Церковь и ребенок 2 года

Церковь и ребенок 2 года thumbnail

На страницах портала Православие.Ru уже
несколько раз поднималась тема, когда
приводить маленьких детей в храм: к началу службы или
только ко Причастию. Большинство родителей сталкивалось с
тем, что дети определенного возраста не в состоянии
сосредоточиться на Богослужении, они капризничают и своими
капризами отвлекают остальных богомольцев от
сосредоточенного переживания Божественной службы. Как
поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства
для окружающих или ограничить время посещения храма для
себя и своих детей, – на этот вопрос мы хотели бы
получить и ваши ответы. Если вы –
«состоявшийся родитель», т.е. смогли с детства
воспитать свое, ныне подросшее чадо в православной вере,
имеете живой опыт преодоления этой проблемы, пишите по
адресу editor@pravoslavie.ru
Лучшие заметки будут опубликованы.

Церковь и ребенок 2 года

    

Каждый раз, когда в храме или в православных СМИ заходит
речь о детях на церковной
службе, возникает типичная реакция: «А нечего
детей водить на службу, молящихся отвлекать! Пришли,
причастили – и свободны». Или бывает такой
вариант: «В храме дети должны стоять чинно! У меня
(моей знакомой прихожанки и т.п.) тоже есть дети, и они
никому не мешают!» Конечно, чаще встретишь иные,
снисходительные к матерям реакции. Но указанные две так
категоричны и распространены, что хочется подробно
разобраться в том, насколько они выполнимы и
обоснованны…

Сразу прошу у читателя прощения: тема эта для меня
животрепещуща, и мыслей я здесь выскажу скорей всего с
избытком – избытком букв. Что поделать, почти
«программная» статья – я прошу
снисхождения.

«Я знаю по себе…»

Церковь и ребенок 2 года

    

Начну с утверждения, что заставить детей в храме стать
невидимками несложно, потому что «я знаю по
себе» или по знакомой, у которой дети –
ангелы. К сожалению, это одна из самых больших ловушек в
деле раздачи советов и оценочных суждений: мы выдаем
совет, основанный на собственном опыте или опыте
знакомых, забывая о том, что сколько людей – столько
и опытов. Нам кажется, что мы ведем речь об одной и той же
ситуации: «У этой дамы есть дети, и она зачем-то
притащила их к началу службы. У моей подруги тоже есть
дети, но она, умная мама, оставляет их дома, когда идет в
храм с утра пораньше». Или: «У меня тоже есть
дети: я просто держу ребенка на руках, он спит и никому не
мешает».

«Тоже есть дети» – это слишком широкий
критерий, чтобы думать, будто мы говорим об одинаковых
ситуациях и можем давать советы в категоричном тоне. Если
у матери Н. есть дети и есть бабушка, сидящая с детьми,
она не сможет понять мать Л., у которой есть дети, а вот
бабушка живет в другом городе, и оставить детей решительно
не с кем. Мать М. даст совет пойти на службу, оставив
ребенка с папой и попросив его подвезти малыша аккурат к
Причастию. А мать В. на это горько усмехнется, поскольку
ее муж – священник, и оставить его с ребенком, уходя
на службу, уж точно не получится.

Бывает, что ситуации внешне более схожи. Например, у двух
мам есть дети и есть бабушки, помогающие с детьми. Но у
одной бабушка – пенсионерка, живущая в соседнем
квартале, а у другой работает по сменам и живет на другом
конце города. Наберется ли вторая мама наглости сказать:
«Приезжайте-ка, бабушка, завтра к половине восьмого
к внукам – я хочу помолиться сходить!»?

Или, допустим, у двух разных мам одинаково нет помощников,
и они обе пришли на Литургию с детьми. Почему у одной
шалят, а у другой стоят как свечки? Кроме очевидного:
«одна мать – плохая, другая –
хорошая» – есть еще тысячи разных
«почему». У одной между детьми пять лет
разницы, у другой – полтора года. Одна может держать
младшего на руках, пока старший, сознательный, помогает
чистить подсвечники и вообще уже постигает азы молитвы. А
другая мама снова беременна, есть угроза выкидыша, и
приходится маленького ребенка держать на полу, среди ног
чужих «дядей и тетей», что, конечно, малыша
«заводит». Или другая все-таки держит младшего
на руках, но зато шумно взрывается старший-погодок,
который еще сам с удовольствием посидел бы на руках, но
нет возможности.

Даже дети-погодки, с одинаковой разницей в возрасте, у
двух разных матерей ведут себя в храме по-разному. Есть
ведь нюансы типа «зубы режутся», «забыли
любимую игрушку», «есть захотели»,
«и вообще»… Да просто – разный
темперамент у детей.

Бывает, что поведение одного и того же ребенка сильно
зависит от храма, в который его привели. Если в своем
приходе чадо чувствует себя как рыба в воде – вполне
немая и незаметная, то, внезапно оказавшись в новом месте,
оно может преподнести матери массу неприятных сюрпризов.
Чаще всего это связано не с воспитанием, а с тем, что
малыш испугался или, наоборот, так восхитился, что
любопытство и эмоции бурным потоком льются в уши
окружающим. И опять же, нельзя сказать: «А не водите
детей в другие храмы!» Имеют же родители право
сменить место жительства, сдать машину в ремонт, уехать на
лето в деревню…

Да, встречаются дети, сохраняющие идеальное спокойствие во
всех описанных ситуациях. Может быть, «идеальный
ребенок» просто тихоня по темпераменту. Может быть,
дело в благочестии матери, победившей свои страсти
настолько, что дети и не знают иного примера поведения,
кроме круглосуточных тишины и мира. Но если другие матери
еще не таковы – это не повод для линчевания, даже
когда кто-то считает себя достойным бросить первый камень.

Читайте также:  Супрастин как давать ребенку 1 год и 2 месяца

А бывают и весьма печальные причины детской тихости.
Однажды я позавидовала белой завистью одной маме, которая
спокойно отпускала двухлетнего сына бродить по храму, и
тот большую часть времени тихо стоял в сторонке,
иногда выходя на улицу и самостоятельно возвращаясь. Я
поспешила познакомиться со счастливой мамой, дабы
педагогический опыт перенять. Что же оказалось? Оказалось,
что мальчика методично запугивали: «Стой тихо, а то
дядя заберет! Всё, иду отдавать тебя дяде! Смотри, вон за
тобой уже волк идет, вон, видишь, там хвост
торчит…» – ласковым голосом, спокойно
так. Получился идеальный для посторонних ребенок, но какой
ценой…

А ведь чаще всего дети со временем спокойно перерастают
собственную шаловливость. Так, моя старшая дочь, которую
на приходе раньше звали ураганом, этим летом вдруг
полюбила ходить в сельский храм с утра пораньше и
благочинно наблюдать, как читают на клиросе. Возможно, это
счастье скоро закончится, и осенью в городе наступит новый
всплеск ураганности, ведь там не так много мест, где можно
излить детский задор до того, как попадешь в просторный и
красивый храм. Возможно – это действительно
взросление, и мне нечего опасаться.

Не только ребенок ребенку рознь, но и ребенок самому
себе рознь, когда переходит на новую возрастную ступень.

В любом случае, это показывает, что не только ребенок
ребенку рознь, но и ребенок самому себе рознь, когда
переходит на новую возрастную ступень. И когда в храме мы
видим маму, чьи дети далеки от идеала, нам стоит не
сравнивать их с детьми соседки, а понять, что, возможно,
далеки они лишь в данный момент и по причинам веским, но
для нас неочевидным.

Что опаснее: шалость или «дикая»
мама?

Церковь и ребенок 2 года

    

«Ну, хорошо, – мне возразят, – все дети
разные. Но кто ж заставляет мамашу тащить детей в храм на
службу, если именно ее дети – это ураган? Могла бы
ведь прийти к концу Причастия, причастить и быстренько
“освободить помещение”».

Хочется сначала ответить с точки зрения практической: это
не всегда возможно. Во-первых, в храмах, слава Богу, есть
такие многодетные
мамы, у которых первые дети уже старше семи лет и
могут сознательно присутствовать на службе,
исповедоваться, но еще не доросли до того, чтобы быть
отпущенными на Литургию заранее без родительницы, у
которой младшие пребывают в возрасте несознательном и
крикливом. Получается, что такая мама или приведет
семейство к концу службы, из-за чего старшие останутся без
должной подготовки к Причастию, или придет, допустим, к
пению Херувимской со всеми старшими и младшими –
собирать укоризненные взгляды.

