Чем занять дома гиперактивного ребенка 5 лет

Чем занять дома гиперактивного ребенка 5 лет thumbnail

Гиперактивностьэто нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью. ( Википедия).

Гиперактивность тесно связана с синдромом дефицита внимания и без него встречается редко. Кратко называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность)

В школе это состояние выражается в том, что ребёнок на уроках не может успокоиться, постоянно отвлекается на любые , самые малейшие раздражители. Вертится, ёрзает на стуле, все роняет, разговаривает с соседями по парте, лезет ко всем окружающим, в руках что-то постоянно держит и крутит, грызёт ручку, выкрикивает ответ раньше других, но редко отвечает правильно — он не слушал и не слышал учителя.

Не способен сконцентрироваться на задании, ему нужно повторять задание несколько раз.

Не может организовать свою деятельность, спланировать её и распределить время на выполнение заданий.

Теряет и забывает свои вещи, не может навести порядок в рюкзаке и на рабочем месте. Забывает сделать домашние задания Опаздывает на уроки, нет внутреннего контроля за временем.

Умственные способности у него, как правило, высокие, но он не может продемонстрировать их окружающим из-за низкой концентрации внимания и быстро теряет интерес к школе.

Эмоциональный фон у такого ребёнка всегда повышен. Он почти всегда возбуждён, часто агрессивен, с детьми не ладит, хотя всеми силами старается привлечь к себе внимание.

Постоянно, почти ежеминутно, обращается к учителю на уроке с просьбой, вопросом, требованием, желанием что-то рассказать , не относящееся к уроку. Очень демонстративно и громко обижается, если его не спросили, хотя он несколько минут назад уже отвечал- т.е. тянет «одеяло внимания» всё время на себя. Чаще синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается у мальчиков.

Пишу и понимаю, что таких детей в классах в последние годы, увы, всё больше… Примерно 6-7 на 30 человек.

Причины, пишут специалисты, разные: генетическая предрасположенность, тяжелая беременность и роды, асфиксия ребёнка в родах, неполадки в семьях; алкоголизм родителей, мать курит и курила во время беременности, перекрывая тем самым доступ кислорода к плоду.

Немаловажное значение имеет всё возрастающий темп жизни и переизбыток информации.

СДВГ-синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностировать может только врач. Он, как правило, назначает комплексное лечение медикаментами, массаж, бассейн, другие успокаивающие физиопроцедуры, корректирующие занятия с психологом.

Что можно делать дома для нормализации состояния вашего ребёнка?

Во-первых, понимать, что если ребёнок постоянно ведет себя подобным образом- это не очередной его каприз. Оказывается, это жизненная необходимость. Получить свою порцию кислорода мозг может только в движении.

Значит, надо обеспечить ребёнку длительные прогулки, массаж, бассейн, занятия спортом, танцами. Это второе.

В-третьих, нужен постоянный доступ к питьевой воде-гиперактивных детей часто мучает жажда. Пусть носит всегда с собой бутылочку воды, в том числе и в школу.

Почему так необходима вода? Вы замечали, что если любому-взрослому или ребенку- плохо-очень разнервничался, у него истерика, слёзы, сердечный приступ, сильная головная боль или предобморочное состояние — в первую очередь что всегда делают? Правильно, дают воды.

Александр Куницын, врач-диетолог, нутрициолог пишет в своей статье «Снимает ли вода стресс и тревогу — обзор влияния жидкости на нервную систему человека»
что «…обезвоживание организма, в первую очередь, сказывается на функциональном нарушении головного мозга…Головному мозгу необходимо для нормального функционирования усваивать и витамины, и железо, и магний, и цинк и аминокислоты. Все эти компоненты поступают к нему через кровь, основа которой -вода. Только в этом случае мозг может нормально формировать нейронные импульсы и управлять в том числе эндокринной системой. А именно концентрация и комбинация гормонов (преимущественно вырабатываемых гипофизом), отвечают за хорошее настроение, а также за память и внимание»

Продолжим. Некоторые родители отправляют детей с СДВГ в музыкальную школу, на ИЗО, другие виды кружков прикладного характера, дабы успокоился ребенок. Ошибка. Не сможет, нет природной усидчивости. Особенно это касается музыки.

4. Воспитывать, конечно, нужно. Но в данном случае не поможет агрессивное поведение родителей, наказания. Доброта, спокойствие, убеждение-несмотря ни на что. Постоянно. И похвала. Хвалите за любые успехи.

