Что делать если ребенок в 3 года не самостоятельный

Что делать если ребенок в 3 года не самостоятельный thumbnail

Самостоятельность — весьма важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пути, будет способствовать в достижении целей. Как приучить ребенка к самостоятельности — непростой вопрос и тема статьи.

Почему-то многие родители боятся приучать ребенка дошкольного возраста к самостоятельности, считая, что некоторые навыки могут повредить малышу, представляют опасность для него и т. д. Эти страхи необоснованны. Приучать ребенка быть самостоятельным желательно как можно раньше. Уже в три года малыш много что умеет сам — если дать ему определенную свободу, разрешить и научить. Естественно, нельзя допускать каких-то рискованных ситуаций. Вообще, приучать постепенно ребенка быть все более самостоятельным — это не так сложно и опасно, как многие думают. Главное, чтобы все ваши требования соответствовали возрасту малыша, были направлены на его развитие и были адекватными.
samostoyatelnost-2
Даже наши сверхбдительные и, как мы считаем, полностью отставшие от жизни бабушки, и то обладали большей житейской смекалкой и были более разумны в вопросах воспитания детей. И дело отнюдь не только в том, что раньше было более безопасно, чем сейчас, и ребенок мог спокойно безопасно гулять во дворе весь день. Даже в помощи по дому раньше дети больше были приспособлены, чем сейчас — а ведь эта помощь не представляет совсем никакой опасности для их жизни.

Когда ребенок дошкольного возраста начинает помогать взрослым, он чувствует ответственность за свои действия, где-то даже гордится оказанным ему доверием, старается сделать все хорошо, чтобы его похвалили — он действительно старается помочь. Длится период такой наивной помощи до тех пор, пока взрослые не отобьют эту охоту своими запретами, либо пока ребенок сам не начнет понимать, что его помощь никому не нужна. Обычно замотанная на работе мама говорит «Не надо, отойди, я сама все лучше сделаю, ты только все испортишь» и тому подобные фразы. Такие слова могут напрочь отбить любое желание у малыша помогать. Ну а когда ребенок вырастает, родители начинают думать — и вот в кого такой лентяй уродился, никакой помощи не дождешься. А все оттуда, из детства идет, виновато воспитание.

Что такое самостоятельность

Перед тем, как начать основательно разбираться в вопросе развития самостоятельности у детей, нужно определиться — а как понимать само определение самостоятельности. Современное толкование этого термина говорит о том, что самостоятельность ребенка дошкольного возраста — это комплекс нескольких важнейших умений. Что это за умения:

  • Действия по собственной инициативе, без посторонней подсказки и контроля.
  • Выполнение повседневных дел без помощи взрослых и их контроля.
  • Осознанные адекватные действия в различных бытовых ситуациях, полностью соответствующие сложившимся обстоятельствам.
  • Быстрая адаптация к новым условиям.
  • Самоконтроль и элементарный анализ своих действий и действий окружающих. Но первоначально — своих.
  • Умение переносить то, что уже известно, в новые условия и успешно применять эти знания.

Чем опасна несамостоятельность

Какие качества отравляют жизнь детям, которых родители вовремя не приучили к самостоятельности:

  • Инфантильность. Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг. Он не способен сам создать семью и брать на себя даже небольшую ответственность. Как результат – не может сделать карьеру, быть успешным. Ну кто из родителей хочет видеть такими своих взрослых детей.
  • Нерешительность. Ребенок не может понять куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать. Он мечется от работы к работе, от партнера к партнеру. Или наоборот, намертво прилипает к единственному рабочему месту и к одному партнеру, боясь посмотреть по сторонам, даже если существующие обстоятельства его уже давно не устраивают. В результате жизнь такого человека несчастна, развитие личности затормаживается, но изменить он эти обстоятельства не решается.
  • Тревожность. Ребенок боится всего. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случаться, а он боится все равно. Тревожность здорово отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам.

