Черногория ребенок до 1 года

Привет, девочки!

Буквально несколько дней назад вернулись из Черногории. Отдыхали в Будве всей семьей, вместе с 1,5-годовалым сыном. Вообще, я очень долго не могла «родить» этот пост, так как Черногория производит довольно противоречивые впечатления, но об этом ниже. Расскажу, как все прошло, под cut.

Про сборы уже писала большой пост (см дневник). Повторяться не буду, напишу лишь, что пригодилось нам все, и я в очередной раз порадовалась своей большой и супер удобной мамской сумке от Skip Hop, куда влезло абсолютно все, и даже немного больше)). Самолет подали вовремя, в аэропорту успели только перекусить. В Домодедово в зоне вылета на 2 этаже есть детская игровая комната, но это для тех, кому очено хочется забрать с собой в отпуск московские вирусы)). Мы не рискнули.

Перелет прошел отлично. Время было специально подгадано под дневной сон ребенка, поэтому на взлете я покормила Леву и он благополучно уснул на 2 часа. Специально для него брала надувную подушку на шею, и он вместе с ней отлично разместился у нас с мужем на коленях, поперек сидений. Оставшиеся 1,5 часа полета Лева играл в новые игрушки, специально купленные для перелета, разглядывал окружающих и вид из окна. Ребенок у меня страшная егоза, и я была искренне удивлена таким образцовым поведением. Нам даже не пришлось с ним гулять по салону. Да, честно говоря, гулять было бы особо негде, так как самолет был небольшой, с одним проходом, по которому то и дело катали тележки.

Летели авиакомпанией S7, и все было бы вполне неплохо, если бы не «сюрприз» на обратном пути, о котором я расскажу позже. Отдельно хочу добавить, что эта компания является самой «недружественной» к детям. Они не предоставляют люльки на бориту, детские развлечения и детское питание, так что имейте это в виду). Коляску сдали у трапа, там же ее получили по прилету, нигде ничего не сломалось и не испачкалось, хотя я на этот счет переживала. Как оказалось, зря).

Первые впечатления от Черногории можно составить, даже увидев аэропорт Тивата. Это не аэропорт, а какой-то средних размеров гараж)). На паспортный контроль по прилету ведет очень узкая дверь, и весь самолет, толкаясь, как в метро в час пик, стоял там около часа, ожидая своей очереди.

От аэропорта Тивата до Будвы ехать около получаса. У нас был заказан трансфер от наших апартаментов. И тут нас ждал еще один сюрприз: в Черногории детские кресла не являются обязательными, поэтому найти такси или водителя с карситом крайне сложно. Хотя я крайне против таких экспериментов, но делать нечего, пришлось посадить ребенка к себе на колени и пристегнуть ремнем поверх, и так ехать. Движение конечно очень неторопливое, по сравнению с Москвой, и действительно дети перевозятся кое-как, и на передних сидениях, и на задних, и все без кресел.

Тем временем мы доехали до наших апартаментов Adriatik Lux Budva. Надо сказать, что с появлением ребенка мы вообще перестали ездить в отели. Я честно говоря люблю их больше, но для нас теперь это совсем неудобно, т к сын ложится гораздо раньше нас, а мы с мужем занимаемся своими делами. Да и небольшую кухню иметь очень удобно, можно разогреть еду, что-то приготовить ребенку, порезать фрукты и тд.

Наши апартаменты были небольшой двухкомнатной квартирой в новом доме. Окна выходили прямо в лесистый парк, так что было очень тихо, и даже немного прохладно. До моря примерно 20 минут пешком. Довольно далеко, но нас не напрягало ходить, фитнес).

