Что означает ребенок до 5 лет

Что означает ребенок до 5 лет thumbnail

До пяти лет ребенок — бог,
до пятнадцати — раб,
после пятнадцати — друг.

Маму в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова.
Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Ребенок — бог
До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок — это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат,
его не наказывают.
Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно».
Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей — это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля.
На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе.
А все потому, что в ее основе лежат:

1.личный пример;

2.обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке.
Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку.
В результате наблюдения, было ошибался, женщина начинала все заново.

Американки шли другим путем. Прежде чем, начать строить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.

Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющим» типом родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.

При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам — своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения.
Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее.
Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» — воспитанный и любящий родителей.

Ребенок — раб
В пятилетнем возрасте ребенок сталкивается с «суровой действительностью», он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японское общество — общинное.
Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку.
Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь.
Этим объясняются и сильнейше развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).

Общественные интересы — превыше всего. Человек — винтик в сложном механизме.
Если ты не нашел свое место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому с 5 лет детей учат быть частью группы. «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться».
Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими интересами.

Воспитатель (который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной подготовительной
школе выполняет роль не учителя, а координатора.
В арсенале его педагогических методов, к примеру, «делегирование полномочий по надзору за поведением».
Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами.

Излюбленные занятия японских малышей — командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери.
Ведь если нарушать коллективные нормы, «амаэ» сильно расстроится.
Это позор не на своем, а на ее имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микро-групп, слаженно работать в коллективе.
Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Ребенок — равный
К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью.
Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы,
заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи — парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании.
Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Испокон веков воспитание детей в японской семье — обязанность женщины.
Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому.
Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки.
Главная обязанность женщины — быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя — практически единое целое. Куда бы ни направлялась японка, чем бы ни занималась, малютка всегда рядом — у груди или за спиной.
Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.

«Амаэ» — тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет.
Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.

картинки художницы Caroline Young.

Источник

Право льготного проезда на железнодорожном транспорте имеет несколько категорий граждан РФ. В их числе и дети. Часть расходов на покупку билета для юных пассажиров берет на себя государство. А некоторые из них, в зависимости от возраста, могут рассчитывать и на полностью бесплатный проезд.

Что такое детский тариф РЖД и кто может по нему ездить

Согласно внутреннему Уставу ОАО «Российские железные дороги», под категорию «дети» попадают все пассажиры возрастом от 0 до 10 лет. Если ребенку менее 5 лет, он имеет право путешествовать на поезде совершенно бесплатно, но только при условии, что будет делить одно место с сопровождающим его взрослым. Имейте в виду, что с одним взрослым бесплатно путешествовать на поезде может только один малыш возрастом до 5 лет. Если детей больше, есть два варианта решения проблемы. Либо их билеты оформляются с другими взрослыми (например, один ребенок с одним родителем, другой – с другим), либо покупаются билеты со скидкой 35-50% от полной стоимости.      

Пассажиры от 5 до 10 лет имеют право приобрести билет по так называемому детскому тарифу. Он равен 35–50% от стоимости полного билета. На детский билет есть своя норма провоза багажа и ручной клади, как и на взрослый.  

Как только ребенку исполняется 10 лет, он с точки зрения РЖД считается уже взрослым. Это означает, что дети старше этого возраста должны ездить на поезде по полному тарифу. Пассажиров от 10 до 17 лет железнодорожники относят к категории «школьники и воспитанники общеобразовательных учреждений». Для них предусмотрены определенные льготы, но они действовали не во всех регионах России и только в период с сентября по май. Так было до 2016 года, пока российское правительство не рекомендовало РЖД предоставить скидку всем детям от 10 до 17 лет, независимо от места проживания. Теперь на таких пассажиров распространяется детский тариф. Известно, что акция носит временный характер, но сроки ее окончания пока не определены.

Обратите внимание, что это касается только школьников. Студенты приобретают билеты по полному тарифу, льгот для них не предусмотрено.  

