Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка thumbnail

Екатерина Доронина
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей через развивающие игры с блоками Дьенеша»

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвета, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его;

познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;

Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;

Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники для познавательного развития детей. Один из самых удачных вариантов – методика Дьенеша.

В чем же заключается методика Дьенеша?

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собой

набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

К этим блокам есть интересные альбомы,которые делятся по возрастным группам: для самых маленьких, для детей от 3-х лет, и для младшего школьного возраста.

Существует множество интересных игр с блоками Дьенеша, которые будут интересны для малыша и полезны для занятий дома с родителями и в саду с воспитателями. Игры также поделены по группам, в соответствии с возрастом ребёнка и по степени сложности заданий.

Сначала необходимо познакомить детей с блоками. Дети могут использовать их как строительный материал, (строить дорожки для машинок, башенки, забор, стол, стул. Т. к. блоки яркие, безопасные, легкие ими удобно строить на столе, ковре, использовать в уголке экспериментирования.

Игры и упражнения с блоками Дьенеша

«Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек сложить фигуры и попросить найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат, тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).

«Сухой бассейна» для рук. В тазик насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку, в который «закапывать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.

Игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

«Найди соседа»

Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

«Подарочек»

Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинакового цвета (У куклы в красном платье – красные фигурки, у куклы в желтом платье – желтые фигурки, у куклы в синем платье – синие),

«Игра с обручем»

Положите обруч (красный). Малыш должен расположить все фигуры красные внутри обруча, а все синие и желтые – снаружи

«Дорожки»

Выложить полоску из 4-5 блоков одного (цвета, формы).

«Мамы и малыши».Составляем пары: большой жёлтый круг встает в пару с маленьким жёлтым кругом и т. д.

«Что изменилось». Перед детьми выкладывается несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, просим внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просим закрыть глаза и убираем одну из фигур.Произносим считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просим сказать, какой.

Серия игр «Выложи картинку».

Для этих игр используется готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики». Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Найди недостающую фигуру. Положить три разных блока. Ребёнок закрывает глазки, мама прячет одну фигуру. «Какую фигурку забрал Зайчик?»

«Цепочка» чередование блоков по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы дети понимали смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Например, перед детьми выкладываем блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины.Спрашиваем: «Чем похожи эти фигуры?»Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг».

— «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» — «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

«Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?»Ребенок отвечает : «Этот маленький, а этот большой».

– Правильно, и по величине они разные.

Игра «Какая фигура лишняя?» Выкладываем три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся.Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Просим назвать, какая фигура лишняя и почему.

Источник

Библиографическое описание:

Аксенова, Г. Н. Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни / Г. Н. Аксенова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3082/ (дата обращения: 03.01.2021).

Каждый
человек, только появившийся на свет, уже готов к восприятию
окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. Система,
направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной
(чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего
мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача-помочь ребенку
накопить представление о цвете, форме, величине предметов и
т.д.[1,с.3]

Накопление сенсорных
представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной
по возможности с основными разновидностями этих свойств.

В планировании занятий по
ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным
является принцип последовательности, предусматривающий постепенное
усложнение заданий. От элементарных заданий на группировку однородных
предметов по величине, форме, цвету до учета этих признаков и свойств
в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста
продуктивной деятельности. В раннем детстве усвоение знаний, равно
как информирование умений, должно происходить систематически. Занятия
по сенсорному воспитанию с детьми второго и третьего года жизни
проводится один раз в неделю. Большой интервал между занятиями не
желателен. Необходимо также закрепить полученные знания и умения в
самостоятельной деятельности. Период раннего детства характеризуется
необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному
микропериоду необходимо подходить дифференцированно. При повторном
проведении занятие не должно быть полностью идентично первоначальному
варианту: простое копирование может привести к механическому,
ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных
способностей.

Особый такт необходимо
проявить при планировании индивидуальной работы с детьми. Она не
должна превращаться в дополнительные занятия.[1,с.4]
Взрослый должен заинтересовать малыша и вызвать у него желание
поиграть дидактическим материалом.

Эстетическая сторона
занятия по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством
дидактического материала.

Особое внимание хочу
уделить известному пособию Золтана Дьенеша — «Блоки Дьенеша».

Что такое «Логические
блоки Дьенеша»?