Что может сделать трехлетний ребенок сам

В три года ребенок уже пытается вполне осознанно «освободиться» от родительской опеки и стать самостоятельным. Первые самостоятельно выполненные действия наполняют его гордостью и уверенностью. Не лишайте ребенка этого удовольствия и важнейшего навыка, помогите ему в этом. Это тот самый возраст, когда вопрос — как приучить ребенка к самостоятельности — решается наиболее безболезненно и естественным образом.

По достижению трех лет ребенок уже очень часто говорит «я сам», словно подчеркивая, что он уже со всеми трудностями способен справиться. Это, конечно, еще далеко не так, но сама тенденция должна радовать родителей.

В три года ребенок пытается копировать действия родителей и повторять за ними. Важно его поощрять, если, конечно, он копирует что-то хорошее.

Рассмотрим, какие навыки и действия вполне может выполнять малыш в трехлетнем возрасте самостоятельно:

  • Убрать свои игрушки. Это занятие должно стать ритуальным перед сном.
  • Сложить аккуратно свои вещи. То есть перед сном не бросать свою одежду как попало, а по мере возможности аккуратно развесить на спинке стула или сложить. Это вполне под силу ребенку дошкольного возраста, даже трехлетнему. Понятно, что одежда не будет напоминать идеально сложенные рубашки и платьица из магазина, этого и не требуется. Со временем у него будет получаться все лучше. Сейчас главное — привить сам навык, на это направлено все воспитание.
  • Ребенок трех лет уже должен знать четко, что после определенных вечерних ритуалов, таких как чистка зубов, умывание — он идет спать. Сам. Если родители смогут привить эту привычку своему ребенку, это здорово облегчит их жизнь. Да и самому ребенку будет проще.
  • Ребенок должен сам одеваться. Но если требуется помочь застегнуть сложную застежку, то конечно, это нужно сделать родителям.
  • Ест малыш в три года полностью самостоятельно. Сам держит ложку, чашку.
  • Самостоятельно ходит на горшок. Этот показатель, пожалуй, основное показательно — правильно ли протекает развитие малыша. Если ему до сих пор требуется помощь в этом вопросе — есть повод задуматься.
  • Ребенок уже может полить растения. Можете даже выделить ребенку его «собственный» цветок, за которым он будет ухаживать, выращивать и отвечать за него. Ребенок будет очень горд таким доверием и, конечно, будет стараться оправдать его.
  • Если дома есть животные, ребенок может их кормить.
  • Малыш может помочь расставить тарелки перед едой. Желательно не давать ему легко бьющуюся, тонкую посуду. Но пластиковые тарелки, деревянные и из твердого фаянса он вполне может благополучно «доставить» и даже расставить на столе. Не стоит доверять ему, конечно, вилки и ножи, но ложки он тоже вполне может разложить по местам.
  • Ребенок дошкольного возраста должен уже знать свои некоторые обязанности. Это к примеру, то, что он должен бережно относиться к своим игрушкам, стараться выполнять поручения взрослых хорошо, не шуметь, когда нельзя этого делать, стараться помогать родителям и старшим и т. д.
Читайте также:  Ребенок 3 года постоянно сопли что делать

Полезная информация

Уже доказано, что самостоятельные дети хорошо учатся и выполняют школьные поручения и обязанности, и им также приходится гораздо проще во взрослой жизни, так как они умеют решать свои проблемы. Некоторые полезные советы:

