Чистоговорки для развития речи с ребенком

Чистоговорки для развития дикции детей, которые можно использовать на логопедических занятиях, а также для занятий в домашних условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Звук Б

Ба-ба-ба — во дворе изба.

Ба-ба-ба — на крыше труба.

Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.

Би-би-би — сидят под крышей голуби.

Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу.

Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.

Бы-бы-бы — на пеньке грибы.

Бы-бы-бы — за двором дубы.

Аба-аба- аба — ускакала жаба.

Бы-бы-бы — в лесу растут грибы.

Об-об-об — в огороде растет боб.

Звук В

Ва-ва-ва – есть в лесу трава.

Ва-ва-ва – на деревьях листва.

Ве-ве-ве – я сижу в траве.

Ве-ве-ве – венок на голове.

Ву-ву-ву – я вижу сову.

Вы-вы-вы – не боюсь совы.

Ва-ва-ва – улетай сова!

Ви-ви-ви – деток позови.

Звук Г

Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.

Га-га-га – у быка рога.

Ги-ги-ги – ты быстрей беги.

Ги-ги-ги – ноги береги.

Ги-ги-ги — печет мама пироги.

Ге-ге-ге – есть начинка в пироге.

Гу-гу-гу – ждать я больше не могу.

Га-га-га – дай мне мама пирога.

Звук Д

Да-да-да – в колодце вода.

Де-де-де – ведра мои где?

Ду-ду-ду – ведра я найду.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

До-до-до – над колодцем гнездо.

Де-де-де – птенцы в гнезде.

Ди-ди-ди – птенцов не буди.

Ди-ди-ди — тихо иди.

Звук Ж

Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.

Жи-жи-жи – еж, животик покажи!

Жо-жо-жо – стало осенью свежо.

Жу-жу-жу – может холодно ежу?

Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу.

Же-же-же – хочет ежик есть уже.

Жу-жу-жу – молока налью ежу.

Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.

Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.

Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи!

Звук З

За-за-за  – убежала в лес коза.

За-за-за – надвигается гроза.

Зу-зу-зу – мы идем искать козу.

Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.

Зы-зы-зы – не видать козы!

Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.

За-за-за – всюду волчьи глаза.

Зу-зу-зу – у реки нашли козу.

Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!

Звук К

Ка-ка-ка  – мы вчера спасли жука.

Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке.

Ки-ки-ки – неуклюжие жуки!

Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку.

Ка-ка-ка – обсушили мы жука.

Ки-ки-ки – жук расправил крылышки.

Ко-ко-ко – улетел жук далеко.

Ак-ак-ак – не догнать жука никак.

Звук Л

Ла-ла-ла – наша Маша весела.

Лю-лю-лю – дочку я свою люблю.

Ла-ла-ла  – Маша папе помогла.

Лу-лу-лу – Маша принесла пилу.

Ул-ул-ул – папа чинит стул.

Лу-лу-лу – папа насорил в углу.

Ли-ли-ли – комната в пыли.

Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.

Ла-ла-ла – Маша пылесосила.

Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.

Ло-ло-ло – стало в комнате светло.

Звук М

Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме.

Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама.

Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо.

Му-му-му – странно, почему?!

Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми.

Му-му-му – на каток тебя возьму.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Звук Н

На-на-на – видел я во сне слона.

Но-но-но – сон похож  мой на кино.

Ни-ни-ни – в цирке яркие огни.

Ни-ни-ни – были в цирке мы одни.

Не-не-не – я катался на слоне.

Ну-ну-ну – уши я чесал слону.

Он-он-он – жаль, закончился мой сон.

Ня-ня-ня – папа разбудил меня.

Звук П

Уп-уп-уп – мы варить собрались суп.

Па-па-па – нам нужна крупа.

Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.

Пи-пи-пи – Антон, крупы купи!

Пы-пы-пы – в доме нет крупы.

По-по-по – есть крупа в «Сельпо».

Уп-уп-уп – будет вкусный суп.

Звук Р

Ре-ре-ре – лето на дворе.

