Центр физического развития ребенка

Елена Шигаева
Консультация для педагогов «Как оборудовать центр физического развития в групповом помещении согласно требованиям ФГОС»
Центр физического развития в групповом помещении необходимо формировать с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) к предметно-пространственной среде ДОУ.
Исходя из этого, при комплектации физкультурного уголка в группах должны учитываться следующие положения:
— содержательная насыщенность центра, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
— гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
— вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
— периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Цель центра физического развития: обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня.
Задачи центра физического развития:
— приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
— правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
— развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
— закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задача воспитателя:
1. Создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности.
2. Обогатить детей элементарными знаниями о многообразии подвижных игр и физических упражнений.
3. Развивать двигательные качества и способности (быстрота, ловкость, координация, гибкость, выразительность движений).
4. Поощрять двигательное творчество детей.
5. Формировать основы здорового образа жизни в семье и детском саду.
Требования к центру физического развития согласно ФГОС:
1. Безопасность размещения: центр физического развития не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки.
2. Доступность предметно-пространственной среды для каждого ребенка: разного пола, роста, особенностей здоровья.
3. Гигиеничность окружающей ребенка предметно-пространственной среды. Все спортивное оборудование, находящееся в физкультурном центре, должно быть из легко моющихся материалов и регулярно осуществляться
4. Центр физического развития должен отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение — принципу целесообразности.
5. Центр физического развития должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
6. Центр физического развития должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
7. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
8. Приветствуется наличие символики физкультуры и спорта.
Примерный перечень спортивного оборудования, инвентаря и дидактических материалов при оснащении центра физического развития в групповом помещении:
1. Картотеки.
Ранняя группа:
— картотека пальчиковой гимнастики;
— картотека дыхательных упражнений и игр;
— картотека игр для профилактики плоскостопия;
— картотека подвижных игр;
— картотека малоподвижных игр;
— картотека физкультминуток;
— картотека утренних гимнастик.
2 младшая группа
— картотека пальчиковой гимнастики;
— картотека дыхательных упражнений и игр;
— картотека игр для профилактики плоскостопия;
— картотека подвижных игр;
— картотека малоподвижных игр;
— картотека физкультминуток;
— картотека утренних гимнастик;
— картотека считалок.
Средняя группа:
— картотека пальчиковой гимнастики;
— картотека дыхательных упражнений и игр;
— картотека игр для профилактики плоскостопия;
— картотека подвижных игр;
— картотека малоподвижных игр;
— картотека физкультминуток;
— картотека утренних гимнастик;
— картотека считалок;
— иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта.
Старшая и подготовительная группа:
— картотека пальчиковой гимнастики;
— картотека дыхательных упражнений и игр;
— картотека игр для профилактики плоскостопия;
— картотека подвижных игр;
— картотека малоподвижных игр;
— картотека физкультминуток;
— картотека утренних гимнастик;
— картотека считалок;
— сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);
— иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
— символика и материалы по истории Олимпийского движения.
2. Инвентарь для музыкально-ритмического сопровождения при проведении утренней гимнастики, физкультминуток и отработки строевых упражнений.
Для всех групп:
— музыкальный центр;
— бубен;
— аудиозаписи с веселыми детскими песнями и музыкой для релаксации;
— аудио с записями «танцев-игр».
3. Инвентарь для релаксации.
Для всех групп:
— «сухой дождь»;
— «дыхательные тренажеры» (на обручах, зонтиках);
— детский игровой домик.
4. Дидактические игры.
2 младшая, средняя группы:
— дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками.
Старшая группа:
— дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
Подготовительная группа:
— дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
5. Инвентарь для профилактики плоскостопия и развития моторики рук.