Потом, очень трудно прийти с детьми точно к Причастию
– конец службы по времени всегда немного
«плавает». Летом в храм легко войти и легко
выйти из него, если дитя капризничает. Но зимой
стремительное выскакивание с ребенком из протопленного
храма на мороз весьма чревато. Неужели мы действительно
готовы оберегать свой «молитвенный покой»
ценой чужого воспаления легких?

Но главная моя мысль здесь вот какая: а мамы – они
вообще люди ли? Если женщине, готовой рожать детей, мы на
полном серьезе рекомендуем приходить всегда только к концу
службы, мы обрекаем ее на одно из двух: либо годы и годы
полного отлучения от Причастия (да и исповеди тоже)
– либо поспешное, скомканное, нервозное приступание
к Чаше прямо с порога.

Да, можно меня обрубить фразой о том, что
«послушание превыше поста и молитвы» и что
долг матери – христианское воспитание детей, а всё
прочее второстепенно, в том числе и собственные духовные
запросы.

Но что есть христианское воспитание детей? Неужели только
передача свода церковных «правил приличия»?
Очень быстро на практике мамы-христианки приходят к
осознанию того, что в воспитании задача-минимум –
это по возможности оградить чадо от дурного влияния твоих
собственных неизжитых страстей и подарить тепло любви,
достаточное для того, чтобы ребенок мог познать Бога как
Отца и Церковь как свою Мать. Потому что если земные отец
и мать – это только раздражительность, угрюмство и
крики, то в будущем слова о Небесном Отечестве выросших
детей не слишком вдохновят. «Знаем, – скажут,
– кто такие отец с матерью, проходили, больше не
нуждаемся».

Мамы, лишенные хотя бы минимума церковной жизни,
«дичают» особенно быстро. Что, кроме Чаши
Жизни, может дать им обновление и силы?

Но, увы, материнство – это часто именно
раздражительность и крики (да, это мой опыт, и
его мало, чтобы говорить за всех, но я знаю слишком много
мам, чей опыт весьма схожий). Мамы особенно быстро
выдыхаются и «дичают», сталкиваясь с тем,
насколько очевиднее становятся их страсти в процессе
«сидения» с детьми. Мамы, лишенные хотя бы
минимума церковной жизни, «дичают» особенно
быстро. Что, кроме Чаши Жизни, может дать им обновление и
силы?

Домашние молитвы и подвиги благочестия – это наши,
человеческие усилия. Они – лишь подготовка к общению
с Тем, Кто единственный властен вдохнуть жизнь и любовь в
наше затрепанное грехами и бытом сердце. «Если не
будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то
не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). И тем
более не будем иметь любви, хотя бы отдаленно напоминающей
ту, которую должны являть родители-христиане. Понимаем ли
мы, что, пытаясь ради тишины под сводами храма, полностью
выключить матерей из литургической жизни, мы
«выключаем» собственное будущее – то
будущее, которое сейчас растят эти матери?

Читайте также:  Как подстричь ребенка в 2 года мальчик

Конечно, я не говорю о том, что матери каждую службу
вместе со всеми детьми должны приходить к началу ради
более полной подготовки родительницы ко Причащению. Но я
считаю, что женщине жизненно необходимо хотя бы изредка
уделять время именно для собственного участия в Литургии,
продумав заранее, чем занять в храме малышей, которых
часто совсем не с кем оставить. Об этом, впрочем, я уже
пыталась рассуждать («Ребенок в поисках
смысла»). Хорошо, когда есть возможность с кем-то
оставить детей и не смущать прихожан, но возможность
– объективно – есть не всегда. Зато мамы умеют
ценить время. Эти редкие общецерковные молитвы будут теми
просветами, между которыми в остальные дни, при согласии
исповедующего священника, мать тоже сможет причащаться,
даже приходя с детьми к концу службы. Душа, рассеивающаяся
в «пеленочных» буднях, будет как бы
подстраиваться периодически по камертону редких, но полных
служб.

