Что препятствует развитию ребенка

Людмила Волобуева
Консультация «Что мешает развитию ребёнка»

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА?

Неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятный микроклимат в семье и отклонения в соматическом и психологическом здоровье матери и отца могут оказать решающее влияние на развитие ребёнка.

С момента зачатия ребёнка, во внутриутробном периоде, негативные воздействия могут нарушить или изменить ход развития плода.К таким воздействиям относятся: неблагоприятная экологическая обстановка (несоответствие воды воздуха санитарным нормам, несбалансированное питание и генно-модифицированные продукты); неблагоприятный микроклимат в семье (финансовая нестабильность, неудовлетворённость семейной ролью); отклонения в соматическом (текущее состояние органов и систем организма, уровень их развития и функциональных возможностей) и психологическом здоровье матери и отца (заболевание почек, печени, сердца и др., психическая и эмоциональная неустойчивость; употребление алкоголя и наркотиков; табакокурение; неконтролируемый приём лекарственных препаратов; длительная работа за компьютером).

Здоровье – состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье человека является качественной характеристикой,складывающейся из наборов количественных параметров: антропометрических (рост, вес); физических (частота пульса); биохимических (содержание в организме химических элементов); биологических (состав кишечной флоры); психических, социальных.

Биологический уровень здоровья (совокупность антропометрических, физических, биохимических и биологических параметров) – отсутствие или наличие болезней у ребёнка. Большинство детей имеют с рождения проблемы ортопедического характера (дисплазии тазобедренных суставов, подвывихи, плосковальгусные стопы, неврологического характера (перинатальная энцефалопатия, нарушение тонуса мышц, терморегуляции сна, приёма пищи, дыхания, склонны к аллергическим реакциям, наблюдаются проблемы пищеварения (вздутие живота, дисбактериоз, нерегулярный стул).

В неблагоприятных семьях на указанные проблемы новорождённого, как правило, внимания не обращают. Недостаточность питания и несоответствие одежды ребёнка времени года создают условия для «естественного» и ежедневного закаливания ребёнка. Поэтому в этих семьях дети либо болеют очень редко, если иммунитет ребёнка позволил ему адаптироваться к таким условиям существования, либо дети проводят большую часть времени в больницах разного профиля. Получается, что дети из неблагоприятных семей часто выглядят здоровыми, но таковыми не являются. Относительное соматическое здоровье в раннем возрасте не означает здоровье в более позднем периоде. У таких детей уже в младшем школьном возрасте имеется ряд хронических расстройств, которые можно было предупредить в раннем возрасте, обеспечивая соответственное питание и лечение.

Особое место в рамках соматического здоровья ребёнка занимают простудные заболевания. Часто болеющие дети медленнее усваивают материал по возрасту (приходится пропускать занятия). Ослабленный иммунитет не способствует активности познавательной деятельности, а значит, тормозится развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления и речи.

Психологический уровень здоровья подразумевает соответствие двигательного, психического, личностного и речевого развития ребёнка возрастным нормативам. Принятые нормы развития имеют широкий диапазон, который нижней границей имеет отставание в развитии. Можно самостоятельно определить степень отставания или опережения ребёнком возрастных нормативов, зная примерные показатели развития на каждый возрастной период. Самыми распространёнными отставаниями в развитии являются задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР).

Социальный уровень здоровья подразумевает степень усвоения социальных норм поведения, формирования у ребёнка социальных мотивов деятельности и регулирования собственного поведения (система НАДО надстраивается над ХОЧУ и МОГУ, а также микроклимат в семье, который зависит от отношения родителей к ребёнку и их представлений о роли ребёнка в семье.

В большинстве случаев исследователи описывают демократический, либеральный и авторитарный стили семейного воспитания и выделяют гармоничные и дисгармоничные семьи.

А. С. Спиваковская выделила 4 типа отношений родителей к ребёнку в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения, провоцирующих нарушение его психологического здоровья.

1. «Козёл отпущения» — объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей.

2. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.

