Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка

Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка thumbnail

Консультация для родителей

«Чтение и рассказывание сказок для развития речи

ребенка »

Все без исключения дети любят, когда им читают или рассказывают сказки. Они так давно стали неотъемлемым атрибутом счастливого детства и инструментом воспитания, а уж разнообразие литературного сказочного наследия просто поражает воображение — народные и авторские, русские и иностранные, для малышей и подростков и даже для взрослых.

 Вековая мудрость в том, что именно сказки были первыми учебниками для маленьких людей — они рассказывали им о жизни в большом мире, о принятых в них законах и правилах, учили жизненным ценностям и прививали любовь к добру. Сказка рассказывала ребёнку (и не только ребёнку, но и взрослому) о способах Духовного развития, о смысле Жизни.

 В русской воспитательной традиции сказки маленькому ребёнку, как правило, рассказывала женщина — мама, бабушка, кормилица или нянька. Именно эти люди были наиболее родными и близкими для малыша — звуком своего голоса, теплом своих рук они согревали, успокаивали при плаче или болезни, дарили покой и счастье даже самому беспокойному и непоседливому малышу. Женские сказки были протяжными, спокойно-эмоциональными — зачастую ритмичными, с множеством повторов и неторопливым действием. Цель такой сказки — отвлечь ребёнка от активных игр и проказ, успокоить, подготовить ко сну, заворожить тихим журчанием рассказа.

 В старинных русских сказках нет лишних слов или несущественных деталей — их структура часто построена таким образом, что, уловив внимание малыша, они уже не дают ему отвлечься от сюжета. Достигается это специальными словами, ритмикой, повышением или понижением тембра, сменой интонацией. Все эти уловки позволяли развивать детское воображение и фантазию, а устная речь прекрасно воспринималась даже без разглядывания картинок.

 В наше время чтение и рассказывание сказок детям — преимущественно мамино или бабушкино дело. Но и папу стоит привлечь к этому полезному занятию. Современные дети испытывают дефицит мужской составляющей в процессе воспитания, а сказка — это отличный повод для папы или дедушки пообщаться с ребёнком и подарить ему радостные моменты.

 Распространено мнение, что сказки несут исключительно добро и воспитывают в детях человеколюбие и положительные эмоции. Однако с древними сказками не все так просто, и их скрытый, глубинный смысл может отличаться от того, который мы вкладываем в них сейчас.

 Интересно, что многие древние сказки разных народов изначально предназначались для взрослых. А темы, в которых они поднимались, были отнюдь не детскими: часто они рассказывали о неизбежности смерти, сказочные персонажи могли олицетворять враждебные стихийные силы — голод, болезни, войны, а сюжеты были неоднозначны и не всегда имели счастливый конец в современном понимании.

 К тому же, в те времена сказки были продолжением мифологии, и были наполнены метафорами и олицетворениями. С веками сакральный смысл этих сказаний терялся, сказки видоизменялись и упрощались. Это привело к тому, что современный человек уже не знает истинного смысла русских сказок. А зря. Ведь сказки тех времён не были просто историями-небылицами. Это своего рода учение о предназначении человека, цели его рождения на этой Земле.

 Как выбрать правильную сказку для малыша? Прежде всего, нужно ориентироваться на возраст ребёнка. Интересоваться устной речью дети начинают ближе к году — именно тогда можно знакомить ребёнка с простыми сказками, в которых можно подражать звукам и разговорам знакомых героев — мышек и кисок, птичек и машинок. Яркие книжки с крупными рисунками и небольшим количеством текста подойдут для этого лучше всего. И не забывайте о мимике и жестах — малышам нравится, когда по ходу сюжеты взрослые активно демонстрируют сюжет — гримасничают, жестикулируют, жалеют и защищают нарисованных героев.  Детям раннего возраста 2 — 4 лет уже можно начинать понемногу рассказывать волшебные сказки, так как к этому возрасту они уже способны фантазировать. Однако, помните, что различать реальный и вымышленный мир дети учатся только к 4 — 6 годам. Поэтому не слишком увлекайтесь насыщенностью сюжета — иногда у детей может развиться страхи и боязнь отрицательных сказочных персонажей, которая окажет влияние на психическое развитие ребёнка.

 Очень полезно приучать детей слушать и понимать сказки о природе и жизни животных. Они отлично расширяют кругозор и формируют эрудицию — зачастую дети лучше взрослых разбираются в разновидностях жучков, птичек или экзотических животных. Эти сказки играют важную роль в экологическом воспитании — и отлично, если у вас есть возможность продемонстрировать ребёнку жизнь знакомых персонажей в естественных условиях.

