Что нужно для развития речи ребенка

Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:

  • Познавательные способности.
  • Развитость психики.
  • Поведенческие реакции.
  • Характер.
  • Коммуникационные навыки.
  • Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?

Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:

  • Патологии протекания беременности.
  • Сложности в процессе родов.
  • Родовые травмы с повреждениями мозга.
  • Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
  • Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
  • Регулярные болезни.
  • Многоязычное окружение.
  • Родители не общаются с малышом на регулярной основе.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.

Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.

Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.

Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.

Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.

Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.

Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.

В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.

БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:

  • Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
  • Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
  • Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
  • Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.

Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.

Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА

С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.

Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.

Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.

Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.

С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».

Читайте также:  Развитие ребенка костей в месяц

С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.

Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:

  • Активно общаться с ребенком.
  • Читать сказки, книги, обсуждать их.
  • Рассказывать про свои эмоции и впечатления.

Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

  • Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
  • Если после 3 месяцев нет гуления.
  • В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
  • В 9 месяцев у малыша нет лепета.
  • В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
  • В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
  • В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.

Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья — ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник

Плач младенца ― не просто способ привлечь к себе внимание родителей, а его первые слова! Сначала он способен только на это, но со временем голосовые связки окрепнут и малыш начнет издавать более сложные звуки. Родители могут и должны помогать ему в этом, потому что от становления речи зависит дальнейшее развитие ребенка. Уже доказано, если с ребенком мама «вела беседы» еще до того, как он родился, то это способствует раннему становлению речи. Одного этого недостаточно. Обоим родителям нужно выучить правила, как общаться и играть с ребенком, чтобы он научился говорить.

Норма развития речи от рождения до дошкольного возраста

Каждый ребенок имеет индивидуальные темпы развития, это касается в том числе и становлению речи. Некоторые детки начинают понимать, что в состоянии удовлетворить свои потребности, не выражая их, и отчасти в этом виноваты родители. Другие же по своему характеру молчуны и до 2-3 лет могут общаться только отдельными словосочетаниями. Несмотря на все это, есть нормы развития речи. На них нужно ориентироваться, но не считать железными правилами.

До того, как ребенок пойдет в школу, он должен уметь четко говорить все буквы, чтобы в будущем не было проблем с правильным написанием слов.

Могут ли патологии вызвать задержку?

Чем больше доступны маленьким малышам физические умения, тем активнее развивается их речевая деятельность. Это имеет научное объяснение. Любые физические движения – это напряжения мышц, а приводит их в тонус мозговой ствол. В речевой деятельности участвуют также мышцы языка, губ, голосовые связки, легкие. Логично предположить, что на них также воздействует один и тот же участок мозга.

Сложно протекающая беременность с частыми токсикозами и болезнями, а также тяжелые роды могут спровоцировать задержку речевого развития. Это связано с негативным воздействием на тот же мозговой ствол, из-за чего нарушается его нормальная деятельность.

В группе риска оказываются дети, у которых зафиксированы внутриутробное обвитие пуповины вокруг шеи, гипоксия. Как следствие, такие дети рождаются с нарушениями мышечного тонуса, из-за чего они могут отставать в развитии. Чтобы ребенок мог вовремя научиться говорить, негативные последствия нужно устранять на ранних этапах (массажи, парафиновые обертывания, ванночки).

Почему важно развивать мелкую моторику

Мнение всех педиатров и логопедов сводится к тому, что для раннего  развития речи нужно стимулировать мелкую моторику пальцев. Это действительно так, упражнения для мелкой моторики активизируют моторный центр. Он расположен близко к речевому центру, поэтому при этом начинают пробуждаться и его участки.

В дошкольных учреждениях в обязательные занятия включают лепку из пластилина, аппликации, а также пальчиковую гимнастику в игровой форме. Дома родители тоже должны не забывать заниматься со своим малышом, положительное влияние оказывают:

  • пальчиковые игры – ладушки, сорока-белобока и др.;
  • массаж ладошек;
  • листание страниц (на первых порах нужно выбирать детские книжки с грубыми страницами);
  • разрывание бумаги;
  • рисование пальцами;
  • складывание разных предметов – пирамидки, матрешки, миски разных размеров;
  • пазлы, мозаики;
  • рисование на песке.

Маленькие дети могут пробовать на вкус заинтересовавшие их предметы. Помните об этом, старайтесь не давать им играться тем, чем он может подавиться или проглотить.

