Чертежи для развития дошкольного ребенка

Ольга Борисевич
Мастер класс: Обучение конструированию старших дошкольников по чертежам и планам в процессе конструктивных игр

Актуальность этой темы вытекает из задач Ф. Г. О. С.

Они определяют у детей старшего возраста развитие самостоятельной творческой деятельности, любознательности, познавательной мотивации.

И цели, которые ставятся в работе с детьми подготовительной группы по развитию конструкторских способностей, совпадают с этими требованиями.

Цель:

— развитие конструктивных навыков,формирование пространственных представлений, развитие воображения, мышления с помощью методики моделирования и специально подобранных строительно-конструктивных игр.

Добиваться этой цели можно решая следующие задачи :

— Дать детям некоторые элементарные технические знания и умения:

(как делать перекрытия, объединять поставленные в ряд детали, соединять плоскости и делать постройку устойчивой и др.)

— Формирование умения планировать свои действия

(определять тему постройки, обдумывать процесс работы в нужной последовательности)

— Воспитание у детей аккуратности в работе.

— Развитие у детей умения учиться, сосредоточенно выполнять учебные задачи.

Что же такое моделирование?

Моделирование -это совместная деятельность воспитателя и детей, основанная на принципе замещения реальных предметов схематическими изображениями, знаками.

Работа по обучению детей конструированию по чертежам и схемам планируется и осуществляется как на Н. О. Д., так и в совместной деятельности с детьми.

И вначале необходимо подготовить необходимую для этого развивающую среду.

Пополнить оснащение группы строительными наборами » Маленький архитектор», изготовить картотеку схем и чертежей.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей.

Ребенок создает предмет, сочетая детали конструктора. Для этого ему необходимо постоянно представлять создаваемую постройку в целом. Поэтому

На Iэтапе:

детям предлагаются простые задания на моделирование построек по образцу, по условиям, по рисунку.

Конструирование по образцу:

Игровое задание » Кто быстрее соберёт».

Детям даётся образец постройки (один на двоих). Предлагается запомнить способ его сборки, затем даётся задание- разобрать и собрать образец снова. Выигрывает тот, кто быстрее собирает.

Конструирование по условиям. Даются задания сконструировать здания, машины, корабли,но с условием: «Чтобы под аркой дома могла проезжать эта машина» или «Построй трехпалубное пассажирское судно».

Конструирование по рисунку —

— это для детей новая и интересная задача. Для этого вида строительства используется строительный материал «Маленький архитектор» с готовыми рисунками построек. Предлагая рисунок постройки, по которому дети должны строить, в каждом случае даётся её название,и говорится: «Построй такую же. «

На IIэтапе работы :

1 — Вначале идёт процесс заучивания с детьми, а затем закрепления названия деталей.

2 — Затем учим соотносить эти детали со схемой.

Предлагаются задания:

«Отыщи на схеме знакомые детали и назови их».

Игра «Расставь по контуру детали».

Каждый ребенок расставляет детали по контуру на листе.

Усложнённый вариант игры:

Ребенок расставляет детали на листе без контура, создавая форму любого предмета, обводит фломастером контур получившийся модели, снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его постройку.

В свою очередь сам берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Затем учим детей читать схему.

1″ Найди нужную схему»

Ребята выбирают из нескольких схематических изображений то, которое соответствует конструкции предметного образца. Когда дети находят нужную схему, все лишнее убирается, также убирается и конкретный образец.

И уже только по схеме воспроизводится постройка.

Постепенно дети смогут выполнять постройку по схемам самостоятельно.

На последнем 3- ем этапе :

детям предлагаются более сложные виды строительно-конструктивных игр.

— Дети учатся выполнять чертёж образца самостоятельно.

— Для этого им предлагаются заранее изготовленные картонные трафареты с вырезанными геометрическими формами на них.

Предлагаются следующие игры:

Игра» Придумай свою схему»

(начертить схему, создать постройку по этой схеме).

— Затем детей учим работать в паре :

Игра» Выполни постройку по чертежу товарища«

И на заключительном этапе детям предлагается тематическое конструирование по своим схемам:

Например на тему» Дворцы и замки»

И комплексное конструирование,

например на тему» Район города»

Так, последовательное и систематическое обучение подготавливает ребенка к конструированию по собственному замыслу, где все задачи он решает сам.

