Чем выше темпы развития ребенка тем повредить его физическому и здоровью

Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии — возрастная психология. Предмет ее исследования — возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.

Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качетвенные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн).

1. Чем ребенок моложе, тем выше темпы его физического и психического развития

. В дошкольном возрасте:

активно развиваются все психические процессы;

появляются тонкие переживания;

рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

складываются интересы;

— развиваются способности, закладываются основы характера.

2. Чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическое и психическое здоровье. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: метафизический и диалектический.

МЕТАФИЗИКИ ДИАЛЕКТИКИ
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного изначального свойства. Ребенок — как взрослый в миниатюре Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие — это не столько количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств

3. Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно и обусловленно. Одни органы влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на сердечно-сосудистую систему, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.

Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действительности. 4. Эти периоды называют сензитивными 3-6 лет: восприятие, мышление, воображение и т.д.; 5-6 –чтение; 6-7 – учебные навыки и др..Сензитивность возрастных периодов: это чувствительность детей к обучению и направленность активности.

Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.

Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у этого ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу до 9—11 лет.

Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущими им особыми закономерностями, рост и развитие являются единым целостным процессом.

Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — корой головного мозга.

В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:

Источник

Кравченко Лариса Владимировна, педагог-психолог; Додуева Надежда Петровна, заведующий. МКДОУ «Сказка», город Бородино Красноярский край.
Внедряя ФГОС в практику нашего дошкольного учреждения, мы активно занимаемся преобразованием развивающей предметно-пространственной среды, учитывая при этом возрастные особенности детей. Данный семинар позволил нам систематизировать и уточнить имеющиеся знания (теоретические и практические) о возрастных особенностях детей дошкольного возраста и активно использовать их в дальнейшем при сопровождении детей и проектировании развивающей среды в возрастных группах.

Дата публикации: 22.06.2015

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС».

За два дня до проведения семинара педагоги получили задание: подробно ознакомиться с возрастными характеристиками детей своей возрастной группы.

Перед началом самого семинара всем педагогам было предложено разделиться на 6 рабочих групп (в соответствии с возрастом детей): ранний возраст, младший, средний, старший, подготовительный возраст. Специалистам было предложено объединиться в одну группу.

Семинар включал две части: теоретическая и практическая.

1 часть — это установочный доклад с презентацией «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»:

То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных.

Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют время занятости детей различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, отбор материала, форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:

1.Цикличность

Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.

2. Неравномерность развития.

Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.

3. «Метаморфозы».

Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Читайте также:  Развитие памяти ребенка в начальной школе

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка

То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.

Так же Л.С. Выготским была разработана возрастная периодизация развития человека. В соответствии с данной периодизацией дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).

В основу периодизации развития человека Л.С. Выготский положил понятие «Критического возраста», т.к. психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых.

(В психологическом словаре) «Возрастные кризисы» — это условное обозначение выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.

В детском развитии Л.С. Выготский выделил 3 критических точки: 1год, 3 года, 7 лет.

Если мы посмотрим на линию развития ребенка, то увидим, что развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее, причем включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малыша пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми, что проявляется через капризы, негативизм (т.е. на лицо признаки плохого поведения). А на самом деле это сигнал взрослому об изменении своего отношения к ребенку и обогощение его деятельности с ним новым (усложненным) содержание, т.к. он вырос и требует дальнейшего развития.

Пример: кризис 3-х лет, «Я сам!». Его признаки – упрямство, строптивость, своеволие, капризность. Вот как его чаще описывают: ребенок еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Л.С. Выготский говорил о том, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее развитие.

В каждом возрасте есть центральные новообразования, объединяющее вокруг себя развитие других психических процессов.

2-3 года:

* Возникновение речи

* Появление 3- наглядно-действенного мышления

4 года:

* Усвоение первичных нравственных норм

* Самооценка

* Появление элементов партнерского общения

4-5лет:

* Контролирующая функция речи

* Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре

* Появление элементов произвольности

* Появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым

5-6лет:

* Предвосхищение результата деятельности

* Активная планирующая функция речи

* Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками

6-7лет:

* Внутренний план действий

* Произвольность всех психических процессов

* Возникновение соподчинение мотивов

* Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе

* Возникновение первой целостной картины мира

* Появление учебно-познавательного мотива.

Знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится предположение о наличии в развитии ребенка нарушений и принятии мер по их коррекции.

2 часть семинара предполагает три практических задания, позволяющих закрепить теоретические знания педагогов и использовать их при сопровождении детей в образовательном процессе в условиях ФГОС:

Задание 1 . Игра «Практикант».

