Что ребенок уже говорит в 2 года

27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок

Рассказывает Монтессори-педагог.

Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.

Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.

Не хочу спать!

Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.

Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!

Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.

Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.

В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает. 

Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».

Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.

Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.

Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.

Не хочу одеваться!

Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!

Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.

Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.

Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.

Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!

Если шарф колется — найдите другой шарф.

Если не нравится  футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.

Не хочу есть!

Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.

Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.

Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.

Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов

Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.

Не хочу выключать планшет!

Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.

Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.

Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.

Читайте также:  Украсить мастикой торт ребенку на 2 года

Не хочу идти на улицу!

Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.

Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.

Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.

Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.

Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.

Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута

Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке  — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.

В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.

Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)

А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.

Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.

Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.

Не хочу убирать игрушки!

Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.

Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.

С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.

Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.

Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.

Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.

Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.

Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?

Не хочу выкидывать сломанную игрушку!

Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.

Не хочу умываться!

Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.

Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.

Не хочу слушать сказку!

Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.

Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод

Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.

Не хочу в гости!

Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.

Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.

Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.

Не хочу уходить из гостей!

Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.

Не хочу делиться игрушками или вкусным!

Ребенок не обязан делиться.

Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!

Читайте также:  Сколько капель беродуала нужно для ингаляции ребенку 2 года

Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.

Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.

Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.

Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.

Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!

У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.

Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.

Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.

Не хочу пристегиваться в автокресле!

Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.

Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.

Продолжение на сайте Chips Journal

Источник

если речи еще нет, т ничего страшного, но звукоподражание должно быть и жестовая речь. я вот прекрасно помню, как у меня старшая в этом возрасте знала как многие животные разговаривают, хотя сама она не разговаривала, только мычала. свекровь мне постоянно твердила — веди ко врачу, у нас соседские дети уже вовсю болтают. но мы не ходили, в 3,2 дочку прорвало да еще как, сразу сложными предложениями. поэтому я со старшим сыном не стала париться, а нужно было, т.к. упустили важные моменты — он вроде уже начинал говорить ближе к 2 годам, но неправильно сделанная прививка и ожог сделали свое дело, ребенок замкнулся в свой кокон на 2 года, даже не мычал, что уж там про звукоподражание говорить. сейчас проблемы у нас. поэтому к развитию младших у меня пристальное внимание, младший сын тоже подтормаживает, но как говорят специалисты в саду, он должен догнать, до 3-х лет речи не было у него, только мама, папа, дай и т.п. как пошел в сад, речь появилась, но много каши во рту.

ОтветитьНравится 

Моя говорит предложениями из 3-5 слов. Но в сложных словах глотает слоги. В 1,5 говорила 100 слов после этого перестала считать. Сейчас каждый день по 1-2 слову новому прибавляет в словарный запас. Но у нас на площадке есть девочка которая почти в два говорила как взрослая. Буквально пару букв не выговаривает. А так и здравствуйте и как тебя зовут, давай играть в догонялки. В общем есть к чему стремиться. Ходили к логопеду чисто для себя. Она сказала до трех лет ничего делать не нужно. Гимнастику и все

ОтветитьНравится 

В 2 года знал слов 6 )) сейчас 3 и он только месяц как резко говорить начал. Невролог сказала, что все нормально.

ОтветитьНравится 

Норма в два. Понимание сложных предложений. Выполнение различных просьб. В речи должно быть минимум 50 слов кажется и словосочетаний из них.

ОтветитьНравится 

SvetlaДумаю, 50 точно говорит. Просто у нас в садике есть детки, кто хорошо предложениями говорит(а ходим мы в ясельную группу, там от двух лет детки), но таких буквально два человека. Вот я и задумалась насчет дочи.

ОтветитьНравится 

Мои в 2 года почти полноценно разговаривали. Сын похуже, короткими понятными мне одной предложениями, а дочка — сказки пересказывала. Да ещё и с выражением )) но на них не надо ровняться. Все дети разные. Дочка с мальчиком дружит, ему 3 весной исполнилось, он почти всегда молчит. И вот она его как увидит: «я удивляюсь! Почему Коля не умеет говорить? Я его научу! Я умею, ч большая и сильная»… и так по кругу ))

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

2,3 — не говорит даже мама/папа… звукам животных подражает, какие-то свои словечки есть — дём(идём), бо(больно), бань (банан), дя бах (туда упало)

ОтветитьНравится 

До двух лет говорил на своём в основном. Начал как раз после двух. Быстро все у него пошло. В три уже говорил отлично. Сейчас не переслушаешь. Сегодня новую фигуру выучил и весь день повторяет — параллелограмм)))

ОтветитьНравится 

сын начал говорить в 1,10. в 2 года специально считали, было 70 слов.

ОтветитьНравится 

На тарабарском лепечет. Звуки животных, папа, мама и т.п. говорит. Сложные слова не говорит. Предложения строит из простых слов, типа, мама няням, ляля куп куп и т.п. Пока вмешивать врачей и лекартсва не буду лет до 3-4.

ОтветитьНравится 

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Читайте также:  Аугментин доза ребенку 2 года

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник