Черногория с ребенком 2 года

Привет, девочки!

Буквально несколько дней назад вернулись из Черногории. Отдыхали в Будве всей семьей, вместе с 1,5-годовалым сыном. Вообще, я очень долго не могла «родить» этот пост, так как Черногория производит довольно противоречивые впечатления, но об этом ниже. Расскажу, как все прошло, под cut.

Про сборы уже писала большой пост (см дневник). Повторяться не буду, напишу лишь, что пригодилось нам все, и я в очередной раз порадовалась своей большой и супер удобной мамской сумке от Skip Hop, куда влезло абсолютно все, и даже немного больше)). Самолет подали вовремя, в аэропорту успели только перекусить. В Домодедово в зоне вылета на 2 этаже есть детская игровая комната, но это для тех, кому очено хочется забрать с собой в отпуск московские вирусы)). Мы не рискнули.

Перелет прошел отлично. Время было специально подгадано под дневной сон ребенка, поэтому на взлете я покормила Леву и он благополучно уснул на 2 часа. Специально для него брала надувную подушку на шею, и он вместе с ней отлично разместился у нас с мужем на коленях, поперек сидений. Оставшиеся 1,5 часа полета Лева играл в новые игрушки, специально купленные для перелета, разглядывал окружающих и вид из окна. Ребенок у меня страшная егоза, и я была искренне удивлена таким образцовым поведением. Нам даже не пришлось с ним гулять по салону. Да, честно говоря, гулять было бы особо негде, так как самолет был небольшой, с одним проходом, по которому то и дело катали тележки.

Летели авиакомпанией S7, и все было бы вполне неплохо, если бы не «сюрприз» на обратном пути, о котором я расскажу позже. Отдельно хочу добавить, что эта компания является самой «недружественной» к детям. Они не предоставляют люльки на бориту, детские развлечения и детское питание, так что имейте это в виду). Коляску сдали у трапа, там же ее получили по прилету, нигде ничего не сломалось и не испачкалось, хотя я на этот счет переживала. Как оказалось, зря).

Первые впечатления от Черногории можно составить, даже увидев аэропорт Тивата. Это не аэропорт, а какой-то средних размеров гараж)). На паспортный контроль по прилету ведет очень узкая дверь, и весь самолет, толкаясь, как в метро в час пик, стоял там около часа, ожидая своей очереди.

От аэропорта Тивата до Будвы ехать около получаса. У нас был заказан трансфер от наших апартаментов. И тут нас ждал еще один сюрприз: в Черногории детские кресла не являются обязательными, поэтому найти такси или водителя с карситом крайне сложно. Хотя я крайне против таких экспериментов, но делать нечего, пришлось посадить ребенка к себе на колени и пристегнуть ремнем поверх, и так ехать. Движение конечно очень неторопливое, по сравнению с Москвой, и действительно дети перевозятся кое-как, и на передних сидениях, и на задних, и все без кресел.

Тем временем мы доехали до наших апартаментов Adriatik Lux Budva. Надо сказать, что с появлением ребенка мы вообще перестали ездить в отели. Я честно говоря люблю их больше, но для нас теперь это совсем неудобно, т к сын ложится гораздо раньше нас, а мы с мужем занимаемся своими делами. Да и небольшую кухню иметь очень удобно, можно разогреть еду, что-то приготовить ребенку, порезать фрукты и тд.

Наши апартаменты были небольшой двухкомнатной квартирой в новом доме. Окна выходили прямо в лесистый парк, так что было очень тихо, и даже немного прохладно. До моря примерно 20 минут пешком. Довольно далеко, но нас не напрягало ходить, фитнес).

Вообще, Черногория из тех стран, к которым надо присмотреться. В первый день, когда мы вышли в город и пошли к морю, он нам жутко не понравился. Какой-то бардачный, грязноватый, видно, что люди живут довольно бедно. Еще один городской «сюрприз»- это тротуары. Тротуар- самое лучшее место для парковки, с точки зрения рядового черногорца. Выглядит это все примерно так:

С коляской идти по тротуару вообще нереально, приходится идти по проезжей части. Они могут заставить машинами единственный проход на пляж, например. И пару раз нам приходилось коляску переносить по верху над машинами. Это жесть. Честно, не могу понять, как самый раскрученный курорт Черногории может себе такое позволить…

Рядом с пляжем вообще какая-то Анапа. Непонятные палатки с полотенцами, резиновыми утятами, вперемешку с местной шаурмой.