5.Организация родителями чёткого режима дня семьи. Ребенка не заставить лечь спать вовремя, если никто еще и не собирается ко сну.

6.Надо помогать ему организовать свое рабочее место, помогать складывать вещи на завтра .

7.Научите ребенка контролировать свое время. Во-первых, научите постепенно понимать время по обычным часам с циферблатом. Я своему внуку говорю так: «Ты сел кушать. Длинная стрелочка сейчас на цифре 5. Когда она подвинется к числу 15, пройдёт 10 минут. За это время обычно люди наедаются. И ты постарайся успеть съесть свой суп за 10 минут». ( У нас проблема в том, что за едой ребенок может сидеть по часу и более)

8.Запреты формулируйте без частицы «не». Вместо «не балуйся, не дерись, не вертись, не прыгай, не лезь»- «поиграй, сходи, принеси (что-нибудь) мне воды, сядь, расскажи спокойно».

9. Гиперактивный ребёнок- это ваш незаменимый помощник дома. И убедите учительницу, что и в школе это так может быть.

10.Обучение и воспитание, конечно, лучше будет проходить в небольших группах, а может, и на дому.

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях ! Ставьте палец вверх, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.

С вами Татьяна Гордиенко, как и всегда. Счастья вам и вашим деткам!

Источник

Если ребёнок носится по квартире без остановки и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

Замри-отомри и еще 14 игр для непоседы

Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:

1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 1

2. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется»

 

15 игр, которыми можно занять гиперактивного ребенка

3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять

4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды

5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

6. Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

15 игр, которыми можно занять гиперактивного ребенка

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).

10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.

11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.

12. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.

13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.

15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник

Здесь нужно понимать, что очень активный ребёнок и гиперактивный — две большие разницы.

Почему на осинках не растут апельсинки? Осина — это дитя холодного севера, а яркие апельсины — сочные плоды жаркого темпераментного юга. Континентальная несовместимость.

Судя по тому, что вы сейчас читаете эту статью, ваш ребёнок похож на яркий и неугомонный апельсин: крайне подвижный, импульсивный, ни минуты не сидит на месте. Если сказать одним словом — активный, или, выражаясь научным языком, гиперактивный.

Мы не зря начали разговор с осинки и апельсинки. В 95-ти% случаев гиперактивность передаётся по наследству. Так считают большинство невропатологов. Но есть и другие исследования, которые доказывают, что синдром может спровоцировать родовая травма или нарушение кровообращения головного мозга.

Здесь нужно понимать, что очень активный ребёнок и гиперактивный — две большие разницы.

Только специалист может поставить диагноз «гиперактивность» или СДВГ

Самый важный совет — не стройте догадок и предположений, а уже при первом подозрении обратитесь за квалифицированной помощью. Нельзя говорить о гиперактивности как отдельном заболевании. Она является лишь частью психофизиологического расстройства деятельности функций мозга, названного «синдром дефицита внимания и гиперактивностью» (СДВГ). Это означает, что вместе с повышенной активностью у ребёнка есть проблемы с концентрацией внимания.

Что происходит с ребёнком с гипердинамическим синдромом?

  • часть клеток головного мозга повреждена, т. е. не функционирует;
  • поскольку нервные клетки не восстанавливаются, здоровые клетки сразу берут на себя их функцию, запуская процесс восстановления мозга;
  • результат: нервная система ребёнка работает с двойной нагрузкой: и на развитие, и на восстановительные процессы;
  • в стрессовых ситуациях или после болезней может наступать ухудшение состояния: усиливаются проблемы с поведением и обучением;
  • в нервной системе поражены структуры, обеспечивающие процесс торможения. Отсюда — проблемы с концентрацией, вниманием и регуляцией активности;
  • к 14–15 годам обычно все здоровые клетки разбирают на себя функции поражённых и связи восстанавливаются. Такой подросток уже ничем не отличается от своих ровесников.

Симптомы гиперактивности:

Младенчество:

  • нельзя оставить ни на минуту без присмотра, выпутывается из пелёнок, выпадает из коляски, кроватки и т. п.;
  • нарушен сон: плохо засыпает, спит не более 2-х часов подряд;
  • взаимодействует с игрушками и предметами интенсивно, но не направленно. Хватает игрушку, а то и две, и сразу отбрасывает;
  • развитие моторных навыков идёт с опережением: раньше начинает сидеть, ползать, ходить.

