Целостное развитие ребенка в музыке

ирина степанова
Развитие музыкальности у ребёнка

Доклад выступления на педагогическом совете

«Развитие музыкальности у ребенка».

Музыкальный руководитель:

Степанова И. Б.

Музыкальность — чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках природы их интонацию, высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации, на основе которых возникали простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. Люди совершенствовали свои способности в области сочинения, исполнения, восприятия музыки.

Но ребенку не приходится проходить заново весь путь развития музыкальной культуры, как об этом говорят представители биогенетической теории психического развития. Взрослые четко выделяют тот объем музыкальных знаний, который может быть усвоен ребенком и знакомят его с уже выработанными приемами музыкального исполнительства.

Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребенок или не музыкален, еще широко бытует в семье и, что особенно плохо, в детском саду. В результате опрометчивых выводов взрослых, многие дети мало приобщаются к музыкальному искусству, к миру прекрасного.

Музыкальность — это комплекс способностей. Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал, что у одних детей ярче проявляется музыкальная память, а у других — отзывчивость на музыку; часто наличие абсолютного слуха сопровождается “туповатость” восприятие более сложных музыкальных образов, и, наоборот, слабый слух порой сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду не преследует цели ранней профессиональной подготовки. Его задача — обогатить личность ребенка, “раскрыть окно” в мир музыкальных звуков.

Психологи, педагоги, музыковеды ведут исследования проблемы музыкальности. Существуют многочисленные попытки дать определение этого понятия, указать основные признаки музыкальности и их взаимосвязь. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов. В первой трети ХХ века в буржуазной психологии видное место занимала так называемая гештальтпсихология, которая утверждала, что любое психическое явление исключительно целостно и его составные части не подлежат отдельному рассмотрению. Известный немецкий ученый Г. Ревеш, изучая понятие музыкальности, объяснял ее как единое, целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. В противовес этому представители “психологии элементов” скрупулезно изучали психические проявления, рассматривая их изолированно, поэлементно. Так, в известном исследовании К. Сишора приведена классификация многочисленных музыкальных способностей, которая, с точки зрения многих зарубежных ученых, дает картину структуры музыкальности и помогает изучить ее у детей путем применения тестов.

Оценивая точку зрения К. Сишора, советский психолог В. Н. Мясищев указывает на известный схематизм приведенной классификации и подчеркивает социальную обусловленность музыкальности. В. Н.Мясищев пишет: “. Изучение музыкальных способностей позволяет нам считать существенными те элементарные приемы исследования слуха, которые предложены Сишорой, но нельзя признать их достаточными для выяснения внутренних условий успешной музыкальной деятельности. Решающим же является музыкальность, т. е. такая реактивность, при которой музыка существенно влияет на все стороны психической деятельности и может быть мощной притягательной и побудительной силой, определяющей как поведение, так и деятельность, так и отдельные реакции человека.

Известный специалист в области фортепианной музыки Л. А. Баренбойм в одной из своих ранних работ (“Фортепианная педагогика”) выделяет основные музыкальные способности: Звуковысотный звук и музыкальный ритм. Звуковысотный звук включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух (проявляется у детей очень рано) — это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Гармонический слух развивается позже. В состав музыкальности входит также абсолютный и относительный слух. Последний имеет особое значение и поддается почти безграничному развитию. Не менее важен и внутренний слух. В узком смысле слова он понимается, как способность представлять речь произведения, без внешнего его звучания, в широком смысле слова — как способность “внутренне” слышать художественный образ произведения.

В более поздней работе Л. А.Баренбойм писал: “Когда говорится о фундаменте музыкальности, имеется в виду музыкально-ретмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить — понять музыку, и. способность свободно в ней ориентироваться и свободно с нею обращаться. ”.

Наиболее развернуто обосновал свою точку зрения на проблему музыкального развития ребенка психолог Б. М. Теплов. В своей книге “Психология музыкальных способностей” (1961) он показал разнообразные и динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием субъекта, между музыкальной деятельностью и способностями, которые при этом развиваются.

Музыкальность по Теплову — “тот компонент музыкальной одаренности, которой необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности”.

Б. М. Теплов выделил следующие три основные музыкальные способности:

• ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;

• произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение мелодии. Это уже один из компонентов музыкального слуха, который лежит в основе гармонического слуха. Если он достигает высокого уровня, то можно говорить о “внутреннем слухе”. Указанная способность лежит в основе музыкальной памяти и воображения;

Читайте также:  Месяц развития плода ребенка

музыкально-ритмическое чувство. Это способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Она лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Краткий обзор специальной литературы позволяет выявить современные тенденции в определении понятия “музыкальность”.

Следующая тенденция — показать прямую связь и зависимость развития природных музыкальных способностей от организации музыкальной деятельности. По Теплову, музыкальность — комплекс способностей, необходимых для любой музыкальной деятельности. Но разнообразие видов этой деятельности позволяет способностям формироваться особо успешно. Наглядным примером служит ритмика, занимаясь которой дети упражняются в развитии чувства музыкального ритма и его воспроизведения.Аналогичный пример: правильно организованные занятия пением всегда ведут к развитию звуковысотного слуха, ладового чувства. Не случайно педагоги иногда применяют термин “певческий слух”, характеризующий слушание и исправление неточных певческих интонаций.

