Центр развития ребенка в омске солнечный зайчик

Центр развития ребенка в омске солнечный зайчик thumbnail

И снова поговорим о безопасности..
Всегда больно видеть надпись «Найден, погиб» на ориентировке. Больно вдвойне, если этими словами заканчиваются поиски ребенка. Ленинградская область, 2017 год. Мальчик, 10 лет. Не вернулся с прогулки. Республика Дагестан, 2018 год. Девочка, 7 лет. Пошла в магазин и пропала. Свердловская область, 2020 год. Девочка, 11 лет. Не вернулась с прогулки. Что общего в этих историях? Дети доверились незнакомому человеку и ушли с ним. Итог самый печальный. Уважаемые родители, пожалуйста, помните: в маленьких и больших тр… — Читать дальше

агедиях наших детей в большинстве случаев виноваты мы, взрослые. Если вы считаете, что с вашим ребёнком такого никогда не случится, поверьте, вы ошибаетесь. Это только для вас ваш семи-восьмилетка взрослый и самостоятельный. На самом деле, в этом возрасте дети слишком доверчивы и ещё не научились думать о личной безопасности и быстро принимать правильные решения в случае реальной угрозы здоровью и жизни. Что же делать? Невозможно навсегда запереть любимое чадо в четырёх стенах, чтобы оградить его от опасностей. Как же тогда обезопасить своего ребенка? На самом деле, достаточно научить его самым простым правилам: • Правило первое: «Всегда будь на связи!». Когда ребёнок находится вне поля вашего зрения, у него с собой ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть включённый и полностью заряженный мобильный телефон или «умные» часы. Научите ребёнка звонить вам каждые 30 минут, если он находится у кого-то в гостях или идёт куда-то/возвращается откуда-то один. Выучите с сыном или дочерью наизусть номера телефонов всех родственников, которым он может доверять и к которым сможет обратиться за помощью. • Правило второе: «Свой – чужой». Очень часто родители говорят: «С незнакомыми взрослыми никуда уходить нельзя!» С взрослыми, значит, нельзя, а с детьми можно? Со знакомыми и подавно иди куда хочешь. Ведь так? «Нет, не так!» — скажете вы и будете правы. Но ребёнок-то об этом не знает! Научите его, пожалуйста, всегда предупреждать вас перед тем, как он решит с кем-то куда-то пойти. Даже если этот человек и вам и вашему ребёнку хорошо знаком. Объясните своему чаду, кто для него «свой» и кому можно довериться, а кто «чужой» и доверять ему не стоит. • Правило третье: «Умей вовремя закричать». «Ну, чего ты вопишь как резаный?!» «Прекрати орать! Ты же не в лесу!» Знакомо? Вот так мы отучаем детей кричать. Совсем. Будьте уверены, ваш ребёнок не закричит даже в случае опасности. Вы сами его от этого отучили. Пора исправлять ситуацию, пока не поздно. Расскажите ребёнку о случаях, когда крик может ему помочь или даже спасти жизнь. Объясните, что иногда кричать можно и даже нужно. • Правило четвертое: «Всегда помни о собственной безопасности». Приучите своего сына или дочь ходить в школу, на спортивную секцию или кружок рисования по одному и тому же пути, переходить дорогу в правильном месте. Исключите из его/её маршрута безлюдные и неосвещенные улицы, парковые зоны, заброшенные здания, гаражи, стройки. Путь ребенка должен быть освещен, улицы должны быть проходимыми. Если вашему ребёнку нет ещё 10 лет, обязательно сопровождайте его в тёмное время суток. Так вы сможете быть уверены в его безопасности. Что же делать, если ребёнок всё же пропал? Куда бежать? К кому обратиться за помощью? • Правило первое: «Не паникуй!». Ребёнка нет уже больше часа от назначенного времени? Да, повод для беспокойства, но не для паники. Сядьте и спокойно подумайте, к кому/куда он мог пойти. Обзвоните/обойдите всех друзей и знакомых ребёнка. Поищите его самостоятельно в ближайших к дому дворах. • Правило второе: «Бегом в полицию!». Чем раньше вы сообщите о пропаже ребёнка, тем скорее его начнут искать. История о трёх сутках — миф. Заявление у вас должны принять в момент обращения. Если этого не случилось — звоните 112. Данный звонок будет приравнен к заявлению. • Правило третье: «Родные и близкие — самые замотивированные поисковики». Чем больше на поиске людей, которые лично знают вашего ребёнка, тем лучше. • Правило четвёртое: «Нужна помощь — звони +7 (3812) 48-52-12». Это телефон «горячей линии» ПСО «ЛизаАлерт».
