Чтение ребенку залог развития речи

Чтение ребенку залог развития речи thumbnail

Елена Сатаева
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы — залог хорошего речевого развития вашего ребенка»

Консультация для родителей Тема Чтение художественной литературы-залог хорошего речевого развития вашего ребенка.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Развитиеобразной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической, восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают владение запасом грамматических средств.

Если же рассматривать фонетическую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плановость) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения, четкая дикция, темп речи.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Читайте также:  Интервалы развития ребенка до года

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи,интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Источник

«Развитие речи ребенка – залог успешного будущего»

Консультацию провела воспитатель: Глазкова И.В.

Уважаемые родители!

Всем вам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком.

Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться воспитателям будет очень тяжело.

Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой — родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.

Сейчас вашему вниманию представим несколько правил, выполнение которых поможет вам, уважаемые родители, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений.

·         Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.

·         Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.

·         Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания.

·         Если у вас ребенок «почемучка» — старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того, чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного — задайте ему встречные вопросы.

5.Если ребенок вам очень часто задает вопросы — никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.

6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете его и он может замкнуться.

Читайте также:  Развитие личности ребенка при разводе

7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.

8. Для того, чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь.

·         Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.

·         Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.

·         По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день. Проявляйте интерес к его жизни в саду.

·         Больше играйте с ним в игры по развитию речи.

·         Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.

Источник

Светлана Лагутеева
Привитие детям интереса к книге как залог успешного развития навыков чтения и повышения качества письменной речи школьников

Говоря о снижении у современных детей интереса к книге, мы подразумеваем, что ребенок, поступая в школу, столкнется со сложностями в освоении как отдельных предметов, так освоения навыков чтения и письма. Тенденции современного мира привели к тому, что уже в дошкольном возрасте книгаподменяется различными электронными носителями: планшетами, андроидами, компьютером, а в самом раннем возрасте игрушками, имитирующими настоящие электронные гаджеты. Все реже книга становится привлекательным подарком для ребенка, и взрослый, приобретая подарок, не задумывается о возможности подарить умную книгу своему ребенку. Да и ребенок, получив такой подарок, вряд ли обрадуется, так как в семье уже очень редко читаются книги, создается атмосфера умного чтения, воспитание интереса к чтению сводится к нулю.

Поступая в школу, ребенку подчас бывает очень сложно работать с книгой- учебником. Бывает, что у ребенка нет даже навыка работы с книгой. По началу, мы встречаемся и с такими проблемами, что ребенку не понятно как правильно перевернуть лист и следить за строкой при чтении, что прочитывание задания имеет свою последовательность, что потеря строки ведет к непониманию текста или смысла задачи. Все это впоследствии приводит к непоправимой ошибке при формировании навыка чтения и письма.

Как же привить ребенку любовь к книге, как повысить интерес к чтению, как уже в раннем возрасте научить ребенка воспринимать книгу как интересное и полезное занятие, а вовсе не наказание при выполнении домашнего задания в школе.

Для того, чтобы помочь родителям в развитии любви к книге и интереса к чтению я постараюсь изложить несколько советов, которые возможно пригодятся вам в воспитании вашего ребенка.

Пожалуй, самым первым советом я могу сформулировать то, что в семье должны быть книги, что семья должна читать. Иначе как мы разовьем интерес ребенка к книге и чтению, если он ни разу не видел в руках родителей книгу. Читайте всей семьей, найдите минутку вечернего чтения и чтения в выходной день. Именно своим примером и демонстрацией заинтересованности в чтении вы поможете ребенку.

Уже в раннем дошкольном возрасте необходимо показывать ребенку книгу, учить правильному обращению с ней, приучать к бережному отношению. Первые встречи с книгой должны быть очень рано, еще в младенческом возрасте. Рассматривая картинки, мы учить ребенка звукоподражанию, развиваем номинативный словарь, учим узнавать и показывать предметы, его части, читаем потешки и короткие рассказы и сказки. Книжки-игрушки помогут воспитать интерес к книге, как занимательному занятию.

Чем старше ребенок, тем сложнее книги, тем богаче их содержание. А прочитав ее, обязательно нужно задать ребенку вопросы по содержанию, чтобы убедиться, что ребенок его понял. Беседуя по содержанию, намеренно искажайте некоторые события, чтобы ребенок сам исправил вас, и у него возникло желание найти в книге этот отрывок и перечитать его заново.

Одна и та же книга,должна быть прочитана несколько раз различными способами: чтение и рассматривание, рассказывание, показ кукольного спектакля, просмотр мультфильма и т. д. так ребенок не просто услышит, но и образно воспримет данную книгу.

Вторым важным моментом при воспитании интереса к книге я выделю то, что дома книги не должны быть на одной полке и стоять стройными рядами. Разложите книги для ребенка в разных местах, чтобы ребенок, совершая бытовую деятельность, как можно чаще встречался с книгой, брал ее в руки, рассматривал и возможно он попросит вам прочитать ее. Привлекайте ребенка к книге с помощью игровых ситуаций, подавайте пример, создавайте ситуации возникновения случайного интереса, действуйте от интересов самого ребенка.