Вообще, Черногория из тех стран, к которым надо присмотреться. В первый день, когда мы вышли в город и пошли к морю, он нам жутко не понравился. Какой-то бардачный, грязноватый, видно, что люди живут довольно бедно. Еще один городской «сюрприз»- это тротуары. Тротуар- самое лучшее место для парковки, с точки зрения рядового черногорца. Выглядит это все примерно так:

С коляской идти по тротуару вообще нереально, приходится идти по проезжей части. Они могут заставить машинами единственный проход на пляж, например. И пару раз нам приходилось коляску переносить по верху над машинами. Это жесть. Честно, не могу понять, как самый раскрученный курорт Черногории может себе такое позволить…

Рядом с пляжем вообще какая-то Анапа. Непонятные палатки с полотенцами, резиновыми утятами, вперемешку с местной шаурмой.

Городской пляж Slovenska Plaza это вообще отдельная песня. Узенькая полоска гальки плотно-плотно заставлена лежаками. Если честно, желания идти туда купаться не возникало вообще никакого. Никакого променада, если не считать узкой дороги вдоль моря между палатками. В общем, вот с таким диссонансом между ожиданиями и реальностью мы уходили домой в первый день.

На следующий день мы снова пошли гулять к морю, но в противоположную сторону, к Старому городу. И вот тут Будва открылась нам с совершенно другой стороны. Старый город просто очаровательный. Приятно там гулять в жару, т к солнца там гораздо меньше, и каменные стены создают прохладу.

Очень много хороших кафе и ресторанов сосредоточено именно в этой части Будвы. Нам больше всего понравились кафе Juicy bar (самые лучшие смузи и всякие натуральные соки) и ресторан Feral, его нам посоветовали местные жители, и мы не разочаровались.

Кстати, про еду.

Вообще, кухня в Черногории очень брутальная, я бы сказала)). Всевозможное мясо на гриле, шашлыки, бифштексы, колбаски, бургеры и т.д. Готовят везде очень вкусно. Очень классный также местный фастфуд- гирос (что-то типа нашей шаурмы, но гораздо вкуснее, он же есть в Греции и на Кипре), и плесковница (плоская котлета в местном хлебе и с овощами)- в общем, прощай талия)). Я не большой любитель мяса, но и рыбы у них хватает. В любом ресторане есть ассорти си фуда на двоих, и такое же мясное ассорти. Удобно брать, чтобы все попробовать).

Детской еды в ресторанах не сыщешь днем с огнем. У них «детское меню» это: картошка фри, бургеры, сосиски. Блюд на пару в принципе нет, и никак не договориться, т к нет пароварок. Поэтому в кафе я брала с собой банки с питанием, и мне его там грели.

Выбор детского питания в супермаркетах очень узкий. В основном это Хипп и Хайнц, пара видов миксов овощей с мясом, отдельно мясных банок нет, овощных и фруктовых тоже по несколько штук. Печенье тоже этих фирм, и еще какое-то местное, кстати, очень вкусное. Есть также кукурузные палочки без сахара, и коробочные каши. Смеси в основном продаются в аптеках, из наших есть Hipp и Aptamil (Нутрилон) вся линейка, включая специальные. Кстати, выбор детского питания в аптеках даже получше. Трусики Pampers, а также линейка Pampers premium care есть ТОЛЬКО в аптеках. В супермаркетах есть только обычные подгузники Pampers и несколько местных марок. Трусики для купания Libero отсутствуют везде, так что везите с собой).

Читайте также:  Вес и рост ребенка после 1 года

Вообще, супермаркеты очень средненькие, по сравнению например с Кипром и Испанией. Много просроченных продуктов на полках, так что будьте внимательны. Специальных детских молочных продуктов в магазинах нет. Но есть там отличное очень вкусное молоко двухдневного срока хранения, упаковано в мягкие пакеты, как раньше делали в России. Из него без проблем можно сделать творог.

Теперь про пляжи.

Пляжами Будва совершенно не впечатлила. Как я писала выше, городской пляж Slovenska plaza это ужас ужас. Самые приятные пляжи находятся в районе старого города. Первый прямо у его стен, проход к нему находится внутри старого города. Второй- самый лучший- Mogren, вы найдете, пройдя от старого города направо по дороге через скалу)).

