Благоприятная социальная ситуация развития ребенка в доу
Мамедова Оксана Валерьевна
Социальная ситуация развития в ДОУ
Социальная ситуация развития в ДОУ
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни понимая,что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир такой сложный и динамичный.
В связи с выходом ФГОС мы решили проанализировать те условия, которые есть на данный момент в нашем ДОУ, чтобы в дальнейшем совершенствовать их.
Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья.
В ДОУ большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы, чтобы ребенку было комфортно вначале вхождения ребенка в новую среду – среду детского сада. В связи с этим, мы уделяем большое внимания адаптационному периоду, считая его очень важным для дальнейшего социального развития, так как отделение ребенка от взрослого, в частности от родителей приводит к новым отношениям в новой ситуации. А будет она развивающей или нет, зависит от окружающих ребенка взрослых. Педагоги ДОУ знакомят родителей с возрастными особенностями, особенностями игровой деятельности, режимом ДОУ, развивающей средой. 3-9 слайд.
Играя в уголках, воспитатель проявляет внимание к каждому ребенку, узнает его интересы и способности. 11 слайд
Малыши по желанию приносят из дома любимую игрушку, в новую группу и самостоятельно выбирают для нее место в интерьере. 12-13 слайд
Очень сложно в этот период не только детям, но и педагогу. Так как от первой встречи зависит все будущее проживание вместе с детьми. Осложнен этот период еще и кризисом 3 лет, когда ребенок пытается все делать самостоятельно, даже если не всегда получается «Я Сам». И когда каждый из группы говорит «Я сам», а нужно собираться на прогулку на помощь приходят воспитатели. 14-15 слайд
Следующий возрастной период на котором я хотела бы остановиться, это средний возраст 4-5 лет. Этих детей интересует все — они «почемучки». Их отличает большая двигательная активность. В связи с этим в нашем ДОУ собрана картотека подвижных, народных подвижных игр, атрибуты к ним.
В каждой группе есть дети разных характеров, кто-то активен и вспыльчив, кто — то спокоен и уравновешен, а кто-то замкнут и не решителен и для каждого воспитатель создает эмоционально благоприятные условия. Воспитатель развивает коммуникативные способности детей в игре, своим примером показывает, как можно договариваться, просить, употребляя вежливые слова,устанавливает определенные правила взаимодействия: совместно с детьми в группе создается каталог «Что такое хорошо, и что такое плохо» (Например: плохо — смеяться над неудачами других; над внешними и внутренними особенностями, хорошо помогать малышам и пожилым людям,16-17 слайд
В течение дня в режимные моментах введены минуты тишины: когда дети могут спокойно полежать на коврики, представляя и воображая что-нибудь необычное, а потом рассказывают о представленном или зарисовывают. Таким образом, воспитатель узнает интересы и пожелания детей и создает определенные условия для поддержки и инициативы детей (например, ребенка интересуют динозавры, воспитатель чтобы заинтересовать других детей и поддержать инициативу этого ребенка приносит в группу красиво иллюстрированную книгу о динозаврах, предлагает детям спросить родителей о том, что они знают о динозаврах, подготавливает рассказ о жизни динозавров. 18-19 слайд
Методы и приемы для обеспечения эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установления правил взаимодействия в разных ситуациях продолжают совершенствоваться и в старших возрастных группах,
Наши воспитанники остаются на протяжении всего дошкольного возраста в одной и той же группе, но это не значит, что не меняется их окружение. Если в младшем дошкольном возрасте воспитатели поддерживают окружающую среду, чтобы малышу легче было привыкнуть к новой обстановке, то к концу дошкольного возраста педагог ее изменяет и преобразовывает, чтобы способствовать развитию ребенка. Поэтому усложняется комплектование игровых уголков, больше место отводится учебной зоне в которой воспитанники не только занимаются, но и играют. 20-26 слайд
В старшем дошкольном возрасте дети начинают все больше общаться друг с другом. Именно в этот период возникает первая дружба. Наши Воспитатели поощряют первые дружеские проявления, обращают внимания детей на взаимоотношения, взаимопомощь, взаимоподдержку между друзьями, подругами. В подготовительной группе мы организуем предметно — развивающую среду для девочек и для мальчиков (гендерный принцип, так как мальчики любят более подвижные и активные игры, им нужно больше пространства. Девочек же объединяет интерес к куклам, раскраскам, художественному творчеству и им нужно не так много пространства, но необходимо место для уединения, где можно «посекретничать».27-30 слайд
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него
возникает интерес к деятельности. У нас имеются совместные исследовательско — познавательные проекты 31-34 слайд
Мини музей русской избы и ирон хазар. Воспитанники от мала до велика знакомятся с обстановкой, утварью, одеждой. Дети узнают о правилах общежития в семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. 35-36 слайд
Наличие театральной,изо студии, физкультурного и музыкального залов, так же способствует развитию эмоционально-личностной сферы в совместной деятельности. 37-39 слайд
Наш детский сад многонациональный, поэтому мы стараемся сохранять традиции не только осетинского народа, но и русского народа. В наших праздниках принимают участие как малышки, так и старшие дошкольники. (Культурно- досуговая деятельность — это тоже одно из средств культурной деятельности). Традицией нашего детского сада стали праздники и развлечения на них комфортно чувствуют себя педагоги, дети и родители. Дети на таких праздниках учатся чтить традиции своего народа, воспитывается уважение и толерантности. 40-46 слайд
Поддерживая индивидуальность и инициативу детей, мы активно участвуем во всевозможных конкурсах, смотрах, фестивалях детского творчества. 47-49 слайд
И если говорить о Развитии творчества, то нельзя обойти стороной художественное творчество которому уделяется особое внимание в нашем ДОУ. Так как именно в старшем возрасте меняется отношение к выполненным работам. Детские работы используются для игры, оформления группы, для участия в конкурсах, выставках, так как именно в этом возрасте ребенок ощущает себя членом общества и ему значимо его признание. 50-53 слайд
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка»
Мастер-класс «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста»
Педагог-психолог
Макарова Юлия Анатольевна.