Чем скорее вы обратитесь за помощью, тем скорее ваш ребёнок будет найден. Помните что безопасность наших детей всегда в наших руках. Берегите себя и своих близких!

Источник

Большой МИР маленьких ДЕТЕЙ (06.05.2019):
ШКОЛА ТРЕБОВАТЕЛЬНЕЙ, ДЕТИ ВСЁ СЛАБЕЕ: ЧТО ПРОИСХОДИТ? Психолог Елена Лутковская — о том, что на самом деле можно считать хорошей подготовкой к школе, а что только вредит.
Что на самом деле является подготовкой к школе Конечно, не умение считать, писать и читать длинные сложные тексты. Все эти умения — плоды обучения ребенка, о которых пока рано говорить. Школу в первую очередь интересуют результаты воспитания и развития, потому что именно они создают условия для обучения. На самом деле, готовность к… — Читать дальше

школе состоит из трех основных условий: саморегуляции, мотивации ребенка и уровня его интеллектуального развития. Родители хорошо помнят про третью, последнюю, составляющую, все силы тратятся на ее тренировку. В результате саморегуляция и мотивация формируются недостаточно, но без них подготовки к школе не бывает. Саморегуляция — всему голова В первую очередь нас интересуют навыки саморегуляции. То есть способность ребенка управлять собой и контролировать свое поведение. В школе ему придется столкнуться с множеством сложных задач. Нужно вовремя приходить в класс, подстраиваться под коллективный темп занятий, слушать и слышать учителя. Для того чтобы у ребенка все получилось, у него «должна» быть способность понимать смысл правил и умение их соблюдать, удерживать полученные инструкции и контролировать свои действия. «Должна» я беру в кавычки, потому что на самом деле школьник нам ничего не должен. Но для того, чтобы он мог учиться сам, будущему первокласснику требуется способность выделять обращенную к нему речь педагога из бурного потока классной жизни. А еще — самому организовывать свои занятия. Большинство тестов на готовность к школе включают задания, выполнение которых потребует от ребенка удерживать внимание, напрягать память, управлять зрительным восприятием. Например, его могут попросить скопировать домик, отдельные детали которого похожи на прописные буквы. Нужно различить, из каких элементов состоит рисунок, соотнести их форму, величину, держать в руках карандаш и срисовывать домик. Как мы видим, выполнить эту задачу без осознанных действий невозможно. Ребенок должен овладеть к этому моменту планированием и контролем хотя бы на начальном уровне, его деятельность должна быть целенаправленной. Многим детям это пока не под силу. Саморегуляция — очень важный навык. Это фундамент, на котором потом будет строиться все образовательное здание. И если с фундаментом у нас есть какие-то проблемы, то, соответственно, наша постройка будет стоять косо. Опытные педагоги отмечают, что в первую очередь у детей сегодня страдают именно навыки саморегуляции. От чего зависит эта способность и почему у современных детей появился пробел в этой области? Критическое значение для ее развития имеют правила и границы в семье, игра и совместные занятия со взрослыми. Правила и границы в семье Связь саморегуляции ребенка с тем, какие нормы приняты семье, более очевидна, чем все остальные условия в нашем списке. Их значение для будущей жизни ребенка в мире людей понятно. Трудности возникают скорее с исполнением. Замечательный педагог Януш Корчак писал: «Детское „Дай“, даже просто протянутая молча рука должны столкнуться когда-нибудь с нашим „Нет“, а от этих первых „Не дам, нельзя, не разрешаю“ зависит успех целого и огромного раздела воспитательной работы. Конечно, это непростая и творческая задача для родителей — придумать ясную и устойчивую систему правил, которые будут помогать малышу осваивать мир. Создать условия, чтобы ребенку хотелось слушаться взрослых, чтобы, за исключением естественных для детей «островков» капризов и упрямства, он хотел сотрудничать, а не бороться по каждому поводу, — это и есть настоящая подготовка к школе. Разумные ограничения, если их правильно вводить в жизнь ребенка, развивают, а не