Как помочь ребенку быстрее научиться разговаривать

С самого рождения детский мозг начинает обрабатывать и систематизировать все звуки, которые слышит. Впоследствии он начнет узнавать знакомые звуки, голоса, распознавать интонацию. К тому времени у него скопится достаточный запас, который малыш будет пытаться имитировать.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет игры

Очень смешно выглядит, как дети «разговаривают» по телефону. Все это они когда-то видели, теперь пытаются воспроизвести это. Именно многократное повторение знакомых слов и звуков поможет ребенку выучить новый для себя этап. Разговаривайте больше с ребенком, но это не должен быть один лишь родительский монолог. Запомните правила, которые помогут научить малыша говорить.

  • В разговоре с малышами не используйте сложные предложения. Например, если его заинтересовала собака во время прогулки, говорите: собака побежала.
  • Чем больше малыш слышит живую речь, тем больше становится его пассивный словарный запас. Знакомьте его с окружающим миром, предметами. Объясняйте суть вещей, даже если считаете, что он этого не понимает.
  • Чтобы малыш понял, как произносить звуки, ему важно видеть лицо говорящего.
  • Во время своей речи делайте паузу, чтобы дать ребенку высказаться, особенно, если видите его желание это сделать.
  • Чтение детской книжки с комментированием картинок обязательно. Постарайтесь заинтересовать его и просите повторять, кто изображен на картинке.
  • Включенный телевизор не заменит общение. Если малыш занят просмотром мультика, присоединитесь к нему и продолжайте с ним общение.
  • Не упрощайте названия вещей. Если вы вместо машины говорите «би-би», ему проще воспроизвести эти звуки, а не более сложное слово.

Частые ошибки, из-за которых ребенок позже начинает разговаривать

Задача родителей – создать такую домашнюю атмосферу, чтобы у ребенка была возможность развиваться и учиться говорить. Родители должны общаться между собой не на повышенных тонах, резкие крики могут расстроить малыша и вызвать испуг.

Еще одним важным условием является то, что малыш должен слышать правильно поставленную речь. Если вместо грамотной речи ребенок слышит сюсюканье, то нет ничего удивительного в том, что он впоследствии будет произносить исковерканные слова. Придется заново переучивать, а это отнимет время. Чаще обращайтесь к нему, особенно, когда слышите, как он гулит в кроватке. Маленьким детям нравится общаться, поэтому поощряйте его желание говорить.

После одного года лучше отучить ребенка от пустышки. Пустышка провоцирует развитие неправильного прикуса, к тому же язык занимает неправильное положение во рту. Это не способствует своевременному становлению речи. То же самое касается, если малыш привыкнет сосать палец, чтобы успокоиться.

 Чтобы ваш малыш научился вовремя говорить, родители должны больше с ним разговаривать, знакомить с окружающим миром. Однако не нужно лишать общения со своими сверстниками, это будет для него хорошим стимулом.

Источник

Формирование правильной речи у ребенка начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей – их внимании и желании в полном объеме реализовать генетическую программу индивидуального развития ребенка.

Правильная организация развития  звуковосприятия и звукопроизношения от рождения и до 6-7 лет родителями и соответствие долженствующих возрастных речевых навыков малыша – это наиболее важные задачи, которые стоят перед близкими и наблюдающими специалистами (педиатром, неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом).

В этой статье рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь и как своевременно корректировать нарушения речевого развития ребенка до его поступления в первый класс.

Развитие речи у грудничка

Этот этап крайне важен для малыша, и он начинается с периода новорожденности – правильной организации общения с ребенком во время бодрствования. С самого рождения нужно разговаривать с крохой, стараясь вызвать у него слуховое сосредоточение и улыбку.

После месячного возраста у ребенка начинают активно развиваться слуховой и зрительный анализаторы, а к трем месяцам – у малыша формируется их взаимодействие – малыш начинает локализовать звук в пространстве.

С двухмесячного возраста у ребенка отмечается гуление – кроха «эксперементирует» с гласными звуками.

Гуление — это первый этап формирования активной речи, но при этом важно знать, что для появления гуления нужна целостность голосовых связок (их правильное строение) и положительные эмоции. Кроме этого отмечается четкая связь между правильной методикой кормления (своевременное введение ложки) и правильное развитие артикулярного аппарата – не стоит затягивать введение первого прикорма.

С 5-6 месячного возраста у ребенка появляется лепет – это следующий этап развития речи у ребенка до года.

При этом важно заниматься с малышом и стимулировать дальнейшее осознанное развитие речевого аппарата.

С 5 месяцев – стимулируют лепет, вступая в перекличку с ребенком, вызывать подражание произносимым слогам.

Чтобы развивать понимание речи необходимо много разговаривать с малышом , называть окружающие предметы, людей, действия, учить выполнению простых действий:

  • с 7-8 месяцев «ладушки», «до свидания»;
  • с 9-10 месяцев – «дай игрушку»;
  • с 11-12 месяцев – слова «плохо» и «нельзя» должны регулировать поведение ребенка.