3. «Беби»ребёнок с ограниченными правами, с резким ограничением самостоятельности при сильной близости супругов.

4. «Примеритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.

По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, риск психоэмоционального неблагополучия ребёнка усиливается при авторитарной гиперсоциализации со стороны родителей, когда ребёнку навязывают стереотипы поведения без учёта его индивидуальных особенностей: при восприятии ребёнка «маленьким неудачником», приписывая ему личную и социальную несостоятельность; при высокой степени отвержения ребёнка родителем, в первую очередь матерью ребёнка, испытывающей злость, досаду, обиду.

Аналогичную точку зрения имеет исследователь Э. Г. Эйдемиллер, подчёркивая роль эмоционального отвержения матерью ребёнка и «мистификации» (внушение родителями детям того, в чём они нуждаются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание неадекватной системы представлений о себе) в возникновении психосоматических расстройств у дошкольников и искажении их личностного развития.

Наиболее распространённым примером социальной причины отставания ребёнка в развитии является феномен «социально-педагогической запущенности», когда ребёнок при достаточных предпосылках для интеллектуального и речевого развития, но при отсутствии внимания, заботы и общения со стороны родителей начинает отставать в психофизических параметрах развития и не может усваивать материал общеобразовательных программ детского сада и школы.

Читайте также:  Этапы развития речи и мышление у ребенка

Другим распространённым примером негативного социального влияния является невротизация детей дошкольного возраста в результате завышенных требований к ребёнку со стороны чрезмерно «активных» родителей, подавление самостоятельности и инициативы ребёнка. А. И. Захаровым отмечается, что личностные особенности матерей провоцируют развитие у детей психосоматических и неврозоподобных расстройств. В частности, автор выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как «Снежная Королева», «царевна Несмеяна», «спящая красавица», «наседка», «суматошная мать», «вечный ребёнок».

Консультациюподготовила учитель-логопед:

Людмила Викторовна Волобуева

Источник

11 èþíÿ 14:17

Îëüãà Àíäðóùåíêî

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîäèòåëåé áåñïîêîèò áîëüøå âñåãî, ïîæàëóé, äâà îñíîâíûõ âîïðîñà: çäîðîâüå ðåáåíêà è åãî èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå. Îòêðûâàþòñÿ ðàçëè÷íûå ãðóïïû ðàçâèòèÿ äëÿ ìàëûøåé, íà ïðèëàâêàõ ïîëíî ðàçâèâàþùåé ëèòåðàòóðû, áåñïîêîéíûå ìàòåðè íàõîäÿòñÿ â ïîèñêàõ âñå íîâûõ è áîëåå, êàê èì êàæåòñÿ, ýôôåêòèâíûõ ïðîãðàìì ðàçâèòèÿ. Äåòè, â ñâîþ î÷åðåäü, ñòàíîâÿòñÿ íåêèì îáúåêòîì âûãîäíîãî âëîæåíèÿ ñðåäñòâ, ëèáî ’òîâàðîì’ íà ðûíêå ñîöèàëüíîãî ñðàâíåíèÿ. Ê ñîæàëåíèþ, íåìíîãèå ðîäèòåëè çàäóìûâàþòñÿ î òîì, ÷òî æå íà ñàìîì äåëå íåîáõîäèìî ðåáåíêó. À åñëè è çàäóìûâàþòñÿ, òî îòâå÷àþò ñåáå ñàìè: ’ æèçíè ìîåìó ðåáåíêó ýòî ïðèãîäèòñÿ, îí äîëæåí ïîéòè â ñàìóþ ëó÷øóþ øêîëó è îêîí÷èòü ñàìûé ïðåñòèæíûé óíèâåðñèòåò, è âîîáùå:áûòü ñàìûì-ñàìûì!’ Öåëü áëàãîðîäíàÿ, íî, íà ìîé âçãëÿä, îäíîáîêàÿ. Ïî-âèäèìîìó, âèäåòü â ñâîåì ðåáåíêå áóäóùåãî ãåíèÿ, çàëîæåíî ïðèðîäîé. Êàêàÿ æå ìàòü áóäåò ìå÷òàòü î òîì, ÷òîáû å¸ äî÷óðêà ñòàëà äîìîõîçÿéêîé? À êàêîé îòåö çàõî÷åò âèäåòü ñâîåãî ñûíà êîíäóêòîðîì êîììåð÷åñêîãî àâòîáóñà? Ïîíÿòíî, ÷òî ðîäèòåëè õîòÿò ëó÷øåãî äëÿ ñâîèõ äåòåé, íî çà÷àñòóþ ñìóòíî ñåáå ïðåäñòàâëÿþò, ÷òî íóæíî ñäåëàòü, ÷òîáû ïîëó÷èëîñü äåéñòâèòåëüíî ëó÷øå. Äàâàéòå ðàçáåðåì íåñêîëüêî âàðèàíòîâ ïîìåõ íà ïóòè äåéñòâèòåëüíî áëàãîïðèÿòíîãî ðàçâèòèÿ âàøåãî ðåáåíêà:

  1. Ñêëîííîñòü ðîäèòåëåé ñðàâíèâàòü ñâîåãî ðåáåíêà ñ äðóãèìè. ß äóìàþ, åñòü íåìàëî ðîäèòåëåé, êîòîðûå ìîãëè áû ñåáå ïðèçíàòüñÿ â òîì, ÷òî îíè ñðàâíèâàþò ñâîå ÷àäî ñ ÷óæèìè äåòüìè.  ïñèõîëîãèè òàêîé ôåíîìåí ïîëó÷èë íàçâàíèå ñîöèàëüíîãî ñðàâíåíèÿ. Íåñîìíåííî, ÷òî òàêîå ñðàâíåíèå ïîìîãàåò íàì ñîðèåíòèðîâàòüñÿ, íîðìàëüíî ëè ðàçâèâàåòñÿ íàø ðåáåíîê. Íî ïîðîé, ñîöèàëüíîå ñðàâíåíèå äîõîäèò äî àáñóðäà. Ñàìàÿ ðàñïðîñòðàíåííàÿ êàðòèíà — äâå ìàòåðè íàïåðåáîé ðàññêàçûâàþò äðóã äðóãó, íà ÷òî æå ñïîñîáåí èõ ðåáåíîê. Èëè òàêàÿ ñèòóàöèÿ: îäíà ìàòü ðàññêàçûâàåò î äîñòèæåíèÿõ ñâîåãî ðåáåíêà, à äðóãàÿ âçäûõàåò è òèõî ãîâîðèò: ’À ìû åùå ñ÷èòàòü íå óìååì, è èç àëôàâèòà òîëüêî íåñêîëüêî áóêâ çíàåì, è áóêâó ’ð’ íå âûãîâàðèâàåì:’ Ñîöèàëüíîå ñðàâíåíèå ïîëåçíî â îïðåäåëåííûõ ïðåäåëàõ, íî îíî íè â êîåì ñëó÷àå íå ìîæåò áûòü îñíîâíûì ñðåäñòâîì ïîçíàíèÿ ñâîåãî ðåáåíêà. Âñå äåòè ðàçâèâàþòñÿ ïî-ðàçíîìó, è ó êàæäîãî ðåáåíêà äîëæåí áûòü ñâîé ðåêîðä! Âîò, â÷åðà îí çíàë òîëüêî òðè öâåòà, à ñåãîäíÿ óæå ÷åòûðå! È íå â êîåì ñëó÷àå íå òàê: Ìàøà çíàåò òîëüêî òðè öâåòà, à Àëåíêà óæå ÷åòûðå.
  2. Ìèô îá èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè, êàê î âåäóùåì ôàêòîðå äëÿ äàëüíåéøåé óñïåøíîñòè ðåáåíêà. Ðîäèòåëè ñîâñåì çàáûâàþò î òîì, ÷òî ðàçâèòèå äîëæíî áûòü ìíîãîñòîðîííèì, ìíîãîìåðíûì è ðàâíîìåðíûì. ×ðåçìåðíîå ðàçâèòèå êàêîé-òî îäíîé ñïåöèôè÷åñêîé ôóíêöèè, ñïîñîáíîñòè ïðèâîäèò ê èñêàæåíèþ îáùåé êàðòèíû ðàçâèòèÿ. Èíòåëëåêò â ñîâðåìåííîì ìèðå, îñîáåííî â ãëàçàõ îáûâàòåëåé, ïðèîáðåòàåò ðåïóòàöèþ îñíîâíîãî çàëîãà óñïåøíîñòè. Ýìîöèîíàëüíîå, ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå óõîäÿò íà ïîñëåäíèé ïëàí, è ðàçâèòèå èíòåëëåêòà èäåò ’âíå êîíêóðåíöèè’. Êðîìå