Что понимает ребенок 1 год
Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.
Первые умения
Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:
- умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
- водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
- дарит близким первые улыбки;
- умеет держать голову в вертикальном положении;
- меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
- тянется за погремушкой;
- сидит;
- осваивает гуление.
Физическое развитие ребенка
К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.
Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>
В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.
Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:
- в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
- ползать по лестнице;
- забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
- детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.
Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.
Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.
В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?
Психомоторное развитие крохи
В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.
К годику ребенок обладает следующими навыками:
- умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
- может составить башенку из двух кубиков;
- умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
- осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
- играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
- может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
- играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
- берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
- умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
- катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
- пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
- умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
- копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
- играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.
Эмоции и интеграция в общество
- Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
- Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
- Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
- Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
- В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
- Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
- В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
- Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
- Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
- Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
- Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
- Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.
Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:
Становление речи
В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.
Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.
Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.
У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.
Что еще знает ребенок в один год:
- отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
- умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
- знает, как его зовут, откликается на свое имя;
- пытается повторить новые слова;
- знает слова «можно» и «нельзя».
Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.
Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.
Годовасики и их навыки самообслуживания
В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:
- Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
- Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
- Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
- Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
- Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
- Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?
В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.
Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!
Читайте также:
- Ребенок ходит на носочках: причины?
- Почему дети плохо спят?
- Ребенок плохо ест в год.
Источник
Первый в жизни день рождения — отличный повод для небольшой передышки и подведения итогов. По истечении 12 месяцев мамы и папы стали свидетелями чудесного превращения принесенного из роддома кричащего свертка в самостоятельного человечка, обзаведшегося собственными привычками и характером. За этот период покинувший утробу матери младенец успел освоиться в огромном мире и подготовиться к следующему этапу, связанному с изменением мировоззрения и усовершенствованием навыка ориентирования в окружающей обстановке. До следующего дня рождения ребенок будет сфокусирован на развитии двух важнейших навыков: умении передвигаться и говорить.
фото o-krohe.ru
С каждым годом увеличивается количество родителей, оценивающих физическое здоровье малыша с позиции стабильности развития. Добавившиеся сантиметры и килограммы при этом отходят на второй план. Вследствие этого довольно часто у опекающих отпрыска взрослых возникает вопрос: «Что должен уметь ребенок в 1 год?»
Психологические особенности
Годовалый возраст ассоциируется с периодом активного психологического развития. Ближайшие родственники фиксируют всплеск тяги к исследованию и познанию. Помимо этого, именно в эти дни родители сталкиваются с проявлениями первых психологических кризисов. Объясняются они довольно просто: кроха открывает собственное «Я» и воспринимает себя в качестве отдельного (не связанного с матерью) существа. Ситуация усугубляется тем, что психологические знания преобладают над физическими возможностями.
В некоторых случаях процесс закрепления нового для ребенка навыка может сопровождаться сбоями в поведении, выражающимися в капризности и раздражительности. Случающиеся в данный период истерики должны восприниматься как типичные для годовалого возраста явления. В такие моменты дети особенно остро нуждаются в нежности, ласке и добрых словах. Увеличение количества желаний подталкивает кроху к применению единственного доступного способа их удовлетворения. Ограниченный словарный запас препятствует полноценному общению, из-за чего и возникают определенные трудности.
Двигательные навыки
фото 7lestnic.com
Нетерпеливым родителям, желающим обучить кроху всему и сразу, следует ознакомиться с перечнем того, что должен уметь ребенок в 1 год. Спектр подвластных малышу действий в этот период уже довольно широк. В него вошли:
ходьба с опорой на одну руку (карапуз может держаться за одного из родителей, перила, стену и т.д.);
осуществление первых самостоятельных шагов без поддержки с возможностью преодоления 3-5 метров;
бег (сохраняется необходимость удержания взрослого за руку);
выполнение наклонов, выпрямлений, приседаний (наклонам может сопутствовать упор головы в пол и ожидание реакции от окружающих);
пребывание в стоячем положении без опоры;
подъем приставным шагом на лестницу детской горки (при помощи взрослого);
сползание по наклонной поверхности и влезание на нее;
подползание под препятствие;
подражание знакомым движениям, выполняемым взрослыми или ровесниками (хлопки, стук, встряхивание и т.п.);
вскарабкивание на стулья, кресла, диваны и спускание на пол;
плавание в ванной, сопровождаемое опусканием головы под воду и совершением движений ногами и руками.
Нюансы эмоционально-социального развития
Годовалый карапуз может быть недоволен резким тоном взрослого. Аналогичная реакция наблюдается на слово «нельзя» и неспособность выполнить желаемое действие. Появление незнакомого человека может насторожить малыша и заставить его заплакать, в то время как приход родственника вызовет радость. В возрасте одного года ребенок не должен быть безучастным к играм и заводным игрушкам. Игровая деятельность и снимок близкого человека озаряют лицо крохи улыбкой. Переступившие годовалый порог дети с удовольствием копируют мимику и жесты сверстников и окружающих их взрослых. Вопросительное выражение появляется при попадании в незнакомые ситуации и иных затруднениях. Иллюстрации в книгах вызывают у дошкольника интерес. Песни и музыка могут подтолкнуть малыша к прыжкам, пению или задумчивости.