На самом деле, их там два, но проход на второй через первый между скал, которые периодически подтапливает, так что с коляской мы туда не попали. А вот первый правда прекрасен! Он представляет собой небольшую бухту в окружении скал. Там тоже галька, но совсем мелкая, почти как песок. Заход в воду хороший для детей. И кстати о воде- я раньше никогда не видела такого чистейшего моря! Плывешь, и видишь под собой каждый камушек). Этот пляж, пожалуй, единственный подходящий для игр с лопатками и формочками. Мы купили сыну набор с грузовиком, они продаются прям около любого пляжа, цена примерно 6 €. Пара лежаков и зонт обойдутся примерно в 10€. Кстати, Лева просто удивил меня своим поведением на пляже). Обычно он страшный непоседа, и я готовилась к тому, что за ним придется бегать по пляжу, но он спокойно сидел под зонтом и играл в игрушки. Купаться он первую неделю наотрез отказывался- испугался моря)). Для меня это был сюрприз, потому что мы до года уже были несколько раз на море, и он с радостью купался в круге. Но видимо по мере взрослениякаждый раз как в первый раз)).

Также в Будве есть несколько загородных пляжей. Самый близкий вариант- это Бечичи и Рафаиловичи. Из Будвы можно дойти пешком, или доехать на такси за 6€. Они на самом деле мало чем отличаются от городского Словенска, просто там чуть больше пространства и меньше народу. Поспокойнее. Но тоже острая галька. Мы туда съездили один раз, и больше не поехали, предпочитая Могрен.

Чуть дальше от Будвы расположен еще один пляж Яз (Jaz). Он мне понравился, приятная природа, мелкий заход, и мало народу. Тоже его рекомендую для отдыха с детьми.

В целом, я бы не сказала, что Черногория это лучший выбор для отдыха с детьми. Инфраструктыры для них не создано почти никакой. Детские площадки в обычном городском понимании отсутствуют. Зато повсюду вдоль пляжей установлены небольшие зоны отдыха для детей такого плана:

Удобно-надоело на пляже, отошел прям в купальнике ребенка покачать, или лучше всего папу отправить)). Самая приличная площадка в городе выглядит так:

Расположена она в противоположном от старого города конце Славенского пляжа, прямо за рестораном Labocca. Но, как видите, и тут развлечения лишь для детей лет до 3. А еще кто-то долумался сделать покрытие из гальки, так что нужно ходить за ребенком по пятам и смотреть, чтобы никто не залепил ему камнем в голову (ну и он никому соответстенно). Чем заняты в городе более старшие дети, для меня загадка.

Где-то в середине путешествия мы взяли машину на пару дней, чтоб поездить по стране. Изначально хотели взять машину на весь срок (2 недели), но, изучив вопрос, поняли что ехать-то особо и некуда. По фоткам все города примерно однообразные. Выбрали самые популярные по отзывам: Тиват, Боко-Которская бухта, Цетине и Херцег-Нови.

В первый день запланировали Тиват и Котор. Т к сын спит днем 2-3 часа, до сна поехали в Тиват, там его уложили спать в коляске, а после сна выдвинулись в Котор. Тиват мне понравился даже больше Будвы. Приятный ухоженный город, и потрясающе красивая марина Porto Montenegro. Она абсолютно новая, сделано все очень круто, на уровне Лазурного берега. Причал для яхт, кафе, бутики.

Прямо за мариной есть небольшой уютный зеленый парк с лавочками, где мы как раз и уложили ребенка спать на 2 часа. Там густая тень и не жарко. Вы легко его найдете на карте за Porto ( Gradskij park).

В Боко-Которскую бухту тоже однозначно стоит проехаться. Это потрясающе красивое место, похожее на фьорд. Море очень похоже на какое-то горное итальянское озеро, окруженное стеной скал. Мне места напомнили оз. Комо в Италии. Места невероятные. Сам Котор не очень интересное место, есть старый город, похожий на все остальные старые города Черногории.

Можно показать ребенку огромные круизные лайнеры)).