Наконец, еще одна тенденция в современной теории — рассматривать музыкальность как определенную структуру, в которой не просто обозначаются отдельные способности, а устанавливаются их тесные взаимосвязи. Эти способности дополняют друг друга, иногда компенсируют.

Например, Б. М. Теплов говорил, что на основе слуховых представлений звуковысотного движения мелодии формируется и гармонический слух, а в дальнейшем — более тонкий “внутренний слух”, что, в свою очередь, стимулирует развитие музыкальной памяти и воображения.

В какой же мере все эти положения применимы к характеристике музыкальности детей дошкольного возраста?

Можно предположить, что принципиально они едины для всех возрастов. Ведь почти все авторы опираются в своих доказательствах на анализ материалов музыкального развития ребенка. Однако возрастные особенности музыкальных проявлений детей и характер их деятельности побуждают развитие соответствующих способностей. Устанавливается определенная последовательность музыкального развития ребенка.

Таким образом, музыкальность детей — это комплекс музыкальных способностей, позволяющих успешно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. У ребенка, как и у взрослого, главными показателями музыкальности выступают эмоциональный отклик на музыку и слух.

Эти способности проявляются очень рано. Уже в первые месяцы жизни малыш весело оживленно реагирует на пение взрослых плясовой мелодии. Монотонная же колыбельная песня успокаивает ребенка, и он затихает и сосредоточенно прислушивается к ее звукам.

Также ученые обнаружили методом выработки условного рефлекса, что дети очень рано различают звуки по высоте. Оказывается, уже на третьем месяце жизни они отличают крайние звуки интервала октавы. А к семи месяцам многие дети способны различать тон и даже полутон. Б. М. Теплов рассматривает этот факт как блестящее доказательство больших возможностей ребенка в области сенсорных способностей.

Эти два основных показателя музыкальности детей в дальнейшем играют уже меньшую роль, так как на их основе формируются более сложные способности.

Как уже отмечалось, психологи называют три основные музыкальные способности ребенка: ладовое чувство, слуховые представления, отражающие звуковысотные отношения, и музыкально-ритмическое чувство (Б. М. Теплов).

В музыкальной деятельности эти способности проявляются в зависимости от возрастных психических особенностей ребенка. Эмоциональный отклик на ладовую окраску музыкального произведения длительное время носит смутный и нерасчлененный характер. Лишь позднее развивается способность различать мажор-минор. В то же время слуховые представления высотных соотношений музыкальных звуков особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки.

Источник

Статья «Развитие музыкальности у ребёнка».

Что такое музыкальность.

              Знаменитые, известные имена Чайковский, Глинка, Бетховен, Моцарт, Рахманинов… Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Педагоги? Родители? Возможно, профессиональные качества передаются с генами?

              Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии свои родителей. Но жизнь гораздо интереснее. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека.

              Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения человека, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития  музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.  

Читайте также:  Владимирские центры развития ребенка

              Все мы от природы музыкальны. Окружение, среда растит и питает личность.          

 Музыкальность – чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постоянно привыкал различать в звуках речи, в звуках природы их интонацию, высоту длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации, на основе которых возникли простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. Люди совершенствовали свои способности в области сочинения, исполнения, восприятия музыки.

              Но ребёнку не приходится проходить заново весь путь развития музыкальной культуры. Взрослые чётко выделяют тот объём музыкальных знаний, который может быть усвоен ребёнком и знакомят его уже выработанными приёмами музыкального исполнительства.

              Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребёнок или не музыкален, ещё широко бытует в семье. В результате многие дети мало приобщаются к музыкальному искусству, к миру прекрасного.

 Музыкальность – это комплекс способностей. Академик Б.Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал, что у одних детей ярче проявляется музыкальная память, а у других – отзывчивость на музыку: часто наличие абсолютного слуха сопровождается «туповатостью» восприятия более сложных музыкальных образов, и, наоборот, слабый слух порой сочетается с глубоким и серьёзным интересом к музыке.

              Музыкальное воспитание в детском саду не преследует цели ранней профессиональной подготовки. Его задача – обогатить личность ребёнка, «раскрыть окно» в мир музыкальных звуков.

Психологи, педагоги, музыковеды ведут исследования проблемы музыкальности. Существуют многочисленные попытки дать определение этого понятия, указать основные признаки музыкальности и их взаимосвязь. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов.

В первой трети ХХ века в буржуазной психологии видное место занимала гештальтпсихология, которая утверждала, что любое психическое явление исключительно целостно и составные части не подлежат отдельному рассмотрению.

              Советский психолог В.Н.Мясищев  пишет: «…Решающим условием успешной музыкальной деятельности является музыкальность, т.е. такая реактивность, при которой музыка существенно влияет на все стороны психической деятельности и может быть мощной притягательной и побудительной силой, определяющей как поведение, так и деятельность, так и отдельные реакции человека».