Ранний возраст:

  • неугомонный ребёнок всё роняет, разбивает, попадает в разные истории, связанные с риском для его жизни и здоровья. Смыслом жизни родителей становится уберечь малыша, и, по возможности, если получится — своё имущество;
  • попытки наказать или вразумить отклика не находят. Прекрасно понимая речь и имея хорошую память, ребёнок не может удержаться, чтобы снова не сделать то, от чего его предостерегают родители;
  • нарушение развития речи. Кто-то начинает говорить поздно, кто-то — рано, но речь их понять невозможно. Разговаривают гиперактивные дети практически непрерывно;
  • ходить почти не могут, только бегают. Разговаривая, размахивают руками, подпрыгивают или переминаются с ноги на ногу;
  • не учатся на ошибках — ни на чужих, ни на собственных;
  • теряются везде — в очередях, на улице, в кино и т. д., стоит лишь маме отвернуться;
  • гиперактивные дети добры и незлопамятны, не умеют вынашивать планов мести;
  • во время эмоционального возбуждения остановить их бывает непросто, они перестают себя контролировать, бывают жестоки и безжалостны;
  • чувства поверхностны, неглубоки. Не замечают, что мама устала или кто-то из домашних болеет. Не потому, что бесчувственны, а потому, что оценка состояния другого человека для них — непосильная аналитическая работа.

Пара слов о том, что может ждать гиперактивного ребёнка в школе

Этот тезис мы приводим с целью подготовить родителей, а не запугать. Если дать характеристику гиперактивному ученику в нескольких словах — интеллект в полном порядке, но с усвоением и запоминанием материала огромные проблемы. Отсюда — низкая успеваемость. 

Пример из жизни — ребёнок может годами писать с чудовищными орфографическими ошибками, а потом в одну секунду начинает писать грамотно, или наоборот. Или: решает задачу верно, но почему-то в ответе пишет неправильный результат. Не говоря уже о том, что если он не желает делать контрольную или домашнюю работу — он её делать не будет, и никакие увещевания здесь не помогут.

Как вести себя родителям гиперактивного ребёнка?

Запастись спокойствием, терпением, настроем на успех. Вы должны понимать, что гиперактивный малыш чрезвычайно чувствителен к эмоциональному фону, но абсолютно нечувствителен к наказаниям и упрёкам. Ему бесполезно говорить: «Не делай!», «Перестань!», «Нельзя!». 

Эффективным методом может быть переключение внимания на что-то другое: ребёнок прыгает на диване, который пока терпит, но скоро развалится на части. Предложите ему проверить, сколько раз он сможет отбить мячик или присесть, а ещё лучше — оббежать вокруг дома несколько раз, чтобы малыш хоть немножко устал и смог посидеть на месте.

Похвалите его обязательно, каким бы ни был результат. Хвалить гиперактивного ребёнка нужно постоянно — для поддержания внимания и готовности продолжать занятие.

Организация жёсткого режима дня

Для таких детей необходима максимальная упорядоченность дня. Тогда их головной мозг вырабатывает условные рефлексы: когда нужно вставать, кушать, укладываться спать. 

Если каждый день всё делать по расписанию, вы будете гораздо меньше сил тратить на то, чтобы успокаивать своё непоседливое чадо.

Создать предсказуемый, устойчивый и правильный микромир

Пусть малыш знает — его стульчик стоит здесь, а кроватка накрыта голубым покрывалом. Любое изменение может вызвать стресс и истерику, как будто проснувшись, ребёнок не обнаружил на небе солнца. 

Любое изменение для гиперактивного ребёнка — это сигнал об опасности. Сделайте микромир вашего ребёнка максимально стабильным и уютным, создайте ритуалы, семейные традиции, окружите теплом и заботой.

Если ребёнок отказывается участвовать в занятиях

Вам лучше воздержаться от посещений школ раннего развития. Скорее всего, вас очень скоро попросят покинуть группу, поскольку гиперактивный ребёнок просто не даст заниматься другим детям. 

Если это уже случилось, просто скажите малышу, что эта группа вам не подошла, и попробуйте заниматься с ним индивидуально в домашнем порядке. 

Конечно, педагоги, которые имеют опыт работы с такими детками, могут выстроить занятие правильно и заинтересовать ребёнка, но, увы, практика показывает, что далеко не все имеют для этого достаточный опыт и знания.