òîãî, â ïîíÿòèè ìíîãèõ ðîäèòåëåé èíòåëëåêòóàëüíûå ñïîñîáíîñòè äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñâîäÿòñÿ ê îáúåìó èñïîëüçóåìûõ ñëîâ, êîëè÷åñòâó âûó÷åííûõ áóêâ, öèôð è ñòèøêîâ. Áîëåå ’ïðîäâèíóòûå’ ðîäèòåëè íà÷èíàþò îáó÷àòü ðåáåíêà èíîñòðàííûì ÿçûêàì. Íî ìàëî êòî èç ðîäèòåëåé, â ñóùíîñòè, ïîíèìàåò, ÷òî è äëÿ ÷åãî îí äåëàåò.
  3. Ìèô î äåòñêîé ñîîáðàçèòåëüíîñòè (’ñðàçó äàåò îòâåò, çíà÷èò óìíûé’). Çà÷àñòóþ äåòè èñïûòûâàþò íà ñåáå ðàçäðàæåíèå ìàòåðè èç-çà òîãî, ÷òî íå ìîãóò áûñòðî ñîðèåíòèðîâàòüñÿ â ñèòóàöèè, îòâåòèòü íà ïîñòàâëåííûé âîïðîñ è ò.ä.. Åäåò ìàìà â àâòîáóñå ñî ñâîèì ìàëûøîì, à ðÿäîì ñèäèò ïîæèëàÿ äàìà, êîòîðàÿ îáðàùàåò âíèìàíèå íà ðåáåíêà: ’Êàê òåáÿ çîâóò? Ñêîëüêî òåáå ëåò? À â ñàäèê òû õîäèøü?’. Ìàìà íà÷èíàåò íåðâíî ïîäñêàçûâàòü ðåáåíêó êàê åãî çîâóò è îòãèáàòü ïàëüöû íà ðóêàõ, ÷òîáû îí ïðàâèëüíî ïîêàçàë ’äâà ãîäèêà’. Èíòåðåñíî, ïî÷åìó ìàìà ðåøèëà, ÷òî ðåáåíîê íåïðåìåííî äîëæåí äàòü îòâåò? À ìîæåò îí íå õî÷åò îáùàòüñÿ? Èëè, íàïðèìåð, ìàìà ðåøèëà, âî ÷òî áû òî íè ñòàëî íàó÷èòü ðåáåíêà ñ÷èòàòü äî äåñÿòè: ’Ðàç, äâà, òðè:íó ïîâòîðÿé: ðàç, äâà, òðè, ÷åòûðå..äàâàé ñêîðåå’. Ðåáåíîê ìîë÷èò, èçó÷àþùå ñìîòðèò, à ïîòîì ñî ñìåõîì áðîñàåòñÿ ê ìàòåðè îáíèìàòüñÿ. Ìàìà ðàçäðàæåíà, îòòàëêèâàåò, ïûòàåòñÿ ïðîäîëæèòü îáó÷åíèå ñ÷åòó, è äàæå íå çàìå÷àåò, ÷òî ðåáåíêó ñåé÷àñ õîòåëîñü áû äðóãîãî.
  4. Ñòûä çà ñâîåãî ðåáåíêà. Ñòûä ÿâëÿåòñÿ ñèëüíîé ýìîöèåé è èãðàåò ðîëü ðåãóëèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ ÷åëîâåêà â ñîîòâåòñòâèè ñ íîðìàìè.  áîëüøåé ñòåïåíè ñòûäó ïîäâåðæåíû ìàòåðè, ÷åì îòöû. Çà÷àñòóþ ìîæíî íàáëþäàòü, êàê ëþáûå íåïðèãëÿäíûå âûïàäû ðåáåíêà (êðèêè è èñòåðèêè íà óëèöå èëè â ìàãàçèíå, êîâûðÿíèå â íîñó, ïî÷åñûâàíèÿ, ¸ðçàíèÿ ðåáåíêà è ò.