Читайте также:  Отклонения и нарушения в развитии ребенка

Если ваш ребенок любит считать, предложите книги веселого счета, математические азбуки, веселые задачки и т. д. А если ваша дочка любит помогать вам готовить, то предложите ей книгу рецептов, кулинарные советы и т. д. Вместе с ребенком читая книгу, вы повысите в сознании ребенка важность чтения книг для удовлетворения своей любознательности в определенной сфере.

Третьим условием привития любви к книге и чтению я выделяю то, что на начальном этапе обучения работе с книгой у ребенка должен возникнуть именно интерес и занимательность данного процесса. Этому поможет чтение разными способами, разными вариантами. К примеру, чтение по очереди, по ролям, чтение с продолжением, когда начало читается вечером, а на следующий день продолжение. Специально прервите чтение на самом интересном месте, чтобы создать у ребенка желание быстрее вернуться к чтению. Так у ребенка сформируется желание узнать окончание и заинтересованность в прочтении и завершении начатого дела. Экранизированные литературные произведения и просмотр их всей семьей, заинтересованность взрослого в этом процессе, обсуждение и сравнение содержания книги и фильма (мультфильма) так же способствует привитию интереса к чтению.

Четвертым приемом повышения интереса к чтению, это то, что родители должны выбирать произведения соразмерные возрасту и возможностям ребенка. Достаточный шрифт, количество текста, наличие картинок и иллюстраций в книге так же способствуют решению данной задачи. Чем младше ребенок — тем красочнее книги и меньше текста. Чтобы первоначальное чтение было легким для малыша, чтобы не создавало ситуации не успеха, чтобы повышалось чувство удовлетворения от того, что ребенок может сам прочитать.

Пятое условие, по моему мнению, это рассказ родителей об авторе книги. О том, как создавалась данная книга, когда напечатана, какие есть варианты оформления книги и т. д. И вот здесь, пожалуй, можно обратиться и к электронной книге, как современному и столь любимому детьми варианту. Дать ребенку увидеть, что использование электронных гаджетов, может быть не только игровым, но и развивающим ум и способности. Можно научить ребенка пользоваться электронной библиотекой, порталом в вашей местности, который ведет библиотека. Помимо доступа к электронному варианту книги, на данных страничках найдется много интересного, что может помочь ребенку повысить интерес к чтению. Часто там размещаются игровые задания, кроссворды, тематические конкурсы и многое другое. А отвечая на них, ребенку придется найти ответы в книгах. И это тоже поможет привить интерес к чтению.

Запишите ребенка в детскую библиотеку, посещайте совместно читальный зал, покажите привлекательность такого полезного отдыха, ведь в библиотеке царить своя, неповторимая, какая то завораживающая атмосфера.

Шестым компонентом может быть демонстрация ребенку особо почитаемых семейных книг и даже реликвий. К примеру, старинные книги и подарочные образцы, книги на иностранных языках и на старославянском языке, который даже можно попробовать прочесть. Книги, подаренные вашей семье с дарственными надписями несомненно вызовут интерес.

Делитесь с ребенком впечатлениями о прочитанной книге, заводите беседы по содержанию, пусть пятиминутные, но всегда обращайтесь к опыту ребенка, постоянно поддерживайте этот интерес.

Седьмой прием, это создание личной детской библиотечки. Собирайте книги, понравившиеся ребенку, придумайте свой семейный и лично вашего ребенка значок, для отметки книги, как части личной библиотеки. Так ребенок сможет гордиться тем, что у него имеется пусть небольшая, но личная подборка книг. Возможно, впоследствии, это ему пригодится в воспитании уже своего ребенка.

Восьмое условие – дарите ребенку книгу. Делайте дарственную надпись. Воспитывайте понимание ценности произведения и бережное отношение к данному предмету знаний.

Девятый мой совет состоит в том, что кроме художественных книг, необходимо научить ребенка работать с энциклопедиями, словарями, сборниками и т. д. Данная деятельность имеем твою специфику и это новый способ повышения интереса к чтению. Поиск информации в энциклопедиях и справочниках имеет свою структуру и порядок и обучение этому, вы заинтересуете ребенка к данным действиям. Выполняя данные манипуляции, ребенок продолжит работу с книгой, будет совершенствовать навык чтения и повышать свою образованность.

И в десятом совете, мне бы хотелось обратить внимание на то, что в процессе воспитания интереса к книге, к чтению немаловажное значение имеет развитие устной речи. И косвенно влияние этого на освоение письменного навыка. Образцы литературного текста привьют ребенку навык построения грамотных предложении, логичному высказыванию, употреблению всех средств выразительности и грамматических средств языка. Читая, ребенок приобретает навык языкового чутья, когда зрительный образ слова поможет ему правильно его написать. Чаще беседуйте по содержанию книг, учите пересказу, полным и развернутым ответам на вопросы, рассуждениям, умению использовать доказательную речь. Русские сказки и произведения повысят у ребенка навык использования в речи эпитетов, олицетворений, конструкций со скрытым смыслом. Это поможет ребенку в написании сочинений и изложений. Литературные обороты речи сделают речь вашего ребенка стройной и правильной.

Все вышеизложенное, по моему мнению, поможет в решении важной задачи повышения успехов в освоении навыков чтения и письма. Успехов вам в развитии детей.

Привитие детям интереса к книге как залог успешного развития навыков чтения и повышения качества письменной речи школьниковЧтение ребенку залог развития речи

Источник