Цели и задачи по развитию ребенка в коллективе

Формирование детского коллектива, как одно из  направлений работы воспитателя

В современных условиях детский коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная         деятельность не принесет        ожидаемых        результатов:

Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

Выбирая   деятельность   для   коллектива,   необходимо   учитывать

наличные        интересы        ребят        и        опираться        на        эти        интересы.

Важным условием успешной деятельности коллектива является такая организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).

При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

        Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своей группы имеет решающее значение для развития личности. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы.

Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.

Коллектив школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

общественно-значимая цель;

общественно-значимая деятельность;

коллективные отношения;

демократическое управление.

Педагогу очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. Одной из важнейших задач воспитателя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребѐнка в семье и школе. Успешное еѐ решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.

Чтобы помочь родителям стать для их детей помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе педагог ставит такие цели:

  • воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым еѐ принимать;
  • формирование традиций классного коллектива.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:            Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даѐт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда только начал формироваться родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

Роль воспитателя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное –включение     ученика     в     систему     коллективных     отношений. На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов – это эмоциональный психолого-педагогический  климат  в  том  классном  коллективе,  в  котором ребенок находится большее количество времени. Эмоциональное состояние учеников,  взаимоотношения  с  одноклассниками  и  педагогом  формируют мотивационную сферу школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.

Читайте также:  Доречевой период развития ребенка с нормальным развитием

Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе – главная цель воспитательной работы школы-интерната.

В работе с детьми воспитатель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося. Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом. Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов.

В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.

Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, воспитательную, защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности воспитателя.

В настоящее время выделяют несколько ведущих функций воспитателя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся; «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации. Для достижения положительных результатов создания коллектива можно использовать различные формы и методы. Работу можно вести по нескольким направлениям: развитие коммуникативных отношений; гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание;познавательный потенциал; спортивно-оздоровительный потенциал; художественно-эстетический потенциал; трудовой потенциал; экологический потенциал. Также для успешного формирования коллектива необходимо смоделировать воспитательную систему класса, определить, какие компоненты являются составляющими системы, продумать этапы развития этой воспитательной системы. В процессе работы педагог уделяет внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива, выбору целевых ориентиров.

Средствами реализации выше обозначенных пунктов могут стать:

-коллективные творческие дела класса;

-цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

-участие в соревнованиях, конкурсах;

-участие в школьных коллективных творческих делах;

-творческий отчет класса;

-походы, экскурсии

Источник

Автор: Зубенко Лариса Анатольевна

Доклад на МО классных руководителей

Формирование сплоченности коллектива учащихся младших классов

Учитель начальных классов 1 категории

МБОУ СОШ № 2 г.Алейска

Зубенко Лариса Анатольевна

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Младшие школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями и религией, которой придерживается семья.

Основной деятельностью классного руководителя будет являться миссия–сплочения ученического коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех» 

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив — пожнёшь личность».

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.

Огромную роль в создании и сплочении коллектива класса играет учитель начальной школы, от которого принимает детей классный руководитель старшего звена школы. Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы классного руководителя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства.

Читайте также:  Ребенок эвелины бледанс развитие

Цель воспитательной работы 2 Г класса:

Сплотить детский коллектив и создать условия на дальнейшую совместную деятельность единым, дружным коллективом учащихся и родителей.

Задачи :

Формировать нравственную культуру детей и родителей.

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания.

Организация игр, совместных, творческих дел на сплочение детского коллектива.

Наша главная воспитательная задача — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе — отличником или « серым» троечником — он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.

Основные направления работы по сплочению детского коллектива

Организация совместной деятельности учащихся

Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели.

Создание органа внутри коллективного самоуправления.

Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе.

Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении.

Установка традиций класса.

Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи в учении.

Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.

Рекомендации:

1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей.

Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты:

Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс?

Как сделать так, чтобы класс стал дружным?

Какие традиции есть в нашем классе?

Назови твои «можно» и «нельзя» в классе.

Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными?

2. Ввести традицию обратной связи.

В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого учитель планирует воспитательную работу.

3.Создать «ящик пожеланий».

4. Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий ( праздники, КТД)

Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир».

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, у кого в жизни наступили трудные дни.

Традиция походов и экскурсий, в театры и др.

5.Особую работу следует вести с » отвергнутыми» детьми.

Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса.

Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности.

Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.

6.Работа в группах.

На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как «сильные», так и «слабые» ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.

7. Распределение между учащимися поручений.

От педагога требуется лишь умелое руководство деятельностью учащихся, предоставление им свободы и самостоятельности. Классный руководитель должен уметь поддерживать инициативу детей. Самое главное — педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.

8.Использование на классных часах психологических игр на сплочение коллектива для детей.

9.Сказкотерапия.

10. Обсуждение ситуаций, анализ, разыгрывание

Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели. Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературного чтения я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию. Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.

Подборка психологических игр.

Какие задачи выполняют психологические игры на сплочение класса?

Читайте также:  История развития ребенка 112 титульный лист

Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.

Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.

Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить. Ниже мы приводим игры на сплочение для школьников и подростков, которые пригодятся не только классным руководителям, работающим с коллективом детей, но также и родителям, в чьем доме часто бывают друзья их ребенка.

Какие задачи выполняют психологические игры на сплочение класса?

Они способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.

Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.

Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.

Важность игр на сплочение детского коллектива сложно переоценить. Ниже мы приводим игры на сплочение для школьников и подростков, которые пригодятся не только классным руководителям, работающим с коллективом детей, но также и родителям, в чьем доме часто бывают друзья их ребенка.

Сказкотерапия для младших школьников с нарушением межличностных отношений в коллективе ( сказка «Звёздная страна» ).

Психологические игры

Ты мне нравишься

(с 8 лет)

Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.

Материалы: Клубок цветной шерсти.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.

Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.

Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в «паутине». После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: «Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что…» Например, я говорю: «Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс». Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: «Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике». При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше… Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.

Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться «козлы отпущения» и «аутсайдеры». Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы «Ты мне нравишься, потому что…», то позвольте им заменить ее словами «Мне понравилось, как ты…».

Постепенно «паутина» будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

— Достаточно ли дружен наш класс?

— Почему каждый ребенок достоин любви?

— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Описанные занятия могут использовать в своей работе психологи, учителя начальных классов, организаторы внеклассной работы и родители.

Автор: Зубенко Лариса Анатольевна

comments powered by HyperComments

Источник