Золтан Дьенеш
– известный венгерский педагог. Основатель игрового подхода к
развитию детей «Новая математика», идея которого
заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных
логических игр.[2.с.16]

Блоки Дьенеша специально
разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Этот
набор предназначен для детей от двух — трех лет и состоит из 48
объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные,
желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники,
квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и
тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя
свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими
геометрическими формами, понятиями «большой — маленький»,
«толстый — тонкий», «такой же», «не такой».

В процессе разнообразных
действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать,
классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не
только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения
общего интеллектуального развития.
Для
занятий с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные
для разных возрастов. Так, для детей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки
Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на
красочные рисунки в альбоме, малыш научится соотносить плоскостные
изображения с объемными фигурами.

Использовать
блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой
работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время
занятий.

Вот один из вариантов
организации непосредственно образовательной деятельности с детьми
третьего года жизни с использованием блоков Дьенеша.

Конспект непосредственно
образовательной деятельности в
I
младшей группе «Наш друг квадрат» по реализации задач
образовательной области «Познание»

Программные задачи:

Закрепить в речи названия
основных цветов (красный, синий, желтый), тренировать внимательность.

Закрепить знания детей о
геометрической форме квадрат. Учить распознавать формы квадрата в
окружающей обстановке.

Классифицировать предметы
по признаку величины «большой», «маленький».

Упражнять детей в ходьбе по
ограниченной площади, развивать чувство равновесия, глазомер.

Развивать
мышление, координацию движений.

Демонстрационный
материал. Большой
квадрат синего цвета, дорожки из геометрических фигур синего и
желтого цвета.

Раздаточный материал.
Блоки
Дьенеша (наборы по количеству детей), карточки из альбома «Маленькие
логики», строительный материал (кубики) красного, синего и
желтого цвета.

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята
сегодня к нам в детский сад пришел гость. Подойдем к столу и
поздороваемся с ним.

Дети подходят к столу и
садятся на стулья
.

Воспитатель.
Он давно знакомый мой

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад

А зовут меня квадрат.

Воспитатель. Здравствуй,
квадрат. Ребята, вы помните, он уже приходил к нам в гости.
Квадрат,
а почему ты сегодня такой грустный? Посмотрите, у него даже слезки
текут.

Квадрат.
Мои братья маленькие квадраты не могут найти свои домики. А они жили
в таких красивых башенках.

Воспитатель.
А где же твои братья квадраты.

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Квадрат. Да
вот же они тихонько сидят коробочке и грустят. Помогите, пожалуйста.

Воспитатель.
Ребята, поможем квадратам найти домики? (поможем).

Воспитатель. Возьмите
каждый по одному квадрату. Квадраты у нас разноцветные. Алина, какого
цвета твой квадрат (опрос детей).

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Воспитатель. Ну
а сейчас нам пора отправляться искать домики наших друзей квадратов.
Для того чтобы найти их, мы должны пройти по дорожке из больших синих
квадратов.

Воспитатель. Покажите
мне эту дорожку.

Дети показывают.

Воспитатель. Из
каких геометрических фигур выложена дорожка? (из квадратов)

Воспитатель. Правильно,
из квадратов. А какого цвета квадраты? (синего цвета).

Воспитатель.
Правильно, квадраты синего цвета.

Воспитатель.
А какие
они: большие или маленькие?

(большие, синие квадраты).

Дети вместе с
воспитателем под музыкальное сопровождение идут по дорожке из больших
синих квадратов и подходят к столу, на котором лежат карточки и
наборы «Блоков Дьенеша». Садятся за стол.

Воспитатель. Посмотрите
на столе у нас лежат карточки, на которых тоже нарисованы дорожки.
Дорожки не простые, все окошки в них пустые. Чтобы мы прошли по этой
дорожке нужно правильно закрыть окошки.

Воспитатель. Окошки
у нас квадратной формы.

Дети повторите, какой формы
окошки? (квадратной формы).

Воспитатель. Окошки
у нас разного цвета: синего, желтого, красного. Какого цвета окошки?

Воспитатель. А
еще квадраты разные по размеру: большие и маленькие.

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Воспитатель.
Ребята, давайте посмотрим на фигуры, которые лежат перед вами. Какой
квадрат у Гриши большой или маленький? А у Алины квадрат, какой по
размеру?

