Что нужно делать чтобы ребенок заговорил в 2 года

Что нужно делать чтобы ребенок заговорил в 2 года thumbnail

Автор vikaredaktor На чтение 11 мин. Просмотров 3.8k. Опубликовано 09.05.2017
Обновлено 09.05.2017

Когда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

Нормы развития речи

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

Игры с ребенком для развития речи

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

Упражнения для развития речи

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

ПричинаРешение
1.НаследственностьЕсли один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2.Особенность характера и темпераментаНекоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3.Отсутствие необходимости в речиЕсли по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4.Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефектыБывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5.Чрезмерный напор родителейРодители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6.Отсутствие интересаМалышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7.Отсутствие социумаЕсли все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Развитие речи у ребенка до 2 лет

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина

Источник

На чтение 8 мин. Просмотров 14.9k. Опубликовано 30.01.2019

Почти каждый родитель ребенка ясельного возраста задумывается, стоит ли бояться задержек в речевом развитии малыша и всегда ли они свидетельствуют о серьезных заболеваниях. Что делать, если у малыша не получается складывать слова или он не хочет разговаривать, как научить ребенка говорить – этим актуальным родительским проблемам посвящена статья..

Этапы становления речи

Многие родители, увлеченные ранним развитием, интересуются, как быстрее научить ребенка разговаривать. Иногда при этом забывая – процесс развития речи индивидуален. Не нужно строго ориентироваться на установленные педиатрами и неврологами рамки. Но если ребенок существенно отстает от сверстников, запускать ситуацию тоже не стоит.

Этапы становления речи:

  1. Около трех месяцев начинается период гуления. Малыш протяжно произносит гласные звуки.
  2. После шести месяцев начинается лепет. Сочетание звуков становится более сложным, чем-то напоминающим отдельные слоги.
  3. После девяти месяцев лепет становится более сложным, сочетает несколько слогов.
  4. В год-полтора многие малыши говорят первые простейшие слова (мама, папа). Но их язык остается автономным отличным от языка взрослого. Словарный запас может составлять до 10-12 полноценных слов. При этом сами слова могут иметь несколько смыслов. Контекст будет зависеть от обстановки, эмоций малыша.
  5. После полутора лет словарный запас малыша увеличивается. Слов в активном словаре должно быть не меньше 30. Ребенок называет предметы, указывая на них. Речь все еще автономна. Некоторые дети выстраивают первые короткие предложения из двух, трех слов.
  6. После двух лет ребенок должен активно переходить на «взрослую» речь, хотя элементы автономной могут оставаться. Родителям нужно помогать малышу от них избавляться. Большинство детей в состоянии составлять предложения из четырех, шести слов.
  7. После трех лет словарный запас существенно увеличивается. Дети с легкостью запоминают стихи песенки. Способны использовать в речи понятия «сейчас», «рядом», названия чувств и эмоций.

Неврологи отмечают, что последние 5-7 лет увеличивается количество детей с задержкой речевого развития в той или иной форме. Поэтому базовые знания, как развивать речь ребенка, должны быть у каждого родителя.

Как стимулировать развитие речи

разговорить ребенка

Большинство специалистов считает, что и без занятий по специальным дорогостоящим методикам, посещения центров раннего развития можно «разговорить» малыша. Основа успешного развития ребенка – спокойная и доброжелательная обстановка дома.

Не менее важный момент – общение с малышом. Вы можете просто проговаривать все, что делаете сейчас или собираетесь сделать, обращаясь к нему. Важно, чтобы он видел вашу артикуляцию. В условиях социальной изоляции в декрете научиться постоянно, общаться с ребенком женщине несложно.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, специалисты рекомендуют делать массаж лица и артикуляционную гимнастику.

Что из себя представляет массаж лица:

  1. Поглаживающие движения в области бровей, носогубных складок, области вокруг губ. Совмещать его можно с присказками. Детей ближе к двум годам можно учить самостоятельно, выполнять его.
  2. Следующим этапом будут легкие похлопывания пальцами в тех же зонах.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения позволяют быстрее развить речевой аппарат. С маленькими детьми от года, полутора выполняют самые простые из них. Особенно важно начинать занятия, когда дети начинают говорить первые слова.

Вот несколько несложных упражнений:

  • Воздушный шар. Нужно, чтобы ребенок надувал щеки, изображая шарик. А потом медленно сдувал их, будто выпускает воздух из него.
  • Улыбочка. Вместе с ребенком улыбаемся, растягивая губы на 2-3 секунды. Потом настолько же времени складываем их трубочкой.
  • Ротик. Нужно погладить губы языком сначала против часовой стрелки, затем по ней.
  • Язычок. Языком дотягиваемся до верхней губы, потом до нижней. Затем до уголков рта.

Упражнения стоит выполнять вместе с ребенком стоя перед зеркалом. Сопровождайте их веселыми присказками. Так малышу будет интереснее их делать.

С детьми от двух лет занятие нужно завершать проговариванием гласных звуков. Начинают с отрывистого «а», затем с протяжного «аааааааа». Потом по такой же схеме приговариваются или пропеваются остальные гласные звуки.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики стимулирует речевые центры. Для ранней речи будут полезны пальчиковые игры.

Развлекать малыша, таким образом, можно уже с шестимесячного возраста. Поглаживание ладошки и пальчиков должны быть нежными, выполнять их лучше теплыми руками. Веселые стишки и ласковый голос очень нравятся детям, поэтому заставлять заниматься их не придется.

как научить ребенка говорить

С детками от трех лет играют более эмоционально. Выразительная мимика и эмоции в голосе заинтересовывают и поощряют малышей.

Начинать можно с самой простой игры «Сорока». Можно рассказывая стишок про пальчиков-братьев загибать каждый из них.

Для деток постарше можно поиграть в «Паучка»:

Паучок бродил по ветке,

А за ним ходили детки  – (ребенок пробегает пальцами одной руки от запястья к плечу другой)

Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл (потрясти кистями обеих рук изображая дождь).

Несколько практических советов

Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.

Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания.  Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Когда родители откликаются на жесты и нечленораздельную речь, ребенку хватает подобного способа коммуникации. У него нет потребности, переходить на «взрослую» речь.

Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.

Активно читаем и слушаем сказки

Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.

Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.

Музыка – еще один помощник

Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.

упражнения для развития речи

Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.

Не поощряйте лепет и автономную речь

Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке. Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь.

Пусть ваш малыш называет машину би-би, но вы должны говорить именно машина, а не бибика и прочие производные от произносимых ребенком слогов.

Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.

Расширяйте активный и пассивный словарный запас

Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь. То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.

Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.

Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.

Обсуждайте и задавайте вопросы

Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.

С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.

чтобы ребенок заговорил

Активно играйте

Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.

Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.

Стимулируйте мелкую моторику

Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.

Позвольте ему крутить и вертеть в руках все, что безопасно.

А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.

Заключение

Не стоит расстраиваться, если после всех ваших стараний малыш не заговорил. Подождите немного и его нервная система дозреет. Первые слова для малыша должны быть короткими и простыми, обозначать то, что он видел вживую или давно узнает на картинке.

Если ребенок длительное время застрял на одном из этапов становления речи, нужно обратиться к неврологу. Например, если с года до полутора или с полутора до двух лет не произошло никаких изменений в речи.

Источник

Читайте также:  Чем занимается логопед с ребенком в 2 года