Что мешает развитию речи ребенка

К сожалению, современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 10-15 назад. Число детей с нарушениями речи увеличивается. Для этого существуют разные причины.
1. Индивидуальные особенности.
Каждый ребёнок особенный и развивается по своему «сценарию». Не страшно, если ваш малыш начал ходить на пару месяцев раньше сынишки подруги, а свои первые слова сказал на несколько месяцев позже. У каждого ребёнка свой индивидуальный темп развития.
Если ребёнок начинает говорить с незначительным опозданием, то это нормально, малыш догонит своих сверстников и будет благополучно развиваться.
2. Отсутствие потребности говорить.
У ребёнка, которого очень сильно опекают родители, бабушки и дедушки, стараются предугадать все его желания, просто нет потребности в том, чтобы выражать свои мысли и желания при помощи слов.
3. Бедная речевая среда.
С самого рождения малышу необходимо слышать речь. Если с ребёнком не общаются во время кормления, одевания, купания, т.е. постоянно, то развитие речи будет замедленным.
4. Двуязычие в семье.
Дети в двуязычных семьях зачастую начинают говорить позже. Постоянно слыша два языка, они попадают в более трудные условия, чем их сверстники, которым нужно усвоить только один язык.
Чтобы мысленно разграничить два языка, необходимо определённое время. По этой причине задержка речи, недочёты в грамматическом оформлении фразы, неполные предложения вполне допустимы.
5. Некомфортные психологические условия.
Бесспорно, стрессы сильно влияют на детей. Испуг, нездоровая психологическая обстановка в семье, частые ссоры между членами семьи могут быть причиной для отставания в речевом развитии.
Для нормального развития детям нужны спокойная обстановка, позитивные эмоции и комфортный распорядок дня.
6. Обратная реакция.
Иногда родители бывают очень настойчивы, стремясь «разговорить» малыша. Если у ребёнка упрямый характер или по какой-то причине он не желает идти на уступки, то такие просьбы могут дать обратный результат: малыш вообще может отказаться от общения.
7. Наследственность.
Если ребёнок не торопится начать говорить, нужно узнать, когда у его мамы и папы появилась речь. Наследственность — важный фактор. Возможно, ребёнку просто достались гены не очень разговорчивого родителя.
8. Тяжёлая беременность и роды.
Нормальному развитию нервной системы ребёнка могут помешать проблемы при беременности или тяжёлые роды.
Обычно, такие проблемы выявляются во время обследования у невролога в раннем возрасте, но могут начать проявляться в период активного речевого развития.
9. Проблемы со слухом.
Чтобы накопить достаточный активный словарный запас нужно, чтобы ребёнок слышал речь окружающих. Если малыш не слышит речь или слышит слабо, у него в любом случае возникнут речевые проблемы.
10. Аномалии артикуляционного аппарата.
Если тонус артикуляционных мышц нарушен, укорочена подъязычная уздечка, наблюдается неправильный прикус или другие нарушения, то это также приведёт к нарушению речи.
Обязательно обратите внимание, если ребёнок затрудняется жевать твёрдую пищу, у него обильное слюнотечение, часто открыт рот.
11. Отклонения в интеллектуальном развитии.
Речь тесно связана с интеллектуальным и психическим развитием ребёнка. Наследственные заболевания, аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, умственная отсталость, бесспорно, скажутся и на формировании речи.
Чтобы помочь ребёнку начать говорить, важно установить причины задержки речи. Не нужно ждать, пока неговорящий малыш заговорит сразу развёрнутыми фразами. Консультация специалиста позволит выявить причины и поможет найти пути её решения.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Многие родители сталкиваются с проблемой позднего запуска речи у малышей. Как не парадоксально, часто виной этому непроизвольно выступают сами взрослые.
В современном мире есть общая тенденция позднего развитие речи у детей. Сегодня специалисты уже не говорят об обязательных 6 словах к году, и предложений – к двум. Очевидно, что все дети разные, каждый развивается в своём темпе и нет смысла загонять развитие ребенка в жесткие рамки нормы. Однако, если к двум годам ребенок не говорит ничего, то стоит показаться логопеду и нейропсихологу.
Но в первую очередь нужно родителям критически взглянуть на своё поведение и быт семьи. Часто ребенок не говорит, просто потому что не созданы для этого условия. Так что же мешает детям говорить?
Молчание родителей в первые месяцы жизни новорожденного
Не надо думать, что малыш ещё слишком мал и несмышлен. Даже находясь в животе у мамы, детки уже слышат и реагируют на речь близких. Важно постоянно разговаривать с крохой с первых дней жизни, комментируя действия, описывая окружение, говоря о своих чувствах. Это способствует развитию нейронных связей и формированию пассивного словаря ребенка.
Подробнее я писала об этом в статье «Почему важно разговаривать с новорожденными с первых дней жизни?»
Лепет взрослых
Чтобы научиться говорить, ребенок должен сразу слышать правильную речь. Как часто взрослые, умиляясь очарованием крохи, замещают правильную речь на сюсюканья, коверканье слов и невнятные наборы звуков. Как будет говорить ребенок, если взрослые всё время произносят что-то непонятное?
Речь идёт о таких вариантах: «Ути, какой холёсенький» и т.д. При этом звукоподражательные слова напротив будут способствовать развитию речи: «Смотри, машина «Би-би», а вон киса «мяу-мяу», давай кушать «ам-ам».
Постоянная работа телевизора
Если живая речь благоприятна для развития процессов мышления, то телевизор напротив тормозит развитие. Звук телевизора умом воспринимается не как живая речь, а как лишний раздражитель, создающий информационный шум. Для только формирующейся психики ребёнка – это слишком большая нагрузка.
Мультфильмы
До двух лет мультфильмы детям вредны. В этот период у ребенка идет активное развитие мыслительных процессов, малыш познает окружающий мир, жадно впитывая всю информацию о нем. Всё это способствует развитию речи. Что делают мультфильмы? Зомбируют ребенка, мозгу приходится тратить много усилий на переработку мерцания, шума, некорректного цвета, при этом познавательный процесс прерывается. Кроме того, ребенок не отличает реальность от мультфильма. Для него всё одинаково реально. При даже не длительном замещении объемного, реального мира плоским миром в экране, у ребенка происходит подмена представлений о мире.
Дозированный показ от 10-15 минут можно начинать после двух лет. С трех лет – 20 минут. С четырех – 30.
Важно подбирать такие мультфильмы, которые будут понятны малышу, которые не напугают его и не будут демонстрировать опасное поведение.
Ну и самое главное, чтобы гармонично развиваться, ребенок должен расти в доброжелательной среде без раздражения и негатива, где все члены семьи любят и ценят друг друга. Детская психика очень тонко реагирует на атмосферу в доме, если есть какой-то конфликт, то он в теле малыша запечатывается зажимом тех или иных мышц, а для запуска речи очень важен здоровый тонус и эмоциональный баланс.
Источник
14.05.2019 Елена САДОВСКАЯ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Во сколько ребенок должен заговорить и как «расшевелить» молчаливого малыша? Можно ли вылечить заикание? Дефект речи – это приговор? На вопросы, волнующие молодых мам и не только, отвечает врач-дефектолог бобруйской городской детской поликлиники №2 Галина Валько.

Последние 10 лет количество маленьких бобруйчан с дефектами речи практически не меняется, говорит Галина Михайловна. Лишь незначительно увеличивается число сложных нарушений: дефект произношения нескольких звуков, невнятная невыразительная речь, плохая дикция. Причины этого, объясняет врач, можно искать и в плохой экологии, и в том, как у женщины протекали беременность и роды, и даже то, что родители мало общались и разговаривали с малышом.
– Речь – наиболее уязвимая структура, и любой неблагоприятный фактор воздействует на нее, – уточняет дефектолог.
Если ребенок до двух лет не говорит фразами – повод обратиться к дефектологу
Есть нормативные сроки развития детской речи, уточняет врач-дефектолог Галина Валько. Ребенок, который развивается нормально:
- в 10-14 недель – непроизвольно улыбается,
- в 2-3 месяца – с улыбкой реагирует на родное лицо,
- в 4-6 месяцев – улыбается на дружеский тон голоса,
- в 6 месяцев – произносит четыре и больше слогов подряд и постоянно разговаривает сам с собой и другими
- к 9 месяцам – произносит первые слова,
- к 2 годам – у ребенка должна появиться фразовая речь,
- в 3 года – малыш уже разговаривает с помощью простых предложений, постоянно задает вопросы,
- в 5-6 лет – пользуется сложными предложениями, умеет пересказывать, рассказывать, произносит все звуки правильно, различает их на слух и в произношении.
По словам дефектолога, если ребенок в полтора года молчит или изъясняется жестами, или в два года не говорит фразами – паниковать не нужно, но стоит обратиться к врачу.
КСТАТИ. Мальчики заговаривают позднее
Из-за анатомо-физиологических особенностей строения головного мозга у мальчиков развитие речи запаздывает на 3-4 месяца. Считается, что речевой центр ребенка формируется до 9 лет.
Если все идет нормально, то развитие речи ребенка в обычной обстановке внезапно прекратиться не может, поясняет врач. Такое может произойти только из-за серьезного заболевания, стресса, черепно-мозговой травмы, или если ребенок попадет в группу к плохо говорящим детям, которым он начнет подражать.
Телевизор, компьютер и планшет разговаривать не научат
Для нормального развития речи малышу важно живое общение, подчеркивает Галина Валько, он должен видеть, как произносится слово, с какими эмоциями:
– Если ребенок еще что-то не понимает, то, глядя на родителей, начинает им подражать.
С рождения с детьми важно разговаривать на нормальном языке, без «сюсюканья» и каких-то забавных слов.
Чтобы закрепить его словарный запас, после того, как выучили цвета, например, попросите ребенка принести предмет конкретного цвета.
Не стоит забывать и о пользе колыбельных. Ребенок слышит голос родителя, рифмованную речь, а это способствует развитию речевого центра. Важны также чтение сказок и пение детских песенок.
Занятие проводит Галина Валько с маленьким пациентом.
Хорошими помощниками в стимулировании речи маленького ребенка станут всевозможные стихи-потешки, игры с движениями, упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнение на дыхание (дуть на мыльные пузыри, на одуванчики, на теннисный шарик от пинг-понга).
Для развития дикции подходят чистоговорки и скороговорки.
– А вот знакомить ребенка с гаджетами до трех лет не стоит, – дает совет врач-дефектолог.
Максимум, который можно позволить двухлетнему малышу – это смотреть мультики по телевизору, но не более десяти минут в день. А после просмотра родителям нужно проговорить и обсудить с ним мультфильм.
Кроме гаджетов, к числу вредных привычек, которые пагубно влияют на развитие речи ребенка, дефектолог относит всевозможные пюре из баночек, перетертую пищу, соски, бутылочки и сосание пальца. И поясняет, почему:
– Жевание пищи развивает артикуляционный аппарат ребенка. Поэтому, как только педиатр разрешит, малышу надо давать твердую пищу. В два года ребенок уже должен жевать зубами, а не глотать перетертую еду. От сосок, бутылочек и привычки сосать пальчик ребенка желательно отучить до года. Если этого не сделать, то в дальнейшем это скажется на его произношении.
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
Произношение можно исправить в любом возрасте
Раньше самым проблемным звуком считался «Р». Кстати, неправильное произношение этого звука, а также шипящих «Ж», «Ш», «Ч» и «Щ» может быть из-за короткой уздечки языка. И если ее не получится растянуть с помощью специальных упражнений, уздечку даже придется подрезать у стоматолога. После этого у некоторых детей произношение восстанавливается самостоятельно, а некоторым звук приходится «ставить» дополнительно.
На исправление дефекта у каждого ребенка может уйти разное количество времени.
– Был случай, когда за три занятия пятилетнему мальчику мы смогли поставить сразу два звука – «Л» и «Р», – вспоминает доктор. – Но там был развитый ребенок: в 3,5 года он уже читал.
На скорость исправления дефекта также влияет, насколько сплоченно работают родители и врач.
– К сожалению, многие родители считают, что их задача состоит только в том, чтобы заметить дефект и привести ко мне малыша, – замечает Галина Михайловна. – Но это не так. Успех в исправлении звука на двадцать процентов зависит от работы специалиста и на восемьдесят – от выполнения заданий дома.
Какие книги могут быть помощниками родителям в формировании правильной речи ребенка:
- «Альбом по развития речи», В.С. Володина
- «Альбом по развитию речи для самых маленьких», С.В. Батяева, Е.В. Савостьянова
- «Большая книга тестов. 3-4 года», С.Е. Гаврина
- «Умные книжки 5-6 лет. Вправо-влево, вверх-вниз», О.Н. Земцова
- серия пособий «Проверяем знания дошкольника».
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
После постановки и автоматизации звука правильность произношения надо контролировать в течение трех-четырех месяцев, иначе дефект может вернуться.
Чем грозит неправильное произношение звуков
Неправильное произношение, кроме «косметического» дефекта, может отразиться на письме и чтении, т. е., если ребенок, допустим, говорит «лыба» вместо «рыба», то и писать он может так же.
А еще у него могут возникнуть проблемы при поступлении в некоторые высшие учебные заведения (дошкольное образование, силовые структуры и т. п.).
Но не стоит отчаиваться тем, кто в детстве не исправил свое произношение. По словам дефектолога, исправить подобное нарушение возможно в любом возрасте, правда, чем старше, тем больше времени и усилий на это понадобится.
– Если ребенку достаточно заниматься 30 минут в день, чтобы исправить произношение, то взрослому – уже час-полтора.
Чтобы избежать искажения, специалист не рекомендует «ставить» звук самостоятельно. Лучше вначале обратиться к специалисту, а потом уже заниматься дома.
Заикание – на всю жизнь
Причина заикания – ослабленная нервная система, поясняет дефектолог. Но несмотря на то, что проблема эта не вылечивается, и бывших заикающихся не существует, этот дефект можно сделать практически незаметным для окружающих, если научиться контролировать свою речь.
– Первое правило для тех, кто заикается – подумать, вдохнуть и говорить, – говорит Галина Валько.
В ТЕМУ. Знаменитости, у которых есть проблемы с произношением:
- Российский актер Гоша Куценко с детства не выговаривал букву «Р», во взрослом возрасте исправил этот недостаток.
- Американская певица Мадонна шепелявит и считает это своей особенностью.
- Российский певец и актер Сергей Шнуров специфически выговаривает звук «С».
- Российский актер Иван Охлобыстин слегка картавит, но это не помешало ему сделать карьеру.
- Известные россияне Никита Михалков и Филипп Киркоров, так же, как и американские знаменитости Брюс Уиллис, Энтони Хопкинс и Джулия Робертс, с детства страдали от заикания, но научились контролировать этот дефект своей речи.
Врач-дефектолог детской поликлиники №2 Галина Валько занимается с маленьким пациентом.
Источник
Основные причины трудностей в речевом развитии можно условно разделить на 4 группы (М.Е. Хватцев):
Органические:
- генетические нарушения;
- особенности внутриутробного развития, болезни матери во время беременности;
- особенности родов.
Функциональные:
- функциональная незрелость нервной системы;
- особенности соматического здоровья ребенка;
- заболевания ребенка в раннем возрасте.
Психо-неврологические:
- особенности работы сенсорных систем;
- особенности работы психических функций;
- неравномерность созревания звеньев речевой функциональной системы
Социально — психологические:
- особенности семейной ситуации развития;
- стрессовые ситуации, психологические травмы;
- отсутствие родителей.
В большинстве случаев трудности развития речи в группах это следствие тех или иных негативных событий в жизни ребенка. Не смотря на значительные различия, всех их объединяет одно свойство – они все уже в прошлом. Эти события уже случились, и при всем желании отменить их или как-то повлиять на них уже не получится.