Конечная стоимость проездного документа для детей зависит не только от возраста ребенка. Также имеет значение категория поезда, типа вагона и направление маршрута. Так, скидку можно получить при проезде в общих, «сидячих» и плацкартных вагонах скорых поездов, в том числе фирменных, во внутригосударственном сообщении. Льготы не предоставляется в скоростных и высокоскоростных поездах 701-788 нумерации. К ним относятся «Сапсаны» сообщением Москва-Санкт-Петербург. В пригородных электричках льготы предусмотрены только детям до 7 лет. Школьники и студенты имеют право на покупку льготных абонементов. В этом случае скидка составит 50%. 

Льготный билет на ребенка можно получить не только в кассе. Но и при заказе онлайн на официальном сайте РЖД и прочих агрегаторах по продаже билетов.

Как правильно определить возраст ребенка для расчета скидки РЖД

Сейчас в РЖД существует три градации льготного тарифа для юных пассажиров:

  • от 0 до 5 лет;
  • от 5 до 10 лет;
  • от 10 до 17 лет. 
Читайте также:  Что делать если у ребенка болят ноги 5 лет

Возраст ребенка определяется на момент начала поездки. Так, если ему 10 лет исполнится только в пути, билет приобретается как на 9-летнего. Обратите внимание, что к категории «от 0 до 5 лет» относятся те дети, кому 5 лет еще не исполнилось. По аналогии и «от 5 до 10 лет» – это дети, кому уже исполнилось 5, но еще нет 10.

Какие документы необходимы детям для покупки льготного билета РЖД

Чтобы подтвердить право на скидку, необходимо иметь с собой ряд документов. В обязательном порядке нужно предоставить:

  • детям до 14 лет – свидетельство о рождении (допускается нотариально заверенная копия);
  • детям с 14 лет – паспорт;
  • вместо свидетельства и российского паспорта – загранпаспорт ребенка.

При отсутствии последнего подойдет и загранпаспорт родителя, но в него должен быть вписан ребенок. Помимо свидетельства о рождении или паспорта, билетный кассир имеет право потребовать и справку из образовательного учреждения у детей возрастом от 10 до 17 лет. К ее оформлению РЖД предъявляет особые требования. Это должен быть оригинал, а не копия. На справке обязательно указывается дата выдачи и номер документа, ФИО ребенка, стоит подпись директора и печать. 

Проезд по России: какие льготы РЖД имеют дети

Дети от 0 до 5 лет 

Дети до 5 лет имеют право на бесплатный проезд, если не занимают отдельного места. В вагонах класса «люкс» аналогичным правом могут воспользоваться дети до 10 лет. В любом случае билет им все равно необходимо оформлять, иначе могут возникнуть проблемы при посадке на поезд. Проводник не имеет права пропускать безбилетного пассажира в вагон. На детей это правило тоже распространяется. Если вы забыли указать ребенка до 5 лет при заказе билета на сайте, сделайте это в вокзальной кассе перед отправлением поезда.  

Если родитель желает, чтобы у ребенка было свое место, можно приобрести билет. В этом случае его стоимость составит 35-50% от полного тарифа. Все зависит от вида поезда и маршрута. 

Дети от 5 до 10 лет

У пассажира от 5 до 10 лет должно быть отдельное место. Билет приобретается по детскому тарифу. Исключение – вагоны класса «люкс». Как было сказано выше, в них дети имеют право проехать бесплатно до 10 лет. 

Делая покупку на сайте, нужно просто добавить к заказу еще и детский билет. Также можно его приобрести позже. Система сама посчитает цену по детскому тарифу и покажет ее на этапе ввода данных пассажиров. Обратите внимание, что приобрести билет на ребенка до 10 лет можно отдельно от взрослых, однако сесть в поезд без сопровождения юный пассажир не сможет. Исключение составляют только школьники, которые едут на учебу или с учебы. И это необходимо подтверждать документально заверенными справками из учебного заведения. 

Дети от 10 до 17 лет 

Для школьников действует скидка от 35 до 50%, которая распространяется на плацкарт, общий и сидячий вагоны скорых поездов. На билеты в купе, СВ и на скоростные поезда типа «Сапсана» льгота не распространяется. При посадке на поезд проводник имеет право потребовать справку из учебного заведения.

С 10 лет дети могут ездить на поезде самостоятельно, т. е. без сопровождения взрослого. Если ребенок путешествует по территории России, доверенность от родителей не требуется. 

Детский тариф на аэроэкспресс

ОАО «Аэроэкспресс» является «дочкой» РЖД. Монополист предоставляет скидки для детей и на аэроэкспрессах, которые курсируют с железнодорожных вокзалов российской столицы до аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово. Дети до 5 лет могут проехать бесплатно, но при условии, если они будут сидеть на коленках у взрослого.

Для пассажиров в возрасте от 5 до 7 лет предусмотрен детский тариф. Билеты по нему приобретаются только в кассах и в присутствии детей. Возраст юного пассажира определяется на день начала поездки. Детям от 7 лет необходимо покупать билет по стандартному тарифу.  

Также есть тариф «Семейный», который позволяет быстро добраться до аэропорта 1-2 взрослым и 1-3 детям до 18 лет с приличной скидкой. В этом случае билет тоже приобретается только в кассе и в присутствии детей. По такому тарифу дети могут проехать в аэроэкспрессе фактически бесплатно.

Льготный проезд за границу на поезде для детей: правила, тарифы и нюансы

Правила оформления детских билетов на поезд при выезде за пределы России отличаются от правил, действующих для путешествия внутри страны. В первую очередь это касается документов, которые следует иметь при себе. Несовершеннолетние пассажиры могут выезжать из России по загранпаспорту, как собственному, так и родительскому. В последний они должны быть обязательно вписаны. 

Если ребенок путешествует самостоятельно, у него должно быть нотариально оформленное согласие от родителей с указанием сроков выезда и тех стран, которые планируется посетить. Достаточно согласия одного из родителей, если второй не подавал заявление о том, что он против выезда своего чада за пределы РФ.

Стоимость детских билетов на заграничные поезда зависит от маршрута: 

  • Украина, страны СНГ, Абхазия, а также Латвия, Литва, Эстония. Действуют те же тарифы и правила, что и для внутрироссийских поездов. Если станция отправления расположена на украинской территории, оформить бесплатный билет на ребенка до 5 лет через интернет не получится. В этом случае билет по детскому тарифу придется приобретать в кассе вокзала.   
  • Финляндия. Ребенок до 6 лет без отдельного места может проехать бесплатно. Билет оформляется в одном заказе со взрослым или позднее при предъявлении взрослого билета. Пассажиры с 6 до 17 лет могут проехать по детскому тарифу. Это касается и детей до 6 лет с отдельным местом. Билет оформляется также вместе со взрослым. 
  • Франция, Германия, Польша, Чехия. Ребенок до 4 лет без отдельного места имеет право путешествовать бесплатно. Для этого нужно все равно оформить билет в одном заказе со взрослым или позднее. Для отдельного места необходимо приобрести билет по детскому тарифу, как и пассажиру от 4 до 12 лет. Дети старше 12 лет едут по полному тарифу.

Следует отметить, что скидку по детскому тарифу можно получить только в том случае, если перевозку осуществляет состав РЖД. На некоторых международных поездах действуют скидки детям в составе группы. Обычно она составляет не более 30% от цены полного билета.  

Источник

К сожалению мне ответили нет моему 3 года 8 месяцев. Мне сказали если ему исполнится в апреле, мае или июне 3 года. То в этом случае можете рассчитывать. Мы пролетаеи. Сегодня оформила

ОтветитьНравится 

С 3 до 7 лет же включительно до 7 лет и 11 месяцев сказали, и тут наверное так же

ОтветитьНравится 

Милые дамы, заверяю с полной ответственностью, узнавала лично у начальника отдела ПФ. Закон в силу ещё не вступил, но. До 3 лет это до 3 и 11 мес

ОтветитьНравится 

Мария

Почему же тогда, при заполнении заявления пишет, что ребёнок должен быть рождён после 31.03.2017 года?