 Дети 4 — 6 лет и младшие школьники могут уже сами высказывать предпочтения и выбирать себе сказки. Им часто нравятся сказочные рассказы о детях — ровесниках — например, книжки о Карлсоне, Незнайке, Вини-Пухе и его друзьях, повести Э. Успенского или серия о волшебнике Изумрудного города.

 Даже если ребёнок научился читать свои первые книжки, не отказывайте ему в просьбе почитать перед сном — ведь его литературные интересы часто обгоняют технику чтения. Старшие дошколята уже интересуются толстыми книжками и длинными сказками, которые можно читать постепенно, день за днем.

         Если вы приучите ребенка читать, а не смотреть телевизор или играть в компьютер — вы можете себя поздравить! Ведь чтение развивает память, интеллект, фантазию и образное мышление, а значит, ребёнок будет лучше учиться и обязательно найдет своё место в жизни.

Читайте также:  Темы по воспитанию и развитию ребенка

Источник

«Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка»

Сказка в жизни дошкольника

Слушая рассказы и сказки в исполнении мастеров слова или своих близких, дети познают точность слова (в рассказах), в сказках перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Содержание любых литературных произведений до них доводит взрослый. Цель чтения сказок детям:

  • Донести до малышей содержание произведения.

  • Уметь раскрыть замысел автора, воспитать нравственное отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам.

  • Интонационно передать своё отношение к героям произведения.

  • Развить интерес к художественной литературе.

  • Научить отличать сказку от рассказа.

  • Развить умение рассказывать сказки, побуждать ребят к драматизации.

Естественно, достичь реализации данных целей и задач можно при условии, если дома уделяется достаточное внимание рассказыванию, чтению. Следует помнить, что само по себе слушание, а затем чтение не приходит: его необходимо развивать с самого раннего детства, чтобы развить у детей способность слушать, вслушиваться в художественное слово и понимать его значение.

Развитие речи ребенка через сказку

В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые вопросы роли сказки в развитии речи детей дошкольного возраста. Начинается знакомство со сказками с полутора-двух лет, когда мы знакомим своих малышей со сказками «Курочка Ряба», «Репка», далее «Теремок», «Колобок» и т.п. 

Заинтересовать детишек к слушанию сказки лучше всего с помощью рассматривания красочных игрушек, картинок. Далее начните знакомство с иллюстрациями к сказке в книге, вызвав интерес ребёнка к книге и иллюстрациям. При рассматривании иллюстраций взрослый просто проговаривает правильное содержание сказки и вовлекает детей в разговор вопросами типа: «Что снесла курочка Ряба?», «Кто разбил яичко?», добивайтесь, чтобы дети повторяли за вами выражения: «…дед бил – бил, баба била-била…» и прочее. Малыши любят такие повторы и с удовольствием участвуют в подобных диалогах. Сказка в развитии речи детей – знакомство с особенностями народного разговорного жанра.

Необходимо взрослым учитывать, что такой жанр, как народная сказка, требует рассказывания, а не чтения, что усиливает эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему восприятию основного замысла сказки, так как взрослый разговаривает с ребёнком.  Именно при рассказывании воспитывается важное умение слушать и понимать речь взрослого.

Сказка в жизни ребёнка беседа

С детьми трёх лет уже после рассказывания сказки предлагается вспомнить наиболее интересные моменты сказки и повторить их словами. Если взрослые вспомнят своё детство, то наверняка восстановят в своей памяти интересные рассказы своих бабушек и дедушек о том, как они терпеливо, загадочно и эмоционально рассказывали им сказочные истории. Я же приведу пример из общения бабушки с внучкой. После того, как бабушка рассказала Танюше сказку «Маша и Медведь», попросила девочку ответить на вопрос: «Какие слова говорил Медведь, когда хотел съесть пирожок?» Внучка не смогла ответить, что вполне естественно. Тогда бабушка напомнила ей эти слова: «Сяду на пенёк, съем пирожок?», и они вместе их повторили несколько раз. То же самое они проделали с ответом Машеньки: «… вижу-вижу, слышу-слышу…». Бабушка так сумела обыграть сказку, что уже вечером девочка сама повторяла в нужный момент слова Медведя и Машеньки. В дальнейшем при слушании сказок «Волк и семеро козлят», «Кот, Петух и Лиса» Тане предлагалось запоминать песенки Волка, Лисы, Петуха, предлагая девочке вспомнить, какую песенку пел Петушок, как пела Коза своим козлятушкам, повторить песенку Волка козляткам и прочее.