подавляют. Они помогают сделать мир понятным, стабильным и безопасным. Выстраивают правильную иерархию в голове ребенка. В ней есть область, в которой решения принимают только мама и папа, но есть и достаточно свободы для самостоятельности. Слово «послушание» для современных родителей звучит старомодно. Со всех сторон их поучают, как важна свобода для маленького человека. Но жизнь ребенка, не умеющего слушаться в школе, полна страданий, без преувеличения. Мне бы очень хотелось вернуть родителям право быть родителями. Главная проблема, как обычно, состоит в том, как найти баланс и не впасть в крайности. Об этом написаны сотни книг, но готовые рецепты психологов иногда разрушают контакт с ребенком и подрывают веру родителей в себя. В чудесной детской книжке «Таинственный сад» Фрэнсис Бёрнетт дано много подсказок на этот счет, поэтому я рекомендую ее не только детям, но и родителям. Не главная, но очень важная героиня этой книжки, многодетная мама, обладающая замечательным педагогическим чутьем, замечает: «Хуже нет, когда ребенку ничего не разрешают — или, наоборот, разрешают все. Еще не известно, которое из этих двух зол злее». Желаю родителям вдохновения, мудрости и сил, чтобы еще до школы привить ребенку понимание важности правил. Игра Еще одна важная помощница в деле развития саморегуляции. Если эта связь выглядит неубедительно, давайте вспомним, где ребенок-дошкольник может столкнуться с правилами. Причем так, чтобы их хотелось выполнять. Конечно, в игре. Некоторые родители помнят, как здорово было в детстве выбежать во двор, где разные компании детей играли постоянно. И вот тебя приняли к старшим… Как важно было понять и в точности соблюсти правила! Если кто-то не хотел этого делать, капризничал, то есть не принимал условия игры, его считали «маленьким». Где ребенку захочется управлять своим вниманием, воображением, выстаивать последовательность действий, а значит, управлять своим поведением? Опять же — в игре. Разворачивается сюжет: ты ведешь свой отряд в разведку. Конечно, всем нужно идти тихо, внимательно смотреть по сторонам, быть готовыми встраивать в игру неожиданные действия «противников». Такая игра называется сюжетно-ролевой. Она, по мнению многих исследователей, вносит ключевой вклад в развитие навыков саморегуляции. Вот пример игры, имеющей прямое отношение к подготовке к школьной жизни. Дети играют в игру с правилами — «Колечко-колечко». Все стоят рядком со сложенными лодочкой ладонями. Водящий пропускает между их руками свои и незаметно отдает одному из них колечко. Счастливый обладатель сокровища очень горд и возбужден, но ему нужно дождаться, пока водящий доберется до последнего участника игры. Он может обнаружить себя только после слов: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». При этом нашему малышу нужно управлять своими эмоциями, чтобы не выдать свою тайну. Ведь иначе он будет раскрыт и его удержат товарищи по игре. Если мы приглядимся к тому, как устроено детство современных дошкольников, мы увидим, что возможностей поиграть у них совсем немного. Дворов, где дети могли бы свободно забавляться вместе, в крупных городах почти не осталось. Во многих детских садах и развивающих центрах такая форма занятий, как сюжетно-ролевая игра, по разным причинам отсутствует. Получается, что главная форма занятий, которая развивает способность управлять своим поведением, часто недоступна дошкольникам. Еще одна трудность с игрой вызвана тем, что мамы и папы, родившиеся в девяностые годы, могли сами пропустить этот этап развития. Ведь со многими из них не играли: их родителям было тогда не до этого, а идея выпустить ребенка во двор в крупных городах уже признавалась небезопасной. Но есть и хорошая новость: способность играть есть в каждом взрослом. Я, как обычно, предложу для вдохновения художественную повесть «Сахарный ребенок» Ольги Громовой. Там есть чудесное описание детства главной героини. Оно было наполнено играми со взрослыми и разными другими общими интересными затеями, которые очень пригодились девочке