Целенаправленное совершенствование и развитие у ребенка ощущений
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Консультация по теме «Развиваем ощущения и восприятие»
Ощущение – это тот процесс, который дает знание об элементарных простых свойствах окружающей среды: о звуках, о запахах, о цветах, о формах, о объёме и т.д.
Ощущениями обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Но осознают свои ощущения только те, которые имеют головной мозг, а главное кору головного мозга.
Органы чувств человека с самого рождения приспособлены воспринимать и перерабатывать самые разнообразные воздействия – раздражители.
Для того чтобы ощущение возникло, необходимо воздействие раздражителя определенной силы
Минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогомчувствительности.
Верхний порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще сохраняет свои качественные характеристики.
У каждого индивида порог чувствительности индивидуален.
Средние значения абсолютных порогов:
Восприятие – это сложный психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений со всеми их свойствами и качествами при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
В процесс восприятия включаются память, мышление, раннее приобретенные опыт и знания. Восприятие всегда является активным и даже творческим процессом.
Большое влияние на процесс восприятия оказывает эмоциональное состояние.
Такие качества восприятия, как быстрота, точность и полнота, во многом зависят от знания и опыта человека.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ.
Научите ребенка:
* Различать цвета и их оттенки.
* Различать форму предметов и геометрические фигуры.
* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.
* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),
шире (уже).
*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
* Различать и называть части суток, их последовательность.
* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
Игры на развитие ощущений.
1. «Дорожки»
Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры: перед ребёнком на стол кладётся картинка с наклеенными на ней дорожками разной длинны и из материала разной фактуры: клеёнка, мелкозернистая наждачная бумага, хлопчатобумажная ткань, кожаная ткань и т.д.
Правила: ребёнок проводит пальчиком по дорожке и рассказывает учителю о своих ощущениях: холодная дорожка или тёплая, длинная или короткая, мягкая или твёрдая на ощупь, приятная или не приятная, какую бы дорожку он выбрал для прогулки с мамой (по какому материалу ему приятней всего проводить пальчиком).
2. «Кот в мешке» или «Волшебный мешок».
Цель игры: развитие осязательных ощущений.
Ход игры: ребёнку даётся мешочек, в котором что-то лежит, но не видно, что именно. Ребёнок засовывает в мешочек руку и ощупывает предмет.
Правила: задача ребёнка состоит в том, чтобы описать свойства спрятанного предмета (мягкий или твёрдый, тёплый или холодный, пушистый или гладкий и т.д.), не доставая его из мешочка, и назвать его. Можно придумать несколько вариантов игры. Дети младшего возраста могут угадывать спрятанных игрушечных животных или просто называть свойства предметов. Детям постарше можно предложить угадывать геометрические фигуры, цифры или буквы, если они их уже знают.
3. «Что за овощ?»
Цель: развивать обоняние и вкусовые ощущения у ребенка.
Ход игры: овощи вымыть и очистить. Участникам или участнику игры завязать глаза и давать по кусочку каждого из овощей. Ребенок должен определить какой это овощ. Игру лучше проводить двумя командами: это придаст ей соревновательный азарт. Выиграет та команда, участники которой дадут больше правильных ответов.
Игры на развитие восприятия.
2.Игра «Угадай голоса»
Цель: развитие восприятия звуков
Ход игры: участники могут сидеть на своих местах. Кто-то из детей становится водящим. Он встает спиной к группе. После этого кто-то из игроков произносит 2—3 слова («сегодня жарко» и т. п.). Водящий должен узнать по голосу, кто это сказал. Для каждого водящего предлагаются 2—3 таких задания. В роли водящего должны побывать все участники игры.
3.Игра «Угадай мелодию»
Цель: развитие восприятия звуков, развитие слуха
Для развития восприятия звуков и слуха можно использовать отрывки с записями мелодий известных эстрадных песен. Отрывки предъявляются в течение 5—10с. После предъявления мелодии дети пытаются отгадать ее. Каждый игрок, первым угадавший мелодию, получает одно очко. Победителем считается ребёнок, набравший наибольшее количество очков.
Источник
Сенсорное воспитание является основой умственного развития и воспитания ребенка.Оно направлено прежде всего на развитиезрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Ребенок познает окружающий мир через ощущения и восприятие. Уровень развития ощущений и восприятия определяет успешность познавательной деятельности ребенка.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
В дошкольном образовании одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М. Монтессори (1870–1952). Цель ее состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников («утончение чувств»). Для этой цели разработана система дидактических средств, с помощью которых осуществлялось это развитие чувств.
В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.
Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш.А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой — должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаявляется формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствамв ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).
Как показали исследования А. В. Запорожца , Л. А. Венгера и др., развитие восприятия в дошкольном возрастепроисходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Л. А. Венгером была разработана теория развития восприятия ребенка, послужившая основой для проведения цикла исследований сенсорных способностей и разработки целостной системы сенсорного воспитания детей.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф.Фребель, М. Монтессори, Е. И.Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.
При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств.
Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов(мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.
Ориентирование во временипредполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).
Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, т.е. формальной единицей.
Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.
Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка -значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологи называются перцептивными действиями.
С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность (гладкая, шершавая); сжимает, чтобы определить твердость (мягкость, эластичность) и т.д. Задача сенсорного воспитания — своевременно обучить ребенка этим действиям.
Обследование – это специально организованное восприятие, направленное на определение детьми формы, величины предмета, его свойств. Например, на занятиях по музыке или в игровой деятельности воспитанникам предлагается внимательно рассмотреть предметы, с которыми они будут работать – строительный материал, шарики, мягкие игрушки, флажки и т. п. Все это дает возможность различать предметы по форме, цвету, качествам.
Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операции сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Дети узнают при знакомстве с предметами и их словесное обозначение – шар, куб, пирамида, круг, квадрат. Словесное усвоение обозначения или названия предмета в дальнейшем помогает ребенку свободно ориентироваться в мире предметов и в окружающей действительности в целом.
Обучение обследованию предметов проводится с учетом возрастных возможностей детей. Здесь воспитатель продвигается с детьми от простого к сложному. В старшем дошкольном возрасте дети уже анализируют предметы и по форме, и по цвету, и по весу, и по фактуре, что, естественно, еще не доступно детям младшей возрастной группы.
Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).
В дошкольном возрастеребенок пользуется так называемыми предметными эталонами:образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка.
Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрастедети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.
Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольно-печатных игр, при этом определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, парке малыши учатся различать окраску осенней листвы: у березы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у ивы — зеленовато-желтого, у осины -красного или лилового. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Ольга Гусева
Из опыта работы «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»
АННОТАЦИЯ
Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста разработан воспитателем Гусевой О. В. МБДОУ детский сад №20 в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения в 2017 – 2018 учебном году.
Гусева О. В. второй год работает с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы». Основной целью НОД по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся (организованные формы обучения проводятся по подгруппам). Программные задачи по сенсорному развитию детей включаются в другие разделы программы.
Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.
ВВЕДЕНИЕ
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста».
Условия возникновения опыта:
Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.
С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия…»
По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).
Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.
Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.
Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.
Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы работаем с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, используем новые технологии по сенсорному развитию детей.
Мы организуем работу по сенсорному развитию детей так:
создаем условия для развития самостоятельной познавательной активности;
• разрабатываем и используем наиболее эффективные средства
и методы сенсорного воспитания, внедряем инновации;
• расширяем кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения
• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие детей.
Ведущими задачами является следующее:
*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.
Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
• непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники, которые всегда с тобой».
• Игры –экспериментирования
• Проектную деятельность
• Художественное творчество
• Наблюдение
• Дидактические игры
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра — самая любимая и естественная деятельность детей раннего возраста, сенсорное развитие осуществляем через игровую деятельность.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;
учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;
развивается и познает мир.
Предлагаем детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.
Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.
«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».
В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.
Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
В ДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.
Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно- развивающая среда.
Оформлен сенсорный уголок
Детский уголок экспериментирования
Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.
Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно отметить эффективность проводимой работы в ДОУ по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.
Систематические организованные НОД и совместная деятельность по сенсорному развитию, организация предметно-развивающей среды позволяют решать задачи сенсорного развития детей раннего возраста, развивают умственную активность, самостоятельную речь детей, активность, любознательность, что способствует повышению эффективности и качества воспитательно -образовательной работы в целом.
В дальнейшем я планирую совершенствоваться в данном направлении (знакомство с новинками методической литературы, изучение опыта работы коллег, совершенствование предметно-развивающей среды).
В заключении хотелось бы отметить: как много надо сделать взрослым, чтобы помочь детям научиться понимать окружающий мир.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
• Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет, 2003.
• Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста, 2005.
• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективный план
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Октябрь
«В стране фигурок человечков»- познакомить детей с кругом;
Д. и. «Найди такую же»- продолжать знакомство с кругом;
Д. и. «Построим башню»- познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой- маленький);
«Раскрась человечков»- знакомство с основными цветами.