ä. ó ëþäåé íà âèäó) ëåãêî âûâîäÿò ìàòü èç ñåáÿ. Ïîñòîÿííûå îäåðãèâàíèÿ, îêðèêè, çàìå÷àíèÿ âíîñÿò íå ñàìûé ëó÷øèé âêëàä â ðàçâèòèå ðåáåíêà. Êðîìå òîãî, ðîäèòåëè òðàíñëèðóþò è ðåáåíêó ñâîé ñòûä è ó÷àò ñòûäëèâîñòè, íå çàìå÷àÿ ïðè ýòîì, ÷òî ñàìè ñêîâûâàþò è òîðìîçÿò íîðìàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà.
  5. Ïîëóñîçíàòåëüíîå âèäåíèå ðåáåíêà êàê ’äîëæíèêà’, êîòîðîìó çà âðåìÿ äåòñòâà íàáåãàþò ’ïðîöåíòû’. Ìíîãèì ðîäèòåëÿì òðóäíî óâèäåòü â ñâîåì ìàëûøå ðàñòóùóþ ëè÷íîñòü. Ðåáåíîê ÷àñòî îêàçûâàåòñÿ âñåãî ëèøü îáúåêòîì. Ðîäèòåëè âêëàäûâàþò â ðåáåíêà òî, ÷òî ñàìè õîòÿò âèäåòü â íåì è ìàëî ó÷èòûâàþò åãî æåëàíèÿ. Çà÷àñòóþ, áóäó÷è óæå âçðîñëûìè, òàêèå äåòè ñëûøàò îò ðîäèòåëåé ’ß æå òåáÿ âûðàñòèëà! Êîðìèëà, îäåâàëà, âûó÷èëà! À òû??!!’. À âîò â äàííîé ñèòóàöèè ñåáÿ óçíàþò ìíîãèå: ìàìà ìíîãî âðåìåíè ïðîâîäèò íà êóõíå, à ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ êóøàòü. Ìàìå îáèäíî äî ñëåç (’ß òàê ñòàðàëàñü!’). Íà ñàìîì äåëå ìàìà äîëæíà ïîíÿòü, ÷òî ãîòîâèëà îíà äëÿ ñåáÿ íà ñàìîì äåëå, à ðåáåíîê ïðîñòî ñîêà õîòåë ïîïèòü. Ê ñîæàëåíèþ, ìàòåðè ÷àñòî äîïóñêàþò ïîäîáíûå îøèáêè, îòòîãî è óñòàþò.
  6. ×óâñòâî âèíû ïî îòíîøåíèþ ê ðåáåíêó. ×óâñòâî âèíû ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ðàçðóøèòåëüíûõ ýìîöèé. Ìàòåðè íàèâíî ïîëàãàþò, ÷òî åñëè îíè ñòðàäàþò îò ÷óâñòâà âèíû ïåðåä ðåáåíêîì, òî çíà÷èò, îíà åãî î÷åíü ñèëüíî ëþáÿò. Ìàòü, êîòîðàÿ ñòðåìèòñÿ çàãëàäèòü âèíó, ãîòîâà íà ìíîãîå äëÿ ðåáåíêà. Íî íóæíî ëè ýòî ðåáåíêó? Íå ëó÷øå ëè äëÿ ðåáåíêà, åñëè ñ íèì ðÿäîì áóäåò óâåðåííàÿ â ñåáå, ñàìîäîñòàòî÷íàÿ ñïîêîéíàÿ ìàòü áåç íåâðîòè÷åñêèõ çàìàøåê?
Читайте также:  Babyblog развитие ребенка от 11