в школьные годы. Совместная деятельность со взрослыми Нельзя просто сказать ребенку «будь внимательным», «следи за своим поведением», «управляй собой» — и ждать от такого разговора стойкого эффекта. Зато самоконтролю он может научиться незаметно для себя в совместной деятельности с родителями. Сейчас я бы хотела поговорить не о том чем, но как заниматься. Очень важно, чтобы во время совместных занятий с ребенком взрослый четко и громко проговаривал этапы, простые алгоритмы, которые он использует. Часто это требует от нас некоторого напряжения. Эти алгоритмы есть внутри нас в свернутом виде, они стали автоматическими, мы их не замечаем. Но именно они помогают нам быть внимательными, справляться с трудностями и доводить дело до конца. Для того чтобы учить этому ребенка, от нас самих потребуется терпение, уравновешенность, некоторый запас сил. Ведь есть разница между тем, чтобы печь пирожки в одиночестве и печь их с ребенком. Лучше всего с такими задачами справляются бабушки, которые часто обладают педагогической интуицией. «Та-а-ак, — говорит бабушка, — немного растягивая слова, замедляя свою речь, — сейчас мы будем тесто готовить. Принеси-ка мне миску, муку и яйца…. В следующий раз она может уже и «подзабыть», что и в какой последовательности нужно делать, и с хитрой улыбкой будет просить подсказки. Вот прямо в такой незатейливой форме происходит то, что так нужно для подготовки к школе. Потому что бабушка не просто дает задание. Она помогает ребенку осознать его этапы и дает точку опоры — внешнюю речь, которая со временем станет у него внутренней и поможет организовывать свою деятельность. Даже если у ребенка не все получается, бабушка поможет ему разобраться, что пошло не так и как это исправить. Отношения с бабушкой, осознание своей нужности будет помогать ему удерживаться в своей деятельности. И, конечно, вся семья примется нахваливать пирожки маленького помощника. Это чувство «У меня получилось!» позволит ребенку в следующий раз стать увереннее. И поможет справляться с неудачами в других новых делах. Хозяйственные заботы семьи дают прекрасную возможность для настоящей подготовки к школе. В три-четыре года реальной помощи по хозяйству от него ждать не приходится. Но если в этом возрасте родители поддерживают инициативу малыша, подыгрывают его желанию быть полезным в хозяйственных хлопотах, то к старшему дошкольному возрасту ребенок будет вполне справляться с мытьем посуды, вытиранием пыли и прочими нехитрыми домашними делами. Очень важно, чтобы у дошкольника постепенно появлялись пока маленькие, но постоянные обязанности. В посильных хозяйственных поручениях зреет воля ребенка, укрепляется уверенность в своих силах и навык сотрудничества со взрослыми. Мотивация — смысл и «топливо» Мотивация нужна для того, чтобы ребенок по-настоящему хотел идти в школу. Мы можем заманить его туда с помощью внешних атрибутов: красивого портфеля, формы, разговоров о том, что вся семья будет им гордиться. Это все, кстати, тоже не лишнее. Но мы получим тогда внешнюю мотивацию, и она не будет стойкой. А ребенок должен хотеть заниматься тем, что ему предложат в школе. И представляете, эти занятия — довольно монотонные, далеко не всегда игровые, в них много рутинных операций. Надо палочки писать, крючочки, буковки складывать, птичек считать. И хорошо бы, чтобы ребенок получал удовольствие от того, что он во всем этом участвует. Мотивация отвечает на вопрос, ради чего ты делаешь то, что делаешь. Помочь ребенку найти свой собственный ответ на этот вопрос не так просто. Ведь процесс поиска напрямую связан с развитием личности ребенка. Это не технология, а скорее искусство. Приведу пример. Один мальчик, имевший некоторые особенности развития, никак не хотел учиться. Он в принципе занимался только тем, что было ему интересно. Привлечь его внимание к учебе, вызвать интерес к ней обычными уговорами никак не удавалось. Пока его отец не нашел нестандартный выход. Он знал, что парень мечтает стать пилотом самолета, но при его диагнозе думать об этом