В период с 9 до 12 месяцев – малыш произносит первые слова.

Развитие речи у ребенка от года до двух  лет

На втором году жизни для стимулирования понимания речи необходимо:

  • увеличивать число запоминаемых слов (пища, животные, предметы одежды, мебели, растения);
  • укреплять связи отношений между предметами – киса ест, собачка лает;
  • научить ребенка выполнять инструкции взрослого – в первом полугодии они состоят из 1-2 действий, а во втором – их количество увеличивается и состоит из нескольких звеньев.

Для стимуляции речи нужно увеличивать число произносимых слов:

  • в первом полугодии – 30 простых слов и звукоподражание (ав-ав);
  • во втором полугодии число слов увеличивается до 300, с глаголами и словами, обозначающими качество и отношения между предметами.
Читайте также:  Карты наблюдения за динамикой развития ребенка

Во втором полугодии малыша нужно приучать произносить 2-3 сложные фразы.

 Возраст и речевые навыки

1 год – 1 год 3 месяца

однословные предложения, запас слов до 30

 1 год  6 месяцев

запас слов 40-50 , малыш легко повторяет слышимые слова

1,5 -2 года

появление фраз и двухсловных предложений

2 года

появление вопросов «Куда?», «Где?»,  запас слов 200 – 300

Развитие речи у ребенка от двух до трех лет

На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения – формируется экспрессивная речь. Поэтому важным показателем правильного развития речи в этом возрасте является не только произношение слов , но и понимание обращенной речи.

Одновременно происходит наполнение словаря ребенка:

  • пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает;
  • активный словарь – слова, которые малыш может произнести.

К двум годам активный словарь при нормальном развитии речи составляет 250 -300 слов.

После двух лет словарь ребенка активно пополняется и к трем годам достигает – от 800 до 1000 слов.

При этом малыш устанавливает простейшие связи между предметами, появляется способность к обобщению, малыш шире использует глаголы и прилагательные, обозначения цветов, качества и форму предметов.

Все это должны развивать родители, не допуская в этом возрасте упрощенных названий предметов. Если родители или окружающие взрослые в этом возрасте в общении с ребенком произносят «сюсюкающие» слова  — ребенку в дальнейшем будет сложно даваться полноценная речь.

О правильном произношении звуков можно судить, только при накоплении определенного словарного запаса.

В три года малыш может неправильно произносить звуки:

  • свистящие – С, З, Ц;
  • шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ;
  • сонорные – Р, Л.

Также ребенок может пропускать звуки в словах или заменять одни звуки другими, нечетко произносить звуки в малознакомых словах.

Нормы речевого развития у ребенка от трех до семи лет

Возраст и речевые навыки

3 — 4 года

Ребенок употребляет грамматические формы существительных и глаголов, прилагательные.

Запас слов от 800 до 1000 слов.

Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется, но остаются недостатки произношения звуков

4 — 5 года

Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, запас слов составляет 2000, и практически исчезают дефекты в произношении звуков.

Высказывания ребенка имеют форму короткого рассказа

5 — 6 лет

Дети умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечают на вопросы по сюжету.

Запас слов – 2500.

Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов – при их наличии нужно обратиться к логопеду

6-7 лет

Начало освоения письменной речи (чтение и письмо), запас слов – более 4000.

Когда необходима коррекция речи
Если у ребенка отмечаются отклонения в развитии речи – необходимо обратиться к логопеду или другим специалистам (неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом) – в зависимости от того, какой причиной вызвано изменение дефектов речи.

Сотрудники Института коррекционной педагогики РАО уверенны, что если своевременно не исправить возрастные дефекты речи —  детям буде сложно учиться – это связано с трудностями в письме и чтении.

Родители должны знать, что 4,5 — 5 лет — это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л».

Но большинство детей к 4 — 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если ребенок не научился правильно говорить — идите к логопеду задолго до поступления в первый класс, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

Помощь специалиста нужна:

  • если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата») – обязательно и как можно раньше нужно обратиться к неврологу;
  • если в 2 — 3 года ребенок в словарном запасе слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, малыш не различает звуки и взаимозаменяет их – необходима консультация невролога и сурдолога;
  • если к 3 — 4 годам ребенок не слышит слоги в слове, может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные — это основа слова, а нарушение слоговых структур — сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
  • если ребенок говорит в нос – это не всегда связано с аденоидами;
  • ребенок все понимает, но не говорит после 3 лет.

Кроме этого нужно помнить, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушения.

В данном случае необходимо выявить нарушения и начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.

Нужно обратиться к логопеду – если ребенок после 6 лет имеет дефекты речи.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник