Что меняется у ребенка в 3 года

Что меняется у ребенка в 3 года thumbnail

Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис

фото 1286

В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.

Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.

Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.

Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».

Перечень главных признаков кризиса представлен:

  • негативом;
  • упрямством, строптивостью;
  • своеволием;
  • деспотичным поведением;
  • обесцениваем взрослых;
  • истерическими припадками.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Читайте также:  Стенгазета на день рождения ребенка 3 года шаблон

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Трудности воспитания

Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.

фото 1287

Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.

Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.

Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.

Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:

  1. Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
  2. Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.

Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.

Использование положительного примера для воспитания

Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.

Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.

фото 1288

Психолог поможет

Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.

Источник

3 года ребенку: развитие и поведение

Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и к как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка. Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.

Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни.

Особенности возраста

• Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.

Читайте также:  Очень вредный ребенок 3 года что делать

• Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).

• Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.

• Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.

• Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.

В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей — создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года — кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей.Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

• Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.

• Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.

• Длительно слушать сказки.

• Задавать много вопросов.

• Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.

• Рассказывать знакомую сказку по картинке.

• Разучивать стихи и песни.

• Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.

• Показывать части тела и знать их назначение.

• Называть себя «я».

• Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».

• Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.

• Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.

• Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.

• Считать до трех.

• Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.

• Собирать игрушки из 4-6 деталей.

• Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.

• Рисовать по своему замыслу.

• Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.

• Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.

• Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

• Использовать носовой платок.

• Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.

Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.

Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю башню», — говорит он и начинает выполнять задуманное.

Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно.

Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.

Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:

• Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.

• Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.

• Не требуйте от ребенкажелаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.

• Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.

• Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.

Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка.

Развиваем воображение

Что можно сделать с ватными шариками?

Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.

Пересчитывать их.

Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.

Ходить, зажав шарики между пальцами ног.

Положив их на стол, стараться их сдуть.

Изучаем цвета

Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь.Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».

Если ребенок протягивает вам красную машинку,скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».

Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.

Учим распознавать звуки.

Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».

Читайте также:  Поделки руками ребенка 3 года

На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать,а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой, готовит ей еду, ходит с ней гулять и т. д.

Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед, то в папу (чинит машину, в воспитательницу, доктора (ставит градусник, шофера (ведёт машину, продавца (продает товары, повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).

Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.

Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками.Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т. д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.

Что такое «кризис трехлетки»?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет»являются:

1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».

2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.

3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.

4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.

5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.

6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.

7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.

Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей,родителям можно посоветовать следующее:

• Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.

• Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.

• Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.

• Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.

• Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.

• Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.

• Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Источник