Что нужно покупать ребенку для развития

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.
Сегодня не буду говорить о главном — что развивающие игрушки и мелкая моторика — это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.
Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.
Развивающие игрушки малышам до года:
Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.
До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.
Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.
пример тактильных шариков
К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.
Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.
Для примера — сортер для годовалого ребенка
Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.
Игрушки от года до трёх:
1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы — по форме, по цвету и т.д.
2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.
Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности
3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур — достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.
4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.
рамки-вкладыши
более сложный вариант. для детей постарше
Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.
5. Пазлы
Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых — половинок.
Затем переходим именно к пазлам, из двух — четырех деталей.
Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими «букашками» на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я «не могла оторвать» ребенка от игры.
Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.
Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.
Вот эти пазлы Ларсен
6. Конструкторы.
Думаю, в описании пользы не нуждаются — конструирование — тоже сложный процесс для мозга, плюс развивается фантазия. Самые популярные фирмы — Mega bloks, Lego duplo, Полесье. У моего ребенка интерес к ним проснулся только после двух лет.
7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.
Например, игры Никитиных:
«Сложи квадрат», «Сложи узор».
Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.
Сложи узор
Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.
Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.
8. Мозаики. Любые.
К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех — креативим и создаем узоры.
9. Шнуровки.
Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года — полутора.
шнуровка
10. Первые настольные игры:
Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.
11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).
Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.
ручной балансир
12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.
Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная — вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев «Колобка» или «Курочки Рябы». Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.
На всякий случай поясню — это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой «развивающие».
Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают —
игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый «умной игрушкой» по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.
Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.
Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:
Статья по теме — основные категории книг для малышей от 0 до трех лет
Источник
С появлением малыша в семье молодые родители недоумевают, какие развивающие игрушки купить малышу. Детские магазины предлагают широкий ассортимент товаров, и это еще больше усложняет задачу. Важно не только угодить крохе, но и принести пользу для его развития.
Детки и мягкая книжка
Сделать правильный выбор будет проще, если знать, как растет ребенок. В разные возрастные периоды крохи нуждаются в определенных игровых предметах.
Развивающие игрушки с 0 до года
Маленькие дети много спят, особенно в первые месяцы после появления на свет. Родителям может казаться, что об играх ещё рано думать. Однако это не так – даже пяти минут достаточно, чтобы выполнить с карапузом несколько простых задач. Например, научиться концентрировать внимание на предмете.
Погремушки и геометрические фигуры
Первые игрушки должны задействовать осязание, зрение и слух грудничка. С этим заданием успешно справятся погремушки. Изделие лучше выбирать крупного размера, однотонное или состоящее из 2 – 3 контрастных цветов. Это обусловлено особенностями зрительного восприятия младенца.
Через пару месяцев после рождения дети уже способны сосредоточить взгляд на предмете, который демонстрируют. Теперь можно предложить им простые геометрические игрушки с четкими контурами. Например, пластиковые кубики или большие яркие кольца. Малыш будет с интересом изучать их, развивая зрительную память.
Музыкальные игрушки
В 3 – 4 месяца пора познакомиться с новыми звуками. Для этого понадобятся:
- куклы-неваляшки;
- колокольчики;
- музыкальные игрушки и карусели.
Выбор желательно остановить на изделиях, издающих широкий спектр звуков (не резких и не слишком громких). Такие игрушки разовьют зрительное восприятие и слух, побудив кроху наблюдать за движущимся объектом.
Музыкальную карусель можно повесить над кроваткой. Сначала малютка будет изучать забавные предметы, а в 4 месяца попытается дотянуться до них ручкой. Это полезно для физического развития и улучшения тактильного восприятия ребенка. Чтобы первый опыт оказался успешным, лучше выбирать удобные для захвата формы – гантели, кольца, булавы.
Развивающий коврик
Для возраста 5 – 6 месяцев можно приобрести развивающий коврик. Так дети получат первое игровое пространство за пределами кроватки. Интерес вызовут свисающие с дуг игрушки. У малыша возникнет желание дотянуться до незнакомого предмета, а в положении лежа на животе – рассматривать пестрые рисунки.
Можно выбрать развивающий центр. Передвигая рычажки или нажимая на кнопочки, карапуз извлечет из игрушки различные аудио-эффекты.