Ра-ра-ра – на улице жара.

Ре-ре-ре – встану на заре.

Ру-ру-ру – созову детвору.

Ор-ор-ор – заведу разговор.

Ир-ир-ир – кто будет командир?

Ру-ру-ру – мы придумали игру.

Ры-ры-ры – для игры нужны шары.

Ры-ры-ры – мы идем искать шары.

Ры-ры-ры – пить хотим от жары.

Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.

Ро-ро-ро – для воды возьми ведро.

Рю-рю-рю – ведро детям подарю.

Ра-ра-ра – будем пить из ведра.

Ры-ры-ры – Катя принесла шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Су-су-су – были с папой мы в лесу.

Су-су-су – в лесу видели лису.

Са-са-са – испугалась нас лиса.

Се-се-се – рыбу дали мы лисе.

Сы-сы-сы – еще дали колбасы.

Са-са-са – но не стала есть лиса.

Со-со-со – спряталась за колесо.

Си-си-си – лиса, больше не проси!

Си-си-си – лучше ноги уноси.

Звук Т

Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.

Та-та-та – будет в доме красота.

Ти-ти-ти – как приятно их нести.

Ат-ат-ат – бесподобный аромат!

Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.

Те-те-те – страшно мне на высоте.

Та-та-та – вижу под мостом кота.

То-то-то – под котом лежит пальто.

От-от-от – спит в пальто бездомный кот.

Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.

От-от-от – пусть поест бездомный кот.

Звук Ф

Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.

Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.

Фе-фе-фе – граф спал только на софе.

Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.

Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу.

Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе.

Звук Х

Ох-ох-ох – во дворе переполох.

Ух-ух-ух – летят перья, летит пух.

Ха-ха-ха – два подрались петуха.

Ху-ху-ху – двор в пуху.

Хи-хи-хи – драться любят петухи.

Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах.

Хи-хи-хи – сочиняю я стихи.

Ах-ах-ах – я пишу о петухах.

Звук Ц

Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца.

Це-це-це – гуляла я на улице.

Цо-цо-цо – я запачкала лицо.

Ца-ца-ца – я у папы умница.

Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.

Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу.

Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо.

Цы-цы-цы – и доем все огурцы.

Цу-цу-цу – день приблизился к концу.

Ец-ец-ец – я сегодня молодец!

Звук Ч

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

Чу-чу-чу – я построить душ хочу.

Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич.

Ча-ча-ча – слишком много кирпича.

Очь-очь-очь – быстро наступила ночь.

Чу-чу-чу – я домой попасть хочу.

Чи-чи-чи – не найду никак ключи.

Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча.

Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи.

Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу.

Чо-чо-чо – от свечи мне горячо.

Че-че-че – фитиль яркий на свече.

Звук Ш

Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.

Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.

Шу-шу-шу – я дрова в костер ношу.

Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.

Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.

Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.

Ша-ша-ша – заберем мы малыша.

Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.

Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.

Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.

Ши-ши-ши – любят песни малыши.

Звук Щ

Щи-щи-щи – мы вчера доели щи.

Ща-ща-ща – сварит мама нам борща.

Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ.

Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь.

Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ.

Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща.

Ща-ща-ща – но за то принес леща.

Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё.

Щу-щу-щу – полотенце поищу.

Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу.

Ще-ще-ще – ходят под  дождем в плаще.

Читайте также:  Венгера умственное развитие ребенка

Источник

Мелихова Ирина Валерьевна
Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву — я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу — хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги — за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да — у меня вода.

Да-да-да — буду строить города.

Да-да-да — горяча вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ды-ды-ды — на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.

Ду-ду-ду — я по ягоды иду.

Ду-ду-ду — я по лугу иду.

Ду-ду-ду — в зоопарк иду.

До-до-до — там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу — молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.

За-за-за — вот летает стрекоза.

За-за-за — у куклы синие глаза.

Зе-зе-зе — Зоя едет на Козе.

Зу-зу-зу — я яблоко грызу.

Зу-зу-зу — накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.