Но вот бухту стоит проехать всю по кругу.

Расстояния очень скромные, Будва-Тиват 30 мин, Тиват-Котор около часа. На обратном пути снова заехали в Тиват погулять по набережной. В Будве совершенно негда отпустить ребенка побегать, т к набережная узкая, а тут отлично!

Вот и наша местная подружка)).

Кстати, очень многие дети ходят на улице босиком, это у них ок)).

На следующий день сутра выдвинулись в Цетине. Это бывшая столица Черногории, по описанию в интернете уютный старенький город под охраной ЕС. На деле оказалось адское захолустье, особо не стоившее внимания. Смотреть нечего, старые дома, бывший дворец короля, очень скромный, мало похож на дворец)). Есть цетральная площадь, где можно выпустить ребенка побегать.

Следующим местом был немечен Херцег-Нови, ехать от Цетине около 2 ч, очень удобно для дневного сна ребенка. Загрузились, поехали, Лева проспал всю дорогу). По описанию в интернете опять же Херцег-Нови «очень красивый городок, утопающий в цветах», «город лестниц». И вот тут ожидания тоже с реальностью не совпали, кроме того что это «город лестниц». Лестниц и правда море! Город расположен гораздо выше моря, и на машине нельзя проехать вниз, только по лестницам, которые иногда оказываются просто вертикальными, с 10 пролетами! В общем, я точно не рекомендую туда ехать с колясочным ребенком, мы просто задолбались. Смотреть вообще нечего. В общем, стоили внимания только Тиват и Котор, которые можно посмотреть одним днем. Это честно говоря моя первая страна, где берешь машину и не знаешь, куда ехать.

Про шоппинг в Будве даже нечего сказать, есть один торговый центр TQ плаза, который на нормальный торговый центр мало похож. Из детского там есть Carter’s на втором этаже, и Chicco на первом. Из взрослого в основном жуткая Турция. В старом городе есть приятный магазин Beba Kids. По городу тоже в основном отдельно стоящие павильоны с турецким барахлом. Ничего интересного.

Читайте также:  Спортивные уголок для ребенка 1 год

Подводя итоги, скажу, что Черногория это такая страна, куда можно съездить разочек ради интереса. Но для отдыха с детьми это совсем не лучший выбор, т к пляжи очень средние, в основном с острой галькой, море прохладное, никакой детской инфраструктуры нет, как нет и хороших сетевых отелей. Жилье там найти тоже довольно сложно, т к в основном это частный сектор, и не слишком притязательный в плане обстановки. Супермаркеты тоже довольно скромные, выбор продуктов узкий. Что интересно, фрукты по стоимости примерно как в Москве, хотя все местное. Из плюсов для кого-то будет отсутствие языкового барьера: тут все говорят по-русски и всегда вас поймут. Мне в принципе все равно, я говорю по-английски. Ну и в июне очень комфортная погода, утром и вечером +20, днем 27-30. С июля (когда мы улетали) началась жара +34 и выше. Это уже тяжко). Второй раз мы туда вряд ли поедем, не вижу ни одной причины туда возвращаться)). Вот вам напоследок веселая фотка ребенка, который никогда не хочет фотографироваться))).

Из ближайшего у нас в планах Прибалтика на машине в августе (Вильнюс, Рига, Юрмала) и 2-3 зимних месяца Таилан или Тенерифе. Обязательно буду писать). Если есть какие-то вопросы про Черногорию, задавайте).

Источник

Давно обещала повесить отчетец об успешно осуществленной поездке на море с месячным дитенышем.

При планировании поездки предполагалось, что на момент выезда дитенку будет 2-2,5 месяца, но сроки выезда пришлось сдвигать по различным неустранимым причинам, и в довесок ко всему Женька умудрился родиться на 2 недели позже срока. Итак, на момент отъезда ему был 1 месяц и 5 дней.

Оказалось, что вписать ребенка в загранпаспорт не такая уж простая и быстрая процедура, сначала пришлось его прописать в квартиру, потом получить штамп о гражданстве, потом штурмовать соответствующий кабинет в паспортном столе (занимать очередь в оный пришлось в 6 утра). Все это оформление растянулось почти на месяц, закончили за 2 дня до отъезда.

Сама поездка тщательно планировалась за несколько месяцев до отъезда, авиабилеты покупались аж в конце апреля, зато получилось очень дешево.

Отдыхать мы отправились в Сутоморе. Как-то специально мы курорт не выбирали, просто наши знакомые купили там несколько квартир и организовали небольшое турагенство по их сдаче.

1. Что брали с собой для малыша

1.1. Для поездки была куплена прогулочная коляска Peg-Perego «Aria One Hand»,которая весит всего 5 кг, складывается одной рукой и, что самое главное – на нее устанавливается автокресло.

1.2. Спальное место ребенку было решено организовать в чемодане, поэтому взяли с собой матрасик (кокосовый от коляски).

1.3. Памперсов было решено брать минимальное количество, поэтому взяли с собой всего штук 30-40. Тут необходимо отметить, что выбор подгузников на курортах Черногории невелик – только Pampers и хорватские подгузники Violetta. Pampers есть везде, чаще всего встречаются размеры от 4-9, который нам на тот момент был велик, чтобы найти 3-6 пришлось ехать в город Бар, где только в одном месте нашли маленькую пачку 2-го размера. Я лично Pampers не люблю и пользуюсь в Москве японскими или тайваньскими подгузниками, но тут выбирать было не из чего. Кроме Pampers один раз видели Хаггисы – тоже большого размера. Подгузники Violetta на удивление оказались более качественными, нежели Pampers и стоили существенно дешевле (хотя это не было основным аргументом), также к ним прилагалась пачка довольно сносных влажных саофеток, но тоже было сложно найти маленький размер.

1.4.Очень обстоятельно продуманную аптечку. Список здесь не привожу, потому как он очень длинный. Мне казалось, что я предусмотрела все. Особенно я беспокоилась, что будут проблемы с молоком, поэтому положила с собой апилак, крапиву и распечатала пару статей, как увеличить лактацию. При этом я не подумала про возможный лактостаз и не взяла с собой даже мази арники. В итоге через неделю пребывания щедро подаренный малышом 6 часовой сон обернулся лактостазом. Спасибо конфе – благодаря полезным советам решила проблему подручными средствами – капустой и медовыми лепешками. Но температура все равно 3 дня держалась. Надо отметить, что Интернет в Сутоморе был, но только в одном месте на улице Царя Лазаря.

1.5 Просто на всякий случай я сунула в чемодан один кусок концентрированного мыла «Аистенок» для стирки детских вещей. Это очень выручило, потому что детского стирального порошка как в Сутоморе, так и в Баре не продают.

1.6. одежды для малыша я набрала много. И это был неправильный ход, поскольку реально использовались 2-3 боди и пара футболок. Все красивые костюмчики так и остались неодеванными, потому что было слишком жарко. Также активно использовались тонкие пеленки – накрывать во время сна, заворачивать после купания и т.д.

2. Перелет

Летели авиакомпанией «Московия». За несколько дней до вылета, мы позвонили представителю авиакомпании и обговорили вопросы нашей регистрации и посадки (пассажиров с грудничками должны регистрировать вне очереди и по предварительному запросу предоставляют люльку). В аэропорту мы этого представителя не нашли, но зарегистрировались в числе первых. Места нам дали ужасные – последний ряд в первом салоне (самолёт ТУ 154, 11 ряд, там самое маленькое расстояние между креслами и кресло откинуть невозможно, ибо, за спиной стенка). Поэтому автокресло воткнуть было некуда, и Женька весь полет тусил на руках. Дабы обеспечить себе нормальные места при полете в обратную сторону мы запомнили номера удобно расположенных рядов (24 ряд), приехали в аэропорт за 3 часа до вылета, и всё, чтобы на обратном пути лететь с большим комфортом. Муж был на регистрации первым, и немного отстроил черногорцев, которые пытались ему доказать. Что посадка будет без мест, по принципу, кто первый встал, того и тапки. После 10 минут напряженного спора на всех известных языках, регистрация началась с местами.