  • Помогайте ребенку только когда он сам этого попросит или когда этого требуют обстоятельства. Не нужно лезть к нему с помощью, если он и сам сможет, немного подумав, разобраться. Этом он нарабатывает собственный опыт и набивает собственные шишки — необходимое условие, обеспечивающее полноценное развитие личности.
  • Не старайтесь полностью оградить ребенка дошкольного возраста от проблем, поместив его в какой-то стеклянный купол. Помните, что после окончания школы ему придется нос к носу столкнуться с невыдуманным, настоящим миром. Пусть с маленького возраста приучается нести ответственность за свои поступки. Но ругать и уж тем более наказывать битьем детей, конечно, не нужно. Перед страхом физических наказаний и крика родителей ребенок может просто начать тупо выполнять определенные положенные действия, его развитие как личности прекратится. Вы вырастите полностью подавленную личность, не способную к собственным решениям.
  • Обязательно поддерживайте любую положительную инициативу ребенка, поощряйте его в стремлении стать самостоятельным. Это же прямая выгода не только для детей, но и для их родителей. С самостоятельным человеком, отвечающим за свои действия будет гораздо проще разговаривать и взаимодействовать, когда он уже вырастет. Гораздо проще, чем с безынициативным маменькиным сынком или неприспособленным к реальной жизни человеком.
  • Демонстрируйте на собственном примере, как правильно выполнять те или иные действия. Несколько раз проконтролировав детей, затем уже можно доверить им сделать это действие полностью самостоятельно. Так постепенно прививается навык. Например, умывание или чистка зубов, сбор игрушек и т. д.
  • Обязательно объясняйте, почему нужно поступать именно так, а не по-другому. Например, почему нужно вечером сложить игрушки. Может, их вовсе и не нужно складывать, пусть валяются, а все будут ходить и на них наступать, запинаться и падать. Ребенок с самых юных лет должно понимать полезность своих же действий. В этом случае он будет считать нужным выполнять эти действия.
  • Имейте в виду, что согласно многократно доказанным практикой исследований педагогов и психологов, в трехлетнем возрасте и практически до 7 лет, ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому и приучать его к самостоятельности лучше в игровой форме. Так дело пойдет гораздо быстрее, эффективнее и продуктивнее.
  • Важно, чтобы ваши просьбы сделать что-либо были понятны для детей и чтобы они считали их нужными и целесообразными.
  • Формируйте просьбы конкретно, не пускаясь в философские и нравоучительные размышления. Конкретная просьба с конкретным же обоснованием — почему это важно сделать — будет гораздо понятнее ребенку, особенно ели ему еще совсем немного лет.
  • Поощряйте настойчивость в достижении результата. Если малыш привыкнет при первой трудности все бросать, вряд ли это качество пригодится ему в жизни. Скорее, наоборот, помешает. Направляйте его: пусть убирает игрушки до самого последнего винтика, который закатился под кровать. Ну и что, что под кровать — можно ведь его достать оттуда. Умение достигать своей цели во что бы то ни стало — наиценнейший подарок, который вы вообще можете сделать своему малышу. Никакие игрушки не сравнятся.
  • Не отказывайтесь, когда малыш предлагает помощь. Понятно, что сама мама все может сделать гораздо быстрее, чище и эффективнее. Но если ребенок дошкольного возраста «ползет», «мешает» и «пристает», то не прогоняйте его, а лучше покажите ему какое-нибудь простое действие, которым он сможет заняться и скажите, что он вам очень помогает. Дайте ему в руку тряпочку или губку — пусть сидит и протирает пыль с кружки или чистит что-нибудь. Ребенок занят и приносит пользу, и вы сможете делать свои дела. А после того, как уборка закончена, не забудьте сказать малышу, что он очень вам помог Это просто окрылит ребенка, он будет стремиться к дальнейшим свершениям и к еще большей самостоятельности — таким образом правильно идет его развитие
  • Важно понять, что предоставляя ребенку определенную свободу и право выбора, тем самым выработаете на развитие его самостоятельности. Поэтому поменьше категоричности и приказного тона. В некоторых вопросах ребенок может разобраться и сам. Например, какую кашу есть ему на завтрак или в носках какого цвета он хочет идти в детский сад. Уж тут-то можно давать ребенку возможность самому выбрать — от этого точно не зависит ни его жизнь, ни здоровье. А с таких мелочей и начинается дальнейшее приучение к самостоятельному решению более важных вопросов.