Зы-зы-зы — у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой — скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку — взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак — расцветает мак.

Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок — на дворе снежок.

Ки-ки-ки — это кубики.

Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла — не забьете мне гола.

Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла — я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лу-лу-лу — заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол — начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ул-ул-ул — зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил — в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма — буду строить я дома.

Ма — ма — ма — на дворе зима.

Ма — ма — ма — вот пришла зима.

Ма — ма — ма — я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум — вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом-ом-ом — мы гулять идем.

Ом-ом-ом — это снежный ком.

Ом-ом-ом — слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы-мы-мы — дождались зимы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Читайте также:  Неполная семья проблемы развитие ребенка

Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан — мне купили барабан.

Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра — во дворе гора.

Ра-ра-ра — в лес идти пора.

Ра-ра-ра — сад полить пора.

Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра — суп варить пора.

Ра-ра-ра — суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры — прокачусь с горы.

Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры — любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру — взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар — рядом синий шар.

Ар-ар-ар — улетает синий шар.

Ар-ар-ар — это красный шар.

Ар-ар-ар — над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри — на рябину посмотри.

Ри-ри-ри — там расселись снегири.

Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.

Са-са-са — на траве роса.

Са-са-са — у меня коса.

Са-са-са — в сказке были чудеса.

Са-са-са — в норе живет лиса.

Са-са-са — будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су — заплету косу.

Су-су-су — наточу косу.

Су-су-су — я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы — у сома усы.

Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы — у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты — у куклы белые банты.

Ты-ты-ты — я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от — летит в небе самолет.

От-от-от — испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ух-ух-ух — развалился домик — бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца — дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу — в самолете я лечу.

Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу — быстро всех домчу.

Чу-чу-чу — я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч — в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу — я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши — зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш — это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу — я сома тащу.

Щу-щу-щу — васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Источник

Речь, по сути, является орудием мышления. К. И. Чуковский говорил: «… воспитание речи — есть всегда воспитание мысли». Поэтому я наверное всегда буду относиться к той категории мам, которые собирают игры и упражнения для развития речи. Плюс у меня осталось много материалов, так как я плотно занималась запуском речи у своего сына.

Читайте также:  Обследование раннего развития ребенка

Сегодняшняя статья посвящена произношению звуков. Приведенные ниже чистоговорки подходят как для закрепления известных малышу звуков, так и для стимулирования произношения новых.

Для того, чтобы сориентироваться, в каком возрасте какие звуки ребенку подвластны, привожу ниже заметку о нормах произношения звуков.

Нормы появления звуков

К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].

К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].

В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).

К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.

В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.

К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.

А теперь чистоговорки

Я их тоже, как и стихи Железновых, собирала сама и распечатывала, чтобы запомнить, а потом уже воспроизводила по памяти в играх с ребенком, на прогулке или в где-нибудь в очереди.

Б

Ба-ба-ба – у Вани есть труба. Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу. Бы-бы-бы — собираем мы грибы. Бе-бе-бе — горит лампа на столбе. Би-би-би- ты деревья не губи.

П

Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы – у розы есть шипы. Уп-уп-уп – мама варит суп. Ип-ип-ип- в саду много лип.

Т-Тˈ

От-от-от – полосатый кот. Та-та-та – позови кота. Ту-ту-ту – Тузик на мосту. Том-том-том – поиграй с котом. Те-те-те – каша на плите.

Д, Дˈ

Да-да-да – холодная вода. Ды-ды-ды – плохо без воды. Де-де-де – купаемся в воде. Дой-дой-дой – умываемся водой.

Н,Нˈ

На-на-на – синяя волна. Ну-ну-ну – не ныряй в волну. Ни-ни-ни — ты канат тяни. Ны-ны-ны — сшили мы штаны.

К, Кˈ

Ка-ка-ка – левая рука. Ке-ке-ке – куколка в руке. Ки-ки-ки – не поднять руки. Ко-ко-ко — плавать нелегко. Ок-ок-ок — подними носок. Ук-ук-ук — отвалился сук. Юк-юк-юк — вкусненький урюк.