Дорогу туда малыш перенес просто прекрасно — спал все время, а вот на обратном пути посадка совпала с вечерними коликами, и это было жестко – нельзя встать, чтобы походить-покачать ребенка, и добрые соотечественники считают необходимым выразить свое мнение и дать совет.

3. Про жилье.

Нам предложили два варианта – трехкомнатная квартира или маленький домик. В обоих случаях наличествовали телевизор со спутниковым телевидением, стиральная машинка, кухонная бытовая техника и посуда. Мы выбрали квартиру исключительно из-за того, что в ней был кондиционер. Поскольку половину времени нашего отдыха стояла аномальная жара, решение было правильным. Минусы такого выбора:

1. таскать коляску (даже легкую) на четвертый этаж не очень удобно. В принципе ее можно было оставлять в холле на первом этаже, так почти все жильцы и поступают, но наш беспокойный мальчик засыпает, только когда его укачивают, поэтому мы активно использовали коляску на балконе.

Читайте также:  Продукты для ребенка 1 год с железом

2. в домике можно было бы больше времени проводить на свежем воздухе, можно было бы старшему организовать надувной бассейн ну и т.д.

3. в один прекрасный момент на нашей улице что-то случилось с водопроводом и неделю мы провели практически без воды (ее включали утром на 1 час) и вечером на 2-3 часа. Пришлось создавать запасы и задействовать все емкости. Это нетипичная проблема, просто нам так не повезло. Неприятности это доставляло больше нам, чем мелкому, потому как ему хватало ковшика воды, а ее температура его не слишком беспокоит (мы его обливаем холодной водой с рождения).

4. Про еду.

Завтракали и обедали мы всегда дома, к обеду иногда брались буреки (слоёные пироги) с сыром или мясом. Фрукты-овощи в Черногории намного дешевле, чем в Москве. На местном рынке практически любой фрукт стоит 1 евро за кг (груши, персики, виноград и т.д), а огурцы-помидоры и арбузы вообще дешевле грязи. С утра на рынке продают свежую рыбу и домашний сыр. Очень вкусные и качественные молочные продукты, особенно йогурт. В магазине «Чудеса из мяса» (Chudesa od Mesa) хороший выбор как мяса, так и полуфабрикатов, которые прямо там могут и пожарить. Также необходимо отметить вкуснейший сыровяленый окорок.

По вечерам (после того, как пройдут колики, и малыш уснет на ночь, что у нас случалось около 20.00 по черногорскому времени) мы ходили ужинать в близлежащие ресторанчики (Sirena Marta, Montenegro 3 и Izvor). Черногорская кухня очень вкусная, особенно мясные блюда, но совершенно не диетично. Отдельно стоит отметить местное красное вино Вранац (Vranac). А по деньгам настоящий коммунизм. Средний счет на 3 взрослых и одного ребенка 6ти с половиной лет у нас был 30-35 евро. Много симпатичных ресторанчиков находится на променаде вдоль городских пляжей, но с мылышом туда вечером не сходишь, потому что вокруг много баров, где громко орет музыка и мерзкое караоке + густые толпы народа медленно фланируют по променаду. В итоге мы облюбовали одно заведение на своей улице и в основном туда и ходили.

5. Про море.

Пляжей в Сутоморе несколько. Первое, что мы сделали, когда прилетели – ломанулись на городской пляж и были в ужасе. Плотность народу на городском пляже, как в Сочи в сезон. Чтобы войти в воду надо расталкивать людей, всюду плавают окурки, обертки и прочий хлам. Свободных лежаков, понятное дело нет и некуда собственный зонтик воткнуть и расстелить полотенце.