ОтветитьНравится 

Тем мамочкам, которые сейчас находятся в декрете( а в декрете можно находится до 3 лет)

ОтветитьНравится 

не подходите

ОтветитьНравится 

Вот смотрите. Совершеннолетие наступает с 18 лет. То есть на следующий день после дня рождения ребенок становиться совершеннолетним, так и тут, «до трёх лет включительно», то есть понятно, что 1,2 годика, три года попадают в этот период — это бесспорно, слово включительно, ставит точку в этом периоде.

ОтветитьНравится 

Выплаты из мат.капитала, для детей до 3-х лет. Это значит что уже в 3,1 их не будет. А непонятно сказал, чтоб небыло возмущения потом у некоторых, кто например этот капитал уже использовал. Использовал, значит выплат не будет, с чего платить то?

ОтветитьНравится 

Мария

Выплата не из мат. Капитала, а тем у кого он был или есть

ОтветитьНравится 

НИКАК это не понять!!! Пока закон не примут

ОтветитьНравится 

До трех включительно, жто значит до 3,11 мес., иначе бы не дополняли эту фразу ВКЛЮЧИТЕЛЬНО… просто огласили бы до трёх лет! Девочки не слушайте никого, лучше позвоните и узнайте!

Читайте также:  Лекарство для печени ребенку 5 лет

ОтветитьНравится 

Медведица

Мы узнали, нам сказали — до 3 именно, 3,1, 3.2, и так далее — это уже больше 3. Нам сказали именно до 3 лет, исполнилось 3 — все, не проходите

ОтветитьНравится 

Татьяна

Да ради бога я ж спорить то не стану, да… да… нет… нет… сама позвоню и уточню

ОтветитьНравится 

Медведица

Да я как бы тоже не спорила ♀️я просто написала то, что нам сказали на горячей линии. Конечно лучше все уточнить ♀️

ОтветитьНравится 

Татьяна

Мне кажется они сами ещё незнают.слово включительно означает включая 3 до 4

ОтветитьНравится 

Анастасия

Ну я говорю как нам ответили, я не утверждаю, но что до 3, это вот до. Как только исполнилось, это больше трёх, это 3.1, 3.2 и так далее. А выплата ДО. Но как уж там будет- ну я хз

ОтветитьНравится 

Если руководствоваться смыслом слова Включительно, то платить должны на детей до 4-х лет, т.е. все время пока ребенку 3 года. Как будет в реальности неизвестно

ОтветитьНравится 

До 3 лет включительно, означает пока не исполнится 4 года.

ОтветитьНравится 

Ирина

Вот я тоже так поняла, а пишут что нет

ОтветитьНравится 

Анастасия

Ну слово «включительно» обозначает именно это, а как будет на практике хз

ОтветитьНравится 

До 3) как я поняла, вашему 3,5, значит не попадаете под этот указ

ОтветитьНравится 

Оля

Так ведь слово включительно означает включая 3 до 4

ОтветитьНравится 

Анастасия

4 это включительно до 4х! А включительно до 3х это 2 года, 11 месяцев и 30 дней!

ОтветитьНравится 

Пока нет разъяснений. Ждём

ОтветитьНравится 

Не попадаете. Вам уже больше 3 лет.

ОтветитьНравится 

Людмила

Так ведь слово включительно означает включая 3 до 4

ОтветитьНравится 

До трёх лет включительно — это как только вам исполнилось 3года и ноль дней вы не попадаете под эту категорию! Три года ровно

ОтветитьНравится 

Ирина

Так ведь слово включительно означает включая 3 до 4

ОтветитьНравится 

Ирина

Гляньте постановление/указ про пособие на детей в возрасте от 3х до 7 лет включительно, там есть отдельно прописанное, до достижения ребенком 8 лет. Т.е. включительно все полные 7 лет- 7 лет 11месяцев. А в пособии до 3х лет ключевого слова «включительно» отсутствует, и просто стои ДО. Так что Анастасия очень даже права!

ОтветитьНравится 

Источник

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 3 –х. до 5–ти лет. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в дошкольном возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

Показатели развития ребенка в период от 3 х лет до 5 5 5 летнего возраста

История развития ребенка в период от 3-х лет до 5—

5,5-летнего возраста.

