Чистоговорки для развития речи с ребенком
Чистоговорки для развития дикции детей, которые можно использовать на логопедических занятиях, а также для занятий в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Звук Б Ба-ба-ба — во дворе изба. Ба-ба-ба — на крыше труба. Бе-бе-бе — кот сидит на трубе. Би-би-би — сидят под крышей голуби. Бу-бу-бу — папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бы-бы-бы — на пеньке грибы. Бы-бы-бы — за двором дубы. Аба-аба- аба — ускакала жаба. Бы-бы-бы — в лесу растут грибы. Об-об-об — в огороде растет боб. Звук В Ва-ва-ва – есть в лесу трава. Ва-ва-ва – на деревьях листва. Ве-ве-ве – я сижу в траве. Ве-ве-ве – венок на голове. Ву-ву-ву – я вижу сову. Вы-вы-вы – не боюсь совы. Ва-ва-ва – улетай сова! Ви-ви-ви – деток позови. Звук Г Гу-гу-гу — бык пасется на лугу. Га-га-га – у быка рога. Ги-ги-ги – ты быстрей беги. Ги-ги-ги – ноги береги. Ги-ги-ги — печет мама пироги. Ге-ге-ге – есть начинка в пироге. Гу-гу-гу – ждать я больше не могу. Га-га-га – дай мне мама пирога. Звук Д Да-да-да – в колодце вода. Де-де-де – ведра мои где? Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – за водой пойду. До-до-до – над колодцем гнездо. Де-де-де – птенцы в гнезде. Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди — тихо иди. | Звук Ж Жа-жа-жа – папа мне принес ежа. Жи-жи-жи – еж, животик покажи! Жо-жо-жо – стало осенью свежо. Жу-жу-жу – может холодно ежу? Жу-жу-жу – я ежу платок свяжу. Же-же-же – хочет ежик есть уже. Жу-жу-жу – молока налью ежу. Жу-жу-жу – спать ежа я уложу. Жа-жа-жа – утром выпустим ежа. Жи-жи-жи – еж, ежаток покажи! Звук З За-за-за – убежала в лес коза. За-за-за – надвигается гроза. Зу-зу-зу – мы идем искать козу. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зы-зы-зы – не видать козы! Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. За-за-за – всюду волчьи глаза. Зу-зу-зу – у реки нашли козу. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Звук К Ка-ка-ка – мы вчера спасли жука. Ке-ке-ке – бедный жук тонул в реке. Ки-ки-ки – неуклюжие жуки! Ку-ку-ку – не взлететь теперь жуку. Ка-ка-ка – обсушили мы жука. Ки-ки-ки – жук расправил крылышки. Ко-ко-ко – улетел жук далеко. Ак-ак-ак – не догнать жука никак. |
Звук Л Ла-ла-ла – наша Маша весела. Лю-лю-лю – дочку я свою люблю. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Лу-лу-лу – Маша принесла пилу. Ул-ул-ул – папа чинит стул. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Ли-ли-ли – комната в пыли. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – Маша пылесосила. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Звук М Ме-ме-ме – мы готовимся к зиме. Ма-ма-ма – шапку я вяжу сама. Мо-мо-мо – не хотим мы эскимо. Му-му-му – странно, почему?! Мы-мы-мы – долго ждали мы зимы. Ма-ма-ма – вот пришла зима. Ми-ми-ми – санки, брат, свои возьми. Му-му-му – на каток тебя возьму. Ме-ме-ме – очень рады мы зиме! Звук Н На-на-на – видел я во сне слона. Но-но-но – сон похож мой на кино. Ни-ни-ни – в цирке яркие огни. Ни-ни-ни – были в цирке мы одни. Не-не-не – я катался на слоне. Ну-ну-ну – уши я чесал слону. Он-он-он – жаль, закончился мой сон. Ня-ня-ня – папа разбудил меня. Звук П Уп-уп-уп – мы варить собрались суп. Па-па-па – нам нужна крупа. Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе. Пи-пи-пи – Антон, крупы купи! Пы-пы-пы – в доме нет крупы. По-по-по – есть крупа в «Сельпо». Уп-уп-уп – будет вкусный суп. | Звук Р Ре-ре-ре – лето на дворе. Ра-ра-ра – на улице жара. Ре-ре-ре – встану на заре. Ру-ру-ру – созову детвору. Ор-ор-ор – заведу разговор. Ир-ир-ир – кто будет командир? Ру-ру-ру – мы придумали игру. Ры-ры-ры – для игры нужны шары. Ры-ры-ры – мы идем искать шары. Ры-ры-ры – пить хотим от жары. Ри-ри-ри – воды, Петя, набери. Ро-ро-ро – для воды возьми ведро. Рю-рю-рю – ведро детям подарю. Ра-ра-ра – будем пить из ведра. Ры-ры-ры – Катя принесла шары. Ру-ру-ру – начинаем мы игру. Звук ССу-су-су – были с папой мы в лесу. Су-су-су – в лесу видели лису. Са-са-са – испугалась нас лиса. Се-се-се – рыбу дали мы лисе. Сы-сы-сы – еще дали колбасы. Са-са-са – но не стала есть лиса. Со-со-со – спряталась за колесо. Си-си-си – лиса, больше не проси! Си-си-си – лучше ноги уноси. Звук Т Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы. Та-та-та – будет в доме красота. Ти-ти-ти – как приятно их нести. Ат-ат-ат – бесподобный аромат! Ту-ту-ту – прохожу я по мосту. Те-те-те – страшно мне на высоте. Та-та-та – вижу под мостом кота. То-то-то – под котом лежит пальто. От-от-от – спит в пальто бездомный кот. Ти-ти-ти – нужно рыбки принести. От-от-от – пусть поест бездомный кот. |