Аппликация: «Большие и маленькие яблочки на тарелке»-закреплять представления о различии предметов по величине;
Лепка «Колобок»- закрепить умение лепить округлые предметы;
Ноябрь
Д. и. «Спрячь мышку»- продолжать знакомство со цветом, соотношением цветов;
«Раскрась паровоз»- продолжать знакомство с понятием большой- маленький;
«Дорожки»- познакомить с понятием длинный- короткий;
«Раскрась карандаши»- продолжать знакомство с понятие длинный, короткий.
«В стране фигурок человечков»- познакомить с квадратом.
Рисование: «Красивые воздушные шары»- учить рисовать округлые предметы;
Аппликация на полосе: «Шарики и кубики»- учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия;
«Прищепка»- развивать мелкую моторику рук;
Декабрь:
«Ручейки»- продолжать знакомить с понятие длинный- короткий;
«Раскрась круг, квадрат»- продолжать знакомство с кругом и квадратом;
Рисование: «Снежные комочки»- продолжать учить рисовать предметы круглой формы;
Лепка: «Лепёшки, большие и маленькие»- продолжать учить отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины;
Д. и. «Воздушные шарики»- учить привязывать нитку к шарики такого же цвета;
«Раскрась фартуки матрёшкам»- закреплять основные цвета;
«Пирамидки»- продолжать учить правильно собирать пирамидку, закреплять понятие большой и маленький;
«Елочка»- развивать мелкую моторику рук;
«Тёплый- холодный»- развивать тактильное восприятие.
Январь:
«Ленточки»- учить сравнивать два предмета по ширине, используя приём наложения и приложения;
«Тактильные мешочки»- развивать тактильные качества, мелкую моторику рук;
Лото: «Цвет»- развивать представления об основных цветах;
Д. и. «В стране фигурок человечков»- познакомить с фигурой треугольник;
Аппликация:«Ёлочка»- продолжать знакомство с треугольником, с понятием большой- маленький;
Рисование: «Снеговик»- продолжать учить рисовать круглые предметы;
Д. и. «Ромашка»- развитие мелкой моторики рук;
«Построим домик»- развитие представлений о геом. фигурах;
«Чудесный мешочек»- развивать тактильные умения, закреплять знание геом. фигур.
Февраль:
«Построим башенку»- познакомить с понятием высокий- низкий;
Д. и. «Лёгкий — тяжёлый»- предоставить возможность почувствовать мету тяжести знакомых предметов;
«Подбери фигуру»- закреплять представления о геом. фигурах;
«Тактильный мешочек»- развивать тактильные умения, мелкую моторику рук;
Аппликация: «Красивая тарелочка»- Учить располагать в определённом порядке круги и квадраты на круглой основе;
Д. и. «Узнай и сравни»- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приёмом приложения;
Рисование: «Красивый поезд»- учить изображать предметы прямоугольной формы;
Д. и. «Цветные коллекции»- развивать зрительное восприятие цвета.
Март:
Д. и. «Отгадай, что звучит»- развивать слуховое восприятие;
Лепка: «Неваляшка»– учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой по форме, но разной величины;
Д. и. «Гости»- познакомить со способом группировки по форме геом. фигур;
Аппликация: «Салфетка»- учить составлять узор из кружочков и квадратов на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата, а квадраты между ними;
Игры с мозаикой — развивать мелкую моторику рук;
Д. и. «Найди заплатку»- закреплять понятия цвет и форма;
Рисование: «Скворечник»- учить рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши;
«Сравни по высоте»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.
Апрель:
Аппликация: «Скворечник» — учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму предмета (круглая, прямоугольная, треугольная»;
Лепка: «Миски трёх медведей»- учить лепить мисочки разного размера;
Д. и. «Геометрическое лото»- познакомить со способом соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой;
«Окрас воды»- познакомить с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями (светлый, тёмный, светлее, темнее);
Д. и. «Разноцветные комнаты»- развивать представления об основных цветах спектра;
Д. и. «Угадай на вкус»- обогащать вкусовые ощущения;
Игры с крышками- развивать мелкую моторику рук.
Май
Лепка: «Цыплята на лугу»- продолжать учить лепить круглые предметы;
Рисование: «Цыплята на лугу»- продолжать учить рисовать предметы округлой формы;
Д. и. «Найди такой же»- закреплять знание геом. форм;
«Раскрась рисунок»- учить раскрашивать геом. фигуры определённым цветом;
«Лабиринты»- развивать мелкую моторику рук;
Д. и. «Накормим мишек»- учить использовать способы соотнесения предметов по величине при установлении соотнесения между 2-3 предметными рядами;
«Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику;
Д. и. «Продолжи ряд»- развивать зрительное восприятие, соотнесение цвета и формы.
Источник