Центра развития талантливого ребенка

Центра развития талантливого ребенка thumbnail

Новый масштабный нац­проект «Образование» включил цель по поиску и развитию одарённых детей в рамках отдельного федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Как сегодня искать и развивать талантливых детей? Об этом «АиФ» рассказала руководитель фонда «Талант и успех», а также центра для одарённых детей «Сириус» в Сочи, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелёва

Нешкольные уроки

— Елена Владимировна, сегодня способных детей привыкли выявлять через олимпиады. Но не устарела ли эта технология отбора талантов? 

— Вы правы, это можно назвать минусом олимпиадной системы — ею охвачены далеко не все талантливые дети. Но и мы не отбираем ребят исключительно по результатам олимпиад. Эксперты центра учитывают олимпиадные достижения, но проводят самостоятельный отбор: сначала заочный отборочный этап в регионах в формате дистанционной олимпиады (и принять участие в нём может любой желающий, достаточно просто зарегистрироваться на нашем сайте), затем очный тур, когда школьники приезжают решать задания на региональные площадки партнёров центра «Сириус». Конкурс огромный и достигает порой нескольких десятков человек на место! На спортивные программы ребята зачисляются по результатам всероссийских соревнований, на программы по хореографии, рисованию, музыке — по итогам оценки экспертами видеозаписей творческих работ. Также мы учитываем их победы в конкурсах самого высокого уровня. 

Центра развития талантливого ребенка

Фото: ОЦ «Сириус»

— В педагогической среде немало противников того, что талант­ливых детей нужно отбирать и учить отдельно, помещая в элитные спецшколы, центры. А вы как считаете?

— Я согласна с тем, что нельзя «вытягивать» талантливых детей из родных школ, городов, регионов и концентрировать их в столице или других крупных городах. И «Сириус» этого не делает: подавляющее большинство наших воспитанников не из Москвы и Санкт-Петербурга, все после обучения в Сочи возвращаются обратно, но остаются с нашими педагогами на связи. Они в том числе помогают им делиться полученными знаниями со своими одноклассниками, ребятами помладше из их школы. Так, у нас успешно развивается проект «Уроки настоящего», когда выпускники «Сириуса» помогают объяснять передовые научные идеи. Сейчас в проекте более 90 площадок и почти 900 учеников 7-11-х классов. На занятиях ребята слушают онлайн-лекции ведущих учёных и экспертов, участвуют в решении реальных научных и технологических задач.

Ханс-Йоахим Фрай.

Сети для одарённых

— В каждом регионе будут создавать центры, подобные «Сириусу». А найдётся ли столько талантливых педагогов, чтобы учить в них ребят?

— Да, на данный момент создано 34 региональных центра, работающих по модели «Сириуса». И мы планируем, что к 2022 году — или даже раньше — наша сеть охватит все регионы. Безусловно, с одарёнными детьми нужно уметь работать, и мы готовы делиться с педагогами в регионах этими навыками. В «Сириусе» учатся не только школьники, но и учителя — на специальных программах повышения квалификации. Очень важно обучить педагогов в регионах работать с детьми так, чтобы им было не скучно, чтобы они могли проявить свои способности, не ограничивались зубрёжкой школьной программы. Понимаете, если в регионах будет создаваться среда по работе со школьниками — со всеми, не только с самыми талантливыми, — будет пропадать эта тенденция к концентрации талантов в столичных центрах, о которой вы говорили. 

Центра развития талантливого ребенка

Фото: ОЦ «Сириус»

— Сейчас пытаются ввести раннюю профориентацию для школьников. Правильный ли это подход? 

— Целью современного образования не должна быть подготовка узких специалистов со школьной скамьи. Школа и университет должны дать ребёнку возможность освоить те навыки, которые помогут ему в дальнейшем, вне зависимости от того, какую специальность он выберет. Это, например, навыки усвоения новой информации, работы в команде, умение формулировать проблему и искать её решение. Если у ребёнка будет такая база, основанная на хорошем знании профильных дисциплин, он сможет самостоятельно сравнить разные направления, взвесить плюсы и минусы и по итогам выбрать свою специальность осознанно. 