Тюльган 2014 г.
Тема: «Создание условий для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста».
Цель: сформировать у участников более глубокое представление о создании условий для социальной ситуации развития детей.
Задачи:
- Ознакомление участников с основними аспектами понятия «социальная ситуация развития».
- Обучение практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов социальной ситуации развития.
- Ознакомление с игровыми ситуациями для социальной ситуации развития дошкольников.
- Предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми.
Ход мастер-класса.
- Вводная часть
Игровое упражнение «Возьми салфеток столько, сколько…»
Цель: знакомство; создание в группе веселой и позитивной атмосферы.
Инструкция. Участники сидят в общем кругу. Педагог передает по кругу пачку бумужных салфеток со словами: « На случай, если понадобится, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники возьмут салфетки, педагог просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
- Мини –лекция педагога- психолога.
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к её структуре. К числу этих требований относится создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.)
Что же такое «Социальная ситуация развития ребенка» — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.
Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования
Социальные навыки — любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей.
В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:
— навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
— умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
— умение согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.
— умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
В старшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития выходит на следующий уровень:
- Меняются взаимоотношения со взрослыми (от внеситуативно-познавательной формы общения к внеситуативно- личностной форме общения);
- Становится возможным достаточно систематическое обучение;
- Меняются отношения со сверстниками;
- Происходит осознание собственного «Я»;
- Происходит становление личности ребенка;
- Ведущим средством общения является язык.
Противоречие социальной ситуации развития ребенка — дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра. В такой игре ребенок берет на себя роль взрослого как носителя общественных функций и вступает в определенное отношение с другими «идеальными взрослыми».
Ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.
Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.
Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.
Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт.
Используемые мною игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.
Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности.
- Практическая часть.
Я, на своих занятиях, с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
Например:
- Игровые ситуации иллюстрирующего типа
«Инсценировка с игрушками – готовое решение»
-«Как Юра бабушке помог»
-«Не забывай волшебные слова»
-«Как Алена и Миша делились игрушками»
-«Как Костя и Гордей помирились»
Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.
- Игровые ситуации активного участия типа
«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»
Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).
Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
- Практические игровые и реальные ситуации, направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)
Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания.
Например:
-«Научим наших кукол здороваться и прощаться»,
-«Покажем Мишутке, как принимать гостей»,
-«Поздравим Ксюшу с днем рождения».
Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы.
В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых:
-«Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь);
-«Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть);
-«Мы встречаем друга после болезни»;
-«Поменяемся игрушками»;
-«Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».
Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.
Я учу детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».
Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.
- Игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков Игра «Попроси игрушку»
Группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой должен попросить этот предмет. Инструкция участнику№ 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.
- Игры помогающие детям
Игра «Интервь.»
Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал. Должны за короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят. Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый. Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
Правила игры:
Ведущий объявляет, что все участники конкурса-журналисты, которые устраиваются на работу в популярный журнал.
За короткое время (пять-десять минут) взять как можно больше интервью у ребят.
Будущие репортеры должны узнать имя, увлечение, кем хочет стать опрашиваемый.
Побеждает тот, кто соберет больше интервью.
- Игры, обучающие детей решать небольшие проблемы путем переговоров
Игра «Сладкая проблема»
В этой игре каждому игроку понадобится по одному печенью, а каждой паре игроков – по одной салфетке.
— Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер, добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять.
Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру” Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.
— А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.
Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Вопросы для обсуждения:
-Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?
-Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?
-Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?
-В этой игре с каждым обошлись справедливо?
— Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?
— Как вы при этом себя чувствовали?
— Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?
-Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?
Нам нужно чаще создавать проблемные ситуации, чтобы дети научились находить пути решения из сложившися ситуаций, чтобы в дальнейшей жизни легко ориентироваться.
- Заключительная часть.
Упражнение «Три настроения» (Итог).
На столе ставятся три стакана с чистой водой. Затем по очереди показывает стаканы, сопровождая показ своим рассказом:
— Когда человек чувствует себя хорошо, у него всё получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него «Ясные» и «Чистые» (показывает стакан с чистой водой).
— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным. Мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Бросает во второй стакан блёстки, и палочкой их размешивает).
— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо, или обидно. Тогда его мысли похожи на тёмную, мутную воду. (Капает немного краски в стакан).
Я желаю Вам, чтобы вашу жизнь наполняли в большей степени только чистые мысли. От них настроение становится замечательным. А когда хорошее настроение, хочется любить и творить прекрасное.
Источник