Игрушки для логики
Годовалый ребенок уже не сторонний наблюдатель, а участник событий, происходящих вокруг него. Для развития мелкой моторики, мышления и логики подойдут пирамидки и матрешки. Интересным вариантом станет сортер – игрушка, принцип которой заключается в сопоставлении и сортировке разных по форме предметов.
Развивающие игрушки с 1 до 2 лет
В этом возрасте ребенок уже сделал первые шаги и досконально изучил семейное гнездышко. Однако за порогом родного дома малыша ждёт целый неизведанный мир. Познает его он под присмотром родителей, но уже самостоятельно.
Спортивное снаряжение
Спортивный инвентарь – неотъемлемая часть новых игр и приключений. Первым приобретением могут стать:
- различные пластиковые горки;
- спортивный уголок (или шведская стенка);
- гимнастические мячи;
- бревно для ходьбы.
Такое снаряжение обеспечит физическое развитие ребёнка, поможет укрепить скелет и его связочный аппарат.
Увлекательным развлечением послужит складной домик или шалаш, где дети ощущают себя полноправными хозяевами «жилья». В укрытии можно складывать любимые игрушки, играть в прятки.
Книги
Знакомство с литературным миром лучше начать с книжек маленького формата.
- Практичнее, если страницы книги изготовлены из твердого картона.
- Для игр в ванной в продаже имеются резиновые книжечки, которые можно мыть.
- Самым маленьким подойдут те, которые состоят преимущественно из иллюстраций с коротким описанием.
Рассматривая рисунки, начинающий читатель расширит представление о внешнем мире. Перелистывание страничек улучшит мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
Рамки–вкладыши
Игра довольно интересная и понятная ребёнку 2-летнего возраста. Задача состоит в том, чтобы выбрать подходящий вкладыш, анализируя размер, цвет, форму и прочие признаки. С её помощью дети знакомятся с понятием соразмерности («больше–меньше»). Обычно рамки-вкладыши деревянные, но бывают и пластиковые варианты.
Развивающие игрушки с 2 до 3 лет
У детей данной возрастной группы хорошо развита координация движений и моторика рук. Полученные навыки им помогут расширить кругозор и творческие возможности.
Наборы для творчества
Для развития художественных способностей двух- и трехлетнего малыша подойдут специальные наборы. Они могут включать:
- пластилин;
- художественные краски (акварель, гуашь);
- кисти;
- маркеры и фломастеры;
- самозатвердевающие массы;
- глину для лепки;
- восковые мелки;
- цветную бумага для аппликаций.
Такие материалы научат ребёнка проявлять изобретательность, фантазировать. Не обязательно ограничиваться предложенными инструментами. Можно попробовать рисовать не кисточкой, а поролоновой губкой. У многих будущих художников орудием труда становятся ладошки и пальчики.
Куклы и животные
В возрасте 2 – 3 лет дети учатся играть, то есть совершать действия, которые в дальнейшем складываются в настоящую историю или сюжет. Задача родителей в этот период — приобрести подходящие игрушки:
- Животные (максимально реалистичные).
- Куклы из пластика или ткани. Хорошо если в набор идут вещи, которые можно надевать и снимать.
- Мебель, продукты питания, кукольная посуда, предметы гигиены. Для удобства изделия должны быть соразмерны кукле.
Выбор лучше остановить на персонажах, у которых сгибаются ручки и ножки. Так их будет проще уложить в постель или посадить за стол.
Конструктор
Развивающий набор может состоять из следующих элементов:
- готовые части зданий и мебели (двери, окна, бытовая техника);
- крупные блоки;
- человечки, животные;
- транспорт.
Детали в наборах для этого возраста обычно крупного размера, поэтому не стоит опасаться, что ребенок их проглотит. Конструктор полезен тем, что развивает математические навыки, ощущение симметрии, трёхмерное мышление, мелкую моторику, воображение и эстетическое восприятие мира. Дети могут объединить строительный процесс и сюжетно-ролевую игру.
Малыши до 3 лет особенно активны и любознательны. Для этого возраста важно правильно выбирать игрушки, которые будут стимулировать получение новых навыков. Слишком простые безделушки быстро станут безразличными. Чтобы покупка вызывала интерес и одновременно была понятной, необходимо оценить текущий уровень ребенка и учесть его интересы.
Источник
Обучение малыша проходит через игру, поэтому важно подобрать для него качественные и полезные игрушки. Но как не растеряться среди многочисленных предложений, которые существуют на рынке? Редакция TAM.BY попросила специалистов монтессори-группы «Крошкин дом» рассказать, как правильно подобрать развивающие игрушки.