Городской пляж Slovenska Plaza это вообще отдельная песня. Узенькая полоска гальки плотно-плотно заставлена лежаками. Если честно, желания идти туда купаться не возникало вообще никакого. Никакого променада, если не считать узкой дороги вдоль моря между палатками. В общем, вот с таким диссонансом между ожиданиями и реальностью мы уходили домой в первый день.

На следующий день мы снова пошли гулять к морю, но в противоположную сторону, к Старому городу. И вот тут Будва открылась нам с совершенно другой стороны. Старый город просто очаровательный. Приятно там гулять в жару, т к солнца там гораздо меньше, и каменные стены создают прохладу.

Очень много хороших кафе и ресторанов сосредоточено именно в этой части Будвы. Нам больше всего понравились кафе Juicy bar (самые лучшие смузи и всякие натуральные соки) и ресторан Feral, его нам посоветовали местные жители, и мы не разочаровались.

Кстати, про еду.

Вообще, кухня в Черногории очень брутальная, я бы сказала)). Всевозможное мясо на гриле, шашлыки, бифштексы, колбаски, бургеры и т.д. Готовят везде очень вкусно. Очень классный также местный фастфуд- гирос (что-то типа нашей шаурмы, но гораздо вкуснее, он же есть в Греции и на Кипре), и плесковница (плоская котлета в местном хлебе и с овощами)- в общем, прощай талия)). Я не большой любитель мяса, но и рыбы у них хватает. В любом ресторане есть ассорти си фуда на двоих, и такое же мясное ассорти. Удобно брать, чтобы все попробовать).

Детской еды в ресторанах не сыщешь днем с огнем. У них «детское меню» это: картошка фри, бургеры, сосиски. Блюд на пару в принципе нет, и никак не договориться, т к нет пароварок. Поэтому в кафе я брала с собой банки с питанием, и мне его там грели.

Выбор детского питания в супермаркетах очень узкий. В основном это Хипп и Хайнц, пара видов миксов овощей с мясом, отдельно мясных банок нет, овощных и фруктовых тоже по несколько штук. Печенье тоже этих фирм, и еще какое-то местное, кстати, очень вкусное. Есть также кукурузные палочки без сахара, и коробочные каши. Смеси в основном продаются в аптеках, из наших есть Hipp и Aptamil (Нутрилон) вся линейка, включая специальные. Кстати, выбор детского питания в аптеках даже получше. Трусики Pampers, а также линейка Pampers premium care есть ТОЛЬКО в аптеках. В супермаркетах есть только обычные подгузники Pampers и несколько местных марок. Трусики для купания Libero отсутствуют везде, так что везите с собой).

Читайте также:  Евпатория санатории ребенку 2 года

Вообще, супермаркеты очень средненькие, по сравнению например с Кипром и Испанией. Много просроченных продуктов на полках, так что будьте внимательны. Специальных детских молочных продуктов в магазинах нет. Но есть там отличное очень вкусное молоко двухдневного срока хранения, упаковано в мягкие пакеты, как раньше делали в России. Из него без проблем можно сделать творог.

Теперь про пляжи.

Пляжами Будва совершенно не впечатлила. Как я писала выше, городской пляж Slovenska plaza это ужас ужас. Самые приятные пляжи находятся в районе старого города. Первый прямо у его стен, проход к нему находится внутри старого города. Второй- самый лучший- Mogren, вы найдете, пройдя от старого города направо по дороге через скалу)).

На самом деле, их там два, но проход на второй через первый между скал, которые периодически подтапливает, так что с коляской мы туда не попали. А вот первый правда прекрасен! Он представляет собой небольшую бухту в окружении скал. Там тоже галька, но совсем мелкая, почти как песок. Заход в воду хороший для детей. И кстати о воде- я раньше никогда не видела такого чистейшего моря! Плывешь, и видишь под собой каждый камушек). Этот пляж, пожалуй, единственный подходящий для игр с лопатками и формочками. Мы купили сыну набор с грузовиком, они продаются прям около любого пляжа, цена примерно 6 €. Пара лежаков и зонт обойдутся примерно в 10€. Кстати, Лева просто удивил меня своим поведением на пляже). Обычно он страшный непоседа, и я готовилась к тому, что за ним придется бегать по пляжу, но он спокойно сидел под зонтом и играл в игрушки. Купаться он первую неделю наотрез отказывался- испугался моря)). Для меня это был сюрприз, потому что мы до года уже были несколько раз на море, и он с радостью купался в круге. Но видимо по мере взрослениякаждый раз как в первый раз)).