В результате проделанной практической работы в процессе целенаправленного обучения дети получают конструкторские навыки, учатся читать чертежи и схемы, создавать их, происходит обогащение словарного запаса, активизация словаря. Дети устанавливают и выражают в речи словами пространственное расположение постройки. Развивается воображение, фантазия детей.

Читайте также:  Ребенок с задержкой интеллектуального развития

Источник

Занятие №1   «Знакомимся с чертежом»

Задачи:

Образовательные:  дать представление о том, что такое чертеж, зачем он нужен; учить читать чертеж – находить на чертеже отдельные детали, располагать кирпичи так, как показано на чертеже.

Развивающие:  развивать восприятие, пространственную ориентацию.

Воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к работе.

Материал: чертеж №1, чертеж №2, по 2 кирпичика каждому ребенку и воспитателю.

Предварительная работа: игры с конструктором, рассматривание иллюстраций с изображением различных зданий, сооружений, чтение художественной литературы.

Ход: рассказываю сказку:

«Придумал архитектор очень хороший дом – большой, удобный, красивый. И захотели такой дом  построить и в Москве и в Петербурге и в Екатеринбурге и в других городах. И все зовут архитектора к себе: «Приезжайте к нам в Петербург! У нас много кирпичей и цемента и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько кирпичей надо взять для дома и как их положить?» Что делать архитектору? Поедешь в один город, в другом без него ничего сделать  не смогут. Как быть? Думал, думал архитектор и придумал…»

— Кто знает, что он придумал?

— Надо сделать чертеж дома, и не один, а много, и послать их во все города и тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят сколько нужно кирпичей брать и как их надо укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома!

-Посмотрите, я принесла вам чертеж. Сегодня мы будем учиться читать чертежи.

(Показываю чертеж №1)   .

Что тут изображено? (Кирпичики, домики, прямоугольники)

— Почти угадали, только здесь нарисован ОДИН кирпичик!

— А почему тут три рисунка, а не один?

— Сейчас я вам открою секрет чертежа. На чертеже один и тот же предмет рисуют с разных сторон.

— Возьмите по одному кирпичику и попробуйте поставить его по чертежу.

(дети выполняют задание)

— Архитектор взял один кирпичик и поставил его  на длинное ребро.

Потом присел и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее,  и назвал рисунок  «ВИД СПЕРЕДИ».

 Найдите его на чертеже.

Потом он посмотрел на кирпич сверху и увидел… узкую длинную грань.  Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал его «ВИД СВЕРХУ».

   

 Потом он посмотрел … сбоку и увидел… короткую узкую грань. Он нарисовал ее рядом с первым рисунком и назвал рисунок «ВИД СБОКУ» (вид слева). Вот и получился чертеж.

Давайте повторим, как называются рисунки на чертеже – вид спереди, вид сверху, вид сбоку

Возьмите кирпичик, поставьте его так как я, и посмотрите, где вид спереди, вид сверху, вид сбоку.

А сейчас я покажу интересный чертеж.

Чертеж №2    

Это чертеж утюга. Возьмите два кирпичика и попробуйте поставить их по чертежу.

Оказывается, это трудно, читать чертежи. Давайте сравним  на обоих чертежах вот эти рисунки:

   

Что это? (Вид спереди)

Есть ли тут похожие элементы? Как нужно поставить кирпич, чтобы мы увидели то же, что и на чертеже? Что это за длинная полоска внизу под большим прямоугольником? Как нужно поставить кирпич? Поставьте.

Как называется рисунок на чертеже, по которому мы ставили кирпичи? (вид спереди).

Давайте теперь посмотрим сверху на нашу постройку, что мы увидим?  Похоже это на рисунок на чертеже, на вид сверху? А теперь посмотрим сбоку  — слева, проверьте, все так же? Правильно ли мы прочитали чертеж и построили утюг? Ну что ж молодцы!

Сегодня мы познакомились с чертежом, узнали, что такое вид сверху, вид спереди и вид сбоку. Учились читать чертеж и строить по нему постройку.

Занятие окончено.