Х, Хˈ

Ха-ха-ха – варится уха. Хи-хи-хи – нет у нас ухи. Ух-ух-ух – бегает петух. Ха-ха-ха – вижу петуха. Хи-хи-хи – дерутся петухи.

Г, Гˈ

Гу-гу-гу – гуси на лугу. Га-га-га – зеленые луга. Ги-ги-ги – с сыром пироги. Ге-ге-ге – начинка в пироге.

В, Вˈ

Ва-ва-ва – серая сова. Ву-ву-ву – видели сову. Ви-ви-ви — яблоко сорви. Вы-вы-вы — это дом совы.

Ф, Фˈ

Фа-фа-фа – мягкая софа. Фы-фы-фы – в доме нет софы. Фу-фу-фу – сядем на софу. Фе-фе-фе – кукла на софе.

Й

Ай-ай-ай – мне конфетку дай. Ой-ой-ой – Васенька больной. Эй-эй-эй – догони сумей.

С, Сˈ

Са-са-са – рыжая лиса. Сы-сы-сы — прячься от осы. Су-су-су – видели осу? Се-се-се – едем мы к лисе. Си-си-си — свет скорей гаси. Ис-ис-ис — купила мама рис. Ас-ас-ас — продается квас.

Чˈ

Ча-ча-ча — не горит свеча. Че-че-че — грач на каланче. Чо-чо-чо — вывихнул плечо. Ач-ач-ач — спит на ветке грач.

З, Зˈ

За-за-за – серая коза. Зы-зы-зы – рожки у козы. Зе-зе-зе – травку дам козе. Зу-зу-зу – я пасу козу. Зи-зи-зи — на повороте тормози.

Ц

Цу-цу-цу — зерен дай птенцу. Ца-ца-ца — принесли скворца. Цы-цы-цы — в сумке огурцы. Цо-цо-цо — новое кольцо. Ец-ец-ец — ты у нас боец.

Щ

Ща-ща-ща — не боимся мы клеща. Щи-щи-щи — собери щавель на щи. Ащ-ащ-ащ — у мамы новый плащ. Ще-ще-ще — сметаны нет в борще. Ещ-ещ-ещ — попался в сети лещ.

Л-Лˈ

Лю-Лю-Лю — маму я люблю. Ля-ля-ля — папа у руля. Ли-Ли-Ли — ты пилой пили. Оль-оль-оль — мы едим фасоль. Ла-ла-ла — на цветке пчела. Ля-ля-ля — черная земля. Ель-ель-ель — на улице метель. Ил-ил-ил — зубастый крокодил. Ыл-Ыл-Ыл — чашку я помыл. Лы-лы-лы — привезли столы. Ли-ли-ли — кашу посоли.

Р, Рˈ

Ра-ра-ра – под сосной нора. Ря-ря-ря — глубокие моря. Ро-ро-ро — в городе метро. Рю-рю-рю — дали нам по сухарю. Ру-ру-ру — заяц ободрал кору. Ры-ры-ры — плавают бобры. Ри-ри-ри — на пол не сори. Ор-ор-ор — красный помидор. Ре-ре-ре — варим на костре. Ур-ур-ур — у нас короткий шнур. Ёр-ёр-ёр — к нам пришел монтёр.

Ж

Жа-жа-жа — иголки у ежа. Жу-жу-жу — в садик я хожу. Же-же-же — мы выросли уже. Жи-жи-жи — ползают ужи.

Ш

Ша-ша-ша — варится лапша. Шу-шу-шу — шапку я ношу. Ше-ше-ше — живем мы в шалаше. Ши-ши-ши — уснули малыши.

Так как я не логопед, ссылаюсь на источники, которые использовала в статье:

1. А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье», «Мозаика- Синтез», Москва, 2008

2. https://rechrebenka.ru/normy-poyavleniya-zvukov-rechi/

Источник