Воспитатель:
А теперь выложите свои фигуры на дорожки, закройте пустые окошки.

Работа с блоками.

Воспитатель.
Молодцы ребята, вы справились с заданием. Но где же наши башенки?

Воспитатель. Ой,
что это?

Воспитатель
обращает внимание на коробки с кубиками.

Дети переходят к другим
столам и становятся вокруг них.

Воспитатель. Наверное,
домики квадратов сломались. Давайте построим для наших друзей новые
башенки.

Воспитатель. Для
синих квадратов построим синие башенки, для красных – красные,
для желтых – желтые.

Воспитатель. Полина,
какого цвета твой квадрат?

(красного).

Воспитатель. Правильно
красного цвета. Построй для своего квадрата башенку красного цвета.

Блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

— Мила у тебя синий
квадрат. Значит, башенку какого цвета будешь строить ты? (синего
цвета).

Дети строят башни их
кубиков.

Воспитатель. Какого
цвета получилась башенка у Алины, а у Гриши?

Воспитатель. Ура,
башенки готовы! Вот и квадрат теперь улыбается. Вы молодцы, ребята,
помогли квадрату.

Литература:

  1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные
    способности малышей. Москва, «Просвещение», 1996 г.

  2. Блоки Дьенеша для малышей
    «Маленькие логики», Санкт- Петербург «Корвет».

Источник

Методических  разработок  « Роль блоков Дьенеша в развитии сенсорных эталонов у детей  младшей группы».

Цель:  развитие сенсорных эталонов у детей младшей группы.

— Задачи:

Образовательные:

-развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов.

-развивать зрительное внимание, память;

-развивать ориентировку в пространстве;

— совершенствовать умение зрительно анализировать размер, цвет, форму предметов..

— Эффективность

     Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

       И эти слова проверены многолетними исследованиями великих учёных в области дошкольной педагогики.

       В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.

       А чтобы игра приняла развивающий и познавательный характер необходимо разрабатывать игровые технологии и применять их на практике. Игровые технологии могут быть направлены  на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, сенсорных процессов, творческих способностей.  Особое внимание нужно уделять игровым технологиям, направленным на сенсорное развитие, так как оно имеет огромное значение в развитии восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов окружающего мира.    

Я предлагаю методические рекомендации по использованию блоков Дьенеша с целью развития сенсорных эталонов у детей младшей группы.

Методические рекомендации.

    Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) черырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

  Основные задачи в работе с блоками Дьенеша с детьми младшей группы:

— способствовать развитию умений различать и правильно называть     основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);  цвет;  толщину;

— определять свойства фигур на ощупь;

— обобщать фигуры по одному, двум свойствам;

    Работа с блоками позволяет развивать у детей мыслительные операции,  познавательные процессы,  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

.

  Все игры и упражнения с блоками Дьенеша, за некоторым исключением, разделяются в основном на три варианта.

    Игры и упражнения первого варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством, второго варианта- сразу двумя свойствами.

   Игры, которые можно проводить с детьми младшей группы с целью развития сенсорных процессов, используя блоки Дьенеша:

1. Игры и упражнения направленные  на зрительное восприятие формы.

  Дети зрительно выделяют форму, сопоставляют её, проверяют результат с помощью наложения и примеривания.

 Предлагаемые  игры: «Найди домик для фигуры», «Найди такую же фигуру», «Подбери ключик к замку», «Украсим ёлочку», «Льдинки».

    С помощью этих игр  можно добиться, чтобы образ восприятия формы стал образом представления. У  детей нарушениями зренияс  формирование представлений затруднено, поэтому очень важно правильно организовать  этот процесс.

2. Игры  с блоками  Дьенеша для формирования представлений о цвете.

Дети с нарушением зрения учатся  с помощью блоков пользоваться представлениями о цвете  в повседневной жизни, оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Для развития цветовосприятия можно использовать такие  игры: «Угостим мишку печеньем», «Покажи такую же фигуру», «Найди для куклы  подарок».

  3.Игры и упражнения, направленные на восприятие величины.

 Величина понятие относительное : один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим,  и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры- высоту, длину, ширину, толщину.  С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают  фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения..  На этом этапе   применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки»,  «Раздели фигуры», «Собери бусы»

    Приёмы, которые предлагаются  использовать   в работе с блоками Дьенеша, основываются  на перспективное планирование.