Источник

Наталья Слепцова
«Игры с чертежами»

«Игры с чертежами»

Любое путешествие начинается с карты. Для того чтобы уметь читать, составлять и чертить географические карты, нужно с детства развивать пространственное воображение. Сегодня черчение –это школьный предмет, но некоторые его элементы можно успешно использовать для развития дошкольников. Можно дополнить рисование и аппликацию черчением с помощью пластмассовых трафаретов и лекал. Черчение развивает мелкую моторику рук; навыки письма; графические навыки; глазомер (связь глаз – рука); восприятие перспективных изменений свойств предметов; пространственное воображение, логическое мышление, целостное восприятие и восприятие пропорций.

Материалы нужные для черчения: белый, цветной картон и цветная бумага для заметок различной формы; обои и бордюры разной ширины, самоклеящаяся бумага; трафареты, линейки и лекала из пластмассы; трафареты геометрических фигур из цветного картона и бумаги; образцы готовых работ.

Читайте также:  Качественные количественные показатели развития ребенка

Методы обучения:

1. Метод творческих заданий – самостоятельная деятельность детей, умение выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественный материал.

2. Метод сотрудничества – совместные действия взрослого и ребенка.

3.Наглядный метод: а) показ схем, образцов, чертежей во множестве вариантов, сделанных педагогом и детьми, рассматривание, сравнение и анализ этих вариантов; б) показ приемов работы с трафаретами; в) показ композиций, составленных в нескольких вариантах аппликаций, собранных из цветных картонных трафаретов разных видов; г) анализ детских работ, выставка детских работ.

4.Словесный метод: а) показ и анализ работ педагога и детей сопровождается объяснением, сравнением, уточнением способов пользования трафаретами разных видов и объяснением различных вариантов композиций; б) использование художественного слова.

Варианты заданий.

1. Детям предлагается рассмотреть изображение на левой/правой стороне листа и дорисовать так, чтобы получился предмет.

2. Детям предлагается рассмотреть изображение дерева на левой стороне листа и дорисовать такое же на правой.

3. Детям предлагается смоделировать несколько вариантов домов из картонных цветных трафаретов.

Подготовительная работа: детали деревянного конструктора обвести по контуру, вырезать из картона и цветной бумаги, разложить в конверты для каждого ребенка. Подготовить игровое поле – 1 – 2 листа цветного картона большого размера. Как вариант в качестве игрового поля можно использовать несколько метров соответствующих по рисунку обоев.

Прежде чем конструировать дома, дети должны увидеть множество вариантов образцов, проанализировать их и обсудить. Лучший, по мнению ребенка, вариант наклеивают на лист бумаги.

4. Детям предлагается начертить с помощью пластмассовых трафаретов узоры и цветы, состоящие только из овалов и кругов разной величины.

Подготовительная работа: на листах бумаги вычерчиваются оси симметрии для более правильного расположения овалов.

5. Детям предлагается составить несколько композиций из различных геометрических форм, цветов, листьев, бабочек.

Подготовительная работа: вырезать из белой бумаги геометрические формы. Предложить детям самостоятельно выбрать формы и раскрасить их красками.

На занятии дети выкладывают варианты композиций. Лучшую из них наклеивают на лист бумаги. Для коллективной работы можно использовать ватман или обои.

6. Детям предлагается составить из геометрических фигур с использованием пластмассовых трафаретов несколько вариантов роботов.

Подготовительная работа: на лист бумаги наклеить вырезанные (или нарисовать) головки роботов – они будут служить ориентиром. Дети младшей и средней групп дорисовывают туловище, руки и ноги; дети старшей и подготовительной групп вычерчивают сложные конструкции.

7.Детям предлагается составить аппликации: а) симметричные узоры (ковер, скатерть) из овалов; б) цветы/человечки из картонных цветных овалов.

Материалы: картонные трафареты одного лепестка, двух и трех лепестков вместе, комплектами разложенные в конверты; игровое поле в виде листа картона или бумаги.

Подготовительная работа: изготовление заготовок – на листе только нижняя часть растения, например, листья; на других – только бутоны или цветы. Листы с изображениями верхних частей растения поочередно соединяются с листами, на которых изображена нижняя часть растения. Перемещая листы, получаем множество вариантов. Один из вариантов, по выбору ребенка, наклеивают на лист картона.