Также в Будве есть несколько загородных пляжей. Самый близкий вариант- это Бечичи и Рафаиловичи. Из Будвы можно дойти пешком, или доехать на такси за 6€. Они на самом деле мало чем отличаются от городского Словенска, просто там чуть больше пространства и меньше народу. Поспокойнее. Но тоже острая галька. Мы туда съездили один раз, и больше не поехали, предпочитая Могрен.

Чуть дальше от Будвы расположен еще один пляж Яз (Jaz). Он мне понравился, приятная природа, мелкий заход, и мало народу. Тоже его рекомендую для отдыха с детьми.

В целом, я бы не сказала, что Черногория это лучший выбор для отдыха с детьми. Инфраструктыры для них не создано почти никакой. Детские площадки в обычном городском понимании отсутствуют. Зато повсюду вдоль пляжей установлены небольшие зоны отдыха для детей такого плана:

Удобно-надоело на пляже, отошел прям в купальнике ребенка покачать, или лучше всего папу отправить)). Самая приличная площадка в городе выглядит так:

Расположена она в противоположном от старого города конце Славенского пляжа, прямо за рестораном Labocca. Но, как видите, и тут развлечения лишь для детей лет до 3. А еще кто-то долумался сделать покрытие из гальки, так что нужно ходить за ребенком по пятам и смотреть, чтобы никто не залепил ему камнем в голову (ну и он никому соответстенно). Чем заняты в городе более старшие дети, для меня загадка.

Где-то в середине путешествия мы взяли машину на пару дней, чтоб поездить по стране. Изначально хотели взять машину на весь срок (2 недели), но, изучив вопрос, поняли что ехать-то особо и некуда. По фоткам все города примерно однообразные. Выбрали самые популярные по отзывам: Тиват, Боко-Которская бухта, Цетине и Херцег-Нови.

В первый день запланировали Тиват и Котор. Т к сын спит днем 2-3 часа, до сна поехали в Тиват, там его уложили спать в коляске, а после сна выдвинулись в Котор. Тиват мне понравился даже больше Будвы. Приятный ухоженный город, и потрясающе красивая марина Porto Montenegro. Она абсолютно новая, сделано все очень круто, на уровне Лазурного берега. Причал для яхт, кафе, бутики.

Прямо за мариной есть небольшой уютный зеленый парк с лавочками, где мы как раз и уложили ребенка спать на 2 часа. Там густая тень и не жарко. Вы легко его найдете на карте за Porto ( Gradskij park).

В Боко-Которскую бухту тоже однозначно стоит проехаться. Это потрясающе красивое место, похожее на фьорд. Море очень похоже на какое-то горное итальянское озеро, окруженное стеной скал. Мне места напомнили оз. Комо в Италии. Места невероятные. Сам Котор не очень интересное место, есть старый город, похожий на все остальные старые города Черногории.

Можно показать ребенку огромные круизные лайнеры)).

Но вот бухту стоит проехать всю по кругу.

Расстояния очень скромные, Будва-Тиват 30 мин, Тиват-Котор около часа. На обратном пути снова заехали в Тиват погулять по набережной. В Будве совершенно негда отпустить ребенка побегать, т к набережная узкая, а тут отлично!

Вот и наша местная подружка)).

Кстати, очень многие дети ходят на улице босиком, это у них ок)).

На следующий день сутра выдвинулись в Цетине. Это бывшая столица Черногории, по описанию в интернете уютный старенький город под охраной ЕС. На деле оказалось адское захолустье, особо не стоившее внимания. Смотреть нечего, старые дома, бывший дворец короля, очень скромный, мало похож на дворец)). Есть цетральная площадь, где можно выпустить ребенка побегать.