Звук Ф Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа. Аф-аф-аф – в городе жил старый граф. Фе-фе-фе – граф спал только на софе. Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф. Фу-фу-фу – синий фрак висел в шкафу. Фэ-фэ-фэ – во фраке граф ходил в кафе. Звук Х Ох-ох-ох – во дворе переполох. Ух-ух-ух – летят перья, летит пух. Ха-ха-ха – два подрались петуха. Ху-ху-ху – двор в пуху. Хи-хи-хи – драться любят петухи. Ах-ах-ах – тихо я сижу в кустах. Хи-хи-хи – сочиняю я стихи. Ах-ах-ах – я пишу о петухах. Звук Ц Ца-ца-ца – дождь с утра льет без конца. Це-це-це – гуляла я на улице. Цо-цо-цо – я запачкала лицо. Ца-ца-ца – я у папы умница. Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо. Цу-цу-цу – чистой я приду к отцу. Цо-цо-цо – съем на ужин я яйцо. Цы-цы-цы – и доем все огурцы. Цу-цу-цу – день приблизился к концу. Ец-ец-ец – я сегодня молодец! Звук Ч Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи. Чу-чу-чу – я построить душ хочу. Ич-ич-ич – долго мне носить кирпич. Ча-ча-ча – слишком много кирпича. Очь-очь-очь – быстро наступила ночь. Чу-чу-чу – я домой попасть хочу. Чи-чи-чи – не найду никак ключи. Ча-ча-ча – срочно мне нужна свеча. Чи-чи-чи – нужно отыскать ключи. Чу-чу-чу – в темноте зажгу свечу. Чо-чо-чо – от свечи мне горячо. Че-че-че – фитиль яркий на свече. | Звук Ш Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша. Ши-ши-ши – шумят рядом камыши. Шу-шу-шу – я дрова в костер ношу. Шо-шо-шо – у костра нам хорошо. Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше. Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш. Ша-ша-ша – заберем мы малыша. Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош. Шу-шу-шу – будем петь мы малышу. Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш. Ши-ши-ши – любят песни малыши. Звук Щ Щи-щи-щи – мы вчера доели щи. Ща-ща-ща – сварит мама нам борща. Ощ-ощ-ощ – очень вкусный мамин борщ. Ощ-ощ-ощ – за окном льет сильный дождь. Ащ-ащ-ащ – дома брат забыл свой плащ. Ща-ща-ща – брат промок весь без плаща. Ща-ща-ща – но за то принес леща. Щё-щё-щё – и ерша принёс ещё. Щу-щу-щу – полотенце поищу. Щу-щу-щу – брата в дождь не отпущу. Ще-ще-ще – ходят под дождем в плаще. |
Источник
Мелихова Ирина Валерьевна
Чистоговорки для развития речи детей
Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».
А вообще чистоговорка — это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.
Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.
Звук /а/
А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.
Звук /и/
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.
Звук /о/
О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.
Звук /б/
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.
Звуки /в, вь/
Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву — я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.
Звуки /г, гь/
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу — хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги — за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Звук /д/
Да-да-да — у меня вода.
Да-да-да — буду строить города.
Да-да-да — горяча вода.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ды-ды-ды — на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду — я по ягоды иду.
Ду-ду-ду — я по лугу иду.
Ду-ду-ду — в зоопарк иду.
До-до-до — там на дереве гнездо.
Звук /ж/
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу — молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
Звуки /з, зь/
За-за-за – в огороде коза.
За-за-за — вот летает стрекоза.
За-за-за — у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе — Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу — я яблоко грызу.
Зу-зу-зу — накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы — у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Звук /й/
Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой — скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.
Звуки /к, кь/
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку — взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак — расцветает мак.
Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок — на дворе снежок.
Ки-ки-ки — это кубики.
Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.
Звуки /л, ль/
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла — не забьете мне гола.
Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла — я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу — купили пилу.