Ведущие показа­тели развития ребенка в этот период:

1.Длительность, тя­жесть и особенности протекания «кризиса трех лет».

2.Адап­тация в детском учреждении: умение общаться со сверстниками, возможность адаптации в детском коллек­тиве, приспособление к требованиям социального окру­жения, наличие- специфических реакций на посещение детского учреждения.

3.Особенности игры как ведущей дея­тельности этого возраста.

4.В связи со свойственной этому возрасту дифферен­циацией моторных функций должно быть выяснено также наличие фактора леворукости или амбидекстрии (отсутст­вие стойкого предпочтения какой-либо руки или ноги) в семье или у других родственников.

Страхи младшего дошкольного  возраста.

1.В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли(47%) и неожиданных звуков (43%). 2.Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года — темноты (33%); замкнутого и открытого пространства (27 и 20% соответственно), воды (27%), врачей (23%).

2. В 4 года — одиночества(31%) и транспорта (22%).

3. У девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года — одиночества (33%), темноты (37%), боли (40%), уколов (41%), в 3 и 4 года — крови (27% в обоих возрастах). Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года (21%).

4.В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

 5. Мальчики в 3 года чаще всего боятся Бабы Яги (34%), Кощея (28%) и Бармалея (34%).

6.Девочки, соответственно, чаще боятся тех же персонажей в 4 года — в 50, 42 и 47%.

7. В 4 года у 33% мальчиков и 39% девочек выражен страх Волка. Все эти сказочные образы в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей — с отцом.

8.Типичная для данного возраста триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

 Физическое  развитие детей  3-5 лет.

Три года.

1.Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде.

2. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать (это дается с трудом) и расстегивать пуговицы, надевать обувь (на липучках).

3.В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки.

4.У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки, разворачивает конфеты без маминой помощи (просто мастер на все руки ).

Четыре года.

1. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходит задом наперед, прыгает в сторону, вперед и назад, чередует бег с прыжками, перепрыгивает через невысокие препятствия, марширует в такт музыке.

2.Также в этот период четко формируется предпочтение правой (левой) руки.

3.В этом возрасте далеко не у всех детей получается правильно завязать шнурки. Однако практически все они предпринимают активные попытки в этом направлении.

 Пять лет.

1.Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются.

2.В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками (с небольшого расстояния), ударяет его о землю несколько раз и ловит, ездит на двухколесном велосипеде (без страховочных колесиков в том числе), катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

Таблица речевого развития:

1 год — 1,5 года                      

б, т, к, ч

1,5 года -2 года                      

ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х

2 года — 2 года 6 месяцев       

сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н

2 года 7 мес. — 3 года 5 мес.  

фь, вь, с, з, хь, л

3,5 года — 3 года 8 мес.          

ч, щ

4 года — 4 года 6 мес.             

ш, ж,

4года 6 мес — 5 лет

рь, р

Развитие детской речи от 2 до 6 лет.

2года 6 месяцев.

Происходит быстрое увеличение словарного запаса.

Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.

Повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один»;

Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)

3 года.

Словарный запас 500 слов  и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.

Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли

Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.

Читайте также:  Ребенок 5 лет физиология

Называет цвета, форму предметов

Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать». Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года.

Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.

Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»

Использует выражения типа: «я думаю, что….»,  «я надеюсь, что….»

Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы.

Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет.

Обладает словарным запасом около 3000 слов

Знает свой адрес,

Пользуется предложениями из 5-6 слов.

Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.

Умеет пересказать.

Правильно произносит практически все звуки.

Определяет право-лево у себя, но не у других.

Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый — мягкий)

Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.

Считает до 10.

Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, ки т.п. Понимает условное предложение со словом если.Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.

6 лет.

Обладает словарем около 4000 слов

Все звуки произносит правильно.

Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.

Пользуется сложными предложениями.

Употребляет все части речи

Использует абстрактные и отвлеченные понятия

Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.

Познавательная деятельность: 3,5-4,5 года.