Следующим местом был немечен Херцег-Нови, ехать от Цетине около 2 ч, очень удобно для дневного сна ребенка. Загрузились, поехали, Лева проспал всю дорогу). По описанию в интернете опять же Херцег-Нови «очень красивый городок, утопающий в цветах», «город лестниц». И вот тут ожидания тоже с реальностью не совпали, кроме того что это «город лестниц». Лестниц и правда море! Город расположен гораздо выше моря, и на машине нельзя проехать вниз, только по лестницам, которые иногда оказываются просто вертикальными, с 10 пролетами! В общем, я точно не рекомендую туда ехать с колясочным ребенком, мы просто задолбались. Смотреть вообще нечего. В общем, стоили внимания только Тиват и Котор, которые можно посмотреть одним днем. Это честно говоря моя первая страна, где берешь машину и не знаешь, куда ехать.

Читайте также:  Как успокоить орущего ребенка 2 года

Про шоппинг в Будве даже нечего сказать, есть один торговый центр TQ плаза, который на нормальный торговый центр мало похож. Из детского там есть Carter’s на втором этаже, и Chicco на первом. Из взрослого в основном жуткая Турция. В старом городе есть приятный магазин Beba Kids. По городу тоже в основном отдельно стоящие павильоны с турецким барахлом. Ничего интересного.

Подводя итоги, скажу, что Черногория это такая страна, куда можно съездить разочек ради интереса. Но для отдыха с детьми это совсем не лучший выбор, т к пляжи очень средние, в основном с острой галькой, море прохладное, никакой детской инфраструктуры нет, как нет и хороших сетевых отелей. Жилье там найти тоже довольно сложно, т к в основном это частный сектор, и не слишком притязательный в плане обстановки. Супермаркеты тоже довольно скромные, выбор продуктов узкий. Что интересно, фрукты по стоимости примерно как в Москве, хотя все местное. Из плюсов для кого-то будет отсутствие языкового барьера: тут все говорят по-русски и всегда вас поймут. Мне в принципе все равно, я говорю по-английски. Ну и в июне очень комфортная погода, утром и вечером +20, днем 27-30. С июля (когда мы улетали) началась жара +34 и выше. Это уже тяжко). Второй раз мы туда вряд ли поедем, не вижу ни одной причины туда возвращаться)). Вот вам напоследок веселая фотка ребенка, который никогда не хочет фотографироваться))).

Из ближайшего у нас в планах Прибалтика на машине в августе (Вильнюс, Рига, Юрмала) и 2-3 зимних месяца Таилан или Тенерифе. Обязательно буду писать). Если есть какие-то вопросы про Черногорию, задавайте).

Источник

Здравствуйте, много вопросов о Черногории, Будве, сразу же оговорюсь, ни разу там не была, но все знакомые и родители были, ну а мы с мужем ни разу не отдыхала с ребёнком вообще.
Вопросы такие, смотрим сейчас билеты на август-сентябрь на троих получается 98 тысяч, если на 2 недели, 100 тысяч, если на три недели. По мне так две недели за глаза, но все говорят, что с детьми надо ехать на 3 и не меньше, что типа толку мало будет.
Не одуреем ли мы от трех недель? Мы всегда раньше только на 2 ездили. Не будет ли нам там скучно?
Так же вопрос про деньги и траты там, за квартиру мы платить не будем, нам её знакомая так даст в ней пожить, только комуналку надо будет заплатить.
Вообщем, бывалым туристам) сколько трат предстоит примерно там? Хватит ли 1000 евро, если часть ходить в кафе например на обед, а часть отдыха готовить и покупать самим продукты. Ребёнка, понятно буду кормить сама, вот кстати ещё вопрос, если там кашки хайнз, смесь симилак премиум и прочее, вернее даже не то, что есть, а стоит ли оно там все дороже, брать ли из дома или на месте купить?
Собственно, траты либо на 2 недели либо на 3 недели, муж и мама уже замучили, надо уже определиться с билетами, а я все в раздумьях.

Напишите вообще о тратах, лежаки я слышала там аж 10 евро на одного, ну и мама говорит, что пляж там ужасный в будве , весь окурках и тп.
Как вообще с ребёнком туда?

ИРУСЯША автор темы:

Мы всегда раньше только на 2 ездили. Не будет ли нам там скучно?