Выбирая игрушки, родители должны ориентироваться на возраст ребенка. Игры в год и в пять лет решают разные задачи. Первый год жизни малыша для него очень важен: в этот период закладываются основы для физического, эмоционального, интеллектуального развития.
Новорожденному игрушки не требуются. В первый месяц ребенок нуждается во внимании родителей, которые создадут комфортную обстановку, накормят и уложат спать. Конечно, соблазн купить яркие игрушки сразу после рождения малыша велик, но стоит учитывать, что пока ребенок не может фокусировать взгляд на предметах — он видит только расплывчатые пятна.
Механизмы зрительного и слухового восприятия начнут формироваться в один-три месяца. В это время можно прикрепить на бортик кроватки декоративные однотонные пятна или подвесить фигурки над кроватью — на них ребенок сможет фокусировать взгляд. Важно, чтобы ярких объектов было немного, до пяти. Менять их нужно раз в пять-шесть дней. Игрушки над кроватью должны находиться на расстоянии 25-40 сантиметров от лица ребенка.
Первые погремушки можно показывать ребенку, когда ему исполнится месяц. Конечно, он не сможет взять игрушку, но будет прислушиваться к звуку. Для двухмесячного ребенка стоит выбрать погремушку, которую можно вложить ему в руку — легкую, с маленькой удобной ручкой, желательно рельефной поверхностью. Игрушка должна издавать негромкий звук.
С трех месяцев до полугода ребенок осваивает все больше движений. Он не просто рассматривает окружающую обстановку, но и пытается ощупывать предметы. Можно расширять пространство для игры: полугодовалому крохе подойдет развивающий коврик. Желательно приобрести модель с дугами и съемными кольцами, на которые получится прикреплять игрушки (главное, чтобы они были без мелких деталей, их малыш может проглотить). Обратите внимание на то, чтобы коврик был из натуральных материалов, приятным на ощупь.
Игрушки нужно чередовать раз в пять-шесть дней. Они должны быть разными по цвету, фактуре, издавать звуки — шуршать, трещать. Нужно, чтобы одни игрушки ребенок мог крутить, другие толкать или тянуть. Стоит запастись специальными кольцами и погремушками, которые ребенок будет грызть, когда у него прорезаются зубы — их тоже можно подвесить на дуги.
У малыша от 7 месяцев до года активно развивается мелкая моторика рук. Он собирает и разбрасывает кубики, ощупывает предметы, опрокидывает их, рвет бумагу. Тренировать мелкую моторику важно, потому что она влияет на развитие детской речи, мышления, координации, памяти, воображения.
Начать лучше с простых игрушек — родители могут предложить ребенку сложить кубики, собрать пирамидку или конструктор. Постепенно можно усложнять задания. Ребенка от года заинтересуют магнитные мозаики, игрушки с дверцами и подвижными деталями.
В этом возрасте малыш учится ходить, у него совершенствуется мелкая моторика рук. Задача родителей не просто купить нужные игрушки, но научить ребенка пользоваться ими, играть с малышом, проговаривать вслух цвета, названия животных.
Это интересная и полезная игрушка, которую придумала педагог Мария Монтессори. Сортер нужен, чтобы сортировать предметы по различным признакам. Он состоит из нескольких частей — емкости с окошками разной формы и размера и деталей-вкладышей, соответствующих отверстиям. Малышу нужно подобрать для каждой детали подходящее окошко.
Игрушка предназначается для детей 1-3 лет, но для каждого возраста сортеры будут разными. Начинать нужно с простых. Важно, чтобы сортер отвечал нескольким условиям:
- Для каждого отверстия должна предназначаться одна деталь. Если ее можно будет вложить в разные отверстия, ребенок не научится сортировать предметы по размеру и форме. Обратите на это внимание, если решили купить сортер с фигурками из текстиля — малыш может протолкнуть их в неподходящее окошко.
- Отверстия должны соответствовать размеру фигурок, чтобы ребенок мог свободно вложить деталь в нужное окошко. Исключение составляют сортеры с молоточком: чтобы вбить деталь в окошко, малышу придется потрудиться.
Предложите ребенку простую пирамидку с несколькими кольцами. Когда он научится нанизывать их, переходите к более сложной игрушке.