Èòàê, êàæäûé äîëæåí çíàòü, ÷òî èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà — íå îñíîâíîé âîïðîñ, êîòîðûé äîëæåí âîëíîâàòü ðîäèòåëåé. Ïðåæäå âñåãî, ðîäèòåëè äîëæíû ðàáîòàòü íàä ñîáîé, òîãäà èì áóäåò ëåã÷å ïîíÿòü, ÷òî íåîáõîäèìî ðåáåíêó äëÿ îïòèìàëüíîãî è âñåñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ. Ðåáåíîê âñå âïèòûâàåò îò ðîäèòåëåé êàê ãóáêà. Íåîáõîäèìî íå ïðîçåâàòü ýòîò ñåíçèòèâíûé ïåðèîä, ïîëüçîâàòüñÿ åãî äîñòîèíñòâàìè. Ñïåöèàëüíûå òðåíèðîâêè è çàíÿòèÿ äëÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà ìîæåò áûòü è íåîáõîäèìû, íî âñå-òàêè ñàìûì ãëàâíûì ôàêòîðîì â ðàçâèòèè ðåáåíêà îñòàåòñÿ îáùåíèå è âçàèìîäåéñòâèå ñî âçðîñëûì â äåÿòåëüíîñòè. Ëþáîå ñïîíòàííîå çàíÿòèå â áûòîâûõ óñëîâèÿõ ïðèðàâíèâàåòñÿ ê íåñêîëüêèì ñïåöèàëüíûì çàíÿòèÿì. Íàïðèìåð, áåññìûñëåííî ñàäèòñÿ ñ äâóõëåòíèì ðåáåíêîì çà ñòîëèê è íà÷èíàòü ó÷èòü áóêâû. Êóäà áîëåå ýôôåêòèâíî ïðîèñõîäèò óñâàèâàíèå àëôàâèòà, åñëè áóêâû ðàçâåøàíû ïî êâàðòèðå èëè ïðè ÷òåíèè êíèæåê è âûâåñîê ìàãàçèíîâ. Ïðèâèâàíèå áûòîâûõ íàâûêîâ òàêæå ëåã÷å ïðîèñõîäèò â òåêóùåé äåÿòåëüíîñòè. Î÷åíü ìíîãèå ìàòåðè ñïðàøèâàþò, êàê ïðèó÷èòü ðåáåíêà äâà ðàçà â äåíü ÷èñòèòü çóáû, îäåâàòüñÿ, ñìûâàòü âîäó â óíèòàçå, ñòèðàòü ñâîè êîëãîòêè, ìûòü ïîë è ïîñóäó. Íà ñàìîì äåëå, ïðîñòî, íå íàäî ìåøàòü ðåáåíêó ñàìîìó ýòîìó ó÷èòüñÿ. Êîãäà ïîëóòîðàãîäîâàëûé ìàëûø ëåçåò ê ìàìå âî âðåìÿ ñòèðêè, îíà ïûòàåòñÿ îòâëå÷ü åãî, ñóåò åìó èãðóøêè, óñàæèâàåò â ìàíåæ èëè ïðîñèò, ÷òîáû ñ íèì êòî-íèáóäü ïîèãðàë èç ÷ëåíîâ ñåìüè. À âåäü îí óæå ãîòîâ ó÷èòüñÿ! Åìó íåîáõîäèìî ïðîñòî ïîó÷àñòâîâàòü â ñòèðêå! Åñëè ïîçâîëÿòü ðåáåíêó ’ïîìîãàòü’ ìàòåðè, ìîæíî áûòü ñïîêîéíûì î ïðèîáðåòåíèè èì ýëåìåíòàðíûõ áûòîâûõ íàâûêîâ. Âðåäíûå ïðèâû÷êè âðîäå êîâûðÿíèÿ â íîñó äåòè òîæå ïåðåíèìàþò îò ðîäèòåëåé. Îñàíêà, ïîõîäêà, ìèìèêà, æåñòû, ðàçãîâîðíàÿ ðå÷ü, äóðíûå è ïîëåçíûå ïðèâû÷êè — âñå ýòî áåðåòñÿ îò ðîäèòåëåé ïðàêòè÷åñêè áåç ðàçáîðà. Áåñïîëåçíî ãîâîðèòü ’Íàäî ãîâîðèòü âñåãäà ïðàâäó’ è òóò æå ïîîáåùàòü ÷òî-òî ðåáåíêó, à ïîòîì íå ñäåðæàòü ñëîâà, èëè ïðèâèðàòü ïðè ðåáåíêå ’äëÿ ïîëüçû äåëà’. Òðóäíî ïðèó÷èòü ðåáåíêà ÷èòàòü è ñòðåìèòüñÿ ê çíàíèÿì, åñëè îí ñàì ðåäêî âèäèò ñâîèõ ðîäèòåëåé çà êíèæêîé. Îáåñïå÷üòå ñâîåìó ðåáåíêó ïîëíîöåííîå ñ âàìè îáùåíèå, íå îòìàõèâàéòåñü îò íåãî êàê îò íàçîéëèâîé ìóõè, óâàæàéòå ìíåíèå âàøåãî ðåáåíêà â ëþáîì âîçðàñòå. Ïîìíèòå, ÷òî ðåáåíîê ñàì íàñòðîåí íà ðàçâèòèå. Íå íàäî ñòðåìèòüñÿ ðàçâèâàòü ðåáåíêà, íåîáõîäèìî ñîçäàòü îïòèìàëüíûå óñëîâèÿ äëÿ åãî âñåñòîðîííåãî è ðàâíîìåðíîãî ðàçâèòèÿ.

