о богатстве впечатлений, создании ярких образов и представлений, которые в процессе обучения вступают во взаимодействия по законам ассоциации (ответное возникновение одного или нескольких психических процессов на появление другого, с ним не связанного) и апперцепции (обусловленность содержания новых представлений  запасом уже имеющихся).

     С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Бедность зрительных и слуховых представлений, ограниченный игровой опыт, недостаточное ознакомление с предметными действами, недоразвитие речи лишают ребёнка той необходимой базы, на которой полноценно развивается мышление. Восприятие само по себе – деятельность, но деятельность психическая, которая направлена на обслуживание практических, игровых, учебных и трудовых действий.

     Дети с особенностями в развитии далеко не всегда используют те возможности восприятия, которые в них заложены.

     Второй вывод относительно предпосылок развития мышления заключается в необходимости расширения круга моторного развития ребенка, который составляют как тонкие дифференцированные движения пальцев рук, так объем и координация движений тела в целом. Произвольные движения активно стимулируют работу высшей нервной деятельности.

     Известные трудности обучения в средних и старших классах обусловлены не сложностью программного материала, а тем, что в начальной школе мышление учащихся не было подготовлено к его восприятию, переходу с наглядно-действенного и наглядно-образного уровней мышления на словесно-логический (конкретно-понятийный и абстрактно-понятийный), на котором в основном строится содержание образования на последующих ступенях.

     Коррекция мышления должна осуществляться по четырем параметрам:

— сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, абстрагирование);

— гибкость (применение знаний в различных ситуациях);

—  динамичность (темп, подвижность мыслительных процессов);

— мотивация деятельности (планирование, целенаправленность, контроль, критичность), потребность в обучении, активности, преодолении трудностей, самосовершенствовании, творчестве, желании получить удовлетворение от открытия, «ощутить внутреннее поощрение».

     В свое время А.Энштейн высказал мысль, что в момент кризиса важнее знания бывает только воображение. Воображение (фантазия) – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), воссоздающее (создание образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу) и творческое

( самостоятельное создание новых образов) воображение.

Особая форма воображения – мечта.

     Некоторые средства развития детской фантазии: нахождение в форме облаков различных фигур, предметов; придумывание историй; рисование сказочных цветов, птиц, животных; выполнение шуточных заданий (например, пройти через комнату по листу бумаги, не поставив ни разу ноги на пол). Всё это ведет к развитию нестандартного мышления.

     Учебные цели по развитию и коррекции познавательных функций:

  1. Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (визуально-двигательная координация «глаз – рука», артикуляционно-слуховая и др.)
  2. Формирование и использование понятий и концепций (обобщающие понятия типа «овощи», мебель», «одежда», а также время: продолжительность, ритм, скорость, интенсивность; пространство: размер, форма, расстояние, направленность, место локализации; количество, энергия и др) .
  3. Обучение решению проблем.
  4. Воспитание творческого отношения к жизни, способности удивляться и познавать, нацеленности на открытие нового.
  5. Развитие опережающего мышления (планирование будущего, выбор и постановка краткосрочных и долгосрочных целей)
  6. Формирование оценочных навыков посредством показа их относительности (в соответствии с образцом, на фоне себя и других)
  7. Осознание мышления как функции, присущей только человеку.

     Для реализации указанных учебных целей наиболее важными являются следующие методические условия:

     — Необходимость постановки конкретных коррекционно-развивающих целей. Например: развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с конструктором; формирование приема сравнения путем приложения; выработка умения устанавливать причинно-следственные связи; овладение приемами логического запоминания; активизация пассивного словаря учащихся и пр. Формулировки типа «коррекция мышления», «развитие речи, памяти» — не корректны, расплывчаты. Они являются целями всего процесса обучения, а не отдельно взятого урока. При таком подходе к целеполаганию велика вероятность весьма низкой продуктивности коррекционной работы.

     — Создание эмоционально положительного настроя. Жизнерадостность облегчает процесс мышления, удрученность — тормозит. Эмоции дают толчок к размышлению.

     — Степень развития восприятия как основа для обучения продуктивному мышлению.

     — Развивая познавательные функции, необходимо отталкиваться от уровня актуального развития и переводить ребенка в зону ближайшего развития, определяя также зону его перспективного развития.

     — Организация предметно-практических действий с реальными объектами и их изображениями.

     — Развитие регулирующей функции речи.

     — Создание мотивации: сильное влияние оказывает то, насколько данный предмет значим для ученика. Отмечено, что дети особенно охотно решают те задачи, которые «задевают их за живое», задачи, связанные с их деятельностью, необходимые им для достижения какой-то желанной цели. Опираясь на жизненно важные для ученика объекты, следует расширять их круг.