Ранняя и 2 младшая группа:
— мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
— коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
— диск «Здоровье» спортивный, массажный;
— валик мягкий 30/30;
— флажки;
— ленточки с кольцами;
— султанчики, помпоны;
— игра «моталочка»;
— бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
— «тихий тренажер» (стопки-ладошки)
— гантели, вес 150 гр. ;
— мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
Средняя группа:
— мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
— коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
— ленточки с кольцами;
— флажки;
— султанчики, помпоны;
— игра «моталочка»;
— эспандер кистевой детский на 5 кг. ;
— бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
— «тихий тренажер» (стопки-ладошки)
— гантели, вес 300 гр. ;
— мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
Старшая группа:
— мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
— коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
— ленточки с кольцами;
— флажки;
— султанчики, помпоны;
— игра «моталочка»;
— игра «бильбоке»;
— эспандер кистевой детский на 5 и 10 кг. ;
— бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
— «тихий тренажер» (стопки-ладошки);
— гантели, вес 500 гр. ;
— мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
Подготовительная группа:
— мешочки с крупой (бобы, фасоль) в разных формах для ходьбы;
— коврики и массажные дорожки с рельефами, ребрами, резиновые шипами, размер 180/40;
— ленточки с кольцами;
— султанчики, помпоны;
— игра «моталочка»;
— игра «бильбоке»;
— эспандер кистевой детский на 5, 10, 15 кг. ;
— бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
— «тихий тренажер» (стопки-ладошки);
— гантели, вес 1 кг. ;
— мячики-ежики (6-8 см. в диаметре).
6. Инвентарь для игр и упражнений с прыжками, для подлезания-перелезания.
Ранняя и 2 младшая группы:
Скакалки, обручи малые (54-65 см. в диаметре, гимнастические шнуры, дуги для подлезания, мягкие модули (кубы, тоннель.
Средняя группа:
Скакалки, обручи малые, обручи средние, гимнастические шнуры, дуги для подлезания, мягкие модули (кубы, тоннель.
Старшая и подготовительная группы:
Скакалки, обручи средние, гимнастические шнуры, дуги для подлезания, бруски деревянные, мягкие гимнастические палки, мешки для прыжков, игра «резиночки».
7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием.
Ранняя и 2 младшая группы:
Мячи надувные и набивные разного размера, игра «кольцеброс», корзина для заброса мячей, мячи «попрыгунчики» на резинке.
Средняя группа:
Мячи резиновые малые (10-15 см. в диаметре, мячи резиновые средние (20-25 см. в диаметре, корзина для заброса мячей, игра «мяч на присоске» с 2 ладошками, игра «тарелка-липучка с мячом, игра «кольцеброс», игра «боулинг».
Старшая и подготовительная группы:
Мячи резиновые разных размеров, корзина для заброса мячей, игра «бадминтон», игра «мяч на присоске» с 2 ладошками, игра «тарелка-липучка с мячом, игра «кольцеброс», игра «боулинг», игра «дартс» с мишенью и дротиками на липучках, игра «серсо».
8. Оборудование, инвентарь и игры для занятий на улице.
Ранняя и 2 младшая группы:
— мячи резиновые разных размеров;
— воротца, дуги;
— горизонтальная мишень;
— обручи малые и средние;
— кегли резиновые;
— игра «кольцеброс»;
— кубики пластмассовые большие.
Средняя группа:
— мячи резиновые;
— мяч футбольный;
— воротца, дуги;
— горизонтальная мишень;
— скакалки;
— обручи;
— хоккейные клюшки;
— игра «серсо»;
— игра «кольцеброс»;
— летающие тарелки;
— игра «боулинг»;
— игры на асфальте – «твистер», «классики», «солнышко с косичками».
Старшая и подготовительная группы:
— мячи резиновые;
— мяч футбольный;
— воротца, дуги;
— мяч баскетбольный;
— кольцо и щит баскетбольный;
— мяч волейбольный;
— игра «бадминтон»;
— скакалки;
— обручи;
— летающие тарелки;
— лыжи;
— санки;
— хоккейные клюшки и шайбы;
— игра «серсо»;
— игра «кольцеброс»;
— игра «резиночки»;
— канат или гимнастический шнур;
— игры на асфальте – «твистер», «классики», «гусеница», «цветик-семицветик», «бабочка с геометрическими фигурами».
Важно понимать, чем эффективнее будет организована предметно-пространственная среда в детском саду, тем будет больше возможностей для стимулирования самостоятельной физической активности у детей.
Источник
Слайд 1
Центры физического развития в соответствии с ФГОС Подготовила инструктор по физической культуре Корсяк Екатерина Витальевна Москва 2017
Слайд 2
З адачи ФГОС О храна и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия; Приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развития всех физических качеств (быстрота, выносливость, координация, гибкость, сила) ; Ф ормирование начальных представлений о некоторых видах спорта; Овладение подвижными играми с правилами; Формирование ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании и т.д.).