К сожалению, медицина не всегда в состоянии диагностировать такие события в момент их наступления и предотвращать столь пагубные последствия. Поэтому, когда события наступили, родители становятся перед фактом – у ребенка нарушения речевого развития.
Коррекция ЛЮБЫХ, подчеркиваю ЛЮБЫХ трудностей развития речи у детей проводится в двух направлениях:
Медицинское
- Обследование
- Диагноз
- План лечения (препараты, медикаменты, процедуры)
- Контроль динамики
Психолого — педагогическое
- Обследование
- План работы с ребенком
- Ежедневные занятия
- Контроль динамики
Очень часто на практике эти два процесса не пересекаются, и каждый живет своей жизнью. Если для медицинской сферы важен диагноз и не очень важна скорость, ибо обследования и уточнения диагноза могут занимать годы. То для психолого- педагогической сферы все наоборот. Чем раньше приступите, тем больше и быстрее наступит эффект от занятий.
Для родителей такое положение дел открывает дополнительные возможности. Они могут начать помогать своему ребенку сразу же, здесь и сейчас. Все необходимое для этого есть изначально – это ребенок, с его сильными и слабыми сторонами. Его родители, которые хорошо знают, что он может делать и чего не может. И специалист дефектолог.
Приступать к занятиям можно практически сразу, не дожидаясь диагноза. Тут диагноз не нужен и вот почему – для подготовки плана работы с ребенком достаточно понять, в чем основная трудность при его попытках общения. Вот на какие параметры стоит обратить внимание:
Контакт:
- с ребенком сложно установить контакт, он постоянно «ускользает» или раздражается от попыток совместного общения;
- с ребенком сложно удержаться в совместной игре и занятиях;
- сложности с взаимопониманием и совместным познанием ново
Пониманием речи
- трудности с выполнением просьб;
- трудности с фонематическим анализом;
- трудности с лексико-грамматическим строем речи.
Активная речь
- затруднения в речевом высказывании (при построении звуков, слогов, слов, предложений);
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение темпа. плавности и мелодики речи.
Если рассмотреть трудности речевого развития в данном подходе, то уже сейчас можно определить шаги, которые нужно делать вместе с ребенком.Либо определить проблемную область и самим подобрать хорошего специалиста в этой сфере.
То есть переход от медицинского диагноза к диагностике элементов построения речи (контакт, понимание речи, активная речь) позволяет начать действовать незамедлительно.
Если провести аналогию между задержкой психического развития и обычным заболеванием, то работа в психолого — педагогической сфере, это скорее реабилитация после тяжелой травмы, чем лечение этой самой травмы. И как в реабилитации тут два подхода – восстановление утраченной функции «мышцы», либо распределение функции среди других соседних «мышц».
Например, у ребенка диагностировали задержку речевого развития. «Травма» уже случилась, последствия для ребенка очевидны — сложности с пониманием речи. Можно используя его сильные стороны, в игровой форме «тренировать» напрямую навык понимания через работу с картинками любимых мультипликационных героев (восстановление утраченной функции).
А можно используя другие его сильные стороны, так организовать игровой процесс, чтобы он был вынужден учиться понимать речь, чтобы играть. Например, если он любит играть в контактные игры, то играя в них, необходимо использовать речь в игровом процессе. Через игру, ребенок получит положительный стимул осваивать навык понимания речи (распределение утраченной функции среди соседних мышц).
Краткий итог первой части:
- чтобы заниматься развитием речи с ребенком диагноз не важен;
- можно заниматься самим дома или ездить к специалисту, или учиться в онлайн-школе;
- важно понять – чего ребенку не хватает или что ему мешает общаться. Понять самому или проконсультироваться со специалистом;
- составить план работы, с учетом его сильных и слабых сторон;
- ежедневно заниматься со своим ребенком;
- корректировать план работ по его успехам.
Прочитать заметку на эту тему
Ошибка 1. Как не смотреть на мир сквозь розовые очки, если ваш ребенок не говорит
Успехов Вам!
логопед-дефектолог, к.психол.н.
Андрей Шевченко
Источник