Îëüãà Àíäðóùåíêî,
olgatt@yandex.ru

   ïðîñìîòðîâ:
8620

11.06.2003 14:17

×òî ìåøàåò âàøåìó ðåáåíêó ðàçâèâàòüñÿ?

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðîäèòåëåé áåñïîêîèò áîëüøå âñåãî, ïîæàëóé, äâà îñíîâíûõ âîïðîñà: çäîðîâüå ðåáåíêà è åãî èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå. Îòêðûâàþòñÿ ðàçëè÷íûå ãðóïïû ðàçâèòèÿ äëÿ ìàëûøåé, íà ïðèëàâêàõ ïîëíî ðàçâèâàþùåé ëèòåðàòóðû, áåñïîêîéíûå ìàòåðè íàõîäÿòñÿ â ïîèñêàõ âñå íîâûõ è áîëåå, êàê èì êàæåòñÿ, ýôôåêòèâíûõ ïðîãðàìì ðàçâèòèÿ. Äåòè, â ñâîþ î÷åðåäü, ñòàíîâÿòñÿ íåêèì îáúåêòîì âûãîäíîãî âëîæåíèÿ ñðåäñòâ, ëèáî ‘òîâàðîì’ íà ðûíêå ñîöèàëüíîãî ñðàâíåíèÿ.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста



30.06.2003 17:08

Äåòñòâî â ïñèõîèñòîðè÷åñêîì àñïåêòå: ñòèëè âîñïèòàíèÿ

Èñòîðèÿ äåòñòâà — ýòî êîøìàð, îò êîòîðîãî ìû òîëüêî íåäàâíî ñòàëè ïðîáóæäàòüñÿ: Ëëîéä Äåìîç


Источник

Большинство родителей уверены, что воспитывают своих детей очень хорошо. Они думают, что у них очень хорошие педагогические навыки. Однако это не всегда так. Отцы и матери часто совершают одни и те же ошибки снова и снова, что приводит к тому, что дети из поколения в поколение испытывают страхи и не могут общаться с людьми. В этой статье мы расскажем вам, как разорвать этот порочный круг.

Сегодня мы собрали рекомендации от психологов со всего мира, которые помогут родителям избежать попадания в ловушку негативных педагогических стереотипов.