Слайд 3
З адачи физкультурного центра О беспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня; С оздание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; П риобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Слайд 4
Требования к физкультурному центру Безопасность размещения Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям Уголок должен быть эстетически оформлен Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы Уголок должен учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек Наличие символик физкультуры и спорта Материал , из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологическими чистыми и прочными.
Слайд 5
Параметры оценки физкультурных центров в группах Наличие обязательных видов физкультурного оборудования (мячи, скакалки, кегли, султанчики) Наличие нетрадиционного физкультурного оборудования Маски для подвижных игр Картотека подвижных игр Картотека физкультминуток Комплексы разных видов гимнастики (утренней, после сна, дыхательной, пальчиковой и т.д )
Слайд 6
Материал и оборудование для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДО № 1 № Вопросы оперативного контроля Подготовительные группы Старшие группы Средние группы Младшие группы № 6 № 12 № 9 № 11 № 5 № 7 № 10 № 3 № 4 № 8 1 Наличие обязательных видов физкультурного оборудования (мячи, скакалки, кегли, султанчики) 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 2 Наличие нетрадиционного физкультурного оборудования 1 2 1 1 1 2 1 1 1 3 3 Маски для подвижных игр 3 3 3 3 3 3 3 2 3 3 4 Картотека подвижных игр 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 5 Картотека физкультминуток 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 6 Комплексы разных видов гимнастики (утренней, после сна, дыхательной, пальчиковой, гимнастики для глаз) 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 1 – мало или нет 2 – есть более 50% 3 – есть 100 %
Слайд 7
Материал и оборудование для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДО № 2 № Вопросы оперативного контроля Подготовительные группы Старшие группы Средние группы Младшие группы № 7 № 9 № 8 № 3 1 Наличие обязательных видов физкультурного оборудования (мячи, скакалки, кегли, султанчики ) 3 3 3 3 2 Наличие нетрадиционного физкультурного оборудования 1 2 1 3 3 Маски для подвижных игр 1 3 3 3 4 Картотека подвижных игр 3 3 3 3 5 Картотека физкультминуток 3 3 3 3 6 Комплексы разных видов гимнастики (утренней, после сна, дыхательной, пальчиковой, гимнастики для глаз ) 3 3 3 3 1 – мало или нет 2 – есть более 50% 3 – есть 100 %
Слайд 8
Материал и оборудование для реализации образовательной области «Физическое развитие» в ДО № 3 № Вопросы оперативного контроля Подготовительные группы Старшие группы Средние группы Младшие группы № 6 № 7 № 4 № 9 № 2 № 3 1 Наличие обязательных видов физкультурного оборудования (мячи, скакалки, кегли, султанчики ) 3 3 3 3 3 3 2 Наличие нетрадиционного физкультурного оборудования 1 1 1 1 1 1 3 Маски для подвижных игр 3 3 3 2 3 3 4 Картотека подвижных игр 2 3 2 3 3 3 5 Картотека физкультминуток 3 3 2 3 3 3 6 Комплексы разных видов гимнастики (утренней, после сна, дыхательной, пальчиковой, гимнастики для глаз ) 3 3 3 3 3 3 1 – мало или нет 2 – есть более 50% 3 – есть 100 %
Слайд 9
Физкультурный цент в группе № 12 ДО 1
Слайд 10
Физкультурный цент в группе № 11 ДО 1
Слайд 11
Физкультурный цент в группе № 8 ДО 1
Слайд 12
Физкультурный цент в группе № 7 ДО 1
Слайд 13
Физкультурный цент в группе № 9 ДО 2
Слайд 14
Физкультурный цент в группе № 3 ДО 2
Слайд 15
Нестандартное оборудование
Слайд 16
Нестандартное оборудование
Слайд 17
Нестандартное оборудование Палочки- моталочки , султанчики, ленты, платочки»
Слайд 18
Нестандартное оборудование «Мешочки для метания» «Гантели»
Слайд 19
Нестандартное оборудование «Дорожки здоровья»
Слайд 20
Нестандартное оборудование Модули
Слайд 22
Благодарим за внимание!
Источник
Каждый ребенок обладает огромным потенциалом. Для развития навыков мышления, грамотной речи, внимания, усидчивости потребуются комплексные занятия и упражнения.