Центра развития талантливого ребенка

— В «Сириусе» выбраны направления, по которым занимаются с талантливыми детьми, — математика, физика, информатика, биология, хореография, хоккей и фигурное катание, литературное творчество, шахматы и рисование. А почему именно эти направления?

— У Владимира Путина, по инициативе которого и был создан «Сириус», сразу было видение того, что образовательный центр должен стать площадкой для объединения талантливых детей в области науки, искусства и спорта, чтобы дать детям возможность для комплексного развития. Мы не ставим цель — углублённое преподавание школьной программы, мы даём ребятам возможность осваивать научные дисциплины на качест­венно ином уровне. Они решают олимпиадные задачи, ставят эксперименты, работают над реальными проблемами — не теми, которые описаны в учебнике по химии, а теми, которые перед ними ставят представители университетов, научных институтов, корпораций. 

Читайте также:  Педагогика развитие познавательной активности ребенка

Центра развития талантливого ребенка

Фото: ОЦ «Сириус»

Молодёжь в науке

— Сейчас «Сириус» проводит образовательные программы для школьников из всех регионов России, в Парке науки и искусства есть краткосрочные каникулярные программы, с 1 сентября начали работу инженерно-математические классы для десятиклассников из Сочи и Адлера… 

— В конце этого года будет достроена и начнёт работу школа «Сириус», где будут учиться 800 человек. Ребята смогут составлять индивидуальный учебный план, самостоятельно строить свою образовательную программу, предполагающую обучение у ведущих педагогов страны, встречи с учёными, дискуссии с экспертами… Особенностью учебного процесса станут экспериментальные курсы, сетевые образовательные программы, междисциплинарные и исследовательские модули. 1 сентября на заседании попечительского совета, который лично проводил Владимир Путин, нам было поручено создать в Имеретин­ском районе Инновационный научно-технологический центр «Сириус» (ИНТЦ) для научных исследований, развития новых программ подготовки студентов, создания новых технологий.

Центра развития талантливого ребенка

Фото: ОЦ «Сириус»

Важно понимать, что ИНТЦ — это не просто место, где будут сконцентрированы лаборатории, здесь мы объединим образовательную, научную и практическую деятельность. Это значит, что тут будут обучаться студенты, будет вестись научно-исследовательская работа, и, что очень важно, результаты исследований станут внедряться в жизнь, в производственный процесс. Появятся новые рабочие места для самых целеустремлённых школьников и студентов. Фундаментальная наука — это очень важно, но также важно показать переход от теории к практике. Воплощение разработки в жизнь — длительный процесс, который затрагивает массу и технологических, и юридических аспектов, и мы приложим все усилия, чтобы на территории ИНТЦ встречались заказчики инноваций (бизнес), их создатели (учёные), молодые талантливые люди (студенты, школьники)… Результаты, полученные на территории центра, будут востребованы не только для производства продукции, но и для того, чтобы сформулировать новые образовательные стратегии и методики. Наконец, ещё одна задача ИНТЦ — разрабатывать, развивать и передавать лучшие практики — и исследований, и обучения — в другие регионы. 

Гроссмейстер Сергей Карякин регулярно проводит здесь шахматные турниры.

Источник

Мы, родители, растим сейчас маленьких или подросших детей. От того, какие слова мы им говорим, зависит, какие качества будут в них развиваться. От этих качеств зависит, какую они создадут жизнь себе и потомкам. Применяя свою мудрость сейчас, мы наполним глубинным смыслом  жизнь следующих поколений. Но, не ища знаний и мудрости, действуя по привычным шаблонам, мы можем получить в будущем только разочарования.

Представьте, что перед вами лежит камень с надписью: направо пойдешь — мудрость обретёшь, налево пойдешь — жизнь зря проведёшь. И больше дорог нет. Там ничего не написано ни про развлечения, ни про путешествия, ни про материальное благополучие.  А только два пути: к мудрости, то есть к жизни со смыслом, или к бессмысленной трате времени, нереализованности и разочарованиям.