Можно приобрести набор стаканчиков различного размера, из которых кроха должен построить башенку. Поначалу малыш попытается вставлять их друг в друга силой, не учитывая размер. Но постепенно научится соотносить величину формочки с местом, которое она занимает в башенке.
Первая мозаика должна быть с крупными деталями, которые нужно класть в ячейки. Годовалого ребенка можно учить собирать пазлы. Начинайте с картинок, разделенных на две части. Постепенно количество фрагментов увеличится: двухлетний ребенок способен собирать пазлы, которые состоят из 8-10 деталей.
Чтобы развитие мелкой моторики рук происходило активнее, стоит купить специальные игрушки. Мячики, покрытые пупырышками, пригодятся во время игр и будут массировать ладони малыша при прикосновении. Ребенка заинтересуют шнуровки — при помощи шнурка ему нужно будет соединить детали из дерева или плотного картона.
Речь идет о специализированных изданиях. Они выполнены из ткани или плотного картона, содержат большие контрастные рисунки. Первые книги можно предлагать даже малышу, которому исполнилось полгода. Конечно, поначалу он будет с ними играть, но со временем научится воспринимать как источник информации. Родителям важно читать книги ребенку. Выбирайте издания, в которых есть небольшие стихотворения — дети до двух лет лучше воспринимают на слух стихи, а не прозу.
В этом возрасте ребенку будут интересны:
- Кубики.
- Матрешки.
- Игрушки, имитирующие предметы, используемые в быту (наборы посуды, инструментов).
Двухлетний ребенок нуждается в собственном пространстве, где он будет играть. В этом возрасте дети уже придумывают сюжеты при помощи игрушек. Задача родителей — помочь малышу организовать игру. Можно приобрести несколько кукол, игрушечных животных, машинки и самолетики. Ребенку по-прежнему будут интересны пазлы и сортеры, подобранные по возрасту.
Ребенка заинтересуют строительные наборы. Конструктор развивает пространственное мышление, потому что малышу приходится думать, как построить задуманный дом. Игрушка тренирует моторику — чтобы соединить детали, ребенку нужно проявить ловкость и аккуратность.
Кроха сможет применять конструктор в сюжетной игре: он будет не только строить различные здания, но и сделает кроватку для куклы, стоянку для машин. Родителям тоже стоит поучаствовать: папа или мама могут подсказать ребенку, как построить из деталей великолепный дворец или космический корабль. Совместная игра увлечет малыша и сплотит семью.
Выбирайте конструкторы с крупными деталями — не менее 10 см. Их ребенку удобно держать.
Для двухлетнего ребенка стоит приобрести раскраски. Малыш вряд ли аккуратно раскрасит картинку, но ему будет интересно на нее смотреть, узнавать знакомых персонажей, водить по бумаге цветными карандашами.
Можно рисовать с ребенком пальчиковыми красками, попробовать лепить с ним первые фигурки. Попробуйте разные варианты, чтобы понять, что заинтересует малыше больше всего. Не оставляйте его одного, чтобы маленький ребенок случайно не навредил себе.
Дети в возрасте 2-3 лет очень активны, поэтому их стоит знакомить со спортивными играми. Родители могут играть с ребенком в мяч, приобрести батут для улицы, на котором кроха напрыгается вдоволь. Попробуйте играть в баскетбол — возьмите большое пластмассовое ведро, дайте ребенку несколько маленьких мячиков и попросите забросить их в «корзину». Даже если из вашего малыша не вырастет гениальный спортсмен, умеренные физические нагрузки ему полезны.
Игрушки для маленьких детей должны соответствовать нескольким условиям:
- Желательно, чтобы они были из натуральных материалов, ведь малыши часто пробуют предметы на вкус. Подходящий вариант — дерево.
- Не содержать вредных красителей.
- Быть целостной конструкции, без острых выступов и углов.
- Быть без мелких деталей, которые кроха может оторвать и проглотить.
По мере взросления ребенка, ему можно предлагать многие из перечисленных выше игрушек, но варианты должны быть более сложными. Ему еще долгое время будут интересны конструкторы, пазлы, наборы для творчества, книги. Важно помнить, что развитие ребенка зависит от его родителей. Они обязательно должны вовлекать малыша в игру, быть внимательными к нему, а не просто покупать новые игрушки. Благодаря этому ребенок вырастет всесторонне развитым человеком.
Фото: pixabay.com, unsplash.com, носят иллюстративный характер.
Источник