Ездили с ребёнком прошлым летом (не в Черногорию) на месяц, скучновато стало только на последней неделе. Ходили 2 раза в день купаться, днем отдыхали в квартире — была спокойная размеренная жизнь без суеты. По выходным — рынок.

Каши, смесь, подгузники брала с собой потому что на месте всё в продаже было (называлось по-другому), но ровно в 2 раза дороже. Вперед мы летели с 2мя чемоданами — один с вещами, второй с детским питанием и подгузниками.

у Добрячка в теме очень подробно расписано про цены в Черногории летом прошлого года, в том числе питание дома, и в кафе, лежаки и прочее, почитайте

очень много тем по Черногории было, поищите

Я обычно на 10 день дурею от тоски, а на 15 привыкаю)))а на 21 возвращаться нк хочу)

говорю тихо, готовлю вкусно, голова не болит

МамаДома,

Lakrima,

Две Морковки,

Спасибо большое за ответы! Уде читаю ту тему, спасибо, но меня конечно волнует хватит ли на 1000 евро на 3 недели

Ездила с ребенком на месяц, не одурела )).
Питание: кафе 5-7 евро на человека. Очень вкусная выпечка 1.5-2 евро. Я одна и ребенок инфант потратили на еду за месяц 300 евро, но мы малоежки.
Коммуналка за месяц у вас около 150 евро.
посмотрите на распродаже обквь froddo детскую, очень классная 22-24 евро за сандали ( у нас такие за 4 тр продают).
Места в черногории красивые, можно на авто, можно на автобусах поездить.
Я бы заложила так: еда 600 евро, поездки ( в том числе экскурсии на кораблике) 150 евро, комуналка 150 евро, шопинг 150 евро ( сандали, краски, карандаши там классные), такси 40 евро. Получается 1090 евро.

но меня конечно волнует хватит ли на 1000 евро на 3 недели

завтраки, ужины — дома, обедать — в кафе (дешевле комплексный обед — нам на троих 1 взрослый и двое детей обходился наверно в 10-13 евро)
Ужины в кафе дороже.

Ясно,
Нас трое будет, муж я и сын, вот кстати тоже интересный вопрос, а какие игрушки брать ребёнку 2 х лет, что ему может пригодится на море? И что можно там купить? Про обувь спасибо, обязательно посмотрю!
И ещё меня смущает то, что многие говорят, что там плохие пляжи ну и конечно море то все равно холодное.
Две Морковки,
Эх…( да, вообще все дорого, получается

Читайте также:  Конъюнктивит у ребенка 2 года лечение дома

ИРУСЯША ,

Я вам и привела расчет на троих. Я бы взяла 1200 евро, запас минимальный должен быть. Зависит еще от того много ли вы хотите поездить по стране и на чем ( автобусы, прокат авто, экскурсии).
Пляжи в основном галька. Очень классно ее в море кидать, дети любят.
Игрушки там китайские 5-15 евро, несколько штук там купить, поиграть и выбросить. С собой возьмите, что любит реьенок: расскраски, пластилин, машинки, наборы для песочницы для пляжа.
Там можно купить нарукавники, круги, надув ной маленький бассейн, мячи.

Лежаки в сентябре прошлого года — но не в Тивате, а в Бечичи — были вроде 7 евро комплект (2 лежака+зонт), это в центре на хорошем пляже, подальше было 6 и даже 5 евро, но там и народу было раза в 3 больше. Думаю, уровень цен плюс-минус такой же, во всяком случае, не 1 доллар, как в Турции (эх….. пошла плакать)

Ясно,

Ошиблась не много) не в тиват мы едим, а в будву) да, не особо я думаю мы захотим на экскурсии, у нас очень неспокойным малыш.