Игры с гиперактивным малышом

В возрасте 3-х лет игра — это главное средство познания окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Чаще всего они обожают шумные и активные развлечения, что вполне понятно. Но вы должны выбирать лишь те из них, которые имеют чёткие правила. 

Начните с простейших игр, а условия усложняйте постепенно. Благодаря такой технике, ребёнок учится подчинять свою игровую деятельность определённой цели, удержанию в памяти и внимании нескольких задач одновременно, тем самым получая полезный навык и стабилизируя свою эмоциональную сферу.

Источник

Нина Николаевна Зайцева
Игры и упражнения для гиперактивных детей 5–6 лет

Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственна двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность, раздражительность. В наше время дети импульсивны, своенравны, требуют к себе особого внимания и понимания. Поэтому зачастую таких детей вовлекаем в игровое взаимодействие, чтобы дети чувствовали себя комфортно, улыбались, радовались, могли общаться как с воспитателем, так и со своими близкими людьми. Игры стараемся разнообразить по содержанию. Подбираем игры на развитие внимания, игры-упражнения на согласованность совместных действий. Предлагаем родителям использовать эти игры.

Игры на на развитие внимания и Формирования самоконтроля двигательной активности.

Эти игры требуют от ребенка высшей концентрации внимания.

«Не теряй пару».

Дети в парах друг за другом идут по кругу, взявшись за руки. После первого сигнала быстро опускают руки и продолжают идти рядом. не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Будь внимателен».

Воспитатель показывает несколько физических упражнений:

1)И. п. Пятки вместе. носки врозь. Поднять руки вверх, вперед. в стороны;

2)»Юла». Поочередное вращение кистями каждой руки по вертикальной оси;

3) Присесть, держа обе руки за головой, удерживая равновесие.

После показа двух- трех упражнений ребенок должен запомнить последовательность действий в каждом упражнение и повторить их по словесному описанию.

«Кто больше соберет предметов».

По всей группе раскладываем предметы разных геометрических форм и разного цвета. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащие предметы и друг друга. После окончания музыки быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

Варианты:

а) собрать предметы одного цвета;

б) собрать предметы заданной формы;

в) собрать предметы парами. тройками, четверками (по форме или по цвету).

«Найди свой домик».

По всей группе разложены обручи, возле них кубики разного цвета в произвольном порядке. Игроки бегают под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики возле обручей. По сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик и запрыгнуть в обруч.

«Не ошибись»

По кругу расставлены кегли разного цвета. Под музыку дети выполняют произвольные движения. передвигаясь по группе. После окончания музыки каждый играющий должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот,кто сделает это первым.

Игры на согласованность совместных действий.

Каждый участник должен рассмешить, удивить другого игрока, изображая различные действия с помощью мимики, пантомимы, интонации. Такие игры мы используем во время физкультминуток, динамических пауз, во время прогулок.

«Воображение».

Игра проводится с воображаемым предметом. Имитируют парные действия- переносят бревно, пилят дрова, гребут веслами, прыгают, чешут затылок и т. д.

«Дружная пара».

Дети в парах берутся за руки и по первому звуковому сигналу кружатся в одну сторону (5-7 секунд, по второму сигналу останавливаются. После короткого перерыва повторяют движения в другую сторону.

«Угадай, что я делаю».

Дети по очереди в парах с помощью мимики и пантомимы изображают действия,например:катится с горки лыжник, дирижера оркестра, скрипача, канатоходца, пловца, художника и т. д. И каждый отгадывает в своей паре, кто, кого изобразил.

«Веселые хлопушки».

Дети садятся в парах напротив друг друга на полу. Воспитатель показывает. Хлопает левой рукой по левому колену, дети должны это движение повторить. Затем взрослый хлопает по правому колену, дети повторяют одновременно и это движение и предыдущее. игра продолжается до тех пор, пока в композицию не войдет 7-10 движений.

«Мы- петрушки».

Дети сидят на корточках в парах. держась за руки (разговаривают, шутят. По сигналу одновременно подпрыгивают. Затем под музыку одновременно притопывают ногами по показу воспитателя, выполняют приставные шаги с приседанием, затем кружатся, держась за руки. После окончания музыки останавливаются и кланяются.

После проведения таких игр детей становятся наиболее спокойными, собранными,родителям легче понять своих детей и выбрать наиболее эффективную форму взаимодействия.

Источник