Городской пляж:

Мы приуныли и стали искать другие варианты. Оказалось, что помимо городского недалеко от нашей хаты есть еще два пляжа. Один – небольшой полудикий, в красивой маленькой бухте, к которому надо спускаться по серпантинной лестнице. На этот пляж невозможно было ходить с коляской, потому что спустить ее невозможно. Пару раз мы сходили туда с кенгурушкой, но потом отказались от такого способа перемещения малыша, потому что ему было нереально жарко и он за 10 минут пути весь покрывался потницей.

Природный пляж (Naturistska plaza):

Через 200 метров от полудикого обнаружился прекрасный пляж – Malevic – к которому вела нормальная тропинка. Красивая бухта в окружении сосен, деревянные и пластиковые шезлонги, соломенные зонтики, кафешка, душ и прочие радости. Народу там было совсем не много, потому что пляж находился уже практически за городом.

Теперь непосредственно про море. Нужно отчетливо понимать, что Адриатическое море – прохладное. Если привыкли ко всяким Турциям и Египтам, то тут не так. В принципе у меня на даче в Подмосковье вода всегда такой температуры и я нормально купаюсь, но вот на курорте обнаружить холодную воду было неожиданно. Правда за неделю аномальной жары вода неплохо прогрелась, но когда жара спала — она снова стала холодной. Детей – и старшего и маленького температура воды не смущала, а вот муж (выросший в Африке) искупался всего 4 раза.

В Сутоморе на всех пляжах кроме городского неудобный заход в воду — на дне большие скользкие камни, поэтому стоит купить специальные резиновые тапочки для плаванья.

Поскольку все пляжи находятся внизу (под горой) там какой-то уникальный микроклимат – даже в 12 часов дня очень комфортно, не жарко, но вот когда поднимаешься на дорогу — сразу чувствуешь разницу. Малышу на пляже было хорошо — он купался в море, валялся в тенечке на шезлонге и неплохо спал под шум воды.

6. Про достопримечательности.

Поскольку организованные экскурсии были нам недоступны, мы взяли машину на прокат. Необходимо отметить, что в Сутоморе нет ни одного rent-a-car, поэтому пришлось ехать в Бар – город в 5 километрах от Сутоморе. В Старом Баре (Stari Bar) находятся весьма живописные развалины города.

Также мы поселили расположенный в 25 км г.Ульцин, от чего была двойная польза – и старый город посмотрели и искупались на прекрасном песчаном пляже (Чорный песок и такое-же холодное море, муж не купался).

Еще мы съездили на Скадарское озеро, там как впрочем и везде в Черногории нереально живописно. На лодке мы не катались, но очень душевно поужинали в прекрасном рыбном ресторанчике (Jezero).

7. Про общие впечатления.

Самое главное, что нужно сделать — заранее определиться с ожиданиями. Мы воспринимали поездку как выезд на дачу. Сутоморе напоминает хороший вариант Крыма по уровню сервиса, но там намного душевней. Эта такой курорт для своих – 80 % отдыхающих сербы, остальные русские. Отношение к детям отличается на порядок от московского, среди отдыхающих много многодетных семей. Женька был звездой, таких маленьких детишек на пляже больше не было. В Москве собственные соседи дверь не подержат, когда я с коляской еду, а там любой прохожий обязательно предложит помощь, если нужно куда-то коляску поднять на руках.

В целом отдых с маленьким ребенком существенно отличается от привычного выезда на курорт. Наш маленький к тому же ребенок весьма беспокойный с рядом неврологических проблем. Наш невролог отметил, что ему эта поездка очень на пользу пошла, потому что морской воздух действует успокаивающе. Основным плюсом для меня была смена обстановки и постоянные перемещения (на пляж, на экскурсию), уставала я намного меньше, чем в Москве. Сначала я боялась ехать из-за малышовых проблем — колики, плохой дневной сон, повышенная возбудимость, но потом я подумала, что нет разницы, где их переживать, а позитива на море по-любому больше. В итоге я считаю, что получила от отдыха больше, чем ожидала.