Немного громких слов о единстве

Церковь и ребенок 2 года

    

Конечно, последнее предложение – это вызов всем
«нормальным» прихожанам, которые тоже хотели
бы возможно полнее и спокойнее участвовать в богослужении,
а не слушать писки и топот чад молящейся мамочки. Но дело
в том, что мистическая сторона Литургии не исчерпывается
таинственным соединением отдельных молящихся личностей со
Христом. И уж тем более не сводится лишь к спокойному
«выстаиванию» в храме для удовлетворения
собственных «духовных потребностей».

Участие в Литургии, момент Причащения Телу
Христову есть одновременно и момент приобщения всему
соборному единству Церкви. Вдохновляюще написал об этом
протоиерей Александр Шмеман: «Церковь есть
восстановление единства, нарушенного, разорванного грехом,
то есть себялюбием и отпадением от Бога. В ней крещеные
– то есть соединенные со Христом и живущие участием
в Его жизни через преломление хлеба – воссоединяются
с Богом, а в Боге вновь обретают и единство друг с другом.
Как же проявляется оно? Прежде всего, в деятельной любви,
в которой каждый сознает себя принадлежащим всем, а всех
– как принадлежащих ему…»

Нужно открыть глаза и увидеть в соседке с малышами не
помеху нашим индивидуальным благочестивым интересам, а
близкого человека.

Увы нам: здесь речь идет даже не о том, что хотя бы на
Литургии надо найти в себе силы и мирно потерпеть ту
соседку сбоку, у которой на руках дитя устроило
джигитовку. Речь о том, что хотя бы на Литургии нам стоит
открыть глаза так, чтобы увидеть в этой соседке не помеху
нашим индивидуальным благочестивым интересам, а близкую
родственницу, родного человека. А в ее
«невыносимом» ребенке узреть как бы
собственного внука или сына. И не просто не выгнать их
куда подальше за плохое поведение, но предложить помощь,
да так, чтобы мама, изнуренная стыдом за
«концерт» в храме, не постеснялась ее
принять…

Конечно, я понимаю, что рассуждаю так потому, что сама
мама, и возможно, слишком «тяну одеяло на
себя». Будь я монахиней, будь бездетной или пожилой
и давно забывшей, что такое маленькие дети, я бы,
наверное, «запела» по-другому.

К тому же, призывая к гуманному отношению к мамам со
чадами, нужно признать и другой полюс у этой проблемы.
Разновидность нашего, специфически-материнского духовного
падения – это поза «Ах, смотрите: я
мать-героиня, и мне все, все вокруг должны!» В таком
состоянии женщина как-то отчаянно пускает любую ситуацию
под откос, уже демонстративно не переживая из-за детских
шалостей и агрессивно реагируя на малейший косой взгляд в
свою сторону. Но, может быть, и здесь лекарство –
это исповедь и Литургия,
а не «Приходите, когда подрастете, – лет через
пятнадцать»?..

Источник

Появ­ле­ние детей в пра­во­слав­ной семье все­гда боль­шая радость. Жизнь про­дол­жа­ется, ребе­нок, вопло­ще­ние роди­тель­ской любви, как будто замы­кает круг, окон­ча­тельно объ­еди­няет и делает более пол­ной семью. И вполне есте­ственно жела­ние роди­те­лей при­об­щить свое чадо к цер­ков­ной жизни, сде­лать его пол­но­прав­ным чле­ном Церкви Христовой.

Конечно, самый пер­вый шаг на этом пути — кре­ще­ние ново­рож­ден­ного. С того дня, как малыш при­ни­мает свя­тое Кре­ще­ние, он полу­чает право участ­во­вать в Таин­ствах Церкви, конечно, пока только в Таин­стве Евха­ри­стии, то есть — причащаться.

Пока ребе­нок мал, роди­тели, придя в храм, могут дер­жать его на руках или в коляске. Мла­денцы боль­шей частью спят, и поэтому не достав­ляют осо­бых хло­пот своим роди­те­лям. Но вот про­ле­тел год, и в один пре­крас­ный день сын или дочь вхо­дят в храм уже на своих ногах. И с этого и начи­на­ются проблемы…

Нередко при­хо­дится слы­шать от при­хо­жан жалобы на то, что малые дети мешают молиться. Хочется побыть в тишине, а тут — то бегают, то кри­чат, то салки-пря­талки. И как быть? Как быть при­хо­жа­нам, кото­рые рас­счи­ты­вают на бла­го­го­вей­ную обста­новку во время бого­слу­же­ния? И как быть моло­дым мате­рям — совсем не водить детей в храм?

Реше­ние этого вопроса не может быть одно­бо­ким. Стро­ится оно на ком­про­мис­сах, впро­чем, как мно­гое в этой жизни, и идти навстречу друг другу должны обе стороны.

При­хо­жане должны пони­мать, что нельзя лишать детей бого­слу­же­ния и при­ча­стия. И их тер­пе­ли­вое и пони­ма­ю­щее отно­ше­ние к шумя­щим детям — малень­кая жертва ради Хри­ста, потому что детей при­вели в храм, чтобы и они вку­сили радо­сти пре­бы­ва­ния с Богом. Дети шумят не потому, что они небла­го­че­стивы или одер­жимы. Они шумят потому, что они не могут иначе, ведь они всего лишь дети. Пони­мая неудо­воль­ствие моля­щихся, все же необ­хо­димо напом­нить о том, что надо быть тер­пи­мее и снис­хо­ди­тель­нее и о при­зыве Гос­пода не мешать детям при­хо­дить к Нему.

Читайте также:  Шлепать по попе ребенка 2 года

А теперь обра­тимся к мамам и папам. Ваше жела­ние посе­щать храм вме­сте с ребен­ком вполне понятно и похвально. Однако не стоит забы­вать, что детишки могут на самом деле мешать бого­слу­же­нию и молитве дру­гих людей, поэтому свои посе­ще­ния храма с малень­кими детьми необ­хо­димо как сле­дует про­ду­мы­вать. Да, они дети и им мно­гое поз­во­ли­тельно. Мно­гое, но не все.

Прежде всего, хочется упре­дить от сле­до­ва­ния реко­мен­да­циям, раз­ме­щен­ным в неко­то­рых пра­во­слав­ных кни­гах: ребенка надо водить в храм как можно чаще и на как можно дольше, а жела­тельно — сто­ять с ним всю службу от звонка до звонка. Мол, так дети учатся нахо­диться в храме. Ничего подоб­ного. Физи­че­ское нахож­де­ние ребенка в храме не при­учает его к бого­слу­же­нию и не делает его авто­ма­ти­че­ски пра­во­слав­ным. Да, дети довольно быстро усва­и­вают обста­новку бого­слу­же­ния, и при­вы­кают к ней, но при­вы­кают в худ­шем пони­ма­нии этого слова.

Не гони­тесь за бла­го­че­сти­выми рекор­дами, как это делают неко­то­рые папы и мамы, стре­мя­щи­еся взрас­тить вто­рого Сер­гия Радо­неж­ского или Ксе­нию Петер­бург­скую. Неуме­лым, гру­бым “при­уче­нием” к храму вы можете только оттолк­нуть ребенка от него. При­ни­майте сво­его ребенка таким, каков он есть, каким его сотво­рил Гос­подь, не всем дано быть вели­ким подвиж­ни­ками от утробы матери, а если уж вашему ребенку уго­то­вано стать све­то­чем пра­во­сла­вия, то свя­тость его не минет.