Как нельзя развивать самостоятельность

При воспитании самостоятельности у детей очень важно ослабить родительский контроль ровно до такой границы, за которой уже начинается опасная для здоровья ребенка ситуация. То есть до черты опасности контроля нет или он минимальный и незаметный, за чертой — полный контроль, внимательный и тщательный.
samostoyatelnost-1
К сожалению, многие родители допускают серьезные ошибки в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Конечно, они делают это неосознанно, ведь у нас же никто не учится, как надо правильно воспитывать, родители не заканчивают педагогические и психологические курсы, воспитывают, как умеют или по образцу своих родителей. Итак, как нельзя:

  • Перехватывать у детей инициативу, говоря и показывая, как сделать быстрее, лучше, удобнее и т д. Этим вы только собьете малыша с толку. Да, трехлетка пока все делает медленно, ему за вами в скорости не угнаться. Но ему необходимо прийти к выводу самостоятельно. Только таким образом он это урок усвоит, пропустив его через свое восприятие и ощущения. Поэтому пусть сам найдет более быстрый способ, пусть делает сам свои открытия. К тому же самостоятельное исследование проблемы — это развитие у человека независимости. Не лишайте свое чадо такого бесценного качества.
  • В воспитании самостоятельности важно не перестараться и не допустить рискованных для жизни и здоровья малыша ситуаций. Обязательно страхуйте ребенка дошкольного возраста, когда он делает что-то, связанное с опасностью. Не надо просить его собрать мелкие пуговицы — он вполне может несколько проглотить. Желательно также в комнате малыша поставить мебель без острых углов, пока ему не исполнится по крайней мере, лет пять. До этого возраста дети очень неуклюжи, а острые углы весьма опасны не только для здоровья, но и для жизни. Набивать шишки и ссадины — это, конечно, неплохо, но в разумных пределах. Также и при прогулке на улице будьте бдительны: там много опасных ситуаций и предметов. Не стоит разрешать ребенку «самостоятельно» пробовать грязь и песок на вкус, воду из лужи и т д. Такие крайности ни к чему, его развитие от этого явно не будет более всесторонним.
  • Воспитывать жалостью нельзя. Часто родители, особенно если чадо выстраданное и долгожданное, стараются его всячески оберегать от любых житейских трудностей. Таким отношением можно только навредить. Жалость нужна, но в разумных пределах. Нет нужды сюсюкать с детьми дошкольного и любого другого возраста сверх меры, особенно с мальчиками, это сильно тормозит их развитие. И без того уже такой жалостливый подход привел к тому, что выросло целое поколение молодежи, мало приспособленной к защите семьи и вообще к созданию нормальных семей. А все из-за того, что в детстве мамы жалели своих отпрысков, долгое время считая их маленькими и беспомощными.
Читайте также:  Как принимать отвар шиповника ребенку 3 года

Инфантильный взрослый — жертва чрезмерной опеки в детском возрасте. Подумайте, ведь ребенку придется прожить всю эту длинную жизнь, преодолевая множество трудностей и различных ситуаций, чаще всего, не самых приятных. Ему придется создать семью, вырастить собственных детей.

Некоторым родителям, как ни грустно это допускать, но факт — просто удобно растить детей несамостоятельными, полностью зависящими от родителей. В этом случае мама уверена, что ее чадо в полной безопасности, не натворит ничего плохого, никуда не вляпается и будет послушно выполнять все, что о него требуется. Но такое воспитание ведет в никуда.

Возможно, он никуда и не вляпается, но и полностью раскрыться и расцвести как личность не сможет тоже. Он будет не в состоянии найти любимую работу, вообще дело по душе, потому что проведет всю жизнь на навязанной вами работе. Он не сможет организовать жизнь счастливой семьи, поскольку, скорее всего, вообще не женится/не выйдет замуж. А если и создаст семью, то будет тянуть свою лямку, независимо от того, какие отношения него со второй половиной. И своих собственных детей, скорее всего, ничему толковому он научить не сможет. Только послушанию, затюканности и тупому выполнению приказаний вышестоящих и старших по званию.

Запомните: успешный взрослый = самостоятельный ребенок.

Источник

Он ничего не хочет делать  о несамостоятельности детей

Я консультирую семьи с детьми более 9 лет и часто сталкиваюсь со следующими запросами: «ребенок не хочет учить уроки, прилагать усилий, убираться в комнате, мыть посуду». За этими посланиями следуют и другие: «я уже устала с ним бороться, его невозможно заставить что-то сделать, он ведет себя безответственно….». Если вам это знакомо, то эта статья для вас.