1.Знает свой пол, возраст, имя и фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? А фамилия?), имена родителей.

 2.Может повторить за взрослым предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.).

3.Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цвета.

4.Различает геометрические фигуры и называет: круг, квадрат, подбирает подобные к подобным: треугольник, овал, прямоугольник.

 5.Владеет понятиями «один-много».

6.Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?).

7.Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки

8.Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка?-снесла яичко).

9. Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые (если не рисует, то хотя бы может скопировать крест, прямые линии и крут).

10.Может что-либо построить из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями постройки. Постройка должна соответствовать образцу.

11.Может правильно сложить пирамиду, учитывая размер колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Изобразительная деятельность: 

1.В рисовании  используют следующие цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

2.Умеют: правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; проводить мазки, горизонтальные, вертикальные, округлые линии.

3. Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы.

4.В лепке умеют: скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями; сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца, соединять концы, сплющивать комок глины между ладонями, соединять 2-3 знакомые формы.

Игра:

 1.Любит играть с игрушками, разыгрывает несложные сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать).

2.Осознает свои действия — может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет делать дальше (сейчас сварю обед и кукла с мишкой будут кушать).

Общение:

1.Со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее.

2.В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.

Показатели внимания:

1)Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх — руки в стороны — ногу поднять — ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.

9) Еще не умеют намеренно поддерживать внимание в течение длительного времени в одном и том же направлении, отвлекаясь от других предметов.

Показатели развития внимания:

К трем  годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около 3-4 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 3-4 предметов;

3.Находить 2-3 отличия между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры;

 6.Уметь находить предметы, отличающиеся от других.

К четырем  годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь около8-10 минут;

2.Удерживать в поле зрения не менее 4-5предметов;

3.Находить 3-4 отличия между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

5.Уметь находить одинаковые предметы, фигуры.

К пяти годам дети должны:

1.Выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;

2.Удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

3.Находить 5-6 отличий между предметами;

4.Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

5. уметь находить одинаковые предметы.

Показатели развития памяти:

К трем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 3-4-х  предложенных предметов или названных слов;

повторять дословно предложения, состоящие из 2-3-х слов;

2.Рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки (по вопросам);

запоминать расположение игрушек (2-3-4), называть по памяти, что где находилось.

К четырем годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 4-5  предложенных предметов или названных слов;

2. Уметь  рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

3.Повторять дословно предложения, состоящие из 3-4-х слов;

4.Рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

5.Запоминать расположение игрушек (3-4), называть по памяти, что где находилось.

К пяти годам дети должны:

1.Уметь запоминать не менее 6 предложенных предметов или названных слов;

2.Уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;

3.Пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;

4.Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;

5.Запоминать и повторять небольшие фразы;

6.Уметь сравнивать два изображения по памяти.

 Показатели развития мышления:

К трем годам дети  должны:

1.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, корзинка и грибы, чашка и блюдце, ведерко и лопатка и т.п.);

2.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

3.Находить среди четырех предметов тот, который не похож на остальные (например, три разных ведерка и матрешка, три разных яблочка и цветочек и т.п.);

4.Знать, кто из животных где живет, что любит есть;

5.Ззнать, какие вещи нужны летом, а какие — зимой;

6.Составлять пирамидку с учетом величины колец;

7.Адекватно действовать с 3-4-х местной матрешкой (разбирать и собирать ее);

8.Составлять разрезные картинки из 2-3-х частей.

К четырем годам дети должны:

1.Объединять  предметы в группы по определенным признакам, называть их обобщающим словом (животные, игрушки, фрукты, обувь мебель, посуда);

2.Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу (например, шапка и шарф, иголка и нитки, чашка с блюдцем и т.п.);

3.Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам: «Найди, что лишнее» (например, заяц, белка, ежик и грибок; яблоко, груша, виноград и карандаш и т.п.); 

4.Выстраивать логический ряд из определенной группы  фигур или предметов;

5.Сравнивать два предмета между собой, выявлять несоответствие между ними;

6.Находить недостающие детали у предметов (например, часы без стрело?