  Работу с блоками нужно начинать со второй младшей группы. В первую очередь предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установливают, что они имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д.

 Затем   используются игры  и упражнения , которые развивают  у детей умения оперировать одним свойством.

На этом этапе можно предложить детям  такие  задания:

«Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (форме или размеру)

Варианты игр:

«Найди свой домик», «Муравьи», «Сделай узор», «Найди и назови».

 На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают  умения оперировать сразу двумя свойствами.

Задания для выделения блоков по двум свойствам:

«Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»;                                                                                          

«Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»;

 При работе с блоками Дьенеша эффективно  использовать обручи.  Есть два набора обручей, двух размеров и имеющие те же цвета, что и блоки Дьенеша. Их можно использовать как для игр за столом, так и для игр на полу.

Для работы с блоками Дьенеша есть уже готовые печатные игры. Но многие игры можно создать своими руками, так как для детей с нарушением зрения не подходят бликующие картинки, карточки  с большим колличеством объектов, с ярким фоном. Для демонстрации на фланелеграфе необходимы увеличенные образцы, карточки с кодами. Предлагаем создать  альбом, с помощью которого можно давать задания на выделения 1, 2 свойств фигур, без отрицания Большой интерес вызывают у детей игры с логокубом. Его можно использовать на разных стадиях работы, постепенно усложняя задания. Игры для логокуба: «Угощения для мишек», «Магазин игрушек», и т.д.

 Перспективное планирование игр с  логическими блоками Дьенеша.

                                             Младшая группа

Месяц

Название игры

Цель игры

Описание игры

Сентябрь

Мониторинг

Выявление уровня развития детей

Октябрь

«Давайте познакомим

ся»

Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша.

Использование блоков Дьенеша по своему усмотрению.

Ноябрь

«Найди такую же фигуру»

Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы.

Дети находят такие же фигуры по форме, как у педагога.

Декабрь

«Пироги для мишки»

Развивать умения находить такие же фигуры по цвету, закреплять знание цветов

Дети находят такие же фигуры по цвету, как у педагога.

Январь

«Подарки от Деда Мороза для зверят»

Развивать умения находить такие же  фигуры по размеру,

Детям предлагается помочь Деду Морозу разобрать подарки для зверят ( такие же фигуры по размеру, как у педагога)

Февраль

«Льдинки»

Развивать умения находить фигуры такие же по толщине.

Детям предлагается найти для пингвинов льдинки, чтобы они смогли построить заборчик вокруг своего домика (  такие же фигуры по толщине, как у педагога.

Март

«Собери бусы для Лисички-Сестрички»

Развивать умения выделять фигуры по одному свойству

Детям предлагается собрать бусы для лисички из красных  бусинок,( из больших, из круглых).

Апрель

«Дорожка для Колобка»

Развивать умения выкладывать фигуры в определённой последовательности (большие и маленькие, красные и синие)

Ситуация: Колобок потерял дорогу домой. Детям предлагается помочь проложить дорожку до дома  Колобка  ( чередуя фигуры по цвету и форме, форме и размеру)

Май

«Сделай узор на коврике»

Развивать умения анализировать расположение фигур в пространстве

Детям предлагается выложить орнамент по образцу педагога путём наложения.

— Cписок использованных источников и литературы:

1. Авторская разработка.

2. Авторские фотографии.

3. Л. И. Плаксина, Л. А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи» в ДОУ для детей с нарушением зрения., Москва,  1998г.

4. Е.А.Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос, Москва, 2007

5.Ф.Н.Блехер  «Дидактические игры»,  Просвещение, Москва,1964

6. Л.С. Выготский  « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы психологии №6, 1966.

7.Н.П.Аникеева . «Воспитание игрой» кн. Для учителя. Просвещение, Москва, 1987

8. Л.А.Венгер,  Э.Г.Пилюгина , Н.Б.Венгер  «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Просвещение, Москва,1988.

9.  Под редакцией JI. А. Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», Просвещение,Москва, 1973.

10. Интернет- ресурсы: mdoy29.caduk.ru;  igrovye_tehnologii_v_dou.docx; i.doy-malysh.ru.

Источник