Посмотреть развивающие программы…
Каждый ребенок – «кладезь» уникальных потенциальных способностей, от уровня развития которых зависит вся его последующая жизнь. Чем раньше малыш начнет познавать окружающий мир, тем быстрее проявятся его скрытые таланты и способности. Но как найти тот путь развития, который подходит именно вашему ребенку? Если вы уже определились со списком необходимых занятий, то самое время выбрать детский образовательный центр и удобный формат проведения уроков.
Роль детских центров развития в дошкольном образовании
Многим родителям кажется, что обучение – это прерогатива школы, и до поступления в первый класс не стоит уделять много внимания уровню познаний малыша о мире. Но по данным исследовательского фонда HighScope, знания, полученные до 7 лет, намного сильнее влияют на уровень будущего благополучия ребенка, чем приобретенные в последующем навыки и умения. Поэтому, чем раньше вы позаботитесь об интеллектуальном и творческом развитии малыша, тем более успешной и обеспеченной станет его жизнь.
Часто работа не позволяет молодым родителям проводить все время с ребенком, в этом случае на помощь приходят дополнительные занятия в детском садике, различные кружки и секции, а также специализированные центры дошкольного образования. Далее мы подробно рассмотрим каждый из этих вариантов.
Дополнительные занятия в детском садике
С точки зрения развития малыша частные садики являются предпочтительным вариантом – здесь ценят индивидуальный подход, а группы состоят из 10-15 детей, что позволяет воспитателю уделить внимание каждому.Но и муниципальные учреждения в последнее время стараются «не отставать». Как в платных, так и в бесплатных заведениях дети могут учувствовать в программах подготовки к школе, изучать английский язык, посещать танцевальные и музыкальные студии. Часто в государственных садиках подобные уроки оплачиваются отдельно (около 1000 рублей в месяц), тогда как в частных учреждениях данная образовательная программа включена в стоимость посещения садика. Проводят такие занятия обычно сами воспитатели.
Неоспоримым достоинством данного подхода является удобный формат услуги – занятия проходят в помещении детского сада, так что не нужно тратить время на дорогу от одного кружка до другого. Но есть и недостатки – выбор уроков ограничен квалификацией воспитателя, он может преподавать лишь ряд дисциплин согласно своей специализации. Конечно, эта проблема решается за счет приглашения дополнительного педагога, но не все родители готовы платить за его услуги, а индивидуальные занятия могут быть слишком дороги.
Важная информация для родителей
Первые три года жизни очень важны для развития мозга маленького человека. Именно в этот период между нейронами образуются связи – синапсы. Но эта система не очень прочна – если недавно образовавшаяся «сеть» не используется, то она быстро разрушается. Для того чтобы укрепить синапсы, специалисты рекомендуют уделять общению с ребенком как можно больше времени.
Детские кружки и секции
Организаторами кружков и секций для детей до 7 лет часто выступают общеобразовательные школы, детские сады, спортивные центры и различные творческие студии. Такой формат обучения подходит для изучения языков – большинство специализированных школ могут предложить занятия для самых маленьких. А если требуется решить конкретную психологическую проблему или исправить дефекты дикции, то индивидуальные занятия у психолога и логопеда станут отличным вариантом.
Исходя из индивидуальных склонностей и талантов малыша, родители могут выбрать для него подходящие кружки и секции. Это могут быть как спортивные занятия (теннис, танцы, боевые искусства, фигурное катание, плавание), так и направленные на развитие умственных и творческих способностей (английский язык, письмо и чтение, рисование, рукоделие). Преподаватели таких кружков имеют профильное педагогическое образование и помогают детям освоить предмет максимально эффективно. К недостаткам этого способа получения дошкольного образования можно отнести ограничения по возрасту – чаще всего уроки предназначены для детей от 3-4 лет, к тому же довольно сложно организовать занятия сразу по нескольким предметам, ведь дорога от одного учреждения до другого занимает время и может утомлять ребенка. В зависимости от типа и частоты, посещение кружков и секций обойдется вам в 5000-10 000 рублей.