В своей практике я замечаю, что несамостоятельные дети бывают у тех родителей, которые контролируют жизнь своих детей и боятся их отпустить. Есть и обратный процесс. Контролируя до определенного возраста жизнь своих детей, родители в один прекрасный момент понимают, что их ребенок уже вырос, что пора бы ему быть самостоятельным и ответственным… и бросают его во взрослую жизнь, к которой он оказывается совсем не готов.

Процесс становления самостоятельности ребенка – это процесс постепенный. И начинается он с самого раннего детства, когда ребенок привыкает сначала на короткое время оставаться без мамы, играя с погремушкой, а потом это время для самостоятельной игры увеличивается.

Проходит время и ребенок растет, становится более любопытным. Этот период активного познания мира может пройти конструктивно, благодаря правильным действиям родителей. Если родители все время одергивают ребенка и говорят ему: «Это нельзя трогать, ты еще маленький», «Отойди, у тебя не получится», «Давай я сама сделаю…», процесс формирования самостоятельности замедляется. А за ним замедляется познавательная активность, которая не только имеет отношения к учебной деятельности в будущем, а напрямую влияет на мотивацию и ответственность маленького человека во многих сферах его жизни.

Одним из важнейших условий правильного воспитания является – представление о том, что будет потом. Стивен Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» пишет о том, что необходимо начинать что-то, всегда «представляя конечную цель». Отталкиваться от конечной цели — главное качество любого преуспевающего человека. Оно же и одно из самых важных качеств хороших родителей. О чем нам нужно помнить, так это о том, что каждым своим шагом в воспитании, каждым своим действием или словом в отношении ребенка, мы готовим его к взрослой жизни. Многие родители (и не только родители, но и бабушки, дедушки) относятся к типу «помогающих» родителей. Приведу вам несколько примеров из жизни:

  1. Забрала своего ребенка из сада, выхожу за ворота. Стоит бабушка и протягивает к внучке руки со словами: «Хочешь, давай я тебя понесу?». Ребенок даже не просил об этом. Какое поведение вырабатывается в этом случае у ребенка?
  2. На площадке, когда гуляла с ребенком, одна мама начала управлять игрой ее ребенка: «Нет, это не так, возьми по-другому, поменяйся с другим мальчиком, ты делаешь неправильно…». Захочет ли ребенок играть в следующий раз в эту игру?
Читайте также:  Ребенок щипается когда засыпает в 3 года

Выводы: когда мы помогаем своим детям, особенно, когда они нас об этом не просят, это идет им во вред и у них формируется твердая уверенность в том, что им должны все помогать.

Родители помогают своим детям выходить из разных ситуаций. Для них каждая «недоделка» ребенка или даже проступок становятся поводом показать свою любовь.

Материнская тревога, которая является серьезной предпосылкой к отсутствию самостоятельности у ребенка, передается к нему и проявляется в виде нерешительности в своих действиях, неуверенном поведении. Приведу пример из своей практики. Год назад ко мне на консультацию обратилась мама с запросом на неуверенность в себе ее 12-летнего сына. В процессе консультации мы разбирали с ней вопрос: за что несет ответственность ее ребенок, а за что не несет, что она разрешает ему делать, а что – пока нет. К концу консультации мама мальчика осознала, что та часть обязанностей, за которые ее ребенок несет ответственность – это та часть, где он чувствует себя уверенно. На самом деле, так и есть, что

Ответственность = Самостоятельности.

Ее сын сам учит уроки, собирает портфель, идет в школу, выбирает одежду. Когда я общалась лично с этим мальчиком, он подтверждает то, что в этих ситуациях чувствует себя уверенно. Неуверенность создают те ситуации, где мама не дает своему сыну «глотка свежего воздуха» или очень за него переживает. К таким ситуациям относятся: дружба ее сына с другими ребятами, неумение выходить из конфликтных ситуаций и другие.