«В дошкольное учреждение направляется студент для прохождения практики. Заведующий знакомит его с учреждением: они проходят по коридорам, двери в группы приоткрыты. Практикант наблюдает жизнь детей разного возраста и манеру поведения воспитателя догадываясь, что за возрастная группа»

Каждой рабочей группе педагогов необходимо наглядно представить ребенка (детей) своей возрастной группы (ТО, ЧТО УВИДЕЛ ПРАКТИКАНТ), отражая особенности его (их) поведения, общения и манеру поведения воспитателя с данной категорией детей.

На работу в группе дается 5 минут. Группа представляет свой материал, а все остальные участники определяют возраст детей. Высказывают свое мнение.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

Каждой рабочей группе в течение 2 минут предлагается поработать с высказыванием и вставить пропущенные слова. Затем группа зачитывает готовое высказывание, которое сверяется с правильным ответом (ответ загорается на слайде).

Задача1. Чем младше ребенок, тем …….. (ниже, выше) темпы его физического и психического…….(благополучия, развития).

Ответ. Чем младше ребенок, тем ВЫШЕ темпы его физического развития.

Задача2. Чем выше темпы развития ребенка, тем …… (труднее, легче) повредить его физическому и …… (психическому, социальному) здоровью.

Ответ. Чем выше темпы развития ребенка, тем легче повредить его физическому и психическому здоровью.

Задача3. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических процессов протекает ……..(одновременно, не параллельно) и не с одинаковой степенью интенсивности.

Ответ. Рост и развитие отдельных органов, систем и психических процессов протекает не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности.

Задача4. Есть периоды развития, в которых организм бывает особенно………(нейтрален, чувствителен) к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют ………(удачными, сензитивными).

Ответ. Есть периоды развития, в которых организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют сензитивными.

Задача5. Сензитивность возрастных периодов – это …..(чувствительность, безразличность) детей к обучению и …….(хаотичность, направленность) активности.

Ответ. Сензитивность возрастных периодов – это чувствительность детей к обучению и направленность активности.

Задача6. Обучение оказывает ….(пагубное, наибольшее) влияние на те психические функции, которые …..(только начинают, заканчивают) развиваться.

Ответ. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться.

Задание3. Определите возраст играющих детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его.

Каждой рабочей группе (без учета возраста их детей) выдается описание игры. В течение 3 минут они работают с заданием, представляют его, правильный ответ загорается на слайде.

Задача№1.

Игра в «Магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, другой – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает покупку в сумку.

Ответ. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). В игре участвуют 7 человек, каждый из которых выполняет действия, связанные с ролью

Задача№2. Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Оле понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кубик у Шуры. Шура расплакалась.

Ответ. 3года. Оля играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны.

Задача№3. Сеня взял коробку из-под ботинок, похожую на магнитофон, и стал танцевать, петь, сказав, что магнитофон играет.

Ответ. 4 года. Мальчик играет один, игровые действия его разнообразны, в игре ребенок использует предметы-заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания.

Задача№4. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.

Ответ. Дошкольники 3-4 лет. Так называемая «игра рядом».

Задача№5. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.

Читайте также:  Что называют зоной актуального развития ребенка

Ответ. Дошкольники 4-5 лет. Кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой.

Задача№6. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправить пробоину.

Ответ. Дети 6-7 лет. Длительное объединение играющих, много разнообразных ролей, новых сюжетов. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию и изменение ролевых функций.

Итог семинара: Знакомимся и относимся к цитате В.С.Мухиной:

«Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание».

Источник

Проблема психического развития детей, подростков, становление личности человека является одной из центральных проблем возрастной психологии.

Развитие человека не завершается с окончанием школьной жизни, юности. Изменения психики имеют место на протяжении всей жизни человека.

С рождения ребенок развивается очень интенсивно. И чем моложе он, тем. выше темпы его физического и психического развития. (Схема 1, 2.)

Схема 1

УВЕЛЙЧЕНИЕ ДЛИНЫ ТЕЛА С ВОЗРАСТОМ
Возраст Рост (см.) Прирост
    К пяти годам — рост удваивается
   
 
+ 25  
    + 12
 
 
    +6 К 14-15 годам — рост утраивается
 

 

+ 4
 
+ 3
 

Схема 2

УВЕЛИЧЕНИЕ ВЕСА ГОЛОВНОГО МОЗГА С ВОЗРАСТОМ
 
Возраст
 
Вес головного мозга
 
Прирост
 
Увеличение за 1 год
 
       
    + 501
 
+ 501
 
    + 310
 
+ 52
 
    + 200
 
+ 30
 
Взрослый
 
1200-1400
 
   

Очень интенсивно идет развитие ребенка в первые три года. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию:

умеет вступать во взаимоотношения;

усвоил речь и хорошо ее чувствует;

заявляет о своей личности;

Демонстрирует, на что способен. «Я сам!»

Дети в 3 года должны:

показывать свои глаза, нос, рот;

повторять предложение, включающее до 6 слов. Например, «Я очень люблю свою добрую маму»;

повторять по памяти 2 числа;

называть предметы, изображенные на рисунке;

называть свою фамилию.