При повторении песенок из сказок дети хорошо запоминают слова и образные выражения, улавливают созвучность строк, а также могут использовать эти выражения в играх, драматизациях, пересказах сказок.

Развитие речи при рассказывании сказок детьми

Взрослые же должны обращать внимание на то, чтобы все эти сказочные выражения и слова употреблялись детьми в правильной грамматической форме. Всё это необходимо будет в дальнейшем для правильного восприятия более сложных произведений, дальнейшего развития речи.

В старшем дошкольном возрасте дети способны глубоко осмыслить содержание сказок, понимать главную идею сказки и правильно оценить поступки её героев. Кроме того, дети 5-7 лет должны уметь отличить сказку от рассказа, стихотворения. Поэтому после рассказывания народной сказки желательно ребятам задать вопросы: «Что я тебе рассказала? (рассказал)?», «Почему ты думаешь, что это сказка?». Вопросы эти направлены на осознание детьми характерных особенностей сказки – зачин, повторы, концовка. Необходимо так же задавать вопросы, выявляющие последовательность событий и определяющие характерные особенности персонажей сказки и обращать внимание на средства художественной выразительности сказки. Например, после рассказывания сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» попросите ребёнка описать пруд, в котором утопили Алёнушку. Спросите, какое выражение в сказке больше всего понравилось ребёнку и почему. Подобные задания и вопросы позволяют детям выразить своё мнение, что ценно для развития их мышления, внимания, воображения, памяти.

Необходимо знать и помнить, если народные сказки лучше всего рассказывать детям, то авторские сказки следует читать, так как каждый автор использует свои индивидуальные особенности речи, которые дети должны уметь воспринимать и отличать. Хорошо воспринимаются детьми сказки А.С. Пушкина, П.Бажова из цикла «Малахитовая шкатулка», М.Горького «Воробьишко», В.Одоевского «Мороз Иванович», С.Маршака «12 месяцев», «Кошкин дом», С.Аксакова «Аленький цветочек», сказки Андерсена, братьев Гримм и т.п.

Читайте также:  Создание окружающей среды для речевого развития ребенка

Значение сказки в жизни дошкольника

Слушая сказки, дети начинают рассуждать, не только о том, чем отличается сказка от рассказа, стихотворения, но и объяснять поступки героев, делать выводы, определив свое отношении к сказочным персонажам, их взаимоотношениям. Задача взрослых – воспитывать правильное восприятие содержания сказок и умение использовать слова и выражения из сказок в речи. Для этого хорошо использовать творческие задания, как делала мама Валеры. Женщина умело использовала прогулки с мальчиком по парку. Пруд в городском саду она просила мальчика описать после знакомства со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Наблюдая за воробьями, они вспоминали сказку М.Горького «Воробьишко». Подобные творческие задания оказывают большое влияние на обогащение словаря детей, учат малышей вести диалог, воспитывают умения описывать нужные события, вспоминая прочитанное, услышанное. Ребята начинают умело пользоваться синонимами, сравнениями, понимают их значение. Всё это воспитывает в детях внимание к слову, его значению, эмоциональной окраске, точности употребления.

Драматизация сказки

Драматизация сказок является одним из видов театрализованных игр, в которых дети имеют возможность перевоплощаться в героев любимых сказок. В таких играх дети могут быть и зрителями, и героями произведения. Содержание сказки подсказывает ребятам действия, а образ героя сказки воссоздают они сами с помощью жестов, выразительности речи, движений, обращения к другим героям. Ребёнок сам выбирает выразительные средства, которые перенял у взрослых. Естественно, без участия взрослых здесь не обойтись, именно взрослый должен создать условия, необходимые для драматизации, является и постановщиком, и режиссёром, в целом руководит процессом игры.

Роль сказки в жизни ребёнка

В таких играх дети учатся двигаться в такт произносимому тексту, говорить соответственно голосу персонажа, запоминать и произносить слова, характерные для конкретного персонажа. Хорошо, если в таких играх-драматизациях будут использоваться народные музыкальные инструменты, они разнообразят ход игры, развивают фантазию, творчество детей.

Желательно, чтобы игры-драматизации по сказкам повторялись не один раз. Пусть сначала поиграете в кругу семьи, затем покажите её свои гостям, пришедшим на праздник, приехавшей в гости тёте (дяде) и т.п.  Всё это поможет ребятам приобрести уверенность в своих силах и возможностях, побудит их к дальнейшему творчеству и развитию инициативы.

Источник

Консультация на тему:

«Чтение сказок, как одно из условий развития речи»

С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый.