     — Использование педагогом различных возможностей для организации самостоятельного действия и мышления учащихся.

     — Обучение составлению стратегий и тактики разрешения проблем с развитием творческого мышления осуществляется поэтапно:

Читайте также:  Отдать ребенка в школу раннего развития

1) Ощущение проблемы (затруднения).

2) Обнаружение проблемы и ее определение.

3) Поиск возможных решений.

4) Выявление путем умозаключений следствий из вероятного способа решения.

Дальнейшие наблюдения и эксперименты, подтверждающие правильность или неправильность принятого решения.

     — Соотношение между формированием привычек и развитием гибкого, динамичного мышления для каждого ученика определяется индивидуально, так как привычки могут и облегчать, и затруднять познавательный процесс. Здесь эффективными будут задания на «децентрацию», направленные на формирование умения принимать во внимание точку зрения другого человека как в буквальном значении, т. е. способность представить себе, что увидит другой человек, если будет смотреть на ту же вещь, но из иного положения, так и в переносном смысле.

     — Мыслительный процесс должен доставлять радость. Ученик должен быть уверен в собственных мыслительных способностях. Неудачи желательно избегать. Повсеместно следует широко использовать методы стимулирования.

     В соответствии с различным уровнем мыслительных усилий существует четыре уровня усвоения знаний учащимися.

1. Репродуктивный уровень предполагает выполнение заданий, требующих воспроизведение знаний

без существенных изменений: понятия, правила, законы, готовые выводы. Как правило, большинство учащихся без особых затруднений воспроизводят подобный материал.

2. Уровень стандартных операций предполагает оперирование знаниями в стандартных условиях

( по образцу, правилу, указаниям, стандартам).  Для перехода от воспроизведения к применению знаний в определенной системе (хоть и по стандарту) необходима соответственная натренированность учащихся, что,  к сожалению, не всегда достигается в практике обучения.

Успешность применения знаний зависит от наличия непосредственных знаний о предмете или явлении, навыков анализа поставленной задачи, оперирование приемами умственной деятельности, направленными на перенос прошлого опыта.

3. Аналитико-синтетический уровень предполагает наличия анализировать, синтезировать и  обобщать. Выполнение этих действий требует уже более высокого уровня мышления, что представляет значительную трудность для многих школьников. Следовательно, учителю необходимо целенаправленно обучать школьников приемам умственной деятельности. Среди наиболее важных таких приемов можно выделить создание образа предмета, сопоставление наличного опыта с приобретаемым и прием обобщения.

     Формирование приема создания образа предмета достигается при выполнении следующих заданий:

     — на узнавание предмета, представленного в натуральном виде, по образцу, техническому рисунку, чертежу, словесному описанию;

     — на выделение составных частей предмета (мысленное и практическое разложение на части)

     — на составлении предмета из нескольких частей;

     — на узнавание предмета по его части;

     — на дополнение части до целого.

Важная роль в создании образа предмета и развитии операций анализа и синтеза отводится заданиям на составление объекта из нескольких частей (аппликация, мозаика и т.п.).

4. Творческий уровень предполагает умение применять знания в значительно измененных условиях.

Среди средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке известны такие, как показ значимости и ценности содержания изучаемого, использование занимательного сюжета, установление межпредметных и внутрипредметных связей, наличие проблемных ситуаций.

     Введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

      Задания по активизации познавательной деятельности  вводятся в качестве отдельных упражнений в традиционные уроки и классифицируются  по основным целям воздействия. Так, например, в 1 классе целью является научить анализировать простые закономерности, а в 4 классе — анализировать, сравнивать и обобщать предметы, числа, понятия по заданному основанию. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных уроков, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

     При выборе заданий  учитывается тема, поставленные цели, состав класса, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку.

     Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

     Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

     Устное изложение материала лучше сочетать с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий можно использовать развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

     Для более полного усвоения детьми учебного материала, целесообразно применять  проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; а также  использование  ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

     Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения в учебный процесс, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

     Развитие познавательной деятельности отслеживается при помощи непрерывного мониторинга. Показатели выполнения учащимися тех или иных заданий представляют непосредственную информацию о текущем уровне развития ребенка.

     Систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Литература:

1. «Воспитание и бучение детей во вспомогательной школе.» под редакцией В. В. Воронковой, Москва, «Школа-Пресс», 1994г.

2. «Теория и практика коррекционной педагогики» Т. В. Варенова, Минск «Асар», 2003г.

Источник