1. Жаловаться плохо.

Родители часто говорят своим детям: «Не жалуйся», и они действительно верят, что это хорошее правило, которому нужно следовать.Тем не менее, психологи обеспокоены тенденцией, что дети не должны говорить о своих проблемах в школе. Психологи считают, что большинство детей не говорят о жестоком обращении, потому что они боятся, что их назовут «стукачом» или «слабаком».

Взрослые должны слушать своих детей, когда они говорят о несправедливых ситуациях, которые с ними происходят и поддерживать их.

2. Выражать негативные эмоции плохо.

Родители не любят, когда их дети раздражаются, плачут, злятся или разбрасывают игрушки. Вот почему иногда проще крикнуть «Не плачь!», а не выяснять, в чём проблема.

Этот тип реакции на плохое поведение является худшим, потому что негативные эмоции должны найти выход. Способность выражать негативные эмоции — это то, что вашему ребёнку определенно понадобится в будущем, поэтому они должны начать развивать этот навык сейчас.

3. Ты должен ладить со всеми (учителями, другими детьми, соседями)

Все родители мечтают о том, чтобы дети жили в мире с другими. Они не хотят, чтобы их отпрыски конфликтовали со своими сверстниками. Пытаясь достичь этого, они иногда выбирают тактику «быть добрым для всех».

Конечно, очень важно уметь плыть по течению и уважительно общаться с другими. Но не заходите слишком далеко, пытаясь угодить всем. Потому что для того, чтобы быть как другие, приходится жертвовать своими интересами.

4. Если ты плохо учишься в школе, то не получишь хорошую работу, когда вырастешь.

Многие родители считают, что успех их ребёнка в школе напрямую связан с их успехом во взрослой жизни. Конечно, образование играет большую роль, но это не единственный фактор успеха.

Говард Гарднер из Гарварда выделил 7 различных типов интеллекта и считает, что большинство IQ-тестов оценивают только один уровень логики, игнорируя при этом другие типы интеллекта. Ряд исследований доказывает, что эмоциональный интеллект играет огромную роль в успехе человека во взрослой жизни.

5. Дети должны иметь много самых дорогих и продвинутых игрушек.

Социологи утверждают, что сумма денег, которую родители тратят на своих детей, растёт с каждым годом. Это приводит к тому, что многие семьи вообще не хотят иметь детей, или останавливаются на рождении одного.

Родители тратят гораздо больше, чем необходимо, когда дело доходит до их детей. Задумайтесь по-настоящему о том, что вы покупаете для своего ребёнка, действительно ли это необходимо.

Экономия денег на ваших детях не делает вас плохим родителем. Напротив, бережливые родители могут стать отличным примером для подражания для своих детей и научит их не тратить деньги на ненужные вещи.

6. В наказание, ребёнка нужно чего-то лишить.

Психологи уверены, что лишение ребёнка чего-либо не является эффективной формой наказания. Это одна из самых опасных черт родителя — играть в бога, наказывать детей и только потом прощать их. И правила этой игры не всегда ясны, так как наказание часто зависит от настроения родителей.

Лишение ребёнка того, что он любит, не научит их чему-то хорошему. Наоборот, ребёнок поймёт, что тот, кто обладает властью, может делать всё, что хочет.

7. Родители должны постоянно развлекать детей.

«Я не хочу, чтобы моему ребёнку было скучно», — так говорят многие родители, отправляя их на дополнительные занятия или покупая новые развивающие игрушки. Они стараются сделать так, чтобы у ребёнка не было ни минуты скуки.

Однако психологи утверждают, что дети никогда не научатся жить самостоятельно, если родители не дадут им времени для себя.

8. Дети должны делиться своими игрушками.

Многие родители считают, что нужно учить детей делиться. Это ошибка.

Психологи рекомендуют поставить себя в такое положение. Хотите поделиться своими личными вещами с человеком, которого вы едва знаете? Вы бы сняли свою любимую рубашку только потому, что она понравилась вашему соседу?

Вы думаете, что вы хороший родитель? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Источник