К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в действии сказки. Дети третьего года жизни способны участвовать в игре- драматизации, то есть импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с тем или иным движением, действием.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить внимание на изображаемые персонажи, например, повторить с малышами как умывается котенок, как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук. Данные упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после чтения потешек, сказок, стихотворений.

Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда воспитатель говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Сначала взрослый рассказывает сказку, затем детям надеваются шапочки или элементы костюма (платочек, шапку, бантик и т.п.). Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к научению самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.

Читайте также:  Упражнения для развития моторики у ребенка 6 лет

Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить связную речь. В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.: обогащается и расширяется словарь; формируются навыки словоупотребления; развиваются все психические процессы: Внимание (умение внимать); Память (запоминание текста); Мышление (логика изложения). Возрастает роль произвольно- волевых процессов: усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст. После просмотра или чтения сказки необходимо провести беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, т. е. постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Систематическое чтение, рассказывание и показ сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывания сказок и рассказов.

Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения — все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальне а значит, станет более счастливым…

Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?

Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.

(от 1 до 3 лет): -«Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр. М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова); (М. Моцуорек) «Про бегемота, который боялся прививок»; «Три поросенка», цикл стихов «Мой щенок» (С.Михалков); «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский); «Я иду в детский сад» (К. Овсепян); «Маша-растеряша» (Л. Воронкова) и др.

(от 3 до 4 лет): — «Бычок – черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова); «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой); «Цыпленок» – К. Чуковский; «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка; «Петушок и бобовое зернышко» — (обр. О. Капицы); «Три брата» — (хакасская, пер. В. Гурова); «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» — С. Козлов; «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской); «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова); «Перчатки» — С. Маршак; «Сказка о рыбаке и рыбке» — А. Пушкин и др.

(от 4 до 5 лет): — «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» — А. Введенский; «Бодливая корова» — К. Ушинский; «Журка» — М. Пришвин; «Три поросенка» (перевод С. Маршака); «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Про Иванушку – дурачка» — М. Горький; «Телефон» — К. Чуковский; «Зимняя сказка» — С. Козлова; «Федорино горе» — К. Чуковский; «Бременские музыканты» — братья Гримм; «Собака, которая не умела лаять» (перевод с датск. А. Танзен); «Колобок – колючий бок» — В. Бианки; «Кто сказал «Мяу!»?» — В. Сутеев и др.

(от 5 до 6 лет): — «Царевна – лягушка» (обр. Булатова); «Хлебный колос» — А. Ремизов; «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк; «Финист – ясный сокол» — р.н.сказка; «Случай с Евсейкой» — М. Горький; «Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака); «Серебрянное копытце» — П.Бажов; «Доктор Айболит» — К. Чуковский; «Бобик в гостях у Барбоса» — Н. Носов; «Мальчик – с — пальчик» — Ш. Перро; «Доверчивый ежик» — С. Козлов; «Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого); «Дюймовочка» — Х. Андерсен; «Цветик – семисветик» — В. Катаев; «Тайна третьей планеты» — К. Булычев; «Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков; «Собачкины огорчения» — Б.Захадер; «Сказка про трех пиратов» — А. Митяев и др.

(от 6 до 7 лет): — «Лиса и медведь» (Мордовская); «Война грибов с ягодами» — В. Даль; «Дикие лебеди» — Х.К. Андерсен; «Сундук –самолет» — Х.К. Андерсен; «Прожорливый башмак» — А.Н. Толстой; «Кот на велосипеде» — С. Черный; «У лукоморья дуб зеленый…» — А.С. Пушкин; «Конек – горбунок» — П. Ершов; «Спящая царевна» — В. Жуковский; «Господин Ау» — Х. Мякеля; «Гадкий утенок» — Х.К. Андерсен; «Всяк по-своему» — Г. Скребицкий; «Лягушка – путешественница» — В. Гаршин; «Денискины рассказы» — В. Драгунский; «Сказка о царе Салтане» — А.С. Пушкин; «Мороз Иванович» — В. Одоевский; «Госпожа Метелица» — Бр. Гримм; «Сказка о потерянном времени» — Е. Шварц; «Золотой ключик» — А.Н.Толстой; «Гарантийные человечки» — Э. Успенский; «Черная курица, или Подземные жители» — А. Погорельский; «Слоненок» — Р. Киплинг; «Аленький цветочек» — К. Аксаков; «Цветик – семицветик» — В. Катаев; «Кот, который умел петь» — Л. Петрушевский и др.

Источник