Бытовые навыки
фото razvitie-krohi.ru
Ребенок, преодолевший годовалый возрастной рубеж, демонстрирует следующие навыки:
распознавания предметов собственного гардероба, предполагающие возможность выбора той или иной вещи;
поднимания ноги или руки при одевании/раздевании (после просьбы взрослого);
пользования чашкой (при ее удерживании руками);
неумелого оперирования ложкой;
откусывания и пережевывания твердой пищи (хлеба, печенья, фруктов и т.д.);
протягивания рук к воде в процессе умывания, по окончании которого малыш пытается вытереться полотенцем;
выражения недовольства при нарушении опрятности (возникновение желания сходить на горшок заставляет кроху издавать характерные звуки).
Речевое развитие
фото onethree.ru
Активный словарный запас зачастую ограничен 8-12 словами. Произнесение облегченных вариантов слов сопровождает ответ на вопрос «Кто это?» Помимо этого, наблюдается правильная словесная реакция на действия и предметы, которые ребенок называет самостоятельно. Особое внимание малыш уделяет подражанию, будь то понятные слова окружающих или знакомые звуки. Кроха старается воспроизвести интонации песенок, изобразить плач или смех и продемонстрировать издаваемые животными крики. В этот период малыши также могут «говорить» по телефону. Кроме того фиксируется стойкий интерес к новым словам. В процессе повторения ребенок стремится к соблюдению ритмических и интонационных особенностей.
Пассивный словарный запас более обширен. Понимание речи способствует существенному расширению возможностей годовалого малыша. Наблюдается подчинение словам «можно» и «нельзя», а также выполнение определенных просьб («открой/закрой», «отнеси», «положи», «отдай» и т.д.). Карапуз охотно возится с игрушками, попутно выполняя пожелания взрослых (катает машинку, пинает ногой мяч, «кормит» игрушку и т.п.). Малыш способен отличить кубик от юлы, мишку от куклы. Ему известны имена родственников, вследствие чего при обращении к присутствующему ребенок смотрит в его сторону. Дошкольник уверенно указывает на интересующую взрослого игрушку и называет известные ему предметы, подкрепляя слова жестами.
Словосочетание «до свидания» ассоциируется у крохи со взмахом руки. Прощальный жест воспроизводится уместно (когда уходит сам малыш либо кто-то другой). При встрече ребенок пожимает руку прибывшего. Один из наиболее умилительных навыков связан с умением посылать воздушные поцелуи. Столь нехитрым образом малыш демонстрирует благосклонность к понравившемуся ему человеку.
Из активных действий, следующих за просьбой родителей, родственников или знакомых, можно отметить игру в «ладушки», разведение рук на слово «нет», воспроизведение движений других людей, «вытирание» носа платком и «вытирание» лица полотенцем. Также малыш может при необходимости прятаться в ходе игры и показывать то, чем заняты в текущий момент присутствующие.
Познавательное развитие
фото VitaMarg.com
Малыши 12 месяцев и старше должны уметь снимать и нанизывать на стержень пирамиды 3-4 кольца, оснащенных широким отверстием. В этом возрасте детям вполне по силам открывание и закрывание крышек, установление одного кубика на другой и т.д. В ходе игры со знакомой куклой (мишкой, зайчиком) ребенок без труда выполняет такие действия, как кормление, причесывание и т.п. Помимо этого фиксируются повторения движений игрового характера, выполняемые сверстниками (похлопывания, поглаживания, пересыпания). Также кроха пытается проследить направление движения катящегося мяча и передвинуть игрушку на колесах. Особый интерес у карапуза вызывают окружающие предметы, позволяющие развить и закрепить полезные в быту навыки. В этот список вошли закрывающиеся/открывающиеся двери, радио и телевизор, предполагающие возможность переключения каналов, а также столы с тумбами, позволяющие выдвигать и задвигать ящики.
Усложняются игры. Маленькие экспериментаторы пытаются разделять предметы на составные части. Неудачные попытки заканчиваются бросанием игрушек на пол. Дети уверены, что после такого действия находящаяся в руках вещь развалится на отдельные кусочки.
Совершенствуются слух и зрение. Малыши начинают различать мелкие предметы и лучше видят вдаль. Что немаловажно, оттачивается способность «объемного» восприятия объектов и оценивания расстояния до них.
Советы родителям
фото o-krohe.ru
Полноценное развитие всех органов чувств невозможно без смены впечатлений. Дети в возрасте одного года предпринимают попытки удержания в руке карандашей и ручек. Рисование может стать одним из наиболее увлекательных для малыша занятий. Именно в этот период обои и подвернувшиеся листы бумаги дошкольник стремится испещрить одному ему понятными каракулями. Преобладающая часть малышей не остается равнодушной к чтению книг и рассматриванию картинок.
Уникальный по степени усвоения материала период должен быть использован с максимальной эффективностью. Родители обязаны поощрять проявления самостоятельности со стороны дошкольника. Карапуз может предпринимать попытки в части перемешивания еды, подметания, мытья посуды и т.д. Его знакомство с окружающим миром распространяется во многие сферы деятельности, будь то разговор по телефону, прослушивание музыки или включение лампочки. Многократно повторяющиеся действия запускают процесс анализа. Таким образом кроха пытается понять принципы работы привычных для взрослых предметов. Отказывать ребенку в столь нехитрых удовольствиях не следует.
Готовый к обучению малыш лучше всего усваивает информацию, подаваемую в игровой форме. В этот период родители могут посвятить время освоению новых разновидностей творчества: аппликации, лепке, рисованию красками и мелками. Совместно проведенные подобным образом часы способствуют развитию мелкой моторики рук. Последняя, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
Общение с ребенком должно проходить на понятном языке. Употребление ласкательно-уменьшительных терминов желательно свести к минимуму. Сюсюканье вводит детей в заблуждение, вследствие чего они начинают говорить на так называемом «детском» языке.
Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!
Источник