Тритата,

Ошиблась, мы не в тиват летим, а в будву) сейчас исправлю

ИРУСЯША автор темы:

Вам же Маша-ДвеМорковки дала ссылку на мою тему — не поленитесь, почитайте, мы с ней в прошлом году в Будву-Бечичи летали с 7-ю детьми самого разного возраста. В том отчёте вы найдёте ответы на все ваши вопросы и тревоги 😉

Mums are like buttons — they hold things together

ИРУСЯША ,

На кораблике покатайтесь до Пераста ( около 10 евро на человека туда-обратно), на автобусе до цетинье, котора и Херцег-нови ( и красиво, и ехать недалеко, и недорого на автобусе 3-5 евро)

Добрячок,

Я в прошлом году вашу тему применяла к своей поездке. Очень хорошо, интересно и познавательно вы пишите, да еще и фоток много. ))

Если на одном месте сидеть собираетесь, то да, можно за 2 недели одуреть, не то что за 3. В Будве хороший пляж Могрен, есть еще Словенска пляжа в самом городе, вот Там людно и грязно. Игрушки стандартные. Пляжные наборы 5-10 евро, в основном ширпотреб. Купить и забыть.
Из Будвы Вы легко сможете прокатиться по побережью (Пржно, Милочер, Свети Стефан и в сторону Котора), даже и на автобусе. Это не обременительно с ребенком или на такси (только обговаривайте цену заранее, а то мы попали однажды на VIP такси).
Лучше всего, конечно, взять машину на прокат, хоть на пару дней. Предложений там много. Цены в среднем 40-60 евро в сутки.

Добрячок,

А я все прочла))) просто у вас дети постарше моего будут и скорее всего по спокойней) Я вот маме например говорю, что мы купим мини бассейн нальем на пляже воду и пусть плешеться, она меня уверяет, что там так никто не делает.

KsuKsunchik,

Спасибо, с машиной проблем там не будет, у знакомых там бизнес машинный как раз по сдачи в аренду. Просто если хотя бы чуть-чуть понимать, что из себя представляет Черногория, а то все знакомые, в том числе которые там живут говорят, что это типа русский юг)

Да и ещё вопрос такой, есть ли бесплатные горки, лазелки для малышей? И может странный вопрос, но если у меня ребёнок сделает свои дела в памперс, то как мне его можно будет подмыть, прямо в душе у пляжа? Как вообще с такими детьми поступают в таких случаях? Не идти же домой, в квартиру.
Все знакомые взрослые по этому на вопросы про детей совершенно не могут ответить

Влажные салфетки вам помогут) а тем кто говорит ‘ скучно’, а щдесь в городе тот де день сурка кстати! встали-поели-пописили-погуляли-поревели-уснули))) уж оучше на море томиться))) игрушек накупите злесь новых, ребенку не показывайте, там будете выдавать. Все надувные круги купите дома! Мама не права — кто как хочет так детей и развлекает, хоть ванну пластмассовую с собой на пляж берите)

говорю тихо, готовлю вкусно, голова не болит

Салфетки вам в помощь, мы в кафе в детских акомнатах передевались завернем все акуратно и выбросим,.

ИРУСЯША ,

На благоустроенных пляжах есть туалетные комнаты, которые на пляже, а на верху кафе.
С бассейнами многие на пляже, тк это удобно- вода прогревается.
На набережных батуты 1 евро за полчаса.
Детских площадок очень мало и они плохонькие ( я правда в другом городе отдыхала, но у них это везде так).

Блин, походу Черногория накрывается, есть даты только с 10 сентября( пошла Кипр мониторить (…

Туалеты в кафе у пляжей: с детскими площадками там туго. То что есть, как правило, в плачевном состоянии или неухоженные очень. Булыжники, грязь.
Вообще, очень высаживает у Черногрцев, сербов их курение. Всегда и везде, как следствие море окурков.
С нашим югом не могу сравнить, очень давно там не была. Но если нацеливаться именно на пляжный отдых, то Черногория не самая удачная страна. Пляжи маленькие, народу много.
Но у Вас так много бонусов (жильё, машина).
Настраивайтесь на позитивный лад.
На счёт бассейна, но почему же, делают так. Если место находят, где его приткнуть)))

пошла Кипр мониторить

На Кипре еда дороже,чем в Черногории

котvоркот,

Что-то вообще туго как-то с отдыхом, что Кипр, что Черногория все какое-то с нюансами (
Да, еда там точно дороже.

KsuKsunchik,

Да, вот мне про это и говорят все.

МамаДома,

Дома тоже самое бы делали только без моря. А тут конечно море, только ещё и расходов на тыш 200

Вообщем есть вариант с 10 сентября по 24 на 2 недели, но что-то мне кажется что будет очень холодно и море в том числе