Лу-лу-лу — заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол — начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул — ветерок подул.
Ул-ул-ул — зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил — в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.
Звуки /м, мь/
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма — буду строить я дома.
Ма — ма — ма — на дворе зима.
Ма — ма — ма — вот пришла зима.
Ма — ма — ма — я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум — вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом-ом-ом — мы гулять идем.
Ом-ом-ом — это снежный ком.
Ом-ом-ом — слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы — дождались зимы.
Ми-ми-ми — поем ноту ми.
Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.
Звуки /н, нь/
На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан — мне купили барабан.
Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.
Звуки /п, пь/
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп — варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
Звуки /р, рь/
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра — во дворе гора.
Ра-ра-ра — в лес идти пора.
Ра-ра-ра — сад полить пора.
Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра — суп варить пора.
Ра-ра-ра — суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры — прокачусь с горы.
Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры — любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру — взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар — рядом синий шар.
Ар-ар-ар — улетает синий шар.
Ар-ар-ар — это красный шар.
Ар-ар-ар — над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри — на рябину посмотри.
Ри-ри-ри — там расселись снегири.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Звуки /с, сь/
Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са — на траве роса.
Са-са-са — у меня коса.
Са-са-са — в сказке были чудеса.
Са-са-са — в норе живет лиса.
Са-са-са — будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су — заплету косу.
Су-су-су — наточу косу.
Су-су-су — я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы — у сома усы.
Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы — у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.
Звуки /т, ть/
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты — у куклы белые банты.
Ты-ты-ты — я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от — летит в небе самолет.
От-от-от — испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Звуки /х, хь/
Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух — ходит по двору петух.
Ух-ух-ух — развалился домик — бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Звук /ц/
Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца — дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.
Звук /ч/
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу — в самолете я лечу.
Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу — быстро всех домчу.
Чу-чу-чу — я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч — в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.
Звук /ш/
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу — я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш — это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Звук /щ/
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу — я сома тащу.
Щу-щу-щу — васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Источник
Речь, по сути, является орудием мышления. К. И. Чуковский говорил: «… воспитание речи — есть всегда воспитание мысли». Поэтому я наверное всегда буду относиться к той категории мам, которые собирают игры и упражнения для развития речи. Плюс у меня осталось много материалов, так как я плотно занималась запуском речи у своего сына.
Сегодняшняя статья посвящена произношению звуков. Приведенные ниже чистоговорки подходят как для закрепления известных малышу звуков, так и для стимулирования произношения новых.
Для того, чтобы сориентироваться, в каком возрасте какие звуки ребенку подвластны, привожу ниже заметку о нормах произношения звуков.
Нормы появления звуков
К двум годам ребенок должен освоить и четко произносить гласные звуки: [а], [у], [о], [и] и самые ранние по времени появления согласные: [к], [к’], [г], [г’], [м], [м’], [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’].
К трем годам ребенок осваивает звуки [в], [в’], [ф], [ф’], [ы], [э], [х], [х’], [с’], [з’], [л’].
В период с 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребенок перестает говорить «дём» и произносит четко – «дом»). Малыш осваивает йотированные звуки (например, в словах «юбка», «юг», «ямка»). Но по-прежнему отмечается нарушение произношения звуков [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], [р’]. Эти звуки заменяются более простыми (например, [с] на [т], [т’] или [с’]; [р] на [j] (читается как й), [л’] или опускается и т.п.).
К четырем годам большинство детей правильно произносит свистящие звуки: [с], [с’], [з], [з’] и хорошо различает их в свободной речи.
В возрасте 5-6 лет, как правило, шипящие звуки ([ш], [ж], [щ], [ч]) произносятся ребенком верно, а также они различаются (дифференцируются) им в свободной речи. Уходит смягчение звуков [щ], [ч]. Многие дети осваивают звук [л]. И лишь звуки [р] и [р’] либо заменяются на [л], [л’], [j], либо опускаются (это считается физиологической нормой). Ребенок в этом возрасте легко определяет начальный и конечный звуки в словах, может определить количество звуков в трех-пятизвучном слове, может подобрать слово на заданный звук.
К шести годам ребенок правильно произносит и дифференцирует в речи все звуки родного языка. Он может определить место любого звука в слове, определить количество звуков в слове, подобрать слово на заданный звук.
А теперь чистоговорки
Я их тоже, как и стихи Железновых, собирала сама и распечатывала, чтобы запомнить, а потом уже воспроизводила по памяти в играх с ребенком, на прогулке или в где-нибудь в очереди.
Б
Ба-ба-ба – у Вани есть труба. Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу. Бы-бы-бы — собираем мы грибы. Бе-бе-бе — горит лампа на столбе. Би-би-би- ты деревья не губи.