всерьез, к сожалению, было невозможно. Тем не менее отец сказал ему: «Послушай, ты же ведь хочешь водить самолеты? Расскажи мне, как бы ты это делал?» Парень с удовольствием откликнулся и начал фантазировать. «Понимаешь, — ответил ему отец, — если ты не будешь учиться, то ничего этого делать не сможешь. Знаешь, сколько всего нужно знать и уметь пилоту! Так уж устроена жизнь». И тогда мальчик включился на все сто процентов. По характеру он был человеком целеустремленным и, несмотря на особенности развития, получил среднее образование. Пилотом он, конечно, не стал, но его мечта отчасти осуществилась. Он работает в аэропорту и разгружает багаж. Парень носит форму, похожую на форму летчиков, у него почти такая же фуражка, и он совершенно счастлив. Чем прекрасен этот пример? Тем, что кто-то из взрослых предлагает ребенку мотивацию, которая основана на его реальных потребностях. Бывает, что мотивация ребенка страдает от того, что жизнь современного дошкольника по своему устройству и ритму не соответствует его потребностям. Высокий темп не позволяет создать условия для его развития и созревания. Потому что современный ребенок так или иначе включен в сложную систему логистики, которую выстраивают его родители. То есть он все время перемещается в пространстве, его как бы тянут за руку от одного занятия к другому. Изучение языков, танцы, игровая математика, какие-то специальные, порой очень качественные развивалки самого разного рода. Мы берем структуру жизни взрослого и наполняем ее детскими активностями. Ребенка нельзя насильно подготовить к школе. Как только в жизни родителей возникает тема подготовки к школе, я бы предложила им замедлиться. Потому что нам нужны тишина и покой. Развитие ребенка идет из точки покоя, а не суеты. Когда я говорю эти слова, я понимаю, как сложно достичь такого состояния. Потому что его так не хватает в нашей собственной жизни. И я представляю, что переживают родители, когда к их крайнему беспокойству примешивается еще и неуверенность в том, что нужно делать. Как говорится в известной шутке: к ребенку инструкция не прилагается. И тогда рассказ соседки Маши о том, что они с дочкой уже ходят «на эту замечательную подготовку», вызывает страх. Что если мы сейчас же не присоединимся к ним, нас не возьмут в эту чудесную школу. А также в поезд, который уходит в радостную счастливую жизнь. И, даже внутренне осознавая, что такой поступок бесполезен и в некотором смысле вреден, родителям все равно хочется встать в очередь. Потому что очень страшно выпасть из обоймы жизни. Дошкольное детство — особое время, когда ребенок развивается по своим законам, в своем темпе. Качественный контакт со взрослым, неспешный ритм жизни. Возможность внимательно вглядеться в мир, удивиться чему-то, рассмотреть, задать вопросы. И побежать играть, когда захочется. Оказаться в компании детей и самим решить, чем мы будем заниматься. Поссориться, а потом договориться о правилах. Все это тоже подготовка к школе. Мы нежно берем ребенка за руку и в спокойном, соответствующем ему ритме открываем мир вместе с ним. Эта жизнь совсем непохожа на перемещения с одних курсов на другие. Она, скорее, напоминает прогулку по лесу и наблюдение за этим чудесным и волшебным миром. В этой жизни есть пирог с черникой, который мы вместе приготовим по возращении из леса. Есть «Казаки-разбойники», в которые дети должны гонять, причем так, чтобы им самим это пришло в голову от безделья. Есть кукольный домик, который мы будем строить вместе с ребенком и потом его вместе раскрашивать. Тут вам, кстати, и навыки конструирования, и развитие мелкой и крупной моторики… Только не нужно волноваться и беспокойно думать: «Ой-ой-ой! А вот в лесу мы не были, и кукольный домик еще не сделали…». И сразу фиксировать эти планы в ежедневниках. И не стоит винить себя по ночам в том, что вот читали же хорошую книжку недавно, в которой обо всем этом было написано. На самом деле, заниматься с ребенком можно чем угодно, лишь бы эта деятельность нравилась вам.
Елена Лутковская

Источник