Итак, в целом дети достигают того уровня зрелости, на который их выводят родители, — ничуть не выше. Родители являются авторитетом для ребенка, и на них лежит вся ответственность за то, насколько самостоятелен будет их ребенок. Другими словами, сколько они смогут отдать в воспитании самостоятельности, ответственности и доверять своим детям в разных делах ровно столько они смогут взять. Ребенок вырастает таким, каким его воспитывают.

Что делать если ребенок в 3 года не самостоятельный

Предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Границы ответственности». Это упражнение поможет вам в большем осознании какой-либо причины поведения ребенка.

Упражнение. Опишите вкратце ситуацию, которая вызывает у вас беспокойство. Это может быть какой-то конфликт или определенное поведение ребенка, которое причиняет вам дискомфорт. Напишите чувства, которые вы испытываете в связи с этой ситуацией. Напишите ответы на вопросы:

  1. Какой вклад я внес в существовании этой проблемы, какова моя роль в возникновении этой проблемы?
  2. Чья это проблема?
  3. Что я могу сделать, чтобы помочь ему ощутить проблему?
  4. Что я делаю, чтобы помешать ему ощутить проблему?

Существует еще один аспект ответственности – это разница между «быть не в состоянии» и «испытывать неудобство». Многие дети считают, что это одно и то же, и думают, что если им что-то не нравится, значит, они этого делать не могут. Следовательно, делать то, что причиняет им неудобство, должен кто-то другой. И этот другой — родитель.

Убежденность в том, что он не может делать то, что ему не нравится, мешает ребенку понять главное: он сам несет ответственность за свою жизнь и свои проблемы, и никто не будет делать это за него. В этом случае можно сказать примерно такую фразу: «По-моему, ты столкнулся с какими-то трудностями, но я подожду, пока ты САМ обратишься ко мне».

Но, с другой стороны, родители не должны поддерживать в ребенке иллюзию о том, что он ни в ком не нуждается. Представим ситуацию: малыш упал, и мама спешит поднять его, прежде чем он сам позвал на помощь. У малыша складывается впечатление: «Я очень сильный и не нуждаюсь в помощи», потому что в этот момент ему не пришлось брать на себя ответственность за то, чтобы позвать на помощь. Дайте ребенку возможность попросить вас помочь ему. Это единственный способ помочь ребенку осознать свою потребность в поддержке и любви.

Слишком часто поведение детей не создает проблем лично им. Они не терпят из-за него никаких лишений. Вместо этого родители превращают проблему ребенка в свою собственную. Запомните: ребенок сам должен переживать из-за того, что у него возникла проблема, и искать способы ее решения. Роль родителей — помочь ребенку захотеть этого. Последствия и станут необходимой мотивацией. Благодаря причинно-следственной связи дети учатся брать ответственность за свою жизнь.

Многие родители устраивают ребенку разнос, рвут и мечут, угрожают. И тогда реальность перестает быть его проблемой. Проблемой становится сам родитель. Да к тому же не любящий ребенка родитель не оказывает ему никакой помощи в правильном восприятии действительности.

В своей практике я часто сталкиваюсь с родителями детей, которые пытаются научить своих детей разным навыкам (следить за собой, быть аккуратным, учить вовремя уроки, поддерживать порядок в комнате и т.п.). Но пытаются они это сделать путем угроз, манипулирования, давления, упрашивания, настаивания на своем. Сами родители соглашаются, что ни один из способов привлечения внимания к проблеме ребенка или выработке какого-либо навыка – не действует. Более того, родители отмечают, что отношения с их детьми портятся, им все сложнее достучаться до своих детей, т.к. дети отдаляются, а порой и вовсе закрываются от своих родителей. А все потому, что уровень доверия в атмосфере, в которой ребенок сам бы хотел развиваться, учиться быть самостоятельным и ответственным, очень низок. Пополняйте каждый день эмоциональный счет вашего ребенка, и вы увидите, как он стал не только более восприимчивым к вашим словам, но и более мотивированным на успех и ответственность!!

Источник