Именно в дошкольном возрасте:

активно развиваются все психические процессы;

появляются тонкие переживания;

рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

складываются интересы;

развиваются способности, закладываются основы

характера.

Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическому и психическому здоровью. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку, тех кто его окружает, воспитывает.

СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХИКИ не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ и ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ.

МЕТАФИЗИКИ ДИАЛЕКТИКИ
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного начального свойства.
Ребенок – как взрослый в миниатюре.
 
Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие рассматривается не только как количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств.

Неравномерность в скорости роста и развития отдельных частей тела ребенка приводит к изменению его пропорций. Так, рост мозга и размеры головы с возрастом относительно уменьшаются. У новорожденного голова составляет 1/4 длины тела, а у взрослого только 1/8. Новорожденный имеет относительно большую голову, туловище, маленькие руки и совсем маленькие ноги. С возрастом происходит изменение абсолютной и относительной длины конечностей, главным образом, длины ног. Увеличение длины ног — своеобразный барометр физического развития.

В первые годы жизни у ребенка интенсивно развивается мозговая часть черепа. В результате укороченное лицо, выпуклый лоб, пухлые щеки, круглые глаза, нос пуговкой — это общие для многих видов животных и человека сигнальные символы детеныша. У взрослых людей по отношению к ребенку срабатывает инстинкт покровительства, заботы. (Рис. 1.)

С подросткового возраста интенсивно развиваются все части скелета, в том числе и лицевые части черепа. И едва заметный нос становится довольно примечательным. «Фотокарточка» резко изменяется.

Есть этапы развития человека с максимальным ростом (количественные изменения). И есть этапы с максимально преимущественным развитием (качественные изменения функций, когда происходит дифференцировка тканей в структуре отдельных органов и систем. Накапливается энергия для следующего периода роста (количественных изменений).

Рост и развитие до 18-летнего возраста

На 1-м году жизни Происходит усиленный рост. Конец 1-го года является переломным.
С 1,5 до 3-х лет Рост замедляется и усиливается дифференцировка структур органов и систем. Малыш округляется. В 3 года — наступает переломный период.
С 3 до 7 лет Рост органов и систем усиливается, а дифференцировка несколько замедляется. Ребенок усиленно растете. К 7 годам развитие органов в основном заканчивается. Теряются специфические детские черты и начинают приобретаться качества, присущие структуре взрослого человека.
С 7 до 10-12 лет Замедление роста и усиление дифференцировки органов и систем. Происходит накопление энергии для последующего роста и полового созревания.
С 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков Наступает интенсивный рост организма и отдельных его частей. Подросток сильно вытягивается. Происходит процесс полового созревания.
С 16-18 лет Замедляется рост и усиливается дифференцировка органов и систем организма. Развиваются формы и черты личности взрослого человека.

В психическом развитии так же проявляются количественно-качественные изменения, Быстро увеличивается словарный запас ребенка, влияя на развитие других психических процессов.

1 г. 10 слов Количественные изменения в ведут к изменениям качественным
1,5 г 20. слов

2 г. 200 слов Ребенок овладевает грамматическим строем речи (суффиксы, изменения слов по числам, родам, падежам)
3 г. 1500 слов
6 л. 4500 слов

То же самое происходит и с другими психическими процессами.

Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и обусловлено. Одни органы, развиваясь, влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.

Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает нс параллельно и но с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения нс совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце растет быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.

Читайте также:  Выготский теория о развитии личности аномального ребенка

Л.С. Выготский и его последователи доказали, что развитие человека на протяжении всей жизни происходит постоянно, но дискретно. Есть периоды жизни, формируются новообразования. А есть периоды относительного затишья, когда происходит постепенное накопление знаний и умений, их количественный прирост, который позднее переведет сознание в новое качественное состояние. И тот и другой периоды очень важны. Интенсивность познания мира, вхождение в него различна на разных этапах жизни человека.

Вспомним слова Л.Н. Толстого о том, что в первые 5 лет ребенок приобретает столько, сколько не может приобрести за последующие 20.

Каждый период человек может прожить по-разному, с большей или меньшей пользой для своего дальнейшего развития.

Здесь важно помнить о закон, который А.В. Запорожец назвал амплификацией развития. Разъясняя его значение, психолог подчеркивал, что процесс развития связан с сензитивными периодами.

Это периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Эти периоды называют СЕНЗИТИВНЫМИ. Наступление сенситивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. (Схема 3.)

Схема 3. Сензитивные периоды

Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.

Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.

С. Л. Рубинштейн: «У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети и развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития».

Возраст не определяет стандарты психического развития. Возрастные особенности существуют лишь внутри индивидуальных, в единство с ними. При этом чем ребенок старше и чем процессы сложнее, тем большую роль играют индивидуальные особенности, тем значительнее индивидуальные различия.