Известный специалист в области фортепианной педагогики Л.А.Баренбойм в одной из своих ранних работ («Фортепианная педагогика») выделяет основные музыкальные способности: звуковысотный слух и музыкальный ритм. Звуковысотный слух включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух.

             Мелодический слух (проявляется у детей очень рано) – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию.

              Гармонический слух – развивается позже. В состав музыкальности входят также абсолютный и относительный слух. Относительный слух имеет особое значение и поддаётся почти безграничному развитию. Не менее важен и внутренний слух. В узком смысле слова он понимается как способность представлять речь произведения, без внешнего его звучания в широком смысле слова – как способность «внутренне» слышать художественный образ произведения.

              Наиболее развёрнуто обосновал свою точку зрения на проблему музыкального развития ребёнка психолог Б.М.Теплов. В своей книге «Психология музыкальных способностей» (1961) он показал разнообразие и динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием субъекта, между музыкальной деятельностью и способностями, которые при этом развиваются.

             Музыкальность по Теплову – «тот компонент музыкальной одарённости, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности».

            Б.М.Теплов выделил следующие три основные музыкальные способности:

  • ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;
  • произвольное использование слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение мелодии. Это уже один из компонентов музыкального слуха, который лежит в основе гармонического слуха. Если он достигает высокого уровня, то можно говорить о «внутреннем» слухе. Указанная способность лежит в основе музыкальной памяти и воображения;
  • музыкально – ритмическое чувство. Это способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Она лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Краткий обзор специальной литературы позволяет выявить современные тенденции в определении понятия  «музыкальность». Прежде всего нравственно – эстетический подход к развитию музыкальных способностей, здесь более подчёркивается эмоциональная сущность музыкального искусства как способа познания жизни. Усиливается значение эмоциональных переживаний субъекта, слитность двух ведущих компонентов – эмоционального и слухового (Б.М.Теплов).

Читайте также:  Развитие речи ребенка с зрр

        Музыка – спутник жизни человека, поэтому так важна «свобода» и непринуждённость в общении с нею (Л.А.Баренбойм). Таким образом, музыкальность – это комплекс музыкальных способностей, позволяющих постепенно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. У ребёнка, главными показателями музыкальности выступает эмоциональный отклик на музыку. Эти способности проявляются рано. Уже в первые месяцы жизни малыш весело и оживлённо реагирует на пение взрослым колыбельной, плясовой мелодии. Музыка оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Но помимо этого музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия маленького ребёнка со сверстниками. Ключевой фигурой такого взаимодействия является взрослый.

Восприятие

              Музыка, прежде всего — язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детьми вне опоры на немузыкальные средства. Поэтому так важно включить в репертуар произведения программного характера.

              В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература — короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Для развития умений слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их различных сочетаниях.

Движение

«Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О. Радынова).

Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности — методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной каждому человеку

Музыкальные игры

Музыкальные игры способствуют развитию сторон музыкальности у детей дошкольного возраста. Игра вызывает интерес, пробуждает фантазию. Музыкальные игры учат различать средства музыкальной выразительности (динамика, регистр, ритм и др.). У детей развиваются внимание, координация движений и умение согласованно их выполнять.

Условия

Необходимы условия, которые стимулировали бы желание малыша петь, двигаться самостоятельно, для себя: он должен быть здоров, спокоен, чувствовать доброжелательное отношение взрослых, с радостью заниматься тем, что ему нравится. Не мешайте малышу, он может повторить песню, затем спеть другую, может и поплясать с куклой, мишкой, напевая что-то ещё. Внимательные родители, зная особенности характера ребёнка, не будут прерывать пение малыша, отвлекать его. А вот другому малышу необходимо, чтобы его похвалили. Как известно, детское музыкальное исполнительство отличается от взрослого тем, что для ребёнка важен не результат, а сам процесс.

              Для развития интереса к музыке  необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок  мог послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских шумовых и музыкальных инструментах, например на таких инструментах как: металлофон, триола, детская флейта, дудочка, колокольчики, детское музыкальное пианино. Хорошо иметь дома и деревянные ложки. Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой.  Родителям рекомендую читать детскую литературу о музыке.

Музыкальный уголок лучше расположить в определённом месте, чтобы у ребёнка был удобный подход к уголку.  Если ребёнок посещает детский садик, советую родителям обращаться за консультацией  по вопросам музыкального развития  к музыкальному руководителю, например,  как правильно играть на тех или иных инструментах.

Памятка для родителей

* Обогащать ощущения детей: слушаем музыку, водим детей на концерты, пополняем  словарный запас словами (оркестр, дирижёр, инструменты, солист и т.д.)

* Слушать детские песенки, петь дома с малышами, слушать песни в их исполнении.

* Стимулировать театрально-игровую деятельность детей, игры на детских музыкальных инструментах.

*   Использовать музыкальные аудиозаписи песен и сказок; классической, народной музыки для детей  (колыбельные песенки, попевки, прибаутки).

*   Развивать природную музыкальность детей.

*Формировать и поддерживать интерес к музыке. Воспитывать доброжелательность и взаимоуважение в общении.

Итак,  все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться природным даром.

Источник