Задание «Путаница»

Детям предлагается составить сложный симметричный узор из прямых линий как относительно вертикальной, так и относительно горизонтальной осей симметрии. Чем больше линий вычерчивают дети, тем труднее им соблюсти в рисунке симметрию и не запутаться. Может быть организована коллективная работа или работа парами на листе большого формата. Каждый ребенок поочередно придумывает и чертит линии: а) по линейке; б) от руки на глаз.

Источник

Гульнара Кирамова
«Использование опорных схем в работе с детьми»

Творчество зарождается и развивается в детстве. Это только так кажется, что ребенок – дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит так далеко, что мы не сразу можем увидеть за выдумками ребенка те впечатления, которые разбудили его фантазию. Но в простых случаях связь воображение ребенка с реальностью прослеживается очень четко. Поняв сам процесс выстраивания образов у дошкольника, выявив некоторые его закономерности, мы сможем не просто влиять на развития ребенка, а направленно формировать наиболее существенные его черты. Дети больше механически воспроизводят то, что полученные впечатления оказали на ребенка эмоциональное впечатление, оказалось особенно интересным. В целом воображение детей – дошкольников является еще довольно слабым.

Читайте также:  Методические указания по развитию ребенка

Многие исследование доказали, что основной развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, опорных схем, рисунков, чертежами) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты, собственных действия, что является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Для развития умственных способностей большую роль играет обучение умению связно пересказывать услышанное и составлять собственные рассказы и сказки. У дошкольника можно сформировать умение связно пересказывать текст на основе обучения составлению его плана. В качестве такого плана могут выступать опорные схемы, фиксирующие последовательность наиболее существенных частей текста. Работа по обучению детей использованию схем в качестве плана пересказа ведется от простого к сложному.

Многим педагогам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на предложение поговорить с детьми старшего дошкольного возраста по какой-либо теме (фрукты, времена года, животные и т. п. ,сначала возникает пауза. Затем дети говорят о какой-то, одной-двух характерных чертах обсуждаемого предмета, и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительное изменения от себя. Возникает ощущение, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить это грамотно, по плану не в состоянии.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенка составление описательного рассказа, является, как уже было отмечено ранее, использование наглядных опорных схем.

Опорные схемы – это выводы, итог, суть материала, который ребенок должен усвоить. Схемы, символы, модели должны «рождаться» на глазах детей в моменты объяснения педагогам нового материала в виде рисунков, схем, таблиц. Цель опорных схем – это изложить изучаемый материал так, чтобы он стал доступным, облегчил запоминание.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. При организации образовательной деятельности в детском саду задействован в основном только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Опорные схемы заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными последовательными.

Опорные схемы и символы уже давно вошли в жизнь и обучение в детском саду (календари природы, уголки дежурств). Универсальность опорных схем, символов позволяет использовать их очень широко. Например, в деятельности по ознакомлению с окружающим миром, природой детям предлагается делать зарисовки символов на отдельных небольших листах бумаги разложить их по порядку и скрепить. Можно использовать лист в виде «книжки-гармошки». Как правило, дети дорожать своими «авторскими» книгами. В уголке книги можно отвести им место. Если вы решили оформить детскую работу, как книгу, желательно сделать обложку, где ребенок может написать ее название, своё имя (автор, а если не умеет писать, нарисовать, о чем она (животное, транспорту и т. д.).

Пример «записи» детьми тема «Овощи»: человек сажает в землю семена, ухаживает за ними, а потом собирает урожай овощей.

При ознакомлении с художественной литературой может применяться зарисовки последовательности событий, персонажей, характеристики героев.

Опорные схемы хорошо использовать при заучивание стихов.

Использование опорных схем и символов возможно и в бытовой деятельности, игре. Это могут быть обозначение последовательности трудовых действий, «запись» правил поведения в группе, схемы построек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм («Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека» и др.). Широкое применение символы и опорные схемы могут найти в играх драматизациях.

Таким образом, мы видим, что применение темы опорных схем способствуют: активизация и совершенствованию речи детей; формированию у детей логического образного мышления, а так же воображения и наблюдательности; умению дошкольников оперировать родовыми понятиями («животное», «человек», «фрукты» и т. п.); углублению знаний об окружающем мире, развитию коммуникативных навыков детей.

Однако важно помнить, что работа с опорными схемами, символами – это лишь небольшая часть работы с детьми, она не заменит непосредственного общения воспитателя с ребенком. Всегда главным остается живое общение, мимика, жесты, эмоции.

Источник