П
Па-па-па – на столе крупа. Пы-пы-пы – у розы есть шипы. Уп-уп-уп – мама варит суп. Ип-ип-ип- в саду много лип.
Т-Тˈ
От-от-от – полосатый кот. Та-та-та – позови кота. Ту-ту-ту – Тузик на мосту. Том-том-том – поиграй с котом. Те-те-те – каша на плите.
Д, Дˈ
Да-да-да – холодная вода. Ды-ды-ды – плохо без воды. Де-де-де – купаемся в воде. Дой-дой-дой – умываемся водой.
Н,Нˈ
На-на-на – синяя волна. Ну-ну-ну – не ныряй в волну. Ни-ни-ни — ты канат тяни. Ны-ны-ны — сшили мы штаны.
К, Кˈ
Ка-ка-ка – левая рука. Ке-ке-ке – куколка в руке. Ки-ки-ки – не поднять руки. Ко-ко-ко — плавать нелегко. Ок-ок-ок — подними носок. Ук-ук-ук — отвалился сук. Юк-юк-юк — вкусненький урюк.
Х, Хˈ
Ха-ха-ха – варится уха. Хи-хи-хи – нет у нас ухи. Ух-ух-ух – бегает петух. Ха-ха-ха – вижу петуха. Хи-хи-хи – дерутся петухи.
Г, Гˈ
Гу-гу-гу – гуси на лугу. Га-га-га – зеленые луга. Ги-ги-ги – с сыром пироги. Ге-ге-ге – начинка в пироге.
В, Вˈ
Ва-ва-ва – серая сова. Ву-ву-ву – видели сову. Ви-ви-ви — яблоко сорви. Вы-вы-вы — это дом совы.
Ф, Фˈ
Фа-фа-фа – мягкая софа. Фы-фы-фы – в доме нет софы. Фу-фу-фу – сядем на софу. Фе-фе-фе – кукла на софе.
Й
Ай-ай-ай – мне конфетку дай. Ой-ой-ой – Васенька больной. Эй-эй-эй – догони сумей.
С, Сˈ
Са-са-са – рыжая лиса. Сы-сы-сы — прячься от осы. Су-су-су – видели осу? Се-се-се – едем мы к лисе. Си-си-си — свет скорей гаси. Ис-ис-ис — купила мама рис. Ас-ас-ас — продается квас.
Чˈ
Ча-ча-ча — не горит свеча. Че-че-че — грач на каланче. Чо-чо-чо — вывихнул плечо. Ач-ач-ач — спит на ветке грач.
З, Зˈ
За-за-за – серая коза. Зы-зы-зы – рожки у козы. Зе-зе-зе – травку дам козе. Зу-зу-зу – я пасу козу. Зи-зи-зи — на повороте тормози.
Ц
Цу-цу-цу — зерен дай птенцу. Ца-ца-ца — принесли скворца. Цы-цы-цы — в сумке огурцы. Цо-цо-цо — новое кольцо. Ец-ец-ец — ты у нас боец.
Щ
Ща-ща-ща — не боимся мы клеща. Щи-щи-щи — собери щавель на щи. Ащ-ащ-ащ — у мамы новый плащ. Ще-ще-ще — сметаны нет в борще. Ещ-ещ-ещ — попался в сети лещ.
Л-Лˈ
Лю-Лю-Лю — маму я люблю. Ля-ля-ля — папа у руля. Ли-Ли-Ли — ты пилой пили. Оль-оль-оль — мы едим фасоль. Ла-ла-ла — на цветке пчела. Ля-ля-ля — черная земля. Ель-ель-ель — на улице метель. Ил-ил-ил — зубастый крокодил. Ыл-Ыл-Ыл — чашку я помыл. Лы-лы-лы — привезли столы. Ли-ли-ли — кашу посоли.
Р, Рˈ
Ра-ра-ра – под сосной нора. Ря-ря-ря — глубокие моря. Ро-ро-ро — в городе метро. Рю-рю-рю — дали нам по сухарю. Ру-ру-ру — заяц ободрал кору. Ры-ры-ры — плавают бобры. Ри-ри-ри — на пол не сори. Ор-ор-ор — красный помидор. Ре-ре-ре — варим на костре. Ур-ур-ур — у нас короткий шнур. Ёр-ёр-ёр — к нам пришел монтёр.
Ж
Жа-жа-жа — иголки у ежа. Жу-жу-жу — в садик я хожу. Же-же-же — мы выросли уже. Жи-жи-жи — ползают ужи.
Ш
Ша-ша-ша — варится лапша. Шу-шу-шу — шапку я ношу. Ше-ше-ше — живем мы в шалаше. Ши-ши-ши — уснули малыши.
Так как я не логопед, ссылаюсь на источники, которые использовала в статье:
1. А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье», «Мозаика- Синтез», Москва, 2008
2. https://rechrebenka.ru/normy-poyavleniya-zvukov-rechi/
Источник