Специализированный центр развития ребенка
Оптимальным решением, сочетающим в себе достоинства детского сада и отдельных кружков, может стать посещение специализированного центра развития ребенка. Здесь все усилия воспитателей и педагогов направлены на полноценное развитие вашего малыша. При этом направление и виды занятий чаще всего определяет ребенок, отдавая предпочтение самым интересным для себя предметам. Преимущество детского центра развития состоит в том, что здесь проходят занятия даже для самых маленьких – в специальных группах для детей 1-2 лет малыши развивают навыки речи, узнают новые слова и выполняют упражнения на развитие мелкой моторики. Старшие ребята могут посещать танцевальные, музыкальные, языковые, творческие и спортивные курсы – и для этого не нужно никуда ехать, все находится в одном здании.
Записаться в такой центр развития довольно просто – достаточно заключить договор с учреждением. Нужны лишь паспортные данные одного из родителей, свидетельство о рождении ребенка, а также медицинская справка. К недостаткам специализированных центров можно отнести лишь их стоимость – сочетание всех услуг в одном месте значительно экономит ваше время, поэтому и цена будет выше. Чтобы посещать такое учреждение, нужно будет платить в среднем от 15 до 30 тысяч рублей в месяц.
Программы детских центров развития
- Самые маленькие посетители центров развития нуждаются в особенном подходе. Именно поэтому для детей от 1 до 3 лет здесь разрабатывают отдельные и часто уникальные программы. В этот период жизни мышление малыша становится более логичным, что позволяет изучать окружающий мир в доступной ему игровой форме. Именно игровая деятельность лежит в основе всех программ, направленных на развитие ребенка в возрасте до 3 лет. Грамотный преподаватель сочетает упражнения на общую моторику, развитие речевых навыков, внимания и памяти таким образом, чтобы занятие стало интересным и полезным. Обычно вместе с детьми на занятиях в специализированных центрах развития присутствуют и родители – это гарантирует малышу чувство безопасности.
- Центры развития ребенка предлагают особенные программы и для детей постарше. В возрасте от 3 до 5 лет можно приступать к таким занятиям как математика, английский язык, живопись, графика, хореография и т.д. В случае с точными науками и языковыми практиками важно не допускать переутомления ребенка. В этом возрасте дети способны удерживать внимание на заинтересовавшем их предмете всего 15-20 минут, поэтому информация должна быть подана в увлекательной форме и поступать небольшими «порциями». В этот период дети также учатся дружить и общаться со сверстниками – занятия в группе будут способствовать развитию этого важного навыка.
Обратите внимание
Существует две распространенных формы проведения занятий – «конспектная» и «рамочная». Первая предполагает четко описанный сценарий каждого урока, который служит для определенной возрастной группы и не подвергается изменениям из года в год. «Рамочная» программа с помощью основных принципов и понятий лишь намечает «рамки», оставляя воспитателю и детям свободу «передвижения» внутри.
- В старшую группу специализированных центров развития обычно набирают детей от 5 до 7 лет – они активно готовятся к началу занятий в школе. Стать отличником с самого первого класса, радуя родителей хорошими оценками, помогают уроки математики, обучение грамоте, а также подготовка к процессу школьных занятий – малыш должен уметь слушать и слышать преподавателя, выполнять инструкции и обладать навыками самодисциплины. Лучше всего, если последние аспекты будут проработаны с профессиональным психологом – тогда новая обстановка не станет для ребенка дополнительным стрессом.
Итак, если вы решили, что ваше чадо все же лучше отдать в специализированный центр для развития его талантов и общего расширения кругозора, то перед вами возникнет следующий вопрос…
Как выбрать детский центр развития?
Прежде всего нужно проверить документы выбранного вами учреждения. В частности, особое внимание стоит обратить на лицензию – имеет ли право данная организация оказывать какие-либо образовательные услуги? Некоторые компании выкладывают подобные документы на своих интернет-сайтах, но все же лучше увидеть лицензию лично. К тому же тогда вы сможете пообщаться не только с руководством центра, но и с родителями маленьких «клиентов». Уточните, по каким программам или системам проводится обучение. Лучше всего, если центр развития будет находиться недалеко от дома – долгая дорога пешком или на машине может способствовать излишнему утомлению ребенка.
Вариантов формирования способностей малыша в дошкольном возрасте достаточно много. Главное – иметь желание обеспечить ребенку возможность получить качественное образование и по максимуму использовать скрытый в нем потенциал, не перегружая его занятиями. Помните, что свободное время для веселых игр и общения со сверстниками – неотъемлемый элемент становления разносторонней и самостоятельной личности.
Источник