В сензитивный период можно достичь предельного развития той или иной функции. Иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция в этом ребенке войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте с двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу к 9 — 11 годам

Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущим особыми закономерностями, весь процесс роста и вития является единым и целостным процессом

Темп общего развития и в частности полового созревания в значительной мере зависит от типа конституции и телосложения.

Так, у подростков астенического типа половое созревание происходит значительно медленно и наступление зрелости отодвинуто к дальней границе возрастного диапазона.

У подростков мышечного и так называемого дигестивного типов, напротив, половое созревание завершается в среднем на 1,5 — 2 года раньше.

На темп созревания влияют и половые особенности детей. Целый ряд показателей (гормоны и др.) свидетельствуют о более раннем наступлении зрелости удевочек (в среднем на 1,5 — 2 года), чем у мальчиков.

УСКОРЕНИЕ (АКСЕЛЕРАЦИЯ)
Физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков
ЗАМЕДЛЕНИЕ (РЕТАРДАЦИЯ)
 
ЭПОХАЛЬНАЯ
Присущая всем в отдельной возрастной группе
ВНУТРИГРУППОВАЯ
Присуще отдельным детям и подросткам в определенной возрастной группе (до 13-20%)
 
Физического развития детей и функциональных систем организма детей и подростков (до 13-20%)
 
   

Таким образом, от 26 до 40% детей имеют динамику биологического созревания, отклоняющуюся от средних нормативных данных.

Можно утверждать, что каждому человеку присущ свой собственный темп индивидуального развития.

Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах возрастного развития.

Психофизиологическое созревание, определяющее очередность возрастных изменений в ЦНС и в некоторых других системах организма (эндокринной, опорно-двигательной) обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций.

В обеспечении высших психических функций и самого созревания человека большую роль играет кора больших полушарий головного мозга. Причем, с работой «задних» отделов коры связана функция приема и окончательной переработки информации. С работой же «передних» отделов коры связана организация на этой основе сложных форм поведения.

Появление нового формально-логического — теоретического мышления не ведет к исчезновению более раннего — эмпирического. Оба типа мышления сохраняются и сосуществуют.

Функции полушарий головного мозга

ЛЕВОЕ ПРАВОЕ
Полушарие головного мозга
ВЕРБАЛЬНО-ЗНАКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ в ее экспрессивной форме. Чтение. Счет.
 
ОПЕРИРОВАНИЕ ОБРАЗАМИ. ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. Различение музыкальных тонов, мелодий. Распознавание сложных объектов (в частности человеческих лиц).
 
Базируется словесно-логическое мышление
 
Базируется эмпирическое мышление
 
Обеспечивает процедурный (операциональный) акт мыслительной деятельности. Отвечает за правильность и последовательность мыслительных операций.
 
Следит за добротностью осмысливаемого материала. Отвечает за соответствие логики действительности. Спасает людей от сомнительных выводов, построенных на шатких основаниях.
 

Созревание правого полушария идет более быстрым темпом, и поэтому в ранний период развития его

вклад в обеспечение психического функционирования превышает вклад левого полушария.

Для ребенка до 9— 10 лет как существа «правополушарного» характерна непроизвольность его психических процессов, большая эмоциональность при небольшой осознанности поведения. Их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.

Различия в темпах роста правого и левого полушария проявляется еще во внутриутробном периоде и связаны с действием половых гормонов. Уже на 6 неделе развития мужского зародыша начинается секреция полового гормона — тестостерона. А он влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга. Высокое содержание тестостерона в этот период замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским. Тестостерон у мальчиков способствует относительно большему развитию правого полушария. Это способствует развитию пространственных и математических способностей, которые значительно чаще отмечаются у мужчин.

Психологи Стенфордского университета Э. Мак-Коба и К. Жаклин отмечают, что 1-й ребенок от рождения наделен более высоким уровнем половых гормонов, чем дети, выношенные во 2-й и 3-й беременностях. А между количеством прогестерона у ребенка и его умственным развитием есть прямая связь. Также выяснили, что у первенцев-мальчиков больше тестостерона, чем у младших братьев.

Различие познавательной деятельности мужчин и женщин зависит от особенностей развития левого и правого полушарий. При начальном обучении должна быть ориентация на максимальное использование возможностей правого полушария по переработке информации, а не на развитие знаково-символической функции мышления.

Но отдельные зоны каждого полушария имеют собственную возрастную динамику созревания. Одни зоны раньше созревают в правом полушарии, другие — в левом.

Во всех возрастах правое и левое полушарие функционируют вместе. В раннем возрасте в силу незрелости морфологических путей, связывающих оба полушария, могут функционировать автономно. По мере созревания — взаимодействуют вместе и функционируют как единое целое.



Источник