И мы сейчас с вами делаем выбор, по какому пути вести своих детей.

Либо мы передадим им свои страхи и ограничения, либо свободу и широту взглядов.

Либо наши дети создадут и реализуют значимые проекты на благо людям, либо проживут как неудачники, тихо жалуясь на жизнь.

Либо наши дети будут с благодарностью думать о нас, получив от нас действительно ценные знания, либо вырастут и сбегут из дома, чтобы не слушать назойливых стариков.

Клуб «Талантливый ребенок» — это образовательный центр для родителей. Сейчас для  проекта разработано более 20  курсов по развитию творческого мышления детей и взрослых, и по воспитанию детей всех возрастов. Все тренинги нацелены на развитие тех качеств  мышления, которым не придается значения в современном образовании.

А именно, в нашем проекте человек рассматривается как целостная личность, гармонично развивающаяся в пяти основных направлениях:

Тело, Душа, Дух, Позитивное мышление, Осознанность действий.

В каком направлении развивать детей — это наш выбор.

Если люди по незнанию делают ограниченный выбор, они стараются развивать только определенный набор качеств. Например, уделяют внимание развитию мышления, готовя детей к университету. Но если они упускают при этом развитие качеств Души, может вырасти человек с обширными знаниями, но не умеющий общаться. Ему трудно будет создать семью, и он не сможет передать людям своих знаний.

Другие родители развивают творческие способности детей, например, мечтая видеть их на сцене. А будет ли счастлив такой человек, сойдя со сцены, если вдруг его карьера завершится?  Сможет ли он приспособиться к другой деятельности, или будет страдать от нереализованности?

Понимаете, если мы выберем для развития только одно направление, в остальных направлениях нас всегда будут поджидать неудачи: талантлив, но болен; силен, да неразумен. Если мы не развиваем каких-то качеств, то они не проявляются сами.

Но Человек Разумный будет совершенствовать себя ЦЕЛИКОМ, постепенно расширяя свое представление о самом себе и ежедневно удивляясь своим новым возможностям.

Читайте также:  Зачатие ребенка и его развитие в утробе матери

Человек Разумный естественно будет чувствовать себя счастливым, так как он использует максимум своих способностей. Человек разумный всегда будет энергичен и здоров, так как он сам поддерживает баланс своих жизненных сил.

Человек Разумный сможет достичь поставленной цели, у него хватит на это разума и сил.

В нашем проекте значение слов «Человек Разумный» подразумевает очень осознанного человека, развивающего свои лучшие качества  на благо жизни на земле.

В проекте есть множество практических методик, позволяющих сделать этот процесс саморазвития ярким и очень увлекательным  и для взрослых, и для детей.

Для наглядного представления о миссии проекта, мы нарисовали картинку, в которой учтены основные направления нашего гармоничного развития.  И для шлифовки каждой грани нашего сознания в нашем проекте уже есть специальные тренинги, которые постепенно приведут нас к осознанию самих себя.

Источник

Система поддержки талантливых детей.

            Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

            Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации  творческого потенциала обучающихся.

            Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой  среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:

  • Выявление одаренных детей и талантливых детей

Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы  используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей,  учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое  может предъявить при поступлении в ВУЗ.

И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения  поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.

В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.

В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).   

Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей  по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.

Для поддержки и развития  творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения  занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры  конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков — педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).

Читайте также:  Развитие речи ребенка в онтогенезе по возрастам

Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году

В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года  Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить.  Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно — исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано  с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.

  • Поощрение одаренных детей.

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление  благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.

  • Работа с родителями.

Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также  призерами в различных номинациях.

  • Совершенствование профессиональных качеств учителя

            Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи.  Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя.  В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней:  учитель химии высшей категории Еристова М.В.,  учитель русского языка и литературы Назарова С.А.,  учитель начальных классов Махонина М.А.,  учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.

  • Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий

В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).

            Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:

  1. Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
  3. Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей

Источник