До опре­де­лен­ного воз­раста ребенку невоз­можно объ­яс­нить, как надо вести себя в храме, да и в силу сво­его воз­раста дитя не смо­жет про­сто­ять на месте два часа, ведь дети как будто сотканы из энер­гии. Чем актив­нее ребе­нок, тем выше веро­ят­ность того, что помнется он, помнется рядом с мате­рью, да и побе­жит искать раз­вле­че­ний. В итоге дети в храме начи­нают играть, шуметь, рисо­вать, пол­зать по солее, валяться по полу, в то время, как их мамы стоят, погру­жен­ные в молитву. Спо­соб­ствует ли такое нахож­де­ние в храме взра­щи­ва­нию бла­го­че­сти­вого хри­сти­а­нина? Ответ на поверх­но­сти. Вме­сто при­ви­тия бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к бого­слу­же­нию, ребе­нок полу­чает весьма нега­тив­ный урок: в церкви скучно, там нечем заняться, поход в храм — про­сто убий­ство вре­мени. Ни в коем слу­чае нельзя, при­водя дитя в храм, отпус­кать его на воль­ный выпас! Если вы при­шли с ребен­ком в храм, вы должны кон­тро­ли­ро­вать то, чем он занят во время бого­слу­же­ния. А, зна­чит, вы должны при­хо­дить в цер­ковь на такое коли­че­ство вре­мени, в тече­ние кото­рого смо­жете это делать.

Самое глав­ное в этом вопросе — инди­ви­ду­аль­ный под­ход. Никто, кроме самих роди­те­лей, не знает сво­его ребенка настолько хорошо, чтобы дать реко­мен­да­цию — как часто при­во­дить дитя в храм и на сколько. Такие реше­ния пол­но­мочны при­ни­мать исклю­чи­тельно сами роди­тели. Дети бывают раз­ные — шуст­рые и не очень, шум­ли­вые и тихони, тер­пе­ли­вые и с “пол­кило взрыв­чатки”. Поэтому с актив­ными детьми надо при­хо­дить ближе к при­ча­стию, с детьми спо­кой­ными можно и пораньше — глав­ное, чтобы они не успе­вали заску­чать, и не воз­ни­кало жела­ния пре­да­ваться безделью.

Детям постарше уже можно объ­яс­нять ход бого­слу­же­ния. Ребенку, кото­рый знает, что про­ис­хо­дит в храме, уже не будет так скучно на бого­слу­же­нии, он будет чув­ство­вать себя его участ­ни­ком, а не про­сто сто­рон­ним наблю­да­те­лем. Дома вме­сто молит­вен­ного пра­вила, можно исполь­зо­вать цер­ков­ные пес­но­пе­ния, объ­яс­няя незна­ко­мые слова — так ребе­нок научится пони­мать пение, а затем и сами молитвы.

С малень­кими детьми лучше нахо­диться в тра­пез­ной части храма, позади всех моля­щихся, — так вы будете меньше при­вле­кать к себе вни­ма­ния, да и если ребе­нок зака­приз­ни­чает, с ним будет проще выйти из храма на улицу. Шум­ные игры и чрез­мерно актив­ные раз­го­воры детей сле­дует, конечно, пре­се­кать. С одной сто­роны, конечно, — “что с них взять — дети”, но с дру­гой с самого ран­него воз­раста необ­хо­димо уста­нав­ли­вать меру. Да, на довольно про­дол­жи­тель­ное время, два-три года, а, может, и больше ваша пре­бы­ва­ние в церкви будет боль­шей частью посвя­щено не молитве, а сле­же­нию за малень­кими непо­се­дами — это тоже часть мате­рин­ского кре­ста, одна из его состав­ля­ю­щих. Быть роди­те­лем зна­чит, при­но­сить зна­чи­тель­ную часть своих инте­ре­сов в жертву. Это каса­ется и при­выч­ного рас­по­рядка духов­ной жизни.

Как же быть, если очень хочется спо­койно посто­ять на бого­слу­же­нии? Осо­бенно, если соби­ра­ешься при­ча­ститься? Ребенка вовсе необя­за­тельно водить на все без исклю­че­ния службы. Если у вас есть кто-то, кто может поси­деть с малы­шом во время вашего отсут­ствия: муж, мама, све­кровь, сестра, брат, подруга или наем­ная няня — заме­ча­тельно. При­вле­кайте род­ствен­ни­ков к помощи. Если же такого чело­века нет, то надо при­хо­дить с ребен­ком не на все бого­слу­же­ние, а ближе к при­ча­стию. Если вы с супру­гом оба посе­ща­ете храм, то можно чере­до­ваться: в один день молится мама, а за ребен­ком сле­дит отец, в дру­гой день молится папа, а мама сле­дит за ребенком.

И да умуд­рит